Костюм как фактор проектирования социальной идентичности



страница1/15
Дата20.05.2016
Размер2.16 Mb.
ТипВыпускная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА

Социологический факультет

Кафедра «Социологии коммуникативных систем»

Направление: 040100.68 «Социология»


На правах рукописи

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА МАГИСТРА

на тему


Костюм как фактор проектирования социальной идентичности

Разработчик

Студент группы МГ-601

Студенческий билет №: 19130151



М.В. Серая

« » 2015 г.


Руководитель

Заведующий научно-исследовательской лабораторией информационно-образовательных технологий,


Доктор социол. наук, профессор

Л.В. Темнова

Москва - 2015



Оглавление


Глава 1. Теоретико-методологические основания проектирования идентичности 19

1.1. Генезис социального проектирования 19



Выводы по первой главе 39

Глава 2. Теоретико-методологический анализ идентичности 41

Выводы по второй главе 59

Глава 3. Проектирование социальной идентичности посредством костюма 61

Выводы по 3 главе 101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102

Список использованной литературы: 105

ПРИЛОЖЕНИЯ 115



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный этап общественного развития определяется целым комплексом социальных и политических проблем, вызванных трансформацией всех общественных сфер и усилением таких социальных процессов как дифференциация и стратификация. Социокультурная парадигма также отличается нестабильностью, изменчивостью и может быть охарактеризована как переходная. Чрезмерная динамика социальных систем, глобализационные процессы и появление новых социальных институтов являются тремя основными чертами современности, и именно они лежат в основе актуализации проблемы идентичности. Усиливающиеся процессы глобализации ведут сегодня к размыванию базисных оснований идентичности. Само общество «позднего модерна» и постмодерна с его процессами размывания границ национального государства и формированием наднационального пространства определяет причины повышенного интереса к проблеме самоидентификации1.

Чрезмерная мобильность, трансформация всех социальных процессов как на макро-, так и на микроуровнях, «текучесть», изменение социальных институтов, формирование сетевого пространства и глобальных рисков ведут к кризису идентичности. Если в домодерновых обществах традиции поддерживали все значимые события в жизни человека (свадьба, возрастные изменения и т.п.) и четко определяли границы самоидентификации, то в современном обществе такого нет. Произошла смена приоритетов в формировании идентичности: стремление к ее формированию ранее сменилось стремлением к тому, чтобы не превратить идентичность в нечто застывшее2.

Наряду с глобализационными процессами создаются условия для культурного синтеза и формирования фундаментализма. Это связано с тем, что чем сильнее процессы глобализации, тем сильнее желание и потребность в идентификации или самоидентификации3.

Основой для формирования идентичности, ее базовых составляющих является привязка к месту, поскольку, не смотря на глобализацию, мы все живем «здесь и сейчас», опираемся на традиции, которые служат фундаментом формирования идентичности. Однако, динамизм во всех сферах общества и смещение значительной составляющей идентичности и самоидентичности в сетевое пространство, привели к таким характеристикам как вне-локальность и вневременность. В современном обществе у индивида отсутствует привязанность к традициям и исторической культуре, как это было в традиционных обществах. Вместо этого индивиды воспринимают доступную для них среду символов и языковых коммуникаций, а также широкий массив знаний, достаточно трудный для усвоения. Происходит трансформация механизмов формирования идентичности как на индивидном, так и на социальном уровнях. Именно поэтому приоритеты в научной литературе были смещены в сторону идентичности и «рефлексивного проекта» себя4.

Любопытным является то, что одежда и отдельные ее составляющие, а также их роль в формировании идентичности являются предметом изучения многих наук. Подробное рассмотрение социальных функций одежды и смещение фокуса внимания на предпочтения индивидов в одежде и их мотивации при выборе данной, позволяет взглянуть на так называемую частную сферу человеческого взаимодействия. По сути процесс выбора того или иного элемента костюма схож с пониманием Э. Гидденса «себя» как «рефлексивного проекта», который является основой для формирования идентификации индивида (self-identity)5. Подобный подход аналогичен тому, что С. Лэш и Дж. Урри описывали как «эстетическую рефлексию» 6: ведь в современном мире одежда, как и многие другие атрибуты нашей обыденной жизни, теряют свою повседневность и приобретают значение символа, языка или кода, которые в ряде случаев имеют эстетическую направленность, а не практическую. Именно поэтому одними из наиболее влиятельных акторов современности являются СМК, поскольку в процессе их функционирования происходит конструирование новых символов и смыслов. Другим влиятельным актором является информационное пространство, где также формируется симоволическая система, с помощью которой происходит конструирование социальной реальности и формирование межкультурного пространства коммуникаций. Именно эти два актора формируют особую специфику современной идентичности, характеризующуюся изменчивостью и множественностью.

В результате индивид испытывает постоянное влияние огромного потока информации, разного и противоречивого характера, а сознание начинает приобретать черты сиюминутного, легкого, фрагментарного. И вместо формирования устойчивых ценностных ориентаций индивид вообще теряет всякую опору и ощущает некую пустоту. Такая опустошенность ведет к отчуждению, апатии и кризисам, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии личности, группы, общества в целом. Именно значимость процесса формирования идентичности для развития общества и определяет актуальность выбранной темы. Формирование идентичности может быть подвергнуто анализу в рамках социального проектирования, поскольку оно всегда предполагает создание новых моделей, технологий, методов и др. И действительно, проектирование идентичности, как и ее понимание, меняется в современном обществе. Особенно актуализируются сегодня проблемы формирования профессиональной и корпоративной идентичности, что объясняется необходимостью оптимизаций условий труда и желанием организаций получить максимальную отдачу от своих сотрудников. Особый интерес представляет изучение проблем формирования гражданской, национальной и этнической идентичностей.

Проектирование предполагает целенаправленную деятельность по теоретической, заранее продуманной модели для изменения социальной реальности. Проектированию могут быть подвержены как социальные объекты и институты, так и социальные движения, идеи, процессы, явления. Не смотря на то, что формирование идентичности предполагает самоотождествление и идентификацию, мы действительно в некоторой степени проектируем социальную реальность: «Идентичность – двойной процесс: с одной стороны, мы определяем себя через другое ..., получая таким образом определенный индекс, и ...одновременно оживляем этот индекс»7. Таким образом, наша идентичность предопределена в определенной степени теми социокультурными условиями, в которых мы находимся. Однако, мы сами создаем эти условия, которые оказывают влияние на становление нашей идентичности. И одежда8 является одной из движущих сил в процессе проектирования идентичности.

Интерес ученых к одежде обусловлен тем, что она является элементом социализации личности и, кроме того, способна отражать происходящие в обществе трансформации и его состояние. Изменчивость предметного поля изучения одежды обуславливает особые трудности в ее изучении: костюм является отражением нынешней, сиюминутной ситуации в обществе. Однако именно это привлекает исследователей, поскольку изучение социальных функций одежды позволяет зафиксировать, поймать постоянно движущуюся и изменчивую «ускользающую реальность»9. Иными словами, актуальность работы определяется также и значимостью одежды в повседневной жизни человека, ее уникальной способностью отражать социальные реалии.



Степень научной разработанности проблемы. Вопросы формирования идентичности и самоидентичности достаточно широко освещены и в психологических, и социологических концепциях.

Идентичность в рамках психологии рассматривается как важнейший элемент структуры личности. Школа классического психоанализа рассматривает психические механизмы идентификации и самоидентификации: А. Адлер, А. Ватерман, Дж. Коулман, Ж. Лакан, Дж. Марсиа, Д. Маттесон, Г. Салливен, З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, и др10. В рамках когнитивистской парадигмы идентичность анализируется как система когнитивных установок («Я-концепция»): Г. Брейквелл, Р. Бернс, С. Московичи, Дж. Тернер, Г. Тэджфел, М. Шериф и др11. Представители символического интеракционизма (Дж. Мид, Ч. Кули, И. Гоффман, Л. Крапман и др.) акцентируют внимание на символической коммуникации в процессе формирования идентичности. Феноменологическая социология рассматривает идентичность в социальном контексте норм и правил (П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца, И. Гоффмана, Р. Мертона, П. Бурдье и др.)12.

В рамках теории структурации Э. Гидденс обращается к понятию «самоидентичности» (self-identity), акцентируя внимание на индивидуальное «Я» человека. Опираясь на концепцию этого исследователя и признавая ее как основную, в работе, а также в исследовании будет использоваться именно этот термин. При этом важно отметить, что формирование личностной идентичности происходит наряду с формированием социальной и только в контексте социокультурного взаимодействия.

Среди российских исследователей проблемы идентичности и самоидентичности разрабатывали Е.П. Авдуевская, B.C. Агеев, Н.В. Антонова, С.Ф. Арутюнян, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, М.В. Закворотная, Е.Ю. Михалёва, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, А.И. Шендрик, Л.Б. Шнейдер, М.Г. Ярошевский и др13.

Структурно-функциональному анализу идентичности среди российских ученых уделяли внимание такие авторы, как В.С. Агеев, Е.П. Белинская, М.В. Заковоротная, Е.О. Труфанова, В.А. Ядов и др14.

Цивилизационная, национальная и этническая идентичности стали объектом изучения в работах В.А. Ачкасова, Л.М. Дробижевой, В.Н. Лукина, С. Хантингтона, М.Б. Хомякова, и др15.

Идентификация в пространственно-временном аспекте исследуется в работах Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, М. Кастельса, Э. Гидденса, М. Фуко, 16 а также И. Бусыгиной, А. Бикбова, Э.В. Барковой и др17.

В работах Г.Ч. Гусейнова, Г.С. Кнабе, Н.М. Мамедовой и др18. внимание акцентируется на особой роли традиции в процессе формирования идентичности.

Кризис идентичности и ее трансформацию рассматривали такие ученые как К. Поппер, В. Хесле, Э. Гидденс, М. Серто19. Коммуникативному аспекту при формировании идентичности уделяли внимание такие ученые Ж. Бодрийяр, Дж. Ваттимо, Э. Гидденс, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас и др20.

Для осмысления трансформирующей роли глобализации в процессе формирования личностной и социальной идентичностей мы опирались на работы 3. Баумана, У. Бека, Э. Гидденса, М. Кастельса,21 а также М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева, Э.Г. Кочетова, С.Б. Крымского, В.Г. Федотовой и др22.

Существует большое число работ, посвященных изучению одежды. Интерес к одежде проявляют философы (Л. Свендсен23), психологи (Э. Кречмер, Э. Ледо и У. Шелдон24), историки моды (А.А. Васильев25), культурологи (М.С. Каган26), модельеры (О. де ла Рента27), маркетологи (Е.М. Лобачева, Д.А. Пикалова28.) и др. Так искусствоведы, историки костюма и моды исследуют декоративные элементы одежды, наиболее известны обобщающие работы Е.В. Киреевой, М.Н. Мерцаловой, Ф.Ф. Комиссаржевского, Р.В. Захаржевской, Н.М. Тарабукина,29 которые внесли важный вклад в изучение западноевропейского костюма, показали логику заимствования его элементов сначала русскими дворянами, затем остальными социальными слоями.

В психологическом ключе рассматривали одежду Г. Зиммель и Г. Тард30. Последний считал моду, как и обычай, проявлением феномена подражания. Современные психологи моды (Е.А. Петрова, М.И. Килошенко)31 видят в одежде важный индикатор индивидуальных черт и особенностей личности: цвет, сочетание предметов, элементы декора они считают индикаторами душевных свойств человека, которые помогают понять его темперамент, настроение, способы взаимодействия с людьми, решения споров и конфликтных ситуаций. Причем одежда способна оказывать влияние как на других, так и на своего владельца.

Социологи считают одежду важным индикатором социальных процессов, отмечая в ней коды и функции, значительно разнящиеся от таковых в предыдущие эпохи. В отличие от историков, социологи не только констатируют эти различия, но и пытаются понять порождающие их социальные причины. Разные авторы выделяют в одежде различные аспекты: так, Д. Моррис определяет одежду как «социальный сигнал» в контексте истории; Р. Сеннетт связывает тип одежды с социальным статусом; Т. Веблен видит в платье «выражение денежной культуры»; для Г. Зиммеля мода, в том числе одежда, – классовое соревнование; М. Салинс считает, что одежда – язык культуры, «карта культурной вселенной»; Р. Барт рассматривает одежду с семиотической точки зрения – «костюм должен быть аргументом», его нужно уметь не только видеть, но и «читать»; В. Эннингер находит в одежде сразу несколько семиотических слоев (нижний, средний, верхний) и т.д. 32

Представленный список исследователей костюма далеко неполный, однако позволяет показать степень разработанности проблематики и широту ее интерпретаций в разных дисциплинарных и тематических контекстах.

Вопросы социального проектирования рассматривались прежде всего с точки зрения социального конструирования, социального дизайна, социальных технологий, социального прогнозирования, моделирования, а также в рамках проблемно-ориентированного, нормативно-целевого, объектно-ориентированного, тезаурусного и деятельностного подходов.

Проблемами социального конструирования занимались такие авторы как П. Бергер, П. Бурдье, М. Вебер, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, Г. Зиммель, Т. Лукман, Н.П. Моузелис, Дж. Серл, А. Сикурел, А. Шюц, Ю. Хабермас и др33.

В 70-х годах XX века проблемы социального проектирования разрабатывались такими российскими исследователями как Н.А. Аитов, Г.А. Антонюк, В.Г. Афанасьев, В. Гаспарский, О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, К.М. Кантор, А.Г. Раппапорт, В.М. Розин, Б.В. Сазонов, Г.П. Щедровицкий и др34.

Социальными технологиями в рамках различных подходов занимались следующие ученые: В.Г. Афанасьев, М. Марков, А.И. Пригожин, Н. Стефонов, Ж.Т. Тощенко и др35.

Отдельно отметим работы Ю.П. Аверина36, который создал модель для анализа системы социального проектирования, А.М. Долгорукова37, разработавшего концепцию социального дизайна и А.К. Мамедова38, всесторонне исследовавшего проблемы социального проектирования.

Целевые аспекты проектирования изучались в рамках объектно-ориентированного подхода Г.А. Антонюком, Н.А. Аитовым, И. В. Бестужевым-Ладой, Е.Д. Гражданниковым, Т.М. Дридзе, Л.Н. Коганом, Н.И. Лапиным, С.Г. Пановым, Ж.Т. Тощенко и др.39

Вопросами конструирования социальной сферы занимались О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, И.Н. Голомшток, К.М. Кантор, А.Г. Раппопорт, В.М. Розин, Б.В. Сазонов, Г.П. Щедровицкий и др.40

Проблемно-ориентированному проектированию уделяли внимание И.В. Бестужев-Лада, Л.Г. Демидова, Т.М. Дридзе, В.A. Луков, Ю.М. Плотинский, В.Н. Стегний и др41.

Безусловно, изучение одежды как фактора проектирования идентичности опирается на названные выше подходы и концепции. Однако в нашей работе целесообразно сделать акцент на рассмотрении процесса становления идентичности в его взаимосвязи с социальными функциями костюма как особого социокультурного феномена, к изучению которого необходимо подойти именно с социологической точки зрения.

Объектом работы выступает социальная идентичность.

Предметом является проектирование идентичности на основе социальных функций костюма.

Целью работы является социологический анализ возможностей использования одежды для проектирования идентичности.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:



  1. Проанализировать основные подходы к изучению социального проектирования;

  2. Рассмотреть идентичность как предмет междисциплинарного исследования и как предмет исследования социологии;

  3. Систематизировать междисциплинарные подходы концептуализации одежды, показав специфику социологического подхода;

  4. Охарактеризовать основные функции одежды в современном обществе;

  5. Выявить возможности костюма как социального феномена в проектировании идентичности.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто следующее предположение:

Социальные функции костюма, являясь одними из основополагающих элементов повседневности и будучи включенными в процесс рефлексии, определяют формирование личностной и социальной идентичностей в условиях современного общества «высокого модерна», когда идентичность является объектом трансформационных процессов и подвержена постоянному формированию, стиранию и «переписыванию».



Теоретико-методологическую базу исследования составили классические теоретико-методологические концепции идентичности Г. Тэджфела, Дж. Тернера, Г. Брейквелла, Дж. Мида, Ч. Кули, И. Гоффмана П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца, У. Джеймса,42 а также современные концепции идентичности: З. Баумана, Э. У. Джеймса, Гидденса, М. Кастельса, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса43.

Процесс развития и трансформации социальных функций костюма и тематических приоритетов анализировались на основе теоретических положений Т. Веблена, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, Р. Сеннета, М. Салинса44.

Определение возможностей социального проектирования осуществлялось на базе работ Н.А. Аитова, И.В. Бестужева-Лады, Е.Д. Гражданникова, А.М. Долгорукова, Т.М. Дридзе, В.А. Лукова, И.И. Ляхова, В.Н. Стегния, Ж.Т. Тощенко45.

В данной работе были использованы следующие прикладные социологические методы: сравнительный анализ, вторичный анализ данных, метод анкетирования и контент-анализа. Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью программы SPSS 23.0.



Эмпирическая база диссертации основывается на данных Федеральной службы государственной статистики, статистики компании «Яндекс Вордстат». Также первичная информация была получена в процессе социологического опроса, проведенного методом анкетирования и социологического анализа данных посредством контент-анализа. В качестве целевых групп исследования выступали респонденты в возрасте от 14 до 73 лет, проживающие в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, других российских городах. Было опрошено 300 респондентов (по 60 респондентов из каждой возрастной группы), 60% женского пола и 40% – мужского.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Систематизированы и обобщены теоретические подходы к изучению идентичности в рамках которых:

  2. Раскрыты социальные функции костюма;

  3. Проанализированы возможности проектирования идентичности на основе социальных функций костюма.

Положения, выносимые на защиту:

  • Эмоциональная составляющая идентичности (настроение) и процесс выбора одежды взаимообусловлены. При выборе костюма, того образа, который необходимо спроектировать, настроение является определяющим фактором.

  • В качестве основных социальных функций костюма определены: потребность демонстрации социальных ролей и статуса; удовлетворение потребности в защите тела и в комфортном состоянии; выражение индикатора принадлежности человека к социальной группе; демонстративное проявление.

  • Одежда служит выражением индивидуальности; гендерных и возрастных отличий; этнической и национальной идентичности; профессиональной принадлежности; культурной (субкультурной) идентичности; показателем межгрупповой, внутригрупповой идентичности; выражением стремления к самоидентификации; маркировки культурных различий; образа «себя» в глазах других.

  • Одежда рассматривается как результат модных тенденций, как язык, символ классовых различий, элемент коммуникации, показатель определенной исторической эпохи или социального сигнала. Определенный набор факторов и функций оказывается ведущим в каждый исторический период – новая социальная реальность обнаруживает новые потребности, которые должна удовлетворять одежда, в связи с чем возникают новые ее виды и функции.

  • Одежда является неотъемлемой составляющей в процессе формирования личностной идентификации и социальной идентичности. Ее влияние проявляется в принятии культурных норм, традиций, формировании и трансформации поведенческих установок, отношений и взаимоотношений в обществе, проектировании отношения к индивиду или группе на основании оценочной составляющей.

  • Социальные функции одежды помогают при проектировании социальных движений. Отождествление и идентификация индивида с какой-то социальной группой происходит на основании социальных атрибутов, которыми является одежда.

Теоретическая значимость работы определяется значимостью процесса формирования идентичности для развития общества, а также потенциалом управления сознанием масс посредством языка символов. Изучение социальных функций костюма и их роли при проектировании идентичности является значимым для теоретико-методологического исследования проблем и возможностей становления идентичности. Рассмотренные подходы к анализу проектирования идентичности посредством социальных функций костюма могут быть использованы для дальнейших исследований в рамках социальной психологии, социологии эмоций, коммуникаций и повседневности. Концептуальные основы, проанализированные и обобщенные в диссертации, представляют собой материал для дальнейшего изучения процессов становления идентификации в современном постоянно меняющемся обществе.

Практическая значимость диссертации состоит в определении различных вариантов символической маркировки для формирования образа группы людей или личности в целом, что обусловливает личностную или профессиональную идентификацию, а также возможность применения ее при проектировании социальных движений, практике формирования символического потенциала. Понимание механизмов и факторов проектирования идентичности необходимо для обеспечения личностного и социального благополучия индивидов, группы общества в целом.

Исходя из цели и поставленных задач, структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список и аппарат приложений. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основаниям проектирования идентичности. Во второй главе рассмотрены концептуальные подходы к анализу социальной идентичности. В третьей главе описываются возможности проектирования социальной идентичности посредством костюма. В заключении сделаны выводы и подведены итоги данной работы.




Каталог: media -> diplomas -> diploma
media -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
media -> Образовательный стандарт высшего образования Алтгту система воспитания студентов
media -> Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С. Ф. Жилкин [и др.]; авт ред. А. В. Князева; Тольяттинский гос ун-т. Тольятти, 2007. 375 с. 100 экз
media -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
diploma -> Имени м. В. Ломоносова социологический факультет
diploma -> Имени м. В. Ломоносова социологический факультет
diploma -> Дипломная работа «Объяснение иностранными и русскими студентами причин успехов и неудач во взаимодействии с однокурсниками»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница