Коррекционно-развивающие занятия



страница1/15
Дата27.07.2022
Размер125 Kb.
#187775
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Связанные:
zanyatiya po povysheniyu motivatsii podrostkov
встреча по подросткам, trus

Коррекционно-развивающие занятия
по повышению уровня учебной мотивации подростков

Раднёнок Наталья Владимировна


педагог-психолог
ГУО «Гостиловичская средняя
общеобразовательная школа Логойского района»
Логойский район, д. Гостиловичи
Пояснительная записка
При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. И каждого педагога волнует как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.
К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится школьник, не анализируют процесс обучения с этой точки зрения. Вместе с тем самые, казалось бы, мелочи методики обучения, как, например, подбор и последовательность примеров и задач, имеют прямое, непосредственное отношение к формированию учебной мотивации. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.
Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).
Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка.
В 2008 году в ГУО «Гостиловичская средняя общеобразовательная школа Логойского района» было проведено исследование уровня мотивации к обучению у школьников среднего и старшего звена. Использовался метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, который основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой. Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки.
Результаты получились следующие:
I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему – 20% учащихся 10-11 классов и 2 % учащихся 6-9 классов;
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу - 25% учащихся 10-11 классов и 23% учащихся 6-9 классов;
III уровень — средний уровень со сниженной познавательной мотивацией 45 % учащихся 10-11 классов и 79% учащихся 6-9 классов ;
IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению 10 % учащихся 9-11 классов и 20 % учащихся 6-9 классов;
Как видно из исследования уровень мотивации немного повышается к 10-11 классу, что скорее всего вызвано с планами на будущее у подростков (они задумываются куда им стоит поступать, на какие предметы налегать, готовятся к экзаменам и тестированию…) к сожалению очень много подростков средней ступени имеют сниженную познавательную мотивацию, что резко ухудшает их успеваемость, остается много «пробелов» в усвоении школьной программы, особенно физико-математического цикла и им тяжело все усвоить и нагнать в старших классах.
В силу этих причин и желания повысить уровень успеваемости путем повышения учебной мотивации администрация школы поручила СППС разработать программу занятий с детьми.
Программа была разработана для детей от 12 до 17 лет. Группы формировались по желанию подростков, учитывались возрастные особенности, но обязательно включались ребята из семей СОП (подростки редко отказываются от посещения занятий, поэтому охвачены были почти 100% детей со сниженной мотивацией, а к ним так же примкнули более сильные учащиеся).
Работа с родителями в сельской школе, к сожалению, имеет свою специфику. Большинство родителей имеют низкий социокультурный уровень, у них, как правило среднее или базовое образование, очень тяжело идут на контакт со школой. Работать с ними легче всего в индивидуальном порядке, и работа несет в основном информативный характер. Родители детей в сельской школы работают в основном в СПК, где достаточно тяжелый график работы (могут неделями работать без выходных, с самого раннего утра и до позднего вечера). Дети чаще всего предоставлены сами себе. Поэтому они очень любят посещать во внеурочное время школьные кружки, секции, дополнительные занятия, если , конечно есть желание педагога. Практически во всех семьях сельской местности родители употребляют спиртные напитки, что также негативно сказывается на развитии и воспитании детей.
Работа с учителями проводилась в этом направлении при помощи психолого-педагогического семинара. Но основной упор делался на работе с детьми, на развитии их самостоятельности, независимости от родителей и педагогов.
Занятия проводились как правило в 3 четверти. Данные занятия можно проводить как в групповой так и в индивидуальной форме. За три года, было отмечено, что во время работы группы, а также по окончании, успеваемость повышается и держится достаточно устойчиво. Так , 2 года подряд 1-2 учащихся 8 классов поступают в областной лицей для одаренных детей (причем из семей СОП так же). А в 2010 году из 10 выпускников школы 4 поступили в ВУЗы (БГУ, БГУИР, БГПУ), 2 из них из семей СОП. 4 учащихся в средние специальные заведения, 2 в ССузы. При анкетировании, на вопросы касающиеся профориентации, ребята отмечали данные занятия как основной фактор, который помог им определиться с профессией и планировать будущее.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница