Коррекционная педагогика и психология Тема опыта



страница1/7
Дата18.02.2016
Размер1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Коррекционная педагогика и психология
Тема опыта: «Формирование эмоциональной устойчивости педагогов посредством программы тренинговых занятий по профилактике эмоционального выгорания»

Автор опыта: Войтенко Галина Павловна, педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 84 г. Белгорода.

Рецензенты:

Нагель О.П., доцент кафедры психолого-педагогического и специального образования ОГАОУ ДПО БелИРО, кандидат педагогических наук.

Бок О.В., старший методист кафедры психолого-педагогического и специального образования ОГАОУ ДПО БелИРО.

РАЗДЕЛ I ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Становление педагогического опыта по теме «Формирование эмоциональной устойчивости педагогов посредством программы тренинговых занятий по профилактике эмоционального выгорания» осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 84 г., где воспитанием и развитием детей ежегодно занимаются 36 педагогических работников. Приоритетным направлением всегда было сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В ДОУ создана атмосфера профессионального поиска наиболее эффективных путей организации педагогического процесса. Одним из условий достижения качественного результата деятельности учреждения являются профессиональные кадры. В детском саду работают компетентные, творческие педагоги, отличительной чертой которых является любовь к детям и образованность. Анализируя качественный состав педагогов (по стажу работы) можно сделать вывод, что большинство педагогов имеют стаж работы свыше 10 лет. Так, в 2013-2014 учебном году стаж работы от 0 до 3 лет имеют 3 педагога (8,3%), от 3 до 5 лет – 1 (2,7%), от 5 до 10 лет – 8 (21,6%), от 10 до20 лет – 11 (29,7%), свыше 20 лет – 10 (27 %) педагогов. Педагоги отмечают, что работа с детьми приносит радость, наполняет жизненной энергией. Однако, так как профессиональная деятельность педагогов прежде всего связана с интенсивным общением и высокой степенью ответственности за жизнь и здоровье детей, велик риск появления синдрома эмоционального выгорания.



Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, поведенческой и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Исследования показывают, что синдром эмоционального выгорания проявляется у 54% педагогов в возрасте 35-40 лет со стажем профессиональной деятельности 10-15 лет. То есть, когда педагог накопит достаточный опыт работы и станет квалифицированным профессионалом, он становится наиболее уязвим для синдрома эмоционального выгорания.

Началом работы над опытом послужил запрос администрации ДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов. В 2008 году была проведена стартовая диагностика эмоционального состояния педагогов, уровня их эмоционального выгорания, творческого потенциала и характера профессиональной мотивации (результаты отражены в разделе III «Результативность опыта). В ходе анализа результатов стало очевидным необходимость оказания практической помощи и поддержки педагогам с целью развития их личности в целом и устойчивости к стрессу и психоэмоциональным перегрузкам в частности.

Актуальность опыта

В «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года» под психологическим обеспечением образования понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные единицы, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов 7. Современная система образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности, к личностным особенностям. Вместе с тем, напряженная профессиональная деятельность и несформированность профессионально значимых качеств приводит к, так называемому, профессиональному «сгоранию». Вместе с тем установлено, что низкий уровень профессиональной направленности педагога связан с развитием эмоционального выгорания 9. А основным психологическим механизмом преодоления синдрома эмоционального выгорания признается внутренняя активность личности в направлении самореализации в профессиональной деятельности.

В современном обществе достаточно остро стоит проблема сохранении здоровья как физического, так и психического и социального 6. Актуальность опыта очевидна, так как воспитатель – профессия социальная и педагоги подвержены риску возникновения синдрома профессионального выгорания, который является одним из способов психологической защиты личности от профессиональной деформации. Профессиональная деформация - это психологическое изменение, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и структуру личности.

В каждом образовательном учреждение осуществляет свою деятельность педагог-психолог, который осуществляет психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса через следующие виды деятельности: психологическое просвещение, психологическая коррекция и развитие, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическое консультирование. К сожалению, отсутствие специальных условий и наличие большого количества направлений работы психолога не позволяют качественно и своевременно осуществлять психологическую помощь педагогам. Используемые в практике педагога-психолога ДОУ такие формы работы как просвещение и консультирование (индивидуальное и групповое) не дает высоких результатов, что подтвердили результаты стартовой диагностики. Требуется разработка и внедрение такого комплекса психолого-педагогических мероприятий, которые позволят систематически осуществлять комплексную профилактическую и коррекционно-развивающую работу по предотвращению развития синдрома профессионального выгорания.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов через использование средств психолого-педагогической помощи и поддержки, и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей взаимодействия педагогов и педагога-психолога на основе использования наиболее эффективных средств профилактической и коррекционно-развивающей работы, способствующих:

- развитию личности педагога в направлении самореализации в профессиональной деятельности;

- противодействию формирования синдрома профессионального выгорания.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2011 года по май 2014 года и разделена на несколько этапов.

I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь - октябрь 2011 г. Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, проведение результатов психодиагностики педагогов, изучение психологической, педагогической и методической литературы.

II этап – основной (формирующий) – ноябрь 2011г. – май 2013г. На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих профилактике возникновения синдрома профессионального выгорания педагогов в рамках составление и реализация программы тренинговых занятий для педагогов «Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов».

III этап – заключительный – июнь 2013 - май 2014 г. На заключительном этапе осуществлялся анализ результатов реализации содержания опыта, описание актуального педагогического опыта, его распространение.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен программой тренинговых занятий для педагогов «Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов», которые включают в себя три взаимосвязанных направления психолого-педагогической деятельности: теоретическое, диагностическое, практическое.



Теоретическая база опыта

В основе опыта лежат идеи психологов А.Маслоу6, ст.17, Фрейбергера6, ст.6, В.Зигерта, Л.Ланга6, ст.31, физиолога Ганса Селье6, ст.23, современных психологов-практиков Родионовой В.А.9, Ступницкой М.А. 9, Е.М. Семенова 10, Вачкова2, И.В., Рыдановой И.И. 11, Митиной Л.М.5, ВершловскогоС. Г.2.



В рамках опыта рассматриваются следующие понятия: профессионально-педагогическая направленность, эмоциональное (психологическое) выгорание, стресс, профессиональная деформация, тренинговая работа.

Профессионально-педагогическая направленность – устойчивая, доминирующая система потребностей, мотивов (интересов, убеждений, склонностей и т.д.), определяющая поведение учителя, его отношение к профессии и к своему труду 3, ст.13.

Сегодня в литературе можно встретить такие понятия, как: «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание» - всё это разные названия одного и того же явления. Впервые употребил термин «эмоциональное выгорание» психиатр Х.Фрейбергер в связи с анализом требований, предъявляемым к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие 6, ст.6. Первоначально под феноменом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. К.Маслач, одна из основоположников идеи выгорания, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия к окружающим. Сейчас эмоциональное «выгорание» определяют как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения, проявляющееся в профессиях социальной сферы 4.



Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982):

1 стадия: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия: возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.



Три аспекта профессионального выгорания: снижение самооценки; одиночество; эмоциональное истощение, соматизация.

Симптомы профессионального выгорания:

ПЕРВАЯ ГРУППА - психофизические симптомы (чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА - социально-психологические симптомы (безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА - поведенческие симптомы (ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель затрудняется в принятии решений; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.



Необходимо отметить, что большое влияние на формирование синдрома выгорания оказывает психологический климат в коллективе.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. Стресс в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот термин введен выдающимся канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году. Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям 6, ст.23. В динамике стрессового реагирования Г.Селье выделяет три фазы: реакция тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения.

В узком смысле профессиональная деформация — это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности 5, ст.12. Самое большое влияние на возникновение профессиональной деформации оказывают специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной является разделение труда и все более узкая специализация.

Тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяют создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружение в ситуации выбора и способствуют раскрытию индивидуальных творческих потенций обучающихся, самопознания, самораскрытия и самоопределения.

Эмоциональная устойчивость – неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Эмоциональная устойчивость— интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности 8.

Психологическое здоровье – психологическое здоровье рассматривается как состояние (или характеристика) душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности8.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в рационализации и совершенствовании отдельных сторон психолого-педагогического труда с целью сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов. Автор опыта разработал и реализовал программу, которая позволила в течение трех лет добиться снижения показателей развития синдрома профессионального выгорания педагогов.



РАЗДЕЛ II

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТа

Цель данного педагогического опыта: формирование эмоциональной устойчивости педагогов и профилактики эмоционального выгорания через включение их в программу тренинговых занятий.

Цель данного опыта определяет необходимость решения следующих задач:



  1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме профилактики синдрома эмоционального выгорания и формирования стрессоустойчивости личности.

  2. Выявить с помощью психологической диагностики особенности развития профессионально направленности педагогов, эмоционального состояния.

  3. Отобрать и систематизировать консультативный (теоретический), диагностический и коррекционно-развивающий материал для составления программы занятий тренинга «Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов».

  4. Разработать и организовать тренинговые занятия с использованием диагностических, теоретических и практических процедур и техник для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.

  5. Проверить эффективность реализации программы «Сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов» в отношении профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ.

Для решения поставленных задач необходимо определить основные подходы при формирования опыта. Так как программа состоит из трех взаимосвязанных направлений – диагностического, консультативного (или теоретического) и коррекционно-развивающего (или практического), необходимо акцентировать внимание на основных принципах реализации данных направлений.

Особенность диагностической деятельности в сопровождении педагогов заключается в том, что она должна занимать как можно меньше времени, быть простой и доступной в обработке и анализе, а её результаты должны переводиться на педагогический язык. Основная цель диагностической работы - информационное обеспечение процесса сопровождения. По мнению Бабанского Ю.К., применение психолого-педагогической диагностики в процессе совершенствования личности и деятельности учителя состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и позволяет наметить конкретные пути к устранению этих недостатков. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Диагностика не должна превратиться в самоцель, ее результаты должны подвергаться тщательному анализу и служить основой для планирования и выработки рекомендаций по коррекции и самокоррекции личности и деятельности учителя. На основе этого может успешно производиться подбор методик, способствующих непрерывному совершенствованию профессионального уровня педагогов и повышения личной ответственности учителя в обеспечении качества обучения и воспитания, сохранения психологического здоровья учащихся.

Для реализации диагностического направления программы опыта составили психодиагностический комплекс (Приложение №1).

Одной из первостепенных задач осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении, который в свою очередь является важным условием психического развития ребенка. Педагог-психолог оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе, способствует улучшению форм общения педагогов с воспитанниками, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой. Для реализации данной задачи педагог-психолог использует различные формы работы в рамках коррекционно-развивающей и профилактической деятельности.

Коррекционно-развивающая деятельность ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного профессионального или личностного развития педагогов, на решение в процессе такого развития конкретных проблем профессиональной деятельности или психического самочувствия. Содержание коррекционно-развивающей работы зависит от результатов диагностической деятельности и тех проблем, которые обозначатся в процессе работы.

При построении коррекционно-развивающей работы автор опыта учитывал несколько аспектов. Во-первых, работать необходимо со всей личностью педагога в целом, во всём разнообразии её личностных, мотивационных, эмоциональных и других проявлениях. Только тогда можно получить хороший и ценный результат. Во-вторых, участие педагогов должно быть добровольным. И, в-третьих, работа будет более продуктивной, если педагог будет чувствовать в этой работе определённую логику, последовательность, методическую преемственность, внутреннюю мотивацию на приобретение каких-либо знаний или умений. Эти аспекты были положены в основу разработки содержания программы (Приложение №2).

Основной групповой формой психокоррекционной работы на занятиях является тренинг, в основе которого лежат игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие и решение конкретных профессиональных или личностных проблем, психотехники, направленные на развитие собственно групповых процессов, поддержание благоприятного климата, сплочение и организация развития группового сообщества. Ещё одной часто используемой на занятиях формой является деловая игра. Она воссоздает предметное и социальное содержание профессиональной деятельности специалиста; моделирует профессиональные проблемы, реальные противоречия и затруднения, испытываемые в типичных профессиональных проблемных ситуациях. В процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, способность поиска ответов на поставленные задачи, при обсуждении общих вопросов формируется критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам.

Для реализации программы автор собрал банк упражнений, игровых заданий, диагностических приемов, который включает в себя следующие разделы:

- упражнения, способствующие осознанию профессии педагога и своих личностных особенностей;

- упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению участников группы;

- упражнения для развития познавательной сферы;

- приемы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций;

- профилактика эмоционального выгорания;

- диагностические приемы;

- притчи, истории и сказки, предлагаемые для обсуждения на занятиях;

- важная и полезная информация из теории психологии и педагогики.

В занятия автор также включает групповые консультации, которые представляют из себя теоретический блок (Приложение 3). Консультирование автор опыта наполняет различное содержание, начиная от проблем профессионального или личностного характера до различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. В ходе консультирования решаем разные задачи, например, обучение педагогов навыкам самопознания, самоанализа и использования знаний о своих психологических и профессиональных особенностях и возможностях для успешной профессиональной деятельности и дальнейшего саморазвития; оказание помощи педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности или находящимся в состоянии конфликта, стресса или эмоционального напряжения.

Предлагаемая программа способствует формированию позитивной «Я»-концепции (самооценка, самоуважение, самоэффективность). Полученные навыки дают возможность самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор, развивают репрезентативную систему восприятия информации. Эта программа позволяет накопить опыт в процессе позитивного разрешения внутренних и внешних конфликтов через восприятие различных психических состояний. Дает возможность осознанно отследить в повседневной жизни ситуации, ведущие к стрессам и телесным напряжениям. Учит правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков, овладевать навыками быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям; воспитывать в себе такие качества, как уверенность, чувство собственного достоинства, позитивный взгляд на жизнь, толерантное отношение к себе и другим, умение творчески, нестандартно решать повседневные проблемы. Все эти изменения ведут к формированию здоровой, целостной, гармоничной личности.



Цели программы:

  1. Гармоничное развитие личности через раскрытие творческого потенциала и ресурсов (телесных и психических).

  2. Способствование сохранению физического, психологического, социального здоровья нации, формированию позитивного мышления.

  3. Содействие приобретению позитивного опыта взаимодействия в различных кризисных ситуациях.

Задачи:

1. Знакомство с теоретическими и практическими подходами в области здоровьесбережения, стрессоустойчивости.

2.Отработка на практике технологий снятия психоэмоцио-
нального напряжения, общее оздоровление организма.

3. Формирование позитивной «Я»-концепции.

4. Развитие и совершенствование ресурсов личности.

5.Актуализация поиска своего индивидуального стиля жизни.

6.Стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.

Реализация программы.

Программа реализуется по 3 направлениям: теоретическое, диагностическое, практическое.

Теоретическое направление позволяет ввести участников в смысловое поле проблемы. Происходит информирование по данной теме. Диагностическое направление необходимо для самодиагностики психических состояний, свойств личности, ценностей, направленности личности и т. п. В процессе анализа собственной личности у клиента появляется мотивация к самопознанию и самоизменению, что ведет к расширению ресурсных возможностей человека.



В практическом направлении идет знакомство с методами и технологиями снятия психоэмоционального напряжения, обучение на практике конкретным приемам работы с различными состояниями психики.

Занятия проводятся в форме тренинга с использованием методов: телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, рациональной терапии, техник визуализации, релаксации, дыхания, НЛП, обучающей кинестезиологии, а также проводятся дискуссии, беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика, с использованием элементов индивидуальной и групповой психотерапии. Данные методы могут варьироваться в зависимости от требований ситуации.

В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная формы работы. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями участников, что предполагает необходимую коррекцию времени, режима и содержания программы.

Структура занятий:

  1. ритуал приветствия, способствует групповому сплочению, создает атмосферу доверия и принятия;

  2. разминка - антистрессовая гимнастика, снимает накопившееся напряжение, готовит мышечный аппарат к телесно-ориентированной терапии (ТОТ);

  3. основное содержание занятия, способствует восприятию тонкочувственных телесных импульсов, осознанию причин мышечных зажимов и их последствий для психосоматического здоровья. Применяются методы ТОТ, арт-терапии, техники релаксации, визуализации, рационального анализа;

4) заключительный этап, проводится рефлексия прошедшего занятия, констатация эмоционального состояния. Ритуал прощания, подведение итогов занятия.

Критериями оценки данной программы могут выступать следующие результаты работы:

  • улучшение общего самочувствия участников группы;

  • изменения в личной жизни и в профессиональной карьере;

  • ослабление или полный уход психосоматических симптомов;

  • повышение уровня энергетической заряженности, что может проявляться в высокой работоспособности и более высокой концентрации внимания при достижении поставленных целей;

  • улучшается качество жизни, увеличивается репертуар возможных поведенческих выборов, появляется субъективное чувство стабильности;

  • совершенствуются межличностные отношения.

Для эффективной деятельности по реализации данной программы необходимы следующие материально-технические ресурсы:

  • пространство для проведения занятий (спортивный зал, любое помещение, где могли бы свободно разместиться и активно двигаться 7-10 человек);

  • музыкальное сопровождение: музыкальный центр, музыкальные композиции, видеомагнитофон, диски с видеозаписями релаксационного действия;

  • туристические коврики или маты для выполнения упражнений лежа;

  • различные канцтовары (карандаши цветные, краски, бумага, пластилин, скотч, ватман, цветная бумага и др.).

В процессе реализации программы были определенные трудности. Так как учебно-воспитательный процесс в ДОУ не может быть прерван и дети в учреждении находятся в течение всего рабочего дня, весь коллектив был разбит на три подгруппы, занятия с которыми проводились либо до начала рабочей смены, либо по ее окончанию. Тематическое планирование рассчитано на 8 занятий по 1,5 часа каждое, которые проводились ежемесячно (кроме мая и летних месяцев) в течение трех лет. Ежегодно в рамках темы идет ее расширение и углубление материала.

Раздел III. Результативность опыта

Для отслеживания результативности реализации актуального педагогического опыта автором была разработан диагностический комплекс. Выбор методик опирался на основные положения теоретической базы опыта (ст.5-8). Комплекс включает в себя следующие психодиагностические методики:

1. Определение уровня подверженности стрессу (Е.А.Шкуринская)


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница