Контрольные вопросы по курсу Контроль Структура и бальная оценка каждого модуля (для до) Тестовые задания по курсу



страница1/6
Дата04.06.2016
Размер1.09 Mb.
  1   2   3   4   5   6


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

И.В. КОРСУН
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ»


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2010

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Рабочая программа:

    1. Цели и задачи изучения дисциплины

    2. Формируемые компетенции

    3. Содержание дисциплины

    4. Учебно-тематический план

    5. Требования к уровню освоения программы

    6. Учебно-тематическое обеспечение дисциплины

      1. Перечень основной литературы

      2. Перечень дополнительной литературы

      3. Ресурсы Интернет

  2. Планы лекционных занятий

  3. Практика

    1. Планы семинарских занятий

    2. Содержание практических работ

  4. План самостоятельной работы студентов

  5. Контрольные работы (для студентов ЗО)

    1. Методические рекомендации по выполнению и оформлению

контрольных работ

    1. Перечень рекомендуемой литературы

    2. Темы (варианты) контрольных работ

    3. Контрольные вопросы по курсу

  1. Контроль

    1. Структура и бальная оценка каждого модуля (для ДО)

    2. Тестовые задания по курсу

    3. Примеры практических задач для оценки приобретенных студентами знаний по курсу

  2. Контактная информация преподавателя

  3. Информационно-справочные материалы по курсу «Общая психология: Общение и деятельность




  1. Рабочая программа



1.1.Цели и задачи изучения дисциплины




Цель дисциплины - формирование основных представлений об общении и деятельности, их составляющих и закономерностях проявлений, а также формирование и развитие коммуникативных умений в деятельности и межличностном взаимодействии.



Задачи дисциплины:

  • дать целостное представление о процессах общения и деятельности личности,

  • рассмотреть представление о процессах взаимодействия общения и деятельности личности,

  • научить слушателя определять основные составляющие общения и деятельности (структуру, свойства, функции общения и деятельности), а также определять виды общения и деятельности,

  • развивать умения вербального, интерактивного и перцептивного общения в процессе своей жизнедеятельности и применять их на практике,

  • использовать эффективные стили общения в межличностных отношениях и профессиональной деятельности,

  • научить слушателя планировать собственную деятельность и достигать поставленных целей,

  • научить использовать психотехнологии, способствующие результативности профессиональной деятельности.


1.2. Формируемые компетенции


Умение выделять структуру, свойства, функции общения и деятельности, а также определять виды общения и деятельности.

Умение грамотно использовать методики, измеряющие параметры общения и деятельности.



1.3. Содержание дисциплины


Дисциплина посвящена изучению психологических процессов: общения и деятельности. В ней рассматриваются подходы к данным феноменам в рамках отечественной и зарубежной психологии, раскрываются особенности их структурного и содержательного наполнения, методов их диагностики, развития и использования в самых разнообразных ситуациях. Дисциплина поможет психологам, менеджерам, программистам и др. специалистам в их профессиональной деятельности и межличностных отношениях, покажет, как в реальных жизненных ситуациях можно оптимизировать собственное общение и свою деятельность.

Содержание дисциплины составляют 2 модуля: психология общения и психология деятельности. В первом модуле рассматриваются основные подходы к изучению общения в отечественной и зарубежной литературе, раскрывается специфика содержания общения и его функций. Также в модуле дается анализ специфики структуры общения, его видов, основных потребностей личности в общении. Рассматриваются методы исследования общения, которые способствуют эффективности деятельности различных групп и организаций. В данном модуле также раскрывается специфика вербального, невербального и интерактивного общения, его основных приемов и технологий. Дается анализ типичных барьеров общения, их возникновения и преодоления, а также описание конфликта в общении, его функций, структуры, динамики, видов, типов, способов разрешения. Рассматриваются вопросы, связанные с преодолением барьеров общения, использованием конструктивных форм и способов разрешения конфликтов в общении. Рассматриваются психологические особенности неэффективного общения, приемы и техники эффективного, продуктивного общения.

Во втором модуле рассматриваются основные подходы к изучению деятельности в отечественной и зарубежной литературе. Раскрывается структура, виды и особенности деятельности. Анализируются особенности планирования и повышения эффективности деятельности личности.

В содержании учебно-методического комплекса использованы материалы по курсу «Психология общения», разработанные к.пс.н., доц. Пищик В.И. (2006).




1.4. Учебно-тематический план





Наименование темы

Всего

Аудиторная работа










Лек.

Сем.

Практ.

1.

Общение как предмет психологической рефлексии




2







2.

Общение и психическая жизнь личности




4







3.

Диагностический инструментарий изучения общения




2







4.

Основные подходы к изучению общения в зарубежной и отечественной психологии




4







5.

Виды общения: Вербальное общение




2







6.

Групповая дискуссия как ведущий метод активного обучения общению










2

7.

Виды общения: Невербальное и перцептивное общение




2







8.

Виды общения: Интерактивное общение




4







9.

Возможности тренинга в общении










4

10.

Публичное выступление и личность










2

11.

Деятельность как предмет психологической рефлексии




4







12.

Диагностический инструментарий изучения деятельности




2







13.

Планирование и деятельность










2

14.

Основные подходы к изучению деятельности в зарубежной и отечественной психологии




4







15.

Основные приемы и тактики, способствующие продуктивности и результативности деятельности










2

16.

Психологические особенности различных видов деятельности




2







17

Успешность личности и деятельность










2

18

Деятельность и личность




4










Всего

50

36




14

1.5. Требования к уровню освоения программы
Дисциплина «Общая психология: общение и деятельность» посвящена изучению таких психологических процессов, как общение и деятельность. В ней рассматриваются подходы к данным феноменам в рамках отечественной и зарубежной психологии, раскрываются особенности их структуры и содержательного наполнения, методов диагностики, развития и использования в самых разнообразных ситуациях.

Изучение психологических основ и закономерностей общения и деятельности является одним из необходимых залогов успешности любой профессиональной деятельности каждого специалиста. Важным компонентом профессиональной деятельности психолога как специалиста помогающей профессии являются психологические навыки взаимодействия с клиентом, умение анализировать психологическую ситуацию формирования личности в процессе общения.

Дисциплина «Общая психология: общение и деятельность» призвана создать у студентов мотивацию к овладению знаниями по психологии общения и психологии деятельности, способствовать процессу личностной рефлексии студентов, их профессионального самоопределения как будущих специалистов.

Результатом успешного прохождения курса должны являться:

- хорошие знания основных понятий психологии общения и психологии деятельности


  • свободное владение материалом и эффективное его использование в профессиональной деятельности, в различных сферах жизнедеятельности в целом.

Основные требования к уровню освоения программы курса «Общая психология: общение и деятельность»:

  • знать основные категории и понятия психологии общения и деятельности;

  • иметь представление о предмете и методах психологии общения и деятельности в системе научного знания и его основных отраслях, в теоретическом, практическом и прикладном аспектах;

  • иметь представление о факторах и психологических механизмах формирования, развития и функционирования личности специалиста в деятельности и общении;

  • уметь анализировать причины наблюдаемого состояния/явления конкретной акта межличностного общения; акта деятельности;

  • уметь ориентироваться в современных проблемах психологии общения и психологии деятельности.


1.6. Учебно-тематическое обеспечение дисциплины

      1. Перечень основной литературы

1. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996.

2. Выготский Л.С. Игры, в которые играют люди. – М., 1988.

3. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2002.

4. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М., 1994.

5. Коган М.С. Мир общения. – М., 1989.



  1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.: Смысл, СПб.:

Питер, 2005.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999.

8. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. – М., 1995.

9. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб., 1999.

10. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: МГУ, 1989.



  1. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: МПСИ-В.: МОДЭК,

2003.


      1. Перечень дополнительной литературы




    1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении на себя и на других. - М., 1996.

    3. Волкова А.И. Конфликтология: теория и практика разрешения кризисных ситуаций. Часть IY. Психология общения и поведения в конфликте. – Таганрог, 2001.

    4. Зимбардо Ф. Застенчивость: Что это и как с ней справиться. – СПб.: Питер, 1996.

    5. Крысько В.Г.; Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Флинта, 1998.

    6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002.

    7. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-н/Д., 1999.

    8. Лентьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1972

    9. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. СПб., 2004.

    10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.

    11. Пиз А. Язык жестов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992.

    12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ, 1998.

    13. Рюмшина Л.И. Диалог-игра-манипуляция. – Ростов-на-Дону, 1996.

    14. Скрипкина Т.П. Психология доверия. – М.: Академия, 2000.


1.6.3. Ресурсы Интернет
http://azps.ru (А.Я. Психология)

http://Subscribe.Ru

http://solaris.surgut.ru

http// nntu@adm.nntu.sci - nnov.ru

www. auditorium. ru

www: Elibrary.ru

www: Flogiston.ru

http//library.rtvsu.ru

www: psychology.ru

www: ostu.ru

www: psycho.ru

Психология влияния и психологическая безопасность. Консультации и тренинги. Материалы по контролю сознания и деструктивным культам (сайт психолога Евгения Волкова) - http://www.people.nnov.ru/volkov

Influence At Work - сайт Келтона Роадса (Kelton Rhoads) http://www.influenceatwork.com/





  1. Теория. Лекции.


Тема лекции 1. Общение как предмет психологической рефлексии.

План:


1.Предмет курса и основные понятия.

2.Междисциплинарный статус общения.

3.Специфика изучения общения в общей психологии.

4.Специфика содержания общения, его структуры и функций:



  • структурные компоненты общения;

  • основные функции общения;

  • уровни общения.

5. Личностные потребности и общение.

6. Виды общения и их характеристика.

Общение – это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая различными формами человеческих отношений (Ковалев, Радзиховский). В этой реальности существует и развивается как цивилизация в целом, так и психика отдельного человека.

Только в общении формируются те нормы, которые нами руководят в последствии.



Общение представляет собой многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Существуют различные определения общения: общение как субъект-субъектное взаимодействие (Б.Ф.Ломов); общение как особый вид деятельности (А.Н.Леонтьев); общение как процесс взаимодействия в совместной деятельности (Г.М.Андреева,Б.Ф.Ломов) и др.

Общение с другими людьми является предпосылкой для становления личности человека.

В процессе общения человек приобретает знания об окружающем мире, знания о собственном Я, а также коммуникативные навыки и умения.
Функции общения:



Функции общения:

  1. Коммуникативная. Это то, что мы присвоили из животного мира. Функция для передачи информации. Способность же договариваться присуща исключительно человеку. Интересно, что в животном мире есть примеры способностей «договариваться»: волки, дельфины.

  2. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Только в общении челочек проявляет себя как человек. Речь возникла именно в результате и по причине общения, чтобы договариваться о более серьезных вещах.

  3. Витальная (от лат. «вита» - жизнь). Общение – это важнейшая жизненная функция человека и условие его эффективного существования. Отсутствие общения приводит к деградации и одичанию человека, перестает следить за собой и утрачивает свои социальные приобретения.

  4. Функция подтверждения. Когда в социуме мы получаем подтверждение своего существования (меня замечают, меня отмечают и оценивают). Если нет таких подтверждений в социуме, то начинают ее искать у психологов. Идут именно за подтверждением своей значимости, а не для того, чтобы именно решить какие-то сложные ситуации. Многим нужно элементарное участие и удовлетворение потребности высказаться.


Уровни общения(определяются общей культурой субъектов, их ценностными ориентациями, отношением друг к другу, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и другими факторами):

    1. фатический (примитивный) – простота фраз, поверхностность;

    2. конвенциальный (по привычке) – стандартизированное общение;

    3. информационный (стимулирующий) – в процессе совместной деятельности, с друзьями; связан с каким-либо видом активности человека (эмоциональной, мыслительной, двигательной);

    4. личностный (духовный) – глубокое самораскрытие, постижение сущности другого, себя, окружающего мира.


Структура общения (по Б.Ф.Ломову):

I. Макроуровень (общение – важнейшая сторона жизни человека).

II. Мезауровень (конкретный отрезок времени и ситуация, в которой проявляется содержание общения: тема, средства, цель, повод - и динамика общения).

III. Микроуровень (элементарные частицы общения и взаимодействия).


Виды общения:

Общение


Межличностное Ролевое

Спонтанное, открытое,

естественное поведение регламентированное поведение


В межличностном общении выделяют:


  • объект-объектное общение (ритуальное общение)

ПРИМЕР: Свадьбы, похороны, вручение «Оскара» и т.д. Каждый выступает здесь объектом и знает, что будет происходить.




  • субъект-объектное общение – это общение монологическое. Субъект задает цель общения и воспринимает своего партнера по общению, как объект общения, на который он будет воздействовать на него с целью добиться того поведения, которое необходимо:




  • императивное – открытое воздействие (приказ, распоряжения).

ПРИМЕР: В армии, нет времени на обсуждение. При воспитании детей об опасных ситуациях.

- манипулятивное – скрытое воздействие (скрывает свои мотивы, цели и т.п.)


Э.Шострем «Человек-манипулятор или антикарнеги» очень хорошо освещается манипулятивное воздействие.
- субъект-субъектное общение. Иначе называют диалогическим общением.
Каждый субъект общения выступает партнером по общению. Друг друга воспринимают, как индивидуальность и значимость, имеющую свои взгляды и отношения. Разговор двух личностей. Здесь есть влияние, но оно открытое, я воспринимаю собеседника, как ценность, не нивелируя его личность. Карл Роджерс занимался таким общением, предложив создать на его основе клиенториентированную терапию.
Виды общения

1. Межличностное:

1) непосредственное, прямое (лицом к лицу, максимум информации): формальное; неформальное

2) опосредованное, косвенное (отдаленное временем, расстоянием, часть информации можно скрыть; через письмо, телефон).

2. Массовое:

1) прямое (митинг, собрание);

2) косвенное (средства массовой информации).
Общение может быть межперсональное (проявление индивидуальности, спонтанности поведения) и ролевое (зависит от выполняемой роли, отсутствует спонтанность поведения).

Общение:


    1. Социально-ориентированное (ярко выраженные общественные отношения).

    2. Групповое предметно-ориентированное (отношения обусловлены совместной деятельностью).

    3. Личностно-ориентированное (общение одного человека с другим).



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница