Козлов Сергей Валерьевич



Скачать 65.98 Kb.
Дата27.02.2016
Размер65.98 Kb.
Использование возможностей автоматизированной дидактической системы «Комплекс измерения обученности»

в условиях информатизации системы образования


Козлов Сергей Валерьевич

доцент кафедры информатики СмолГУ

E-mail: svkozlov81@yandex.ru
Эффективность функционирования любой системы, в том числе образовательной системы, определяется наличием в ней механизмов, реализующих принцип обратной связи. В образовании он выступает как фундаментальный принцип организации и динамики системы обучения и воспитания.

В настоящих условиях развития образовательной системы информатизация общества обуславливает специфику учебно-воспитательного процесса. Одним из наиболее важных её компонентов выступает дидактическая система.

Дидактическая система – это та или иная форма организации учебного процесса [3]. Современный образовательный процесс подразумевает внедрение и использование в нем средств инфокоммуникационных технологий. Они обеспечивают соответствие дидактических систем требованиям контроля и критериям их эффективности.

В свою очередь, дидактические системы, обладая свойствами динамичности и эволюционности, предопределяют наличие в них действенной подсистемы мониторинга. Мониторинг выступает в них в качестве средства контроля знаний учащихся и инструмента исследования их возможностей.

Одной из концептуальных проблем мониторинга дидактических систем, как устоявшихся, так и инновационных, является поиск и выработка критериев эффективности. Они рассматриваются с точки зрения результативного и процессуального факторов. Критерий результативности обеспечивает качество обучения, а процессуальный критерий определяет параметры функционирования системы.

Возможности инфокоммуникациооных технологий предопределяют разработку, внедрение и использование в учебном процессе разнонаправленных средств обучения. Они применяются в качестве программ для автоматизированной поддержки работы учителя, однако в большинстве своем имеют единичное действие.

Система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» представляет собой целостную дидактическую систему. Она обеспечивает диагностику знаний, умений и навыков учащихся, своевременную их коррекцию и выработку индивидуальных стратегий обучения. Качественный и количественный анализ результатов экспериментальных данных доказывает эффективность технологии индивидуального тестирования как дидактической системы и показывает повышение качества обучения с учетом индивидуальных особенностей и образовательных запросов учащихся.

Автоматизированная дидактическая система «Комплекс измерения обученности», являясь подсистемой системы индивидуального тестирования [1], осуществляет мониторинг учебного процесса с позиций обученности и обучаемости учащихся. В ней они трактуются как результативный и процессуальный критерии соответственно.

Автоматизированная дидактическая система «Комплекс измерения обученности» представляет собой целостную программу, которая позволяет осуществлять мониторинг состояния обученности, контролировать усвоение знаний учениками и своевременно вносить коррективы в образовательный процесс. Это в свою очередь дает возможность строить индивидуальные траектории обучения отдельно взятого ученика, группы учеников и всего класса.

Дидактическая система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» включает в себя:



  • базу данных, содержащую графовые модели теоретического материала по различным темам изучаемого курса;

  • базу тестовых заданий по изучаемой дисциплине;

  • базу тестов для диагностики уровня обученности учеников и контроля их знаний.

Особенностью этой системы является модель построения индивидуальной траектории обучения, которая реализует алгоритм формирования критериально-ориентированного индивидуального теста. Он основан на выделении неусвоенных элементов знаний, применении для отбора индивидуальных тестовых заданий соответствия Галуа и оптимизации индивидуального теста с помощью аппарата импликативных матриц [1].

«Комплекс измерения обученности» является полностью автономной программной средой. Данная система, созданная с помощью языка программирования Си, имеет возможность встраивания в более мощные системы тестирования в виде отдельно функционирующего модуля. Помимо этого она может внедряться как подсистема мониторинга в другие инновационные дидактические системы [4]. Использование в создании языка программирования Си позволяет обеспечить надежную защиту обрабатываемых данных, получить статистически обоснованных результаты при определении критериев эффективности.

Как и любая современная программа – «Комплекс измерения обученности» имеет понятный и удобный пользовательский интерфейс, позволяет осуществлять ввод данных несколькими способами и не требует от учителя, использующего данную систему специальных знаний в области программирования. Применение комплекса в учебном процессе требует от учителя лишь знания своего учебного предмета в случае отсутствия стандартных файлов приложения разработанных для изучения дисциплины и необходимости их разработки.

Особенности применения системы индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» не требует специфических навыков работы с компьютером как у учителя [2], так и у ученика. Для большинства учащихся включение компьютера и запуск стандартных приложений не вызывает никаких затруднений. Тем более что со многими программами, изучаемыми в школьном курсе информатики, ученики уже имеют некоторые навыки работы и составили определенное представление. В связи с этим, использование разработанной программы возможно на любом этапе обучения, причем и как объект самостоятельного изучения, так как комплекс отвечает всем современным требованиям при создании продуктов подобного рода.

Автоматизированная дидактическая система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» обеспечивает следующие функции:

1. Хранение информации о тестовых заданиях по учебной дисциплине в следующей форме:



  • условие тестового задания;

  • верный ответ и набор дистракторов;

  • уровень сложности тестового задания;

  • набор проверяемых элементов знаний по графовой модели.

2. Редактирование в полном объеме всех справочников:

  • добавление новых записей;

  • удаление имеющихся записей;

  • изменение содержания имеющихся записей.

3. Хранение информации об уровне обученности ученика по изучаемому предмету:

  • создание графовых моделей знаний ученика по данной теме в данный момент времени после тестирования (уровень обученности);

  • сохранение этих моделей в файле с указанием ФИО ученика и времени создания модели, что позволяет вести статистику успехов ученика и отслеживать динамику изменения его знаний при изучении данной темы (уровень обучаемости);

4. Построение индивидуальной траектории обучения ученика:

  • формирование на входе и на выходе групповых педагогических тестов, определяющие условия и результат обучения;

  • поиск и отбор в имеющейся базе данных тестовых заданий индивидуального набора учебных задач по данной теме, учитывающих индивидуальный уровень знаний учащегося по данной теме (т.е. отбор, основанный на анализе индивидуализированных графовых моделей, построенных с помощью соответствий Галуа);

  • создание набора индивидуальных тестов;

  • предложение ученику одного индивидуального теста из построенного набора в соответствии с необходимыми требованиями проверки знаний (т.е. отбор теста, основанный на анализе индивидуализированных графовых моделей с применением математического аппарата импликативных матриц).

Важной характеристикой дидактической системы индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» является хранение информации в базе данных в виде отдельного файла. Это позволяет установить на компьютерах независимую оболочку и работать с данными разных учеников по различным темам и учебным курсам. Таким образом, данная программа становится универсальным средством, которое можно использовать в процессе обучения.

Автоматизированная дидактическая система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» обеспечивает учет особенностей усвоения учащимися знаний и приобретение ими умений и навыков практической деятельности. Она позволяет получать систему данных обучения учащихся в комплексе смежных учебных дисциплин. Это делает образовательный процесс целостным, осуществляя постоянную взаимосвязь знаний, умений и навыков, которые получены учащимися на разных этапах обучения в различных циклах учебных дисциплин.



Диагностика уровня обученности и динамики обучаемости ученика по нескольким предметам позволяет более точно определять дальнейшие оптимальные образовательные стратегии учеников. На основании этих показателей в дальнейшем можно строить корреляционные зависимости в изучении различных предметов. Анализ полученных данных в свою очередь дает возможность экстраполировать результаты на предметные циклы, систему обучения в целом и обобщать в единую систему итогов образовательной деятельности.
Литература

  1. Козлов, С.В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.02: защищена 24.05.06: утв. 20.11.06 / Козлов Сергей Валерьевич. – Смоленск, 2006. – 204 с.

  2. Козлов, С.В. Система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» / С.В. Козлов // Системы компьютерной математики и их приложения: материалы международной конференции. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – Вып. 8. С.223-225.

  3. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Гардарики, 2002. – 383 с.

  4. Проектирование профильно-ориентированной интерактивной образовательной сети: методические рекомендации / Под ред. К.М. Расулова. – Смоленск: СмолГУ, 2009. – 100 с.

Каталог: vconf -> files
files -> Ценности учителя в условиях информационного общества
files -> Ю. А. Афанасьев, В. И. Гужов, О. В. Казанская
files -> О. В. Артюшкин, Г. С. Молотков
files -> Компьютерные средства обучения: опыт разработки и внедрения
files -> Концептуальная модель автоматизированного процесса обучения электробезопасности
files -> М. М. Бежанова, Л. А. Голубева, Л. А. Москвина
files -> В. А. Васенин, В. А. Роганов, А. Ф. Слепухин
files -> Роль информационных технологий в обучении филологов К. Е. Афанасьев, Л. Е. Шмакова
files -> Интернет и проблемы информатизации образования
files -> Разработка онтологии школьного курса «информатика и икт»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница