Космогонические мифы в текстовом выражении теории виртуальной реальности
Рейзвих Яна Сергеевна
Магистрант Российского Гуманитарного университета, Москва, Россия
XX век стал веком возвращения к мифу и мифологии, поиску архаического синкретического единства как средства утверждения гармонии и снятия противоречий окружающего мира. Научно-техническая революция, набиравшая обороты с конца XVIII века, позволила в XX веке подойти к исполнению дерзкой фаустовской мечты: поставить себя на место демиурга и сотворить собственный мир. В середине прошлого века появляются термины «виртуальный мир» и «виртуальное пространство», начинаются разработки теории искусственного интеллекта, вышедшей из чисто технического роботостроения. Таким образом, имеет смысл говорить о трех разновидностях мифов, лежащих в основе мифологии и философии этих новых областей науки:
-
космогонические, т.е. мифы о появлении и организации нового- виртуального мира (virtual world), где человек –создатель воспринимается и является, по сути, демиургом (creator) (программирование, виртуальная реальность, моделирование реального или ирреального мира в условиях виртуального);
-
антропогонические, т.е. мифы о создании себе подобного, искусственного интеллекта, нового гомункула (искусственный интеллект, виртуальные двойники, аватары, компьюторные герои, за которых играет человек);
-
мифы о происхождении языка (отражено, в основном, в принципах языков программирования и в способах обучения искусственного интеллекта навыкам человеческой речи).
Рассмотрим подробнее эти три типа мифов на материале текстового выражения общих принципов языков программирования; социальных сетей vkontakte.ru, facebook.com; программ создания виртуального пространства Second life, Webots.
-
Космогонические
В анализе удобно применить классификацию Чарльза Лонга (создание ex nihilo, создание из мысли, через появление в готовом виде, от предков, и.т.д.), принятую за основу во многих европейских и амерканских энциклопедиях мифов
Важно отменить, что новый/виртуальный мир создается по законам, дублирующим происхождение реального мира, руководствуясь теми же правилами. В виртуальном мире может быть больше возможностей, чем в реальном, что сближает его с миром мифологическим, где реальность является чудесной «сверхреальностью».
Интересно отметить, что наиболее универсальные типы космогонических мифов (из ничего и из хаоса) эффективно сочетаются в создании виртуального мира: с одной стороны, создание мира из хаоса (Webots, Second life: «create from (x)»), т.е. из какой-то первичной материи более отвечает научно-техническому познанию (теория большого взрыва являющаяся одной из основных и повсеместно признанных теорий возникновения Вселенной), с другой стороны, христианская подоплека монотеизма и традиции бога-демиурга включается в мифологию виртуальных миров в виде программиста/ дизайнера, т.е. creator /создателя данного пространства (программа Webots: «create a world/ run a world»).
Не менее важным является примат мысли/интенции над выполнением, что сближает создание виртуального мира с мифами о создании из мысли демиурга (первичность написанного кода над запуском).
-
антропогонические
Люди/ живые объекты, обладающие человеческим интеллектом возникают только после создания виртуального мира, поэтому наибольшее значение имеет модель возникновения из хаоса, т.е. из живой материи, в роли которой выступает набор функций, умений, характеристик – внешних и внутренних (создание virtual self в Sims, социальных сетях facebook и vkontakte (поля «интересы», «вдохновляют», «главное в жизни», которые при заполнении становятся тэгами, позволяющими осуществлять поиск по всем людям с этой характеристикой)).
В виртуальном пространстве Second life имеется возможность создать собственного аватара, наделив его своими пристрастиями, характеристиками; тестировать его поведение в различных обстоятельствах, сравнивая со своим; таким образом, здесь подключается миф о Deus Faber creation, демиурге, наделяющего человека своими чертами.
-
мифы о происхождении языка
Язык в виртуальном пространстве изначально задан как приобретенная, дарованная демиургом способность. Языки программирования функциональны, несамостоятельны и используют паттерны реального живого языка (языки программирования основаны на базовой и специально-технической лексике английского языка с редуцированной или переосмысленной семантикой). Способность говорить у объектов виртуальной реальности и роботов заложена либо изначально демиургом, либо приобретается в общении с человеком эволюционно (робот Honda Asimo и способ обучения языку от пользователей).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-
в XX веке происходит возврат к мифологическим теориям происхождения мира и человека, так как человек приобретает способность творить собственную виртуальную реальность;
-
наибольшую продуктивность имеют мифы происхождения из хаоса и происхождения из ничего, особенно их комбинация, объединяющая активную модель демиурга с признанием существования первоначальной материи;
-
ни робототехника, ни виртуальная реальность не дали человеку возможность оторваться от антропоцентрического мировосприятия, таким образом, миф XX-XXI века, использованный в науке есть не что иное, как рефлексия архаической культурной памяти.
Список литературы:
-
Long Charles H. Alpha: The Myths of Creation. NY, 2003.
-
Leeming David A. Creation Myths of the World [2 volumes]: An Encyclopedia. NY, 2010.
-
History of programming languages, Volume 2. NY, 1996.
-
http://www.susankish.com/susan_kish/vw_secondlife.html
-
http://www.cyberbotics.com/overview
Поделитесь с Вашими друзьями: |