Критерии отбора и функциональной подготовки баскетбольного арбитра



Скачать 24,76 Kb.
Дата20.04.2016
Размер24,76 Kb.
КРИТЕРИИ ОТБОРА И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛЬНОГО АРБИТРА

Доктор биологических наук, профессор С.А. Полиевский


Доктор педагогических наук, профессор Л.В. Костикова
С.Д. Ерофеев, М.А. Давыдов

Российская государственная академия физической культуры, Москва


Центр профессиональной подготовки тренеров, судей и специалистов по баскетболу РФБ, Москва

Повышение эффективности деятельности баскетбольных арбитров -одна из основных задач обеспечения соревнований.

Высококвалифицированное судейство создаёт необходимые условия для повышения мастерства спортсменов [1]. Причeм качество судейства не должно вступать в противоречие с законами игры и должно служить инструментом компетентной оценки умений и знаний тренеров и спортсменов.

Во многом мастерство арбитра определяется правильностью прочтения и решения баскетбольных ситуаций, зависит от состояния и слаженного функционирования информационных систем судьи, т.е. от совокупности психофизиологичес ких механизмов, воспринимающих, перерабатывающих, хранящих и передающих информацию. В результате выявляется способность характеризовать ситуацию и при соответствующей переработке информации принимать адекватное решение (В.Г. Луничкин, С.А. Полиевский, Г.А. Полиевский и др., 1977).

Баскетбольные ситуации имеют, как правило, несколько вероятных, но неадекватных решений игроками, но единственно правильное - судьёй.

Выбору решения предшествует оценка ситуации, при которой как игрок, так и судья определяют свое положение на площадке, расстояние центра ситуации от щита и от игроков, их положение, направление и скорость движения.

В зависимости от уровня тактической подготовленности баскетболиста и судейского опыта может быть та и ли иная быстрота и правильность оценки и решения конкретной ситуации.

Следует отметить, что в параметр скорости оценки и решения составными частями входят быстрота зрительно-моторной реакции, быстрота зрительного различения и время мыслительных процессов. Естественно, это не все составляющие тактического решения, но следует считать, что они основные и могут быть определены методом научного анализа.

Вместе с тем правильность решения ситуации определяется своевременной оценкой количества возможных вариантов действия и выбором адекватного поставленной задаче и наиболее оптимального решения, выражающегося в техническом приеме действий или в судейском свистке. Если тактическое мастерство баскетболистов - одна из основных задач подготовки спортсмена высокой квалификации, то применительно к судейству параметр оперативного мышления является определяющим.

Базовой основой первоочередности оперативного мышления является то, что мыслительные процессы баскетбольных арбитров осуществляются в условиях лимита времени и отличаются восприятием большого объема элементов тактической ситуации, непрерывным процессом принятия решения при постоянном воздействии многочисленных сбивающих факторов [3].

Обычно решение судейской задачи происходит из нескольких близких по характеру вариантов или, наоборот, альтернатив при правильности , определяемой степенью адекватности судейского решения характеру развития игровой интриги.

Исследование судейских реакций проводилось на установке, состоящей из телевизора, видеомагнитофона с разметкой ленты и прибора для определения быстроты восприятия и переработки информации, состоящего из электронного миллисекундомера и пульта испытуемого с 9 альтернативными кнопками с выведением рядом с ними стандартных способов решений ситуаций [4].

Секундомер запускается одновременно с нажатием кнопки стоп-кадр видеомагнитофона на соответствующей метке пленки, предварительно размеченной группой экспертов для фиксации моментов принятия решения испытуемым.

Оценив и решив ситуацию, испытуемый должен нажать на кнопку, соответствующую избранному решению, при этом останавлива ется пересчетный механизм, а на пульте экспериментатора высвечивается порядковый номер принятого решения и его время в миллисекундах.

Изучаются следующие показатели:

1. Латентное время ситуативных реакций (время от остановки кадра на экране видеомонитора до нажатия испытуемым кнопки на пульте).

2. Количество и процент правильных решений ситуаций.

3. Процентное соотношение способов решений ситуаций.

Установка может функционировать и как тренажер с целью выработки автоматизма в принятии решения способом многократной подачи одной и той же ситуации, а также для сокращения времени принятия правильного способа решения, быстрейшего опознания ситуации по ее подобию, для достижения более высокого уровня оперативной памяти испытуемого.

Определялись также следующие показатели: зрительно-мотор ная реакция на стереотип положительных и тормозных раздражите лей; подвижность основных нервных процессов по Рабиновичу; уравновешенность нервных процессов исследованием реакций на движущийся объект (РДО); критическая частота слияния световых мельканий (КЧССМ); быстрота различения зрительного анализатора; объём поля зрения на белый и красный цвет.

До и после пробы с судейскими ситуациями определяется кожно-гальваническая реакция и ЧСС.

В качестве кожно-гальванического эффекта выбрана регистрация сопротивления кожи ладони к постоянному току прибором Мищука с использованием специального датчика, который прикладывается к коже ладони вертикально и обеспечивает постоянный уровень давления на кожу.

Резкое понижение кожной проводимости после выхода из ситуации страха свидетельствует обычно о росте эмоционального напряжения и возбуждения.

Обратная зависимость имеет место между качеством деятельности и выраженностью нервно-эмо ционального напряжения, измеренного по степени выхода нервно-эмоционального пота (С.А. Вировец, В.Г. Кузнецов, 1981).

Обследовано 94 баскетбольных арбитра разной квалификации - первой категории, республикан ской, всесоюзной и международной . При этом последних было меньше всех - 13 человек.

Данные арбитров были сгруппированы не только по признаку судейской квалификации, но и по возрасту (судьи от 40 до 55 лет, судьи от 25 до 39 лет).

Как видно из табл. 1, имеются довольно четкие различия как по временным характеристикам разрешений, так и по их правильности.

Прежде всего следует отметить меньшую скорость разрешения ситуаций у судей высшей квалификации и у групп судей разного возраста.

Однако при этом правильность решения у них значительно выше (на 21% при Р < 0,05).

Разработаны специальные тренирующие программы с подборкой типичных для конкретного судьи ситуаций, вызывающих сбои как во времени, так и в правильности разрешения.

Для выработки автоматизма в принятии решений и опознания их по подобию использован метод многократной подачи одной и той же ситуации.

Определены уровни соответствия психофизиологических особенностей организма судьи по баскетболу профессиональным требованиям, представленные в табл. 2.



Таблица 1. Разрешение судейских ситуаций в зависимости от квалификации и возраста арбитров

Контингент судей

Показатели

время разрешения, мс

% правильных разрешений

Судьи высшей квалификации (международная)

798±32

92±5,б

Судьи средней квалификации (СССР и республиканская)

785±39

83±4,2

Судьи низкой квалификации (первая категория)

б78±22

71±2 9

Судьи от 40 до 55 лет

747±18

79±3,9

Судьи от 25 до 39 лет

бб9±13

б7±3,7

Таблица 2.

Показатели

Уровни соответствия

1

2

3

1, Зрительно-моторная реакция а) время б) срывы тормозных реакций

>280
2

280-230
1

<230 (1-3)*
0 (1-3)

2. Подвижность нервных процессов

1,0

1,5

1,75 и > (1-3)

3, Уравновешенность нервных процессов, уел, ед, шкалы

6 и >

4

2 и < (1-3)

4, Критическая частота мельканий

27 и <

28-33

34 > (1-3)

5, Быстрота различения зрительного анализатора, с

более 1 с

1 с

0,5с(1-3)

6, Объем поля зрения Белый цвет Красный цвет

< нормы
50-54
47-52

норма
55-65
53-63

> нормы (1-3)
66-70
64-70

7,Тестирование на тренажере судейских ситуаций а) время разрешения усредненной ситуации, мс колич, черазрешеччых ситуаций

850-750
4 и >

700-650
2-3

600-500
1-0
(1-3-5)

8, Сдвиги после стрессовой ситуации КГР

<50%

< 10%

>10% и более (1-3)

* - градация набираемых баллов.

Они ранжированы по следующим уровням: 1 - низкий показатель,2 - средний, 3 - высокий.

Низкий показатель определяет желательность тренировки этой функции.

Максимум, что может набрать судья по всем методикам, это 32 балла.

Так как при анализе материалов были выявлены низкие прогностические возможности данных дифференцировочного торможения и большой разброс временных параметров судейских реакций, градация этих показателей была исключена из набора баллов и максимум набираемых баллов стал равен 26.

26 - 22 балла относятся к судьям, имеющим отличные психофизиологические возможности для судейской деятельности, 21 - 18 -средние и посредственные, и 17 - 15 баллов набирают судьи, функционально недостаточно готовые к судейской деятельности.

Как видно из табл. 2, наиболее существен тот показатель, который и оценивается наибольшим количеством баллов [5], - правильность разрешения судейской ситуации.

Балльная оценка параметров психофизиологических возможностей арбитра была принята по результатам анкетирования судейского состава (46 анкет), где предлагалось определить сравнитель ную ценность для судейства той или иной функции из вышеприве денного набора.

Эти данные нужны для отбора судей на ответственные соревнования, для выявления тех функций, направленное развитие которых позволит арбитру судить лучше.

Разработаны специальные тренирующие программы для самостоятельной тренировки судьями отстающих у них способностей (по тренировке функций зрительного анализатора и эмоциональной устойчивости).

Тем самым не ставится вопрос о пригодности или непригодности арбитра по его психофизиологическим возможностям. Это делается только в исключительных случаях.

В большинстве случаев данные обследования служат для выявления функций, лимитирующих профессиональную работоспособность арбитра в поле и формулировки предложений по их направленной тренировке.

Такая направленная подготовка имеет перспективы еще и в том, что проводится подготовительная работа, чтобы Центр профессиональной подготовки тренеров, арбитров и специалистов по баскетболу РФБ приобрел статус международного с возможностью выдачи международной категории ФИБА как для арбитров, так и для комиссаров. Для этого уже сделаны первые шаги по привлечению к работе Центра стран СНГ. Их федерации имеют весь информационный материал и готовы к сотрудничеству.

Использованная литература

1. Давыдов М.А. Отбор и специальная физическая подготовка судей спортивных игр: Автореф. канд. дис. М., 1986. - 24 с.

2. Карчевский В.В., Лопаев В.К., Луничкин В.Г. и др. // Теор. и практ. физ. культ. 1979, № 5, с. 62 - 64.

3. Клименко А.В. Автореф. канд. дис. М., 1975. - 25 с.

4. Полиевский С.А., Романов В.А., Данилов В.А. и др. Оценка тактической подготовленности баскетболистов при помощи специального тренажера //Теор. и практ. физ. культ. 1983, № 1, с. 37 - 38.

5. Портных Ю.И., Жиленков А.В. Тренажер для развития тактического мышления спортсменов-игровиков. - М.: ФиС,1974. - 8 с.



6. Преображенский И.Н., Луничкин В.Г., Полиевский С.А. Автоматический универсальный тренажер для тренировки оперативного мышления баскетболиста //Теор. и практ. физ. культ. 1977, № 5, с. 62 - 64.

7. Polievski S.A., Bagir S., Jomaa H., Ibragim KMH. The principles of working out and usage of technical devices in basketball //3-rd international sports sciences congress. - 2000, Istanbul. - P.26.
Каталог: media -> biblioteka
media -> Маргарита Валерьевна Донцова
media -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
media -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
media -> Образовательный стандарт высшего образования Алтгту система воспитания студентов
media -> Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С. Ф. Жилкин [и др.]; авт ред. А. В. Князева; Тольяттинский гос ун-т. Тольятти, 2007. 375 с. 100 экз
media -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
biblioteka -> Статья 1: Цель Что такое законы?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница