Краткое содержание темы: Вопрос Общая характеристика памяти. Теории памяти



Скачать 228,89 Kb.
Дата15.02.2016
Размер228,89 Kb.
ТипКраткое содержание
Тема 4. «Память»
Учебные вопросы занятия:

1. Общая характеристика памяти. Теории памяти.

2. Виды памяти.

3 Законы памяти.

4. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Факторы, влияющие на забывание. Нарушения памяти.
Краткое содержание темы:
Вопрос 1. Общая характеристика памяти. Теории памяти.

Память — это форма отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании информации. В памяти отражается не то, что присутствует в поле сознания в данный момент, а то, что воздействовало па психику в прошлом. Благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных процессов. Так, память тесно связана с процессом мышления и лежит в основе способностей человека. В основе памяти лежат ассоциации - связи между отдельными образами. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сейчас прибавился третий - биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.
Психологические теории памяти.

Психологический уровень изучения механизмов памяти хронологически старше других и представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. Эти теории можно классифицировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект («материал») сам по себе, либо субъект («чистая» активность сознания) безотносительно к содержательной стороне взаимодействия субъекта и объекта, т.е. безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.

Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие - понятие ассоциации - обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоциациями считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Все многообразие таких условий было сведено к следующим трем типам: а) пространственно временная смежность соответствующих объектов; б) их подобие; в) их различие или противоположность.

Соответственно этим трем типам отношений между явлениями внешнего мира выделялись три типа ассоциаций - ассоциации по смежности, по сходству и контрасту. В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем (384 -- 322 до н.э.) три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты не без некоторого насилия подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи. Поскольку причина и следствие, рассуждали они, связаны определенным временным отношением («по причине этого» - всегда «после этого»), то причинно-следственные ассоциации включались ими в категорию ассоциаций по смежности.

Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Запоминание - это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Операция связывания становится вполне очевидной, когда нам удается поэлементно развернуть последующий процесс памяти, т.е. воспроизвести какой-либо материал. На самом же деле связи образуются избирательно, и, на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не давал, ограничившись лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно критиковали они в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации.

Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиции так называемого гештальтизма. Основное понятие этой новой теории - понятие Гештальта - обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гешталътизм противопоставляет прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована не иначе как только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоцианизма.

В противоположность ассоцианизму и другим теориям, в которых сознание выступало как нечто пассивное, для ряда направлений в психологии характерно подчеркивание активной, деятельной роли сознания в процессах памяти. Важная роль при этом отводилась вниманию, намерению, осмысливанию в запоминании и воспроизведении и т.д. Однако и здесь процессы памяти, но существу, не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения. Например, намерение выступало просто как волевое усилие, как «чистая» активность сознания, не приводящая к перестройке самого процесса запоминания или припоминания.

Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти, то применительно к низшим ее этапам использовалось то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концепция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней оказалась связанной и теория двух видов памяти: механический и логический.

В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей, например их прочность и лабильность (подвижность, оперативность), определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей.

Таким образом, основной тезис этой концепции (в противовес рассмотренным выше) может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а, прежде всего тем, что с ним делает субъект.

Физиологические теории памяти. Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей - это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.

К физиологическим теориям более или менее непосредственно примыкает так называемая физическая теория памяти. Название физической она получила потому, что, согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

Ученые полагают, что отражение объекта, например «ощупывание» предмета глазом по контуру в процессе его зрительного восприятия, сопровождается таким движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый объект в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры. Поэтому рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей. Процесс образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам сторонников этой теории, механизм упоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы укрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо «возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов. Здесь происходит переход следов из так называемой кратковременной памяти в долговременную. Одни исследователи считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм, другие полагают, что существует два механизма с различными характеристиками. Биохимические теории памяти. Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты и ее считают физиологическим механизмом кратковременною запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период.

Можно думать, что стиранию подвержены те следы воздействия, которые не успели закрепиться вследствие прекращения кратковременных электрохимических реакций еще до начала соответствующих биохимических изменений.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения ими следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) - основой онтогенетической, индивидуальной, памяти.

Важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на, всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого - к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении: организм - орган - клетка, а не наоборот. Таким образом, психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отношению к функционированию нижележащих уровней.


Характеристики памяти

1. Объем - характеризует возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

2. Быстрота воспроизведения - характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию с определенной скоростью.

3. Точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, а также точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

4. Длительность - отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Мнестические функции

1. Запоминание - процесс запечатления информации, протекающий как в произвольной, так и в непроизвольной формах. Произвольное запоминание характеризуется наличием мне-стической задачи, при непроизвольном - такой задачи нет, запоминание осуществляется либо путем повторения, либо путем мгновенного запечатления.

2. Воспроизведение — человек произвольно или непроизвольно может восстанавливать в памяти и воспроизводить полученную им ранее информацию.
Формы воспроизведения:

Узнавание - восстановление запечатленной информации, осуществляется в условиях повторного восприятия информации.

Воспоминание - осуществляется без повторного восприятия информации.

Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения, зависит от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой информации.


Вопрос 2. Виды памяти.
I. Генетическая память - наследственная, передает информацию от поколения к поколению. Хранит информацию об анатомическом строении, физиологических особенностях организма, предрасположенность. Вся информация записана на молекулах ДНК. которые устойчивы к внешним раздражителям и могут самостоятельно исправлять некоторые свои повреждения.

II. Прижизненная память - хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.
Существует несколько принятых классификаций прижизненной памяти:
1. По характеру психической активности:

Импритинг - одномоментное установление очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь сохраняется длительное время, что рассматривается как пример научения и долговременного запоминания с одного предъявления.

Двигательная память - ранняя форма памяти, обнаруживается у ребенка в первые недели жизни. Фиксируются сигналы мышц от различных частей тела; сохраняя сведения об успешных моторных действиях, ребенок постепенно овладевает актами движений. В более старшем возрасте двигательная память помогает формированию сложных навыков (профессиональных, спортивных движений). При разучивании упражнений замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее - интенсивность.

Эмоциональная память - ответственна за воспроизведение определенных чувственных состояний в случаях, когда повторяется вызвавшая их ранее ситуация. Начинает функционировать с момента рождения ребенка, чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем благоприятнее общий фон его развития и менее вероятны физическая и социальная дезадаптация в будущем.

Образная память - основана на сохранении образов разных модальностей (зрительных, слуховых, вкусовых и т.д.). Дольше всего хранятся яркие, неожиданные образы.

Сенсорная память:

1. Последовательные образы - отрицательные (при просмотре красного квадрата в течение нескольких секунд, а после смотреть на чистый белый лист бумаги выявится отпечаток такой же формы, но сине-зеленого цвета), положительные (находясь в темноте положить на руку предмет и на 0,5 секунд осветить предмет ярким светом и погасить, после будет продолжаться видение яркого образа этого предмета в натуральных цветах).

2. Эйдетические образы - след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа, сохраняющиеся длительное время.

Символическая память (память на абстрактный, отвлеченно-символический материал):



1. Словесная память - подвержена влиянию волевых усилий, более точна, имеет неограниченный объем. Обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению.

2. Логическая память - направлена на сохранение смысла текста, является частью абстрактного мышления.
2. По характеру цели деятельности:

1. Непроизвольная памятьоснована на сильном мотиве, интересе, ярком впечатлении, не требует от человека волевых усилий.

2. Произвольная память - основана на наличии сознательной цели на запоминание, требует от человека волевых усилий.
3. По характеру деятельности:

1. Механическая память - запоминаются разнородные, не связанные между собой символы, даты цифры, слова.

2. Смысловая память — запоминаются сведения, имеющие внутреннюю связь, логическое основание,
4. По времени хранения информации:

1. Мгновенная память - основана на действии инерционности различных анализаторов. Время сохранения следа в мгновенной памяти составляет несколько секунд (для зрения: 0,5 -0,6 сек., для слуха: 2-4 сек.)

2. Кратковременная память - в нее попадает информация из мгновенной памяти. Время хранения следов в кратковременной памяти составляет несколько десятков секунд. Объем кратковременной памяти составляет в среднем 7 структурных единиц (цифры, буквы, слова, предложения).

3. Оперативная память - разновидность кратковременной памяти, необходима для выполнения более длительных действий (для решения задачи), может составлять несколько минут или часов.

4. Долговременная память - время хранения информации не ограничено. Но человек не всегда может получить доступ и воспользоваться хранящейся информацией.

5. Феноменальная память - выходит за пределы обычных способностей по объему и длительности хранения информации.
Индивидуальные особенности памяти
В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую - различия типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал. Зрительный тип - для того, чтобы запомнить человек использует зрительные восприятия. Слуховой тип - для запоминания используют слуховые образы. Двигательный тип - чтобы запомнить, используются движения и особенно речевые движения.
Вопрос 3. Законы памяти.
Из законов памяти выделяют: эффект Зейгарник - незавершенные действия запоминаются лучше завершенных; кривую забывания Эббингауза - забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивании и не имеет линейной зависимости,
Г.Эббингауз описал также ряд закономерностей запоминания:

• простые события в жизни, сопровождающиеся сильными переживаниями (оказывающими впечатление), запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше;

• сложные, но менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже эмоционально значимых;

• лучшему процессу запоминания и воспроизведения способствует повышенная концентрация и сосредоточенность внимания на информации;

• между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;

• при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец («эффект края»);

• редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.
Вопрос 4. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Факторы, влияющие на забывание. Нарушения памяти.
Факторы, влияющие на эффективность запоминания.

Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность памяти, относятся: характер материала, количество материала, наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.
Факторы, влияющие на забывание.

Возраст (пожилые люди склонны забывать о недавних событиях, так как им трудно акцентировать внимание на тех моментах, которые надо запомнить. Пожилым требуется время, чтобы освоить новое).

Неиспользование информации и ее характер. Лучшим залогом к сохранению в памяти являются повторение, интерес и увлеченность материалом. Вместе с тем этой закономерности не подчиняются двигательные навыки, так как имеют тенденцию к длительному сохранению. Это же касается и большинства знаний, полученных в раннем возрасте.

Интерференция может быть связана с событиями, происшедшими до запоминания (проактивная интерференция).

Ретроактивная интерференция: последующая деятельность может ухудшить сформированное перед этим умение. Если старое и новое умения очень сходны или очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Интерференция всегда выражена сильнее при воспоминании, чем при узнавании.

Подавление, или активное забывание, — это торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии. Мотивированное забывание — так субъект пытается уйти от неприятных сторон той или иной ситуации. 3. Фрейд писал, что во всех случаях забывания в основе лежит мотив нежелания помнить, исходящий от чего-то вытесненного. Например, человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации;

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день — 2—3 повторения, во второй день — 1—2 повторения, в третий-седьмой день — по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7—10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.


Формы воспроизведения:

узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.


Нарушения памяти.

При агнозиях нарушается зрительное, слуховое или тактильное восприятие и человек не узнает предметы или людей. Вследствие повреждения мозга (хотя рецепторы не нарушены и информация поступает в мозг) информация не расшифровывается или расшифровывается плохо.

При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. Для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 минут до часа. Если в этот период у человека произойдет, например, сотрясение мозга, то события последних минут, предшествующих сотрясению, могут не запомниться.

В случаях хронической алкогольной интоксикации или маразма разрушаются блоки памяти и человек не может вспомнить даже свое имя.

При апраксиях больной не может воспроизводить определенные действия. Это может быть как результатом повреждения тех зон мозга, где эти движения программируются и координируются, так и результатом нарушения памяти.

При афазиях затрагивается одна из областей мозга, ответственная за речь, нарушается способность пользоваться языком или вспоминать его. У больного нарушается либо произнесение слов, либо письмо, либо понимание устной или письменной речи.

Память человека связана с его личностью. Патологические изменения личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее ложные и недавно полученные впечатления. При восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые вспоминания, а затем наиболее сложные i недавние.


I. Амнезии - расстройство памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию.
1. По нарушенной функции памяти выделяют:
Фиксационная амнезия характеризуется ослаблением или отсутствием запечатления получаемой человеком информации, резко ускоренным процессом забывания. Разновидностью фиксационной амнезии является перфорационная амнезия — информация фиксируется частично, часть ее не запечатлевается. При алкоголизме подобное нарушение называют палимпсестами (утратой способности воспроизводить отдельные детали, эпизоды, подробности, относящиеся к периоду интоксикации).

Анэкфорическая амнезиянеспособность к произвольному вспоминанию тех или иных фактов, событий, слов, которые извлекаются из памяти только после подсказки.


2. По отношению периода, подвергнувшегося амнезии, к периоду болезни:
Ретроградной амнезия — нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение информации, приобретенной до возникшего с пациентом эпизода нарушенного сознания.

Конградная амнезия — выпадение воспоминаний, ограничиваемое только событиями острого периода болезни (периода нарушенного сознания).

Антероградная амнезия - трудности воспроизведения затрагивают время после эпизода нарушенного сознания.

Антероретроградной — оба периода времени.


3. По динамике:
Прогрессирующая - ход процесса распада памяти идет в порядке, обратном формированию памяти. Вначале исчезает память о наиболее поздно запечатленных событиях, а более ранние исчезают в последнюю очередь. Встречается при деменции, церебральном атеросклерозе, болезни Пика и Альцгеймера.

Ретардированная амнезия - отставленная, запаздывающая амнезия.

Стационарная амнезия - стойкий дефицит памяти, не имеющий динамики.

Регрессирующая амнезия - амнезия с постепенным восстановлением памяти, но без полного восстановления.



II. Гипомнезия - прогрессирующее снижение памяти. Сначала ослабление произвольного воспроизведения, далее снижение процента удержания информации, затем ухудшение запоминания.

III. Гипермнезия - сверхусиление памяти. Как правило, носит болезненный характер и проявляется в неконтролируемом наплыве образов, ярких и чувственных представлений. Часто встречается в подростковом возрасте.

IV. Парамнезия - ложные воспоминания. Человеку кажется, что он уже был в этом месте, слышал эту песню. К парамнезиям относят:

Конфабуляции (вымыслы памяти) - яркие, образные ложные воспоминания, при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их, приводит к воспроизведению вымышленных, не имевших места событий с патологической убежденностью в их истинности.

Псевдореминисценции - нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные, имевшие место в прошлом, события переносятся в настоящее (в крайнем выражении проявляется экмнезией - «жизнью в прошлом»),

Криптомнезии - искажения памяти, при которых услышанное, прочитанное, увиденное во сне, кино, от других людей информация вспоминается как имевшие место в действительности и пережитое больным.

Эхомнезии - обманы памяти, при которых какое-то событие, факт, переживание в воспоминаниях предстают удвоенными, утроенными. Возникает убежденность в том, что это событие уже имело место, но это событие не идентичное, а сходное с текущим событием.
Основные понятия:

ЗАБЫВАНИЕпроцесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения (см. воспоминание).

ЗАПОМИНАНИЕ – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступившей информации.

МНЕМОНИКА –совокупность приемов облегчающих запоминание.

ПАМЯТЬ – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ – подразделяется на память зрительную, слуховую и двигательную. Уровень их развития у индивида неодинаков, что позволяет говорить о преобладании одного из этих видов памяти.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем временно забыт и не восстанавливался в памяти.

УЗНАВАНИЕ — отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.
Темы рефератов:

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

3. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.


Варианты творческих заданий:

1. Составить тест по теме из 10 вопросов.

2. Составить кроссворд по пройденным темам.

3. Диктант по понятиям темы.



4. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

5. Студент, отвечая на семинарском занятии, воспроизводил материал очень неполно. Ему была поставлена неудовлетворительная оценка и сделано замечание, что он дома мало занимается. Студент ответил, что он много занимается дома. Какими недостатками в изучении материала можно объяснить то, что, во-первых, ученик плохо запомнил материал, во-вторых, то, что он был уверен, что запомнил его хорошо?
Каталог: userfiles -> depts -> philosophy
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
philosophy -> Рабочая учебная программа по психологии разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Экономика
philosophy -> Тема «История развития психологии»
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика
philosophy -> Рабочая учебная программа по психологии и педагогике разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика
philosophy -> Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Психология»
philosophy -> Вопросы к зачету по дисциплине «психология общения»
philosophy -> Тест философия февраль лф к какому направлению философского мировоззрения относится поиск первоматерии?
philosophy -> Примерная тематика контрольных работ по дисциплине «Психология» Направление подготовки 39. 03. 02 «Социальная работа»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница