Контрольные вопросы для промежуточного и итогового контроля, методические рекомендации для подготовки контрольной работы



страница1/10
Дата20.04.2016
Размер1.01 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Морской государственный университет
им. адм. Г.И. Невельского

Кафедра экономической теории


Основы экономической теории

Учебно-методический комплекс


для студентов экономических специальностей
Составила: к.э.н., профессор Л.А. Исаева

Владивосток

2013 г.


Введение

Реформаторская деятельность по преобразованию неэффективной российской экономики в саморегулируемую рыночную систему наталкивается зачастую на трудности, связанные, в числе прочих, с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых рыночных условиях.

Настоящий учебно-методический комплекс по основам экономической теории отвечает современным требованиям, предъявляемым к подготовке студентов экономических специальностей, и включает в себя программу дисциплины, краткие конспекты лекций, контрольные вопросы для промежуточного и итогового контроля, методические рекомендации для подготовки контрольной работы.

Тщательная проработка материала, представленного в учебно-методическом комплексе, позволит студентам самостоятельно освоить дисциплину «Основы экономической теории» и подготовиться к сдаче экзамена.

Учебный курс «Основы экономической теории» предполагает организацию учебного процесса, состоящую из нескольких частей:

А) изучение теории;

Б) самоконтроль;

В) тестирование;

Г) выполнение и сдача контрольной работы;

Д) сдача экзамена.

Для успешного освоения дисциплины «Основы экономической теории» студенту необходимо ознакомиться с первой частью учебно-методического комплекса, включающего в себя программу дисциплины, краткий курс лекций. Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо изучение основных положений теории с активным использованием не только краткого курса лекций, предложенного в данном учебно-методическом комплексе, но и основной; вспомогательной учебной литературы, указанной в учебно-методическом комплексе.

Самоподготовка по программе курса не ограничивается изучением основного текста учебника и краткого курса лекций, но включает в себя и самоконтроль. Для этого необходимо, используя вторую часть данного учебно-методического комплекса, проверить приобретенные знания с помощью предложенных контрольных вопросов, заданий, тестов. Как по структуре, так и по форме подачи материала вторая часть учебно-методического пособия полностью соответствует первой части, поэтому промежуточный контроль может осуществляться после каждой изученной темы курса.

Все контрольные задания составлены так, чтобы научить студента применять теорию для решения практических задач и проблем.

Вопросы для итогового контроля представлены в третьей части учебно-методического комплекса в тестовой форме.

После успешного изучения теоретического материала курса «Основы экономической теории», проведения самоконтроля студент должен приступить к выполнению контрольной работы. В четвертой части данного учебно-методического комплекса даются методические рекомендации по подготовке контрольной работы.

Часть 1
Программа дисциплины
Раздел I Введение в Экономическую теорию

ТЕМА 1. Предмет и методы экономической теории

ТЕМА 2. Общие закономерности экономической организации производства
Раздел II Микроэкономика

ТЕМА 3. Проблемы собственности в экономической теории

ТЕМА 4. Рыночная система. Взаимодействие спроса и предложения

ТЕМА 5. Конкуренция и монополия. Типы конкурентных рынков

ТЕМА 6. Основы предпринимательства

ТЕМА 7. Процесс и результаты деятельности предприятия



Раздел 111 Макроэкономика

ТЕМА 8. Система национальных счетов

ТЕМА 9 Деньги и денежный рынок Банковская система и ее структура. Кредитно-денежная политика

ТЕМА 10. Экономический рост и циклические колебания экономики

ТЕМА 11. Макроэкономическая нестабильность: безработица, инфляция

ТЕМА 12. Финансовая система

ТЕМА 13. Распределение доходов

Краткий курс лекций


Раздел I Введение в Экономическую теорию
Тема 1. Экономическая теория: предмет, метод, функции
Программная аннотация
Экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, общественное производство, экономические законы, методология экономической науки, функции экономической теории.
Опорный конспект лекции
Экономическая теория – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение этой науки – реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля до сегодняшних дней.

Для того чтобы ответить на вопрос, что изучает экономическая теория, нужно ответить на целый ряд вопросов, первый из них – вопрос о месте общественного производства и его значение в развитии человеческого общества.



Общественное производство – это необходимое условие, без которого общество не может существовать. В результате общественного производства создается общественный продукт, который проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление. Произведенные материальные блага должны быть потреблены. Любое производство есть производство ради потребления.

Если процесс производства рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, включающий в себя четыре последовательных фазы: производство, распределение, обмен и потребление, то это воспроизводство. Различают простое и расширенное воспроизводство. Простое – это процесс, при котором воспроизводство возобновляется в неизменных размерах. Расширенное воспроизводство – это возобновление производства во все увеличивающихся размерах. В каждой из фаз общественного производства возникают определенные экономические отношения. Эти отношения взаимосвязаны и взаимозависимы и образуют совокупное единство всех сторон производственных отношений.


группа 48

Предмет экономической теории до сих пор находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.



В постиндустриальном обществе экономическая теория выступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа. Ряд экономистов считают, что экономическая теория – это наука, изучающая экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Большинство экономистов считают, что экономическая теория – это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.

Методология экономической теории – это совокупность способов и приемов познания экономических явлений и процессов.

Основные методологические подходы

  1. Субъективистский подход - исходный пункт экономического анализа, делающий акцент на хозяйствующем субъекте и его поведение на основе потребности и полезности.

  2. Позитивистский подход, признающий в качестве главного источника знания конкретные эмпирические науки.

  3. Рационалистический подход, основанный на выделении рациональных законов цивилизации и исследования экономической системы в целом.

  4. Структуралистический подход, делающий акцент на выявлении структуры системы, ее внутреннего строения и отношений между элементами.

  5. Диалектический подход, направлен на решение научных проблем на основе объективного анализа глубинных причинно-следственных связей в их развитии.

  6. Синтетические подходы, направленные на преодоление односторонности того или иного подхода.

Методология основывается на методах. От правильно принятого метода зависит реальность результатов. В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, метод научной абстракции, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

группа 38

группа 665


прямая соединительная линия 672


Три основные вопроса экономики

Что производить?

Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве?


Как производить?

При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?


Для кого производить?

Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Многие явления в экономике носят устойчивый характер и непрерывно повторяются. Экономические законы выражают существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся необходимые связи и взаимозависимости экономических явлений.



группа 22

Условия возникновения товарного производства

Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на производстве одного какого-либо продукта и для удовлетворения своих многообразных потребностей ему необходимо менять продукты своего труда на продукты других производителей.


Хозяйственное обособление товаропроизводителей, т. е. наличие собственности на средства производства и результаты труда.



Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Признаки классификации экономических систем

  1. по форме собственности на средства производства;

  2. по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

Типы экономических систем

Традиционная экономическая система характеризуется крайне примитивной технологией, организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин, предписаний вождей и т. п.

Административно-командная экономическая система характеризуется преобладанием государственной собственности на все ресурсы, сильной монополизацией и бюрократизацией экономики, централизованным, директивным планированием

Рыночная экономика, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею, невмешательством государства в экономическую жизнь общества.

Смешанная экономика характеризуется многообразием форм собственности, активным государственным регулированием экономики.

Переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства.

Важнейшей категорией экономической науки является эффективность. В самом общем виде эффективность можно определить как отношение между результатом и затратами на этот результат. В данном случае речь идет о производственной эффективности. Экономическая эффективность хозяйственной системы – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется паретоэффективностью.

Важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах является категория экономического роста. Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный промежуток времени.

группа 14


Основные понятия

Экономика, экономическая теория, обмен, распределение, потребление, производство, предметы труда, средства труда, средства производства, рабочая сила, производительные силы, производственные отношения, труд, эффективность, экономический рост (экстенсивный, интенсивный), Парето-эффективность, воспроизводство (простое и расширенное), общественное производство, экономическая система, рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, переходная экономика, натуральное хозяйство, товарное производство, товар, потребительная стоимость, стоимость, закон стоимости.


Тема 2. Общие закономерности экономической
организации производства

Программная аннотация
Экономические потребности: сущность, виды. Производство экономических благ: ресурсы, факторы, тенденции. Производственные возможности. Проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость производства. Кривая производственных возможностей.
Опорный конспект лекции
Функционирование любой экономической системы возможно только при условии удовлетворения потребностей общества и индивидов. На это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Закон возвышения потребностей. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость.

Блага это средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Товар – экономическое благо, созданное для купли-продажи на рынке.

Услуга – экономическое благо, полезный результат которого проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.

Экономические ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производства товаров и услуг, т. е. экономических благ. Ресурсы можно классифицировать по следующим группам:

Природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества

Материальные ресурсы – средства производства, которые сами являются результатом производства

Финансовые ресурсы – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства

Трудовые ресурсы – труд и предпринимательская способность населения в трудоспособном возрасте

Факторы производства – это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

Факторы производства

группа 10

Земля

это все природные ресурсы, которые используются в процессе производства; объект хозяйствования, который одновременно является предметом труда и средством труда; объект собственности.



Капитал –

это все материальные и финансовые ресурсы, вовлеченные в процесс производства. Понимаемый таким образом капитал состоит из зданий, сооружений, оборудования, инструментов и транспортных средств, средств сбыта и полуфабрикатов.



Труд –

это все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Собственники данного фактора продают не труд, а свою рабочую силу.



прямая соединительная линия 7прямая соединительная линия 8прямая соединительная линия 9



Предпринимательская способность –

это особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.





Тенденции развития производства

группа 1



Концентрация – это процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях. Удешевляет производство и придает выпуску продукции массовый масштаб.

Деконцентрация это процесс рассредоточения средств производства и рабочей силы по мелким предприятиям. Мелкие предприятия более оперативно реагируют на изменения в технологии производства, на изменения рыночного спроса. Дает возможность экономить на управленческих расходах.

Вертикальная интеграция – это процесс самообеспечения предприятия за счет сосредоточения всего цикла операций по изготовлению товара.

Вертикальная дезинтеграция –

это процесс, при котором подразделения крупного предприятия становятся самостоятельными и внутри-фирменные поставки заменяются рыночными сделками.



Диверсификация –это процесс расширения номенклатуры производимой предприятиями продукции. В условиях насыщения рынка предложением и обострения конкуренции придает предприятию дополнительную коммерческую устойчивость.
Производственные возможности – наибольший объем производства, который каждое общество способно достичь при наилучшем использовании всех факторов производства.

Первой задачей экономической организации производства является определение и обеспечение максимальной экономической эффективности производства. При этом под экономической эффективностью (Э) понимают отношение результатов хозяйствования, объема изготовленных экономических благ (О), к затратам ресурсов производства (Рп) : Э= О/Рп.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо блага, т. е. охватывает проблему «затраты–выпуск». Большее количество экономических благ, получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности, а меньший объем указывает на снижение эффективности.

Второй задачей экономической организации производства является выбор оптимального варианта развития производства.

В условиях ограниченности ресурсов обществу приходится выбирать. Покупатель выбирает то, что в состоянии оплатить и что наиболее полно удовлетворяет его потребности. Производитель выбирает поставщика производственных ресурсов таким образом, чтобы затраты на производство необходимого количества товаров нужного качества были минимальны. Инвестор выбирает проект, который принесет наибольшую прибыль при минимальном риске. В каждом из случаев имеет место проблема экономического (оптимального) выбора.

Ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которых пришлось отказаться при экономическом (оптимальном) выборе, называется альтернативной стоимостью (блага, ресурса и т. п.). Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей – стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.

Графически эффект необходимости экономического (оптимального выбора) и альтернативной стоимости можно представить с помощью КПВ (кривой производственных возможностей).

КПВ (кривая производственных возможностей) линия, которая проводится в двухмерном пространстве – на плоскости, в осях координат, по которым откладываются количество производимых хозяйством благ. Каждая точка этой кривой соответствует комбинации двух благ, которые могут быть произведены хозяйством при условии полного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Производственные возможности экономической системы лимитированы ограниченностью применяемых ресурсов, поэтому любое общество каждый раз вынуждено решать, как экономически эффективно организовать производство экономических благ и какие из этих благ производить при наличии фиксированных ресурсов.


Основные понятия
Потребность; экономические блага; товар; услуга; производство; экономические ресурсы; факторы производства; производственные возможности; экономическая эффективность производства; альтернативная стоимость; кривая производственных возможностей; производительность труда; концентрация производства; деконцентрация производства; вертикальная интеграция производства; вертикальная дезинтеграция производства; диверсификация.

Раздел II Микроэкономика

Каталог: folders -> edu lit -> kaf -> msb
folders -> Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения» Воспитатель: Онищенко О. А
folders -> Программное содержание
folders -> Е. А. Тарлаков I. Общие положения
folders -> Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников Репрезентативная система
msb -> Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по философии для студентов и курсантов всех специальностей, изучающих философию в течение одного семестра
folders -> Юлия Борисовна Гиппенрейтер у нас разные характеры… Как быть?
folders -> Кризисные ситуации в жизни ребенка и его семьи Понятие «кризисная ситуация»
folders -> «Развитие математических способностей у детей 5 – 7 лет групп компенсирующей направленности в игровой деятельности»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница