Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – основная информация



Скачать 439.31 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер439.31 Kb.
  1   2   3
Факультативный протокол к Конвенции по ликвидации всех

форм дискриминации в отношении женщин и как его использовать для продвижения прав женщин
Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – основная информация:
Дискриминация в отношении женщин – определение

Меры, которые необходимо принимать для ликвидации дискриминации

Вопросы, регулируемые Конвенцией

Общие рекомендации

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Процесс представления докладов

Роль неправительственных организаций: предоставление альтернативной

информации Комитету

Государства-участники
Факультативный протокол к Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Общая информация

Обязанности государств-участников в соответствии с положениями Факультативного протокола



Влияние оговорок к Конвенции в соответствии с Факультативным протоколом
Процедура представления сообщений


  • Что такое процедура представления сообщений?

  • Кто может подать сообщение?

  • Когда можно использовать процедуру представления сообщений?

  • Как использовать процедуру представления сообщений и как подготовить сообщение?

  • Когда Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин отказывается принять сообщение?

  • Какие критерии в соответствии со статьей 4.2 Факультативного протокола определяют неприемлемость сообщения?

    • Сообщение несовместимо с положениями Конвенции

    • Сообщение объявлено «явно беспочвенным»

    • Сообщение объявлено «недостаточно обоснованным»

    • Сообщение представляет собой злоупотребление правом на направление сообщения

    • Факты, являющиеся предметом сообщения, имели место до того, как Факультативный протокол вступил в силу для соответствующего государства-участника

  • Что такое временные меры?

  • Что происходит после подачи сообщения?

  • Что происходит, когда Комитет объявляет сообщение неприемлемым?

  • Что происходит, когда Комитет объявляет сообщение приемлемым?




  • Конфиденциальность и безопасность женщин, использующих процедуру представления сообщений

Дела, поданные в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с процедурой представления сообщений
Процедура проведения расследования


  • Что такое процедура проведения расследования?

  • Как использовать процедуру проведения расследования?

  • Что происходит после того, как Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин получил достоверную информацию о «серьезном или систематическом» нарушении(ях) прав женщин, изложенных в Конвенции?

  • Конфиденциальность и безопасность женщин, использующих процедуру проведения расследования


Расследования, проведенные Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Различные механизмы защиты прав человека: аргументы за и против

Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – основная информация:
Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году и вступила в силу в сентябре 1981 года, через тридцать дней после того, как ее ратифицировало двадцатое государство-участник. По состоянию на май 2009 года 186 государств из 192 государств-членов ООН подписали Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, что делает ее одним из наиболее ратифицируемых договоров, касающихся прав человека. Конвенция была подготовлена и принята для лучшей защиты и продвижения прав женщин.
Конвенция является первым международным документом, в котором содержится определение понятия «дискриминации в отношении женщин».
Дискриминация в отношении женщин – определение
Согласно статье 1 Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин:

понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по половому признаку, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
Определение понятия дискриминации имеет широкий смысл и охватывает не только прямую дискриминацию, которая зачастую определяется довольно просто, но и ее проявления, независимо от того была ли дискриминация умышленной или нет, являющиеся результатом применения законов, политики или практик, которые формально считаются гендерно-нейтральными, но на практике имеющие негативное влияние на положение женщин. Дискриминацией считаются действия, включающие в себя любое различие, исключение или ограничение, которое ведет к неравным возможностям мужчин и женщин при пользовании или осуществлении ими своих гражданских прав и основных свобод во всех сферах жизни. Согласно Конвенции защита прав всех женщин происходит на равной для всех основе. Статьи 1 и 3 обязывают государства-участников предпринимать все соответствующие меры для развития и продвижения прав женщин. Это также подразумевает шаги, нацеленные на ликвидацию препятствий, с которыми сталкиваются женщины и которые уходят корнями в культуру и традиции народа.
Меры, которые необходимо принимать для ликвидации дискриминации
Государства-участники принимают на себя обязательства осуждать и проводить политику ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В статьях 2-5 говорится, что государства-участники должны принимать надлежащие меры во всех областях жизни (политической, социальной, экономической, культурной и пр.) для обеспечения продвижения женщин с тем, чтобы гарантировать им полное осуществление прав человека, а также основных свобод на основе гендерного равенства. Средства, которые должны быть использованы для достижения данных целей и ликвидации дискриминации в отношении женщин, включают следующие меры:


  • принятие новых законов,

  • учреждение национальных судов и других государственных учреждений для защиты женщин от дискриминации,

  • усовершенствование или отмена существующих законов, обычаев и практик, представляющих собой дискриминацию в отношении женщин,

  • введение санкций, там, где это необходимо, чтобы обеспечить женщинам эффективную защиту от дискриминации со стороны какого-либо лица, организации или предприятия,

  • принятие временных специальных мер, которые не должны считаться дискриминационными, если направлены на ускорение «фактического равенства между мужчинами и женщинами». Данные специальные меры ни в коем случае не должны повлечь за собой «сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов» и «должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения».

Принимая Конвенцию, государства-участники также обязуются принимать все надлежащие меры, чтобы изменить социальные и культурные модели социального гендерного поведения с целью искоренения предрассудков и всех видов прочих практик основанных «на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин».

Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин позволяет государствам-участникам «вносить оговорки» во время ратификации или присоединения к Конвенции в том случае, если данная оговорка совместима с целями и задачами настоящего договора. Это означает, что государство-участник может заявить, что оно не принимает в качестве обязательной часть или части договора. Информация обо всех оговорках, внесенных государствами-участниками, доступна на сайте Бюро Верховного Комиссара ООН по правам человека.
Вопросы, регулируемые Конвенцией
Конвенция охватывает «все формы дискриминации в отношении женщин» во всех сферах жизни, включая «политическую, экономическую, социальную, культурную, гражданскую и любую другую» (статья 1). Это означает, что Конвенция налагает на государства-участников обязательство принимать «все соответствующие меры» по ликвидации дискриминации в отношении женщин в каждой сфере ее жизни, включая дискриминацию в семье. Кроме того, Конвенция содержит статьи, относящиеся к определенным сферам жизни женщин. Данные статьи включают:


  • Торговля женщинами и проституция (статья 6)

  • Политическая и общественная жизнь (статья 7)

  • Представление и участие (статья 8)

  • Национальность (статья 9)

  • Образование (статья 10)

  • Трудоустройство (статья 11)

  • Здоровье (статья 12)

  • Экономические и социальные блага (статья 13)

  • Женщины, проживающие в сельской местности (статья 14)

  • Равенство перед законом (статья 15)

  • Брак и семейная жизнь (статья 16)


Общие рекомендации
Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин интерпретирует статьи Конвенции в официальных заявлениях, называемых Общими рекомендациями, которые формулируются для того, чтобы обеспечить более глубокое понимание прав и обязанностей, содержащихся в статьях Конвенции и приложении к ней, а для предоставления государствам-участникам руководства по обеспечению выполнения положений Конвенции. Общие рекомендации отражают развитие стандартов прав женщин и прогрессивную интерпретацию этих прав, осуществляемую Комитетом.
Более подробную информацию о том, как должны пониматься конкретные специфические права, гарантируемые Конвенцией, можно найти в следующих рекомендациях:


  • Насилие в отношении женщин – общая рекомендация №19, 1992

  • Равенство в браке и семейных отношениях – общая рекомендация №21, 1994

  • Женщины в политической и общественной жизни – общая рекомендация №23, 1997

  • Женщины и здоровье – общая рекомендация №24, 1999

Еще одна заслуживающая особого внимания рекомендация – общая рекомендация №25 – содержит важную информацию о «временных специальных мерах», которые государства-участники должны принимать для ускорения фактического равенства между мужчинами и женщинами.


На сегодняшний день издано 25 общих рекомендаций. Тексты общих рекомендации Комитета можно найти на сайте Организации Объединенных Наций:
http://www2.ohchr.org/english/bodies/cedaw/comments.htm
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин является органом ООН. Он был учрежден в 1982 году и наделен полномочиями осуществлять контроль за выполнением положений Конвенции государствами-участниками, а также обращать их внимание на проблемы женщин путем формулировки соответствующих рекомендаций.
Комитет состоит из 23 членов, которые являются независимыми экспертами по правам женщин, регулируемых нормами Конвенции. В Комитет члены избираются с учетом справедливого географического распределения и представительства «различных форм цивилизации, а также основных правовых систем».
Комитет проводит сессии три раза в год (начиная с 2010 года), где контролирует выполнение положений Конвенции государствами-участниками путем рассмотрения национальных докладов, представляемых государствами-участниками, и «теневых» докладов, представляемых неправительственными организациями. Комитет также выполняет другую работу, включающую подготовку общих рекомендаций и рассмотрение индивидуальных жалоб, поданных в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции. На сегодняшний день Комитет сформулировал 25 общих рекомендаций с целью предоставления государствам-участникам руководств по интерпретации норм Конвенции и информации о том, что должно содержаться в докладах.
Комитет играет важную роль в расширительной интерпретации норм Конвенции. С принятием Факультативного протокола к Конвенции Комитет получил право на рассмотрение индивидуальных жалоб, поданных женщинами или от их лица (процедура представления сообщений), а также право на инициацию расследования серьезных и систематических нарушений прав женщин (процедура проведения расследования).
Процесс представления докладов
Государство-участник Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязуется представлять национальные доклады Комитету, который контролирует выполнение положений Конвенции. В соответствие со статьей 18 Конвенции, государство обязано представлять следующие доклады:


  • первоначальный доклад в течение одного года со дня вступления настоящей Конвенции в силу для соответствующего государства;

  • периодические доклады каждые четыре года или по просьбе Комитета.

В докладах должны содержаться информация о законодательных, судебных, административных и других мерах, принятых государством-участником для выполнения положений Конвенции, а также информация о прогрессе, достигнутом в этой связи.


Доклады государств-участников, представленные до августа 2008 года, доступны на сайте Комитета:

http://www2.ohchr.org/english/bodies/cedaw/sessions.htm



Роль неправительственных организаций: предоставление Комитету альтернативной информации
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин приветствует теневые или альтернативные доклады неправительственных организаций, которые предоставляют дополнительную информацию о состоянии выполнения положений Конвенции в государстве, чей доклад рассматривается Комитетом.
Многие теневые доклады, представленные Комитету с июля 2004 года, можно найти на сайте организации IWRAW Asia Pacific:

http://www.iwraw-ap.org/resources/shadow_reports.htm


Более того, представители неправительственных организаций могут присутствовать при представлении доклада их государства и делать устные добавления, а также встречаться с членами Комитета, чтобы проинформировать их о наиболее серьезных проблемах, касающихся прав женщин в их стране.
Государства-участники
Полный список государств-участников Конвенции можно найти на сайте Бюро Верховного Комиссара ООН по правам человека.
Факультативный протокол к Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Основная информация
Факультативный протокол к Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин был принят Генеральной Ассамблеей ООН в октябре 1999 года и открыт для подписания в декабре 1999 года. Он вступил в силу в декабре 2000 года после того, как его ратифицировало десять государств. По состоянию на февраль 2008 года участниками Факультативного протокола к Конвенции является 96 государств (государства, которые присоединились к/ратифицировали Факультативный протокол).
Факультативный протокол представляет собой отдельный международный договор, который дополняет Конвенцию. Чтобы присоединиться к Факультативному протоколу, государство сначала должно стать участником Конвенции, а затем ратифицировать Факультативный протокол. Государство-участник не имеет права делать какие-либо оговорки к Протоколу. Однако он позволяет государству-участнику заявить о том, что оно не признает компетенцию Комитета для провидения одной из процедур, предоставляемых Факультативным протоколом – процедура проведения расследования.
Факультативный протокол не содержит новых прав, однако усиливает Конвенцию, путем учреждения двух процедур, к которым можно обратиться в случае нарушения прав женщин, гарантированных Конвенцией:


  • процедура представления сообщений – процедура, позволяющая отдельным лицам или группам лиц, которые утверждают, что являются жертвами нарушения прав женщин, подавать жалобы в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, орган ООН, наблюдающий за выполнением положений Конвенции. Сообщения также могут подаваться представителями предполагаемых пострадавших, но только с согласия потерпевших или без оного в случаях, если данные действия являются обоснованными.

Процедура представления сообщений позволяет подающей сообщение стороне требовать компенсации за нарушения прав женщин, гарантируемых Конвенцией.


Все государства-участники Факультативного протокола к Конвенции признают компетентность Комитета принимать и рассматривать сообщения, представленные в соответствии с данной процедурой.
Временные меры
Факультативный протокол предоставляет Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин полномочия направлять соответствующему государству-участнику для скорейшего рассмотрения требование принять необходимые временные меры, целью которых является защита жертвы/жертв предполагаемых правонарушений от возможного невозместимого ущерба. Комитет может использовать данный механизм, если считает, что пострадавшей необходима защита от причинения физического или морального вреда, который может иметь невозместимые последствия. Комитет может потребовать принятия временных мер сразу же после принятия сообщения. узнать больше


  • процедура проведения расследования – механизм, при помощи которого Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин может проводить расследование, предпочтительно при сотрудничестве с соответствующим государством-участником, «серьезных и систематических» нарушений прав женщин, гарантируемых Конвенцией, находящихся под юрисдикцией государства-участника.

Во время подписания, ратификации Факультативного протокола или присоединения к нему государство-участник может заявить о том, что оно не признает компетенцию Комитета по проведению процедуры расследования (так называемая «клаузула отказа»). Вследствие этого лица или группа лиц, которые собираются подать сообщение в Комитет для инициации расследования, должны проверить подписало соответствующее государство клаузулу отказа или нет.


Узнать больше: процедура представления сообщений и процедура проведения расследования
Факультативный протокол предоставляет Комитету инструмент, позволяющий улучшить понимание государством-участником прав, гарантируемых Конвенцией. Он может стимулировать положительные изменения в законах и судебных практиках, которые считаются дискриминационными в отношении женщин. Процедура представления сообщений позволяет Комитету проводить расследование отдельных случаев нарушения прав женщин и требовать, чтобы государства-участники принимали надлежащие меры для улучшения соблюдения этих прав. Возможность представлять сообщение, вероятно, также может служить мотивом для государств-участников, чтобы улучшить доступ к средствам судебной защиты на национальном уровне для пострадавших от предполагаемых нарушений прав женщин.
Обязанности государств-участников в соответствии с положениями Факультативного протокола
Ратифицируя/присоединяясь к Факультативному протоколу к Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин все государства-участники принимают на себя обязательство признавать компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о нарушении прав женщин, гарантируемых Конвенцией, которые подаются отдельными лицами или группой лиц в соответствии с процедурой представления сообщений. Государства-участники также принимают на себя обязательство выполнять рекомендации Комитета для соответствующего государства-участника, а также мнения, сформулированные после рассмотрения сообщения в соответствии с данной процедурой.
Государства-участники и процедура проведения расследования
В отличие от Конвенции, Факультативный протокол не допускает оговорок ни к одной из своих статей. Однако во время подписания, ратификации Факультативного протокола или присоединения к нему государство-участник может заявить, что оно не признает компетенцию Комитета по проведению расследования нарушений прав женщин со стороны данного государства (статья 10 Факультативного протокола). Другими словами государства-участники имеют право отказаться от проведения процедуры расследования. В случае, если государство-участник не уклоняется от проведения процедуры расследования, Комитет может инициировать расследование, которое с согласия государства-участника может включать посещение его территории.
Влияние оговорок к Конвенции в соответствии с Факультативным протоколом
Комитет утверждает, что статьи 2 и 16 являются основными положениями договора и любые оговорки к ним не совместимы с целями и задачами Конвенции, поэтому оговорки к данным статьям являются необоснованными. По существу, Комитет будет рассматривать обязательства государств-участников в соответствии с данными статьями в ходе представления доклада и при решении дел, предусмотренных Факультативным протоколом к Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В настоящее время Комитет обсуждает влияние оговорок на другие статьи Конвенции в соответствии с Факультативным протоколом и, скорее всего, последует прецеденту Комитета по правам человека, который предоставляет Комитету право решать, будет ли он рассматривать дело, касающееся статей, которые подлежат оговоркам.

Процедура представления сообщений
Что такое процедура представления сообщений?
Процедура представления сообщений – это механизм, который содержится в Факультативном протоколе к Конвенции и позволяет отдельным лицам и группе лиц – жертвы нарушения прав женщин, гарантируемых Конвенцией – подавать жалобу (представлять сообщение) в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в случае, если нарушение прав произошло под юрисдикцией государства-участника, которое ратифицировало/присоединилось к Факультативному протоколу.
Следует отметить, что сообщения также могут направляться от имени жертв предполагаемых правонарушений. Однако в таких случаях необходимо либо согласие пострадавших, либо без согласия пострадавшего, если действия автора сообщения являются обоснованными.
Кто может подать сообщение?
Сообщение могут подать:


  • отдельное лицо или группа лиц, которые утверждают, что являются жертвами нарушения одного из прав, гарантируемых Конвенцией, государством, которое является участником Факультативного протокола к Конвенции (то есть государство, которое ратифицировало/присоединилось к Факультативному протоколу).

Группы поименно известных лиц или лиц, чьи имена не могут быть идентифицированы и чьи права были нарушены, а также группы лиц, права которых были нарушены в качестве группы (например, организации, деятельность которых была запрещена государством за действия, направленные на защиту прав женщин).

Пострадавшая/пострадавшие от предполагаемых нарушений необязательно должна(ы) быть гражданами или лицами, постоянно проживающими на территории государства-участника, но должны находиться под его юрисдикцией на момент правонарушения. Также необязательно, чтобы пострадавшие находились на территории государства-участника в момент нарушения их прав, если нарушение произошло под юрисдикцией данного государства. Например, нарушение затронуло женщину, которая является гражданкой данного государства, но живет заграницей.




  • Другие лица, подающие жалобу от имени жертвы предполагаемых нарушений и с их согласия или без оного, если отдельное лицо или группа лиц докажут, что могут действовать от их имени. Необязательно, чтобы представители пострадавших находились под юрисдикцией государства-участника.


Когда можно использовать процедуру представления сообщений?
Процедура представления сообщений может быть использована только после того, как все внутренние средства защиты были исчерпаны. Это значит, что пострадавшая/пострадавшие от предполагаемого нарушения прав женщин, гарантируемых Конвенцией, сначала должны искать справедливости на национальном уровне, путем использования всех доступных средств защиты, кроме тех случаев, когда может быть установлено, что процесс занимает неоправданно длителен или доступные средства защиты неспособны принести эффективный результат.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница