Контрольная работа №1 по теме Т. 2 курса «Античность. Онтология»



Скачать 158.79 Kb.
Дата24.04.2016
Размер158.79 Kb.
ТипКонтрольная работа
Катречко С.Л.

Контр/раб. по т.2. (Античность/Онтология) лекционной части курса «Философия»

(ВШЭ, школа бизнес-информатики, 24.02.2016)


Итоговая контрольная работа №1 по теме Т.2 курса «Античность. Онтология» состоит из двух составляющих: основной контрольной и блока факультативных вопросов. Базовая оценка за данную контрольную: 7 – 8 баллов, для этого нужно грамотно ответить на пять основных вопросов (их расшифровку; вопросы имеют разный «вес», см. их сравнительные коэффициенты ниже). Для тех, кто хотел бы получить более высокую оценку, т.е. 9 – 10 (и более) баллов необходимо ответить на 1–2 дополнительных (факультативных) вопроса, связанных с проработкой философского текста и «стоимость» которых от 1.5 до 2 баллов. Будет зачтено не более двух факультативных вопросов. При ответе на вопросы нужно показать знание соответствующих текстов первоисточников, лекций и учебных пособий, желательно также иметь их конспекты, наличие которых необходимо на устном экзамене). При получении оценки в интервале 7 – 8 баллов студент освобождается от устного собеседования (на экзамене) по Т.2 лекционной части курса.

Основная часть работы (пять вопросов с разным "весом"):

  1. Специфика мифологического мышления – 1.5

  2. «Линия/отрезок» Платона – 1.0

  3. Вопрос(ы) по лекциям – 2.0

  4. Вопрос(ы) по учебнику П.П. Гайденко – 2.0

  5. Современная онтология – 1.5

Факультативная часть (доп. 1 - 2 балла; на основе проработки текстов/фрагментов текстов):

  • Анаксагор Учение о гомеомериях.

  • Платон Софист

  • Платон Парменид 1 часть

  • Платон Парменид 2 часть

  • Платон Государство Миф Эра

  • Аристотель Метафизика, гл.7, гл.9.

  • Аристотель О душе

  • Плотин Эннеады

  • Прокл Первоосновы теологии

  • Боэций Теологические трактаты

  • Фома Аквинский О сущем и сущности

  • Н. Гудмен Способы создания миров (современный текст).

* * *

1. Специфика первобытного (мифологического) мышления (по текстам (на выбор) М. Элиаде, К. Леви–Строса, Л. Леви–Брюля, Я.Голосовкера, Дж. Джейнса). Проработать текст и ответить на вопрос о специфике первобытного (мифологического) мышления согласно концепции того или иного автора (+ конспект не сдается, но должен быть). Философия как переход от Мифа к Логосу (по лекционному материалу).

  • Элиаде М. Священное и мирское (см. также этот текст или www.philosophy2.ru) // Элиаде М. Аспекты мифа (zip; + см. другие его тексты на PSYLIB).

  • Леви-Брюль Л., Первобытное мышление (2 фр.: фр.1 (Хрестоматия по общей психологии, МГУ; zip); фр.2 (хрестоматия «Психология мышления». М.: Изд-во МГУ, 1980. с. 130-140) (PSYLIB; http://psylib.org.ua/books/_levbr01.htm или на www.philosophy2.ru).

  • Леви-Строс К., Неприрученная мысль //Его же. Первобытное мышление (гл.1; с.55—175; zip-word).

  • Голосовкер Я.Э. Логика античного мифа (word; html-rar) (1a Голосовкер Я.Э. Логика античного мифа; 1b Голосовкер Я.Э. Имагинативный абсолют; 1c Голосовкер Я.Э. Лирика - трагедия - музей и площадь) // Избранное. Логика мифа (pdf; 2010; ч.2 "Имагинативного абсолюта").

  • Концепция происхождения сознания Дж. Джейнса (по его ст. Consciousness and the Voices of the Mind (англ.; рус.пер. "Сознание и голос разума": ч.1; ч.2 + http://www.philosophy2.ru/library/consci/jaynes/jaynes_consciousness-voices-mind.pdf) и работам с его сайта (основная работа: "The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind" (1976, англ.) + (см. также статью в WIKI).


2. Концепция 4-х частного отрезка и символ пещеры Платона («Государство»)

Дайте свое понимание четырехчастного отрезка («Линии») (конец кн.6 «Государства»). В чем его суть данной платоновской концепции? Как Вы понимаете платоновский Миф о пещере (нач. кн.7. «Государства»). Для ответа использовать следующие материалы1:

1. Платоновский миф о пещере: первоисточник + мой комментарий (http://philosophy2.ru/library/katr/plato_linejka.doc)

2. Доброхотов А.Л. Беспредпосылочное начало в философии Платона и Канта //Его же. Избранное. М., 2008, с.228–45;

3. Остин Дж. Линия и пещера в «Государстве» Платона //Его же. Три способа пролить чернила; с. 318–33.
3. Вопрос по лекционному материалу

3. Метафизика Античности как решение проблемы Проблема Единого — Многого: основные вехи ее осмысления и разные варианты ее решения (по лекционному материалу + текст А. Лосева; см. презентации лекций и мой учебный текст по философии Античности: http://www.philosophy2.ru/library/katr/lect_phil_stud.doc)

3.1. Космоцентризм Античности. Проблема Единого – Многого в милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагор/Гераклит, «старшие» физики (Анаксагор, Демокрит).

3.2. Онтология Парменида. Концепт Бытия (Единого). Тождество Бытия и Мышления.

3.3. Проблема Единого – Многого в зрелой и поздней Античности. Метафизика [вещи] Платона и Аристотеля. Учение неоплатонизма о Едином и Уме (Плотин, Прокл; А.Лосев Неоплатонизм).
4. Основные научно-исследовательские программы (НИП) античности

(по учебному пособию П.П. Гайденко История греческой философии в ее связи с наукой)



4.1. Дайте краткую характеристику:

— атомистической НИП (концепции Демокрита);

— платоно-пифагорейской «математической» НИП (платоновской концепции);

— континуалистской НИП (аристотелевской концепции).



4.2. Дайте сравнительный анализ концептов "пустоты" (Демокрит), "пространства" (Платон), "места" (Аристотель). Как в эти НИП объясняется движение [тел]?
5. Современная онтология: онтологический поворот в философии ХХ в.

(Надо ответить на один из подвопросов 5а. (Хайдеггер) или 5в (Витгенштейн). В качестве второго подвопроса выбрать одну из альтернатив 5.2 (что предполагает освоение текста; здесь можно выбрать и оставшийся вопрос 5а или 5в; использовать лекционный материал).



5.1. В чем состоит онтологический поворот» в философии XX в. (на примере творчества одного из мыслителей: Л.Витгенштейна или М.Хайдеггера)?:

5-а. Онтология «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна (аф.1–2): как Вы понимаете его тезис 1.1. о том, что мир состоит не из вещей, а из фактов? (Логико-философский трактат (пер. 1994 г.) (аф.1 – 2); см. полемику В. Бибихина и М. Козловой; З.А. Сокулер Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в; два моих текста: «Онтология ЛФТ» (http://www.philosophy2.ru/library/katr/my_text/katr_witt_onto.doc) и «Вещная онтология Аристотеля vs. событийная онтология Трактата Витгенштейна» (http://www.philosophy2.ru/library/katr/my_text/katr_witt2008_31IWS.doc).

5-в. В чем суть различения бытия и сущего у Хайдеггера (по фр. «К вопросу о различении сущего и бытия» из его работы «Введение в метафизику»(гл. 1 §§ 1—12; zip-Word; (http://www.philosophy2.ru/library/katr/heid_metaphysics.html); см. также текст Хайдеггера «Вещь» и два моих эссе по поводу понимания бытия у Хайдеггера: «К вопросу об экзистенции» (http://www.philosophy2.ru/library/katr/my_text/katr_heid_esse1.html); "Бытие как интенсивно–радостное ощущение «полноты бытия»" (http://www.philosophy2.ru/library/katr/my_text/katr_heid_esse2.html).
5.2. Основные идеи одного из текстов по выбору (+ конспект: иметь, но не сдавать)

  1. Н. Гартман Старая и новая онтология (http://www.philosophy2.ru/library/katr/gartman1.doc).

  2. У. Куайн. «Онтологическая относительность» и «Вещи и их место в теориях» (+ доп. текст: «О том что есть» (http://www.philosophy2.ru/library/quine/quine1.html / quine2.html / quine_ontolog.doc).

  3. Э. Жильсон «Бытие и сущность» (фрагмент) (zip-Word)

  4. С.С. Хоружий Род и недород? Заметки к онтологии виртуальности //ВФ, 1997 № 6; (см. сб. «Православная аскеза…»: http://www.philosophy.ru/library/katr/horuzhy1.html).

  5. Концепция «внутреннего реализма» Х. Патнэма (гл.3 «Две философские перспективы» его книги «Разум, истина, история»; критика «метафизического реализма», экстернализм/интернализм).

  6. См. также работу Н.Гудмена «Способы создания миров» (ниже; факультативные вопросы).

  7. (для 2016 – нет! вопрос повышенной сложности, приведен скорее для информации) Онтологические взгляды М. Хайдеггера: по одному из его текстов: 7.1 М. Хайдеггер Основные проблемы феноменологии [http://www.heidegger.ru/download_file.php?type=2&id=121] // 7.2. Введение в метафизику // 7.3. Кант и проблема метафизики (см.: http://www.heidegger.ru – заблокирован?).

  8. [для 2016 – нет!] А. Анисов Типы существования (http://www.philosophy2.ru/library/katr/anisov_trialism.doc).

6. Факультативные вопросы



(для повышения общей оценки за контрольную до 9-10 баллов выберете 1 – 2 (не более двух) факультативных вопросов. Каждый из них связан с проработкой к.-л. философского текста. Обратите внимание на то, что разные вопросы имеют разный оценочный «вес» (№ 6.2, 6.5, 6.12 – коэффициент 2), а также на то, что некоторые из них получили подробную расшифровку, другие ссылаются на соответствующую «самостоятельную работу» (с расшифровкой), а некоторые (более новые) сформулированы пока очень общо. На оценку будут влиять степень проработки (понимания) текста, полнота и аргументированность ответа. Некоторые вопросы совпадают с докладами на семинарах (докладчикам их не брать).)

6.1 Изложите основные положения (в своей интерпретации) теории матери» Анаксагора. Что, на Ваш взгляд является первичным по Анаксагору: гомеомерии или противоположности? (см. расшифровку вопроса в сам.работе «Физика Анаксагора», где Вам надо ответить на вопросы 3.1 – 3.3). Cравните физику Анаксагора (концепция гомеомерий/противоположностей), Демокрита и Платона (1 арг. из диалога «Федон»: мир как взаимопереход противоположностей).
6.2 = Диалоги Платона = :

6.2.1 Диалог Платона «Софист» (Платон, Сочинения, т. 2 с. 301–33; «Диалектика бытия и небытия»: фр. 236d — 246a — 259d (см. полный e-текст: http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/23sofis.htm)

        1. В чем состоит тяжба о бытии?

        2. Какие трактовки бытия обсуждает Платон?

        3. Какие главные роды (категории) выделяет Платон?

        4. Как они между собой взаимодействуют?

6.2.2 Диалог Платона «Парменид» часть 1. (Платон, Соч., т. 2, с. 346–58; «Критика дуализма вещи и идеи» (130-135)). Изложите основные идеи этой части диалога с учетом следующих вопросов:

1. Правомерна ли метафора идеи как «пространственной вещи» или более оправданной представляется метафора идеи как «временящейся вещи»? (131а – с);

2. Насколько это правомерно, т.к. наиболее важный тип идей, имеющих содержательный характер, идеи относятся скорее области категории «качества»? (131с – e);

3. Правомерен ли контраргумент «третьего человека» в случае, если мы не рассматриваем идею по аналогии с обычными вещами как некоторую «мысленную вещь» (заметим, что идея не обязана обладать признаками «своей» вещи, т.е. быть самопредикативной)? (132а – b);

4. Возможно ли после этого аргумента рассмотрение идей только как мыслей? Где в этом случае гарантия, что нашим мыслям будет что-то соответствовать в вещах, т.к. вещи теперь не «содержат» в своем составе идей, т.е. являются познаваемыми? (132b – d);

5. Насколько правомерен контраргумент «третьего человека» в случае если подобие–порождение не является симметричным отношением (порождаемые вещи «подобны» своему прототипу, а идея–прототип не «подобна» вещам)? (132d – 133b);

6. Можно ли, на основе фр.133d и фр.132b диалога, согласиться с гипотезой существования не двух, трех миров: мир вещей, мир идей и внутренний мир (мысли) человека?

6.2.2 Диалог Платона «Парменид» часть 2. (Платон, Соч., т. 2, с. 346–58; «Диалектика Единого и Иного» (137 и далее)). Дайте свое понимание 8 основных гипотез (см. П. Гайденко Проблема Единого и Многого и решение ее Платоном в "Пармениде" // гл. учеб; + другие интерпретации) [= 2.0 =]

6.2.3 Интерпретация гипотез платоновского «Парменида» у неоплатоников (А.Ф. Лосев История античной эстетики (т.7): интерпретация гипотез платоновского "Парменида").

6.2.4 Вопрос по «Государству» Платона: «Как должен жить человек?» (проработка фр. из кн.X «Государства» Платона под названием «Рассказ Эра»). Расшифровка этого вопроса дана в сам. работе: http://philosophy2.ru/library/katr/sam_plato_X.doc).

6.3 «Метафизика» Аристотеля:

  • 6.3.1. Учение Аристотеля о сущности (основные идеи кн. 7.; в основном по первой части текста). В чем различие между сущностью и сутью бытия? (Метафизика, 1029b15).

  • 6.3.2. Учение Аристотеля о возможности и действительности (основные идеи кн. 9). Что первично: возможность и действительность? (Метафизика, 1046b30). В чем отличие энергии (energeia) и энтелехии (entelecheia)? [сн. к 1047а30: Аристотель сближает оба термина — energeia и entelecheia — как обозначающую действительность, но указывает, что первый из них первоначально подразумевал некое движение или деятельность, в то время как второй обозначает фактическую данность или осуществленность чего-то]. Дополнительно см.: С.С. Хоружий Род и недород? Заметки к онтологии виртуальности //ВФ, 1997 № 6; (сб. "Православная аскеза…": http://www.philosophy2.ru/library/katr/horuzhy1.html).

6.4 «Категории» Аристотеля (http://www.philosophy2.ru/library/aristotle/kat/kategorii.html; + Введение Порфирия; Комментарий Боэций, реф.1; реф.2)

1. В чем состоит специфика Аристотеля к созданию категориальной сетки? Какие из категорий Аристотеля, на Ваш взгляд, имеют явно подчиненный (зависимый) характер Можно ли предложить сокращенный вариант категориальной сетки Аристотеля? [пояснение: согласно современным философским (лингвистическим) представлениям, категории Аристотеля тесно связаны со структурой греческого языка (Э.Бенвенист «Категории мысли и категории языка») и выступают как соответствующие типы вопросов/предикатов (Г.Райл «Категории»].

2. Опишите некую первую аристотелевскую сущность с помощью его категориальной сетки. Сформулируйте для нее 4-е аристотелевские причины.

3. В гл. 2 «Категорий» выделяется четыре разряда сущего. Соотнесите эти разряды с аристотелевскими категориями и дайте свое понимание разрядов.

4. Поясните различие между первичными и вторичными сущностями. Что такое древо Порфирия/Боэция? (по текстам/комментариям Порфирия/Боэция).

6.5 Трактат Аристотеля «О душе» [= 2.0 =]. Изложите суть концепции Аристотеля о познавательном процессе и познавательных способностях (по его трактату "О душе")


              1. Какие типы душ выделяет Аристотель? Как они соотносятся?

              2. Как протекает познавательный процесс? Какие основные его стадии можно выделить и в чем специфика каждой из них?

              3. Какова структура элементарного чувственного акта (например, зрения)? Как происходит по Аристотелю чувственное познание? Что необходимо, чтобы этот акт состоялся?

              4. Как Аристотель решает проблему осязания? В чем его специфика?

              5. Как происходит познание «общих качеств» (движение//покой, величина, фигура, число)? В чем их специфика, посредством какой способности они познаются?

              6. Дайте общую характеристику аристотелевского УМА? В чем специфика этой стадии познавательного процесса? В чем суть аристотелевской формулы «Ум — это форма форм».

6.6. Сравните концепции познания Платона («Федон») и Аристотеля («О душе»): откуда в нашем уме (душе) берутся идеи (по Аристотелю и Платону)? Сформулируйте Ваш собственный подход//ответ на этот вопрос.

6.7. Какую роль играет категории «отношение» у Аристотеля (Боэция) и Платона. Что «первично» Сущность или Отношение (для Платона и Аристотеля)? (для ответа на этот вопрос см. фр. текстов в прил. к работе: http://www.philosophy2.ru/library/katr/sam11_max.doc).

6.8 Основные идеи одной из Эннеад Плотина (по одному из текстов: V.1 + 2 / V.9 / VI.4 + 5 // VI.9; см.: Плотин "Эннеады" на PSYLIB; zip-файл). Рекомендуется взять: V.9 Об уме, идеях и о сущем или VI.9 О благе, или первоедином).

6.9 Основные идеи трактата Прокла Первоосновы теологии (ч. 1 «Единое и многое». Тезис Прокла о причастности многого к единому (ч.1, «Единое и многое в их статике», §§ 1 – 6); + см. А.Лосев Анализ трактата; ++ http://www.philosophy2.ru/library/katr/kontr_procl2010.doc).

6.10. Теологические трактаты БоэцияО Троице» и «О благости субстанций»)

Боэций Теологические трактатыКаким образом субстанции могут быть благими, в силу того, что они существуют, не будучи благами субстанциональными» (О Благости субстанций), «Каким образом троица есть единый БОГ, а не три божества» (О троице) //Его же. Утешение философией); http://www.philosophy2.ru/library/boet/boethius_teo.zip. Для понимания текстов Боэция можно использовать фр. учебника: В.П. Гайденко, Г.А.Смирнов Схоластическая философия http://philosophy2.ru/library/katr/motr_12.html; http://philosophy2.ru/library/katr/motr_12.doc



Центральными вопросами для каждого трактата выступают соответственно:

  • Как Боэций решает проблему Троицы, или триединства Бога?

  • Как Боэций решает проблему «благости» нашего мира (наш мир благой или нет)?

6.10.1. Трактат Боэция «О Троице» (отвечать на вопросы комплексно).

1. Какие типы различий выделяет Боэций? Прокомментируйте «великую истину» о том, «что в вещах бестелесных расстояния создаются различиями, а не телами (телесно)»?

2. Чем отличается физическое, математическое и теологическое знание?

3. В чем разница между бесконечностью (во времени) и вечностью?

4. На какие классы (по каким основаниям) разделяет категории Аристотеля Боэций в трактате «О Троице»? В чем состоит специфика категории «отношение» по Боэцию?

5. (центральный вопрос) Каким образом (с привлечением категориального аппарата Аристотеля) Боэций решает проблему триединства Бога (Троицы)?



6.10.2. Трактат Боэция «О благости субстанций» (отвечать на вопросы комплексно)

[пояснение: (1) "бытие/быть" — (2) "то, что есть" (первая сущность по Аристотелю, отдельная вещь) — (3) "быть чем-то" (быть причастной к идее, обладать неким свойством, выраженным общим предикатом]

1. Как Вы понимаете различение Боэция между «быть» и «то, что есть» (2-я аксиома)?

2. Как Вы понимаете различение: «просто быть чем-то » и «быть чем-то по своей сущности»?

3. Как Боэций решает следующее (квази)противоречие: если «вещь есть белая» и «вещь есть тяжелая», то такая вещь противоречива (поскольку «белое» = «тяжелое»), т.е. она не может существовать (противоречивые сущности не существуют)?

4. Какой из аксиом соответствует следующее различение Боэция: «Из всего этого следует, что в [cуществующих вещах] быть — это одно, а быть чем-то — это другое»?



5. (центральный вопрос) Каким образом Боэций решает проблему несправедливости нашего Мира, т.е. проблему возможности сочетания благости и несправедливости в составных вещах?

6.11 Развитие онтологической проблематики у Фомы Аквинского (концепция двухсоставности вещи; различение сущности и существования; по тексту Ф.Аквинского «О сущем и сущности») (для ответа можно использовать также: В. Гайденко, А. Смирнов //Н. Мотрошилова История философии: http://www.philosophy2.ru/library/katr/motr_12.html).

6.12 Основные идеи книги Н. Гудмена «Способы создания миров» [= 2.0 = ]

6.13 Контрольная работа по тексту Дунс Скот О личности (http://www.philosophy2.ru/library/katr/scot_persona_kom.html).. Выполните контрольную работу по этому тексту: ответьте на приведенные там вопросы.

1 В преддверии вынесения этого вопроса на контр. я провел обсуждение платоновского концепта в группе «Платон» (FB: https://www.facebook.com/groups/271252646333842/permalink/867652640027170/). В рамках полемики было сформулировано два альтернативных способа понимания «неравного разбиения» отрезка Платоном. Попробуйте определиться со своей позицией по этой проблеме и, по возможности, приведите свою аргументацию в ее пользу.

Каталог: data -> 2016
2016 -> Xviii вв. Социальная история России XIX
2016 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 46. 03. 01 История, уровень
2016 -> Программа дисциплины «Психология массовых коммуникаций»
2016 -> 1Область применения и нормативные ссылки
2016 -> Программы учебной дисциплины «Управление конфликтами и организация переговорного процесса» Краткое описание курса (outline)
2016 -> Программа дисциплины «Местное самоуправление и самоорганизация местных обществ»
2016 -> Программа дисциплины «Социально-психологический тренинг»
2016 -> Программа дисциплины «Медиакультура и основы библиотерапии»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница