Коррекционно - развивающая работа с детьми
с синдромом Дауна в условиях Центра психолого – педагогической реабилитации "Орион"
На современном этапе известно, что число людей с синдромом Дауна увеличилось в России примерно на 30% за последнее десятилетие.
В Оренбургской области официально зарегистрировано около 1% детей и молодых людей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семье, вне социальных учреждений. Несмотря на большое количество имеющихся в нашем городе специализированных учреждений, коррекционных центров, данная категория детей получает лишь адресную поддержку. Семьям, где воспитываются такие дети, не оказывается полный спектр комплексных психолого-педагогических услуг, способствующих успешной интеграции в социум. Между тем известно, что от ранней комплексной помощи зависит снижение степени ограничения жизнедеятельности ребенка с синдромом Дауна.
Как и каждого из нас, у человека с синдромом Дауна есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы. Несомненно и то, что что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное педагогическое сопровождение, ходить в детский сад и в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе.
Все описанное нами выше указывает на то, что сегодня необходимо переосмысление основных аспектов оказания помощи детям с синдромом Дауна. Помощь данной категории детей (а также молодых людей) будет носить примитивный характер, а также должна осуществляться как можно раньше и захватывать весь спектр в рамках развития конкретного ребенка. Помощь должны реализоваться широким спектром специалистов (педагог, педагог - психолог, логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, массажист и т.д.).
Командная работа специалистов с вовлечением родителей в работу не только позволяет вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребенка с синдромом Дауна, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество человека с особыми потребностями как его равноправного члена.
В рамках коррекционно - развивающей работы МАУДО «ДТДиМ», Центра психолого-педагогической реабилитации «Орион» решаются задачи по ранней социализации детей с синдромом Дауна.
1. Создание информационного поля позитивной интеграции в общество детей с синдромом Дауна.
2. Создание оптимальных условий для максимального продления физической активности детей с синдромом Дауна, их оздоровления, повышения жизненного тонуса средствами социальной, культурной работы, психологической помощи и др.
3. Содействие активному участию детей с синдромом Дауна в жизни общества.
4. Обеспечение полноценного межличностного общения, развития речевой активности детей с синдромом Дауна.
5. Реализация собственных возможностей внутреннего потенциала детей с синдромом Дауна.
6. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей детей с синдромом Дауна, возможность их личностного развития.
7. Развитие самостоятельности и ответственности детей с синдромом Дауна в поиске решений вопросов, связанных с улучшением условий собственной жизни.
8. Изменение отношения общества к детям синдромом Дауна.
Реализация указанных выше положений проводятся в несколько этапов:
- подготовительный этап;
- организационный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
Реализация целей и задач на каждом этапе осуществляется по следующим направлениям (представлены некоторые направления).
Реабилитация.
В рамках данного этапа проведение следующих мероприятий:
1. Массаж.
2.Оздровительно-профилактические мероприятия.
3.Организация творческих объединений.
4.Организация просветительской деятельности.
Педагогическая работа.
В рамках данного этапа проведение следующих мероприятий:
1. Образовательная работа (подготовка к школьному обучению);
2. Воспитательная работа (подготовка к поступлению в ДОУ);
3.Развивающая работа (индивидуальные, групповые занятия).
4. Консультативная работа специалистов.
Социально-психологическая адаптация.
В рамках данного этапа проведение следующих мероприятий:
1. Арт-терапия.
2. Сказкотерапия.
3. Песочная терапия.
4. Игротерапия.
Организационно – досуговая деятельность семьи ребенка с синдромом Дауна.
1. Ранняя помощь ребенку с синдромом Дауна (индивидуальные и групповые занятия, работа педагога на дому с ребенком с синдромом Дауна).
2. Организация благотворительных акций.
3. Совместное участие ребёнка и родителей в праздниках, проведение досуговых мероприятий.
4. Участие детей с синдромом Дауна в выставках детского творчества городского, областного, всероссийского уровня.
Список литературы
Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация и методика работы адаптационных групп) Методическое пособие. П.Л. Жиянова при участии М.Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |