Коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет. Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет



Скачать 457.6 Kb.
страница1/5
Дата22.02.2016
Размер457.6 Kb.
  1   2   3   4   5

Коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет


Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и встречаются в норме у большинства детей этого возраста.(1) Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой — такие, как рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов и т. д. (2)

Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза), которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или семейных особенностей, либо степень страха настолько велика, что препятствует его естественной переработке. Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком. В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.) (1,4). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы.

Последний фактор оказывается немаловажным: обустройство помещения для игротерапии, например, требует значительных организационных и финансовых затрат. Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:


  • детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;

  • рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

В основу методики легли следующие принципы (3,4):



  1. рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;

  2. рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

  3. любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка ;

  4. рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;

  5. главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке — метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок.

  6. принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;

  7. терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов;

  8. присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;

  9. каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:

  • умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего;

  • ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы. В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.

Суть методики заключается в следующем. Ребенка просят нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни. Выявление «друзей» персонажа имеет смысл позитивного якоря. Определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, является «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж. В работе используется принцип «режиссера фильма», т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, терапевт может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. «Фильм» можно «прокручивать» назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик. Использование в процессе совместного творчества терапевта и клиента режиссерских приемов, разработанных в рамках символдрамы Лейнера (принципа «примирения», «кормления и подкупа», «лидера», «символической конфронтации», «истощения и уменьшения», «магических жидкостей» (5), как показал опыт, очень эффективно.

Например, при работе с негативными эмоциями ребенка введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или любой другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, приводит к значительному облегчению состояния ребенка уже после одной сессии. Усвоение «волшебной палочки» позволяет осуществить своеобразный контр-перенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. «Волшебную силу» можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками. Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе терапевт обязательно должен установить раппорт, чтобы чутко отслеживать все возможные изменения фокуса эмоций. Перед началом работы необходимо информировать родителей о сути коррекционной работы, а также предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним терапевта. Уже первая — диагностико-коррекционная сессия — дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих сессиях определяется обоюдным желанием ребенка и родителя.

Коррекционная работа с применением данной техники была проведена примерно с 50-ю детьми. В большинстве случаев состояние детей отслеживалось в течение не менее года после коррекционной работы. Методика показала свою эффективность (около 70%) при снятии страхов перед школой, страха оставаться дома одному, повышенной тревожности и возбудимости, агрессивном поведении, а также нарушениях сексуального поведения. Негативных последствий применения данной методики на исследуемой выборке детей не выявлено.

Приложение:


Какие вопросы задавать ребенку в ходе сессии?

1. Стадия контакта:

-Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..


После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога:
-Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь — так и будет в твоей сказке!

2. Стадия коррекционно-диагностическая (сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи)

До начала совместного рисования и для «разогрева» можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует психолог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.

-О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?

-Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья? Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть и они решили погулять? Куда они пошли?


Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу? Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть? Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий добрые силы) держит волшебную палочку. Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь у него есть волшебная палочка! Он все может! Он сильнее всех! Он может, к примеру, превратить Злодея во что угодно! Или уменьшить его! А потом уже поговорить J
Альтернатива:

-А может быть, персонажу не нравится то, что его окружает? Что именно? Как бы ему хотелось это изменить, чтоб понравилось? (в том случае, если отсутствует персонификация негативной эмоции).



3. Стадия завершения

Сессию можно заканчивать, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п. Можно сказать:

-Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай…)

В конце каждой сессии (а она длится 30-60 минут, в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если психолог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, можно завершить развитие сюжета на промежуточном этапе. Например: «И тогда они сели отдохнуть…») проводится экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка.


Следует особо подчеркнуть, что невозможно описать четкий алгоритм работы психолога, поскольку каждая новая сессия совершенно не похожа на другие. Выше приведены вопросы, наиболее часто задаваемые психологом.

Стоит особо отметить, что в случае повторения сюжета (что само по себе является диагностическим признаком), нужно настойчиво изменять, шаг за шагом, составные элементы сюжета, предлагая версии самому ребенку. При этом ребенок может принять или отвергнуть изменения. В любом случае, задачей психолога является организация «встречи» и взаимодействия персонажа с фигурой, которая вызывает страх, а также предложение ребенку в ходе развития сюжета ресурсов, которые помогут переработке страха. В ходе возможных «переговоров» персонажа с фигурой, вызывающей страх, можно разыграть действие по ролям, при этом роли полезно менять.

Не следует ускорять процесс: если ребенок не чувствует достаточно ресурсов, чтобы преодолеть основной страх, полезно проработать «периферийные» страхи: рано или поздно, в том или ином обличье «коренной» страх проявит себя в рисунке.

Литература:



  1. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л, 1982

  2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 1999.

  3. Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М,,2001.

  4. Саthy A. Malchiodi. Understanding Children`s Drawings. Ginilford Press, NY,1998.

  5. Психотерапия детей и подростков. Под ред. Х. Ремшмидта. Пер. с немецкого. М, «Мир», 2000




Полнотекст

В современной системе образования, как и во все обществе намечаются серьезные перемены в связи с изменением ситуации, как в политической жизни страны, так и в ее экономической сфере. Переосмысливаются цели, задачи, методы воспитания подрастающего поколения. В общество приходит понимание того, что развитие человека есть непрерывный процесс и в этом процессе важно не только развитие умственных способностей, но и всех сторон личности человека. Также принципиальное значение принимает положение о том, что каждый индивид имеет право на полноценное развитие, используя все предоставляемые общественными институтами возможности, независимо от его физического и умственного состояния.

Л.С. Выготский писал о том, что нет развития личности без присвоения социального опыта, переработки его внутри, а затем выведения его опять во вне, но уже в переработанной форме (законы интериоризации и экстериоризации). Это же можно со справедливостью отнести к эмоциям и чувствам. Мы видим эти процессы у ребенка именно в творческой деятельности и игре особенно ярко и наглядно. Творчество ребенка обнаруживается уже в самом раннем детстве.

Ребенок с удовольствием малюет пальцами или кисточкой, мнет пластилин, экспериментирует с бумагой. «Очевидно, творческие силы ребенка сосредотачиваются на рисовании не случайно, но потому, что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста возможность наиболее легко выразить то, что им владеет» - считает Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте».


Когда ребенок регулярно занимается свободным творчеством, его фантазия находит выражение в материальной форме, на листе бумаги, что обеспечивает психологическое развитие, формирование новых образов и чувств.

Психологические особенности дошкольников с задержанным темпом психического развития описывались в 80-х годах (У.В. Ульенкова, Е.С. Слепович, Т.З. Стернина и др.). Однако особенности личности и эмоциональной сферы изучались фрагментарно, недостаточно полно, в соответствии с идеологией своего времени, когда эмоции и чувства рассматривались только с точки зрения волевых и умственных критериев.

Нами было проведено исследование, направленное на изучение выражения эмоций и чувств у детей 6-7 лет, посещающих специальные группы дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития, в процессе рисования. На занятии детям читались небольшие стихи, отражающие различные настроения. Детей спрашивали, какое настроение вызывает данное стихотворение, какие настроения еще они знают. Затем детям предлагалось нарисовать красками любое настроение. Оказалось, что все дети знают, какие бывают основные настроения (веселое, радостное, грустное, печальное, спокойное, тревожное). Дети с удовольствием рисовали настроения. Причем перед рисованием им говорилось о том, что необязательно рисовать что-то особенное, главное выбрать понравившуюся краску. Можно рисовать штрихами, мазками, точками, линиями, но чтобы глядя на рисунок можно было сказать, какое настроение изобразил автор. Причем после того, как они заканчивали один рисунок, просили дать еще бумаги и продолжали рисовать. Каждого ребенка просили назвать то настроение, которое он изобразил. Дети отвечали с охотой и, что особенно важно, адекватно выбранному цвету (черный цвет - грустное, оранжевый - веселое и т.д.) Воспитатели отмечали, что после такого рисования дети становились спокойнее, были менее возбуждены, дольше могли играть.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дети дошкольного возраста с задержкой психического развития могут адекватно выразить то, что ими владеет, используя такой творческий метод как рисование красками.



Полнотекст

Диагностика эмоциональных особенностей дошкольников с ЗПР обычно оказывается второстепенной задачей при изучении других характеристик указанной категории детей. В то же время исследователи отмечают значимые различия эмоциональных реакций детей с ЗПР и детей с нормальным уровнем развития. Э.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. М.Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. В.В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с ЗПР от условий воспитания. Е.С. Слепович — проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

 

Полный текст статьи читайте на сайте газеты "Дошкольное образование"






http://dob.1september.ru/2004/14/3.htm


Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница