Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Контрольная работа №1.
1 вариант.
1.Предмет дифференциальной психологии.
2.Основные проблемы дифференциальной психологии
3. Методы дифференциальной психологии.
4. Исследование групповых различий как способ анализа источников индивидуальных различий.
5. Принципы и методы идиографического подхода к исследованию психологических особенностей человека.
2 вариант
1.Место дифференциальной психологии в системе психологического знания и практики
2. Задачи дифференциальной психологии
3. История дифференциальной психологии (общий очерк).
4. Статистические модели в исследованиях индивидуальных различий.
5. Психологические теории, основанные на идиографическом анализе индивидуальности (В. Штерн, Г.Олпорт, Дж. Келли, теории феноменологической психологии). Принципы и методы идиографического анализа.
Контрольная работа №2.
1 вариант.
1. Что рассматривают в качестве источников индивидуальных различий психики?
2. Назовите теории развития, относимые к двухфакторным.
3. Как соотносятся и чем различаются индивид, индивидуальность и личность?
4. Уточните предмет дифференциальной психологии.
5. В чем состоит психологический смысл специальной теории интегральной индивидуальности?
2 вариант
1. Что характеризуют формально-динамические и структурно- содержательные особенности индивидуальной психики?
2. В чем проявляется функциональная асимметрия полушарий головного мозга?
3. Какие методы используют для определения церебрального доминирования?
4. Какие подходы к пониманию темперамента вам известны?
5. Перечислите основные типы темперамента. На чем основаны эти классификации?
3 вариант
1. Обрисуйте роль темперамента в поведении и жизнедеятельности человека. В чем заключается его адаптивная функция?
2. Приведите литературные и исторические примеры различного темперамента.
3. Попробуйте поупражняться в установлении гипотетических связей между особенностями темперамента и а) полом человека, 6) чертами личности, в) направленностью личности.
4. Что такое характер человека?
5. Что отличает характер от темперамента? Как они соотносятся?
4 вариант
1. Разные подходы к описанию личности? В чем состоят преимущества и ограничения каждого из них?
2. Что такое чертыличности и каковы процедурыих выделения?
3. Чем отличаются понятия интроверсии—экстраверсии в теории К.-Г. Юнга и в теории Г. Айзенка?
4. Что такое общие черты и диспозиции?
5. Что такое психотизм и невротизм?
5 вариант
1. Как используется близнецовый метод при изучении влияния среды и наследственности на проявление черт личности?
2. Что такое «Модель Большой Пятерки»?
3. Охарактеризуйте психологическую сущность факторов первого и второго порядка в концепции Р.Б. Кеттелла.
4. Почему у лиц со слабой нервной системой позже проявляются состояния монотонии и утомления?
5. Каковы соотношения между задатками и способностями?
6 вариант
1.Каковысоотношения между одаренностью и способностями?
2.Каковысоотношения между способностями и склонностями?
3.Основные факторы, определяющие темперамент в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына.
4.Что такое «общие» и «парциальные» свойства нервной системы?
5.Основные факторы, определяющие темперамент в школе В.С. Мерлина.
7 вариант
1.Может ли стиль деятельности компенсировать недостающие способности?
2.Какую роль в профессиональном отборе играет дифференциальная психология?
3.Можно ли по быстроте профессионального обучения прогнозировать успешность профессиональной деятельности?
4.С какими типологическими особенностями происходит более успешная профессиональная адаптация?
5.Какие типологические особенности влияют на надежность деятельности человека в экстремальных условиях?
Контрольная работа №3.
Примерные тестовые задания
1. Термин «дифференциальная психология» был введен в работе «О психологии индивидуальных различий» в 1900 г.:
-
Ф. Гальтоном;
-
В. Штерном;
-
В.Д. Небылицыным;
-
Б.М. Тепловым;
-
И.П. Павловым.
2. Термин «дифференциальная психофизиология» был введен в 1963 г.:
-
Ф. Гальтоном;
-
В. Штерном;
-
В.Д. Небылицыным;
-
Б.М. Тепловым;
-
И.П. Павловым.
3. Использовавшийся ранее синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова:
-
Психология развития;
-
Общая психология;
-
Индивидуальная психология;
-
Сравнительная психология;
-
Этническая психология.
4. Задачи дифференциальной психологии:
-
Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;
-
Разработка теоретических основ психодиагностических исследований;
-
Разработка теоретических основ психокоррекционных программ;
-
Анализ возрастных особенностей человека.
5. Предпосылками возникновения дифференциальной психологии выступили:
-
Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;
-
Внедрение в психологию эксперимента;
-
Внедрение генетических методов исследования;
-
Внедрение математических методов.
6. Этот исследователь изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на основании чего им была создана многократно критикуемая отечественными психологами теория «среднего человека»:
-
Ф. Гальтон;
-
В. Штерн;
-
В.Д. Небылицын;
-
Б.М. Теплов;
-
А. Кетле.
7. Этот исследователь сосредоточивался не на средних характеристиках, а на супернормальных значениях, особых способностях:
-
Ф. Гальтон;
-
В. Штерн;
-
В.Д. Небылицын;
-
Б.М. Теплов;
-
А. Кетле.
8. Найдите соответствие:
Отрасль психологического знания
|
Предмет изучения
|
1. Дифферен-циальная психология
|
А. Особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы, опирается на данные зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания.
|
2. Общая психология
|
Б. Общие закономерности психики (включая психику животных).
|
3. Сравнительная психология
|
В. Особенности психического развития людей, находящихся на разных возрастных стадиях.
|
4. Возрастная психология
|
Г. Особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.
|
5. Социальная психология
|
Д. Происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании.
|
6. Психогенетика
|
Е. Индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.
|
7. Дифферен-циальная психофизиология
|
Ж. Индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).
|
9. Господство ________парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе:
_____________________
10. Найдите соответствие:
Фактор, влияющий на содержание понятия психологической нормы
|
Описание нормы
|
1. Статистическое понятие
|
А. Нормальным считается то, что не требует обращения к клиницисту. В качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции.
|
2. Социальные стереотипы
|
Б. Нормальным считается то, что совпадает с ожиданиями и собственным опытом.
|
3. Ассоциация с психическим здоровьем
|
В. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения.
|
4. Ожидания, собственный необобщенный опыт и другие субъективные переменные
|
Г. Если поведение человека соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как нормальное.
|
11. Метод в переводе с греческого означает:
__________________
12. Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на следующие группы:
-
Общенаучные;
-
Психогенетические;
-
Исторические;
-
Собственно психологические;
-
Математические.
13. Эти методы предназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова; требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко:
-
Интроспективные методы;
-
Психофизиологические (аппаратные) методы;
-
Социально-психологические методы;
-
Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов;
-
Анализ продуктов деятельности (творчества);
-
Тестирование;
-
Психосемантические методы.
14. Автором одной из первых типологий (IV в. до н.э.), оказавшей влияние на европейскую гуманистическую философию, стал:
-
Аристотель;
-
Вундт;
-
Феофраст;
-
Жан де Лабрюйер;
-
Гиппократ.
15. Вклад Вундта в развитие представлений о темпераменте заключается в следующем:
-
Уход от чисто описательных типологий темперамента;
-
Введение двух психологических характеристик, которые могут быть объектом экспериментального исследования;
-
Анализ не только крайних проявлений психологических характеристик, свойственных разным типам темперамента;
-
Все ответы верны.
16. Автор системы соматотипирования:
-
У. Шелдон;
-
Э. Кречмер;
-
Г.С. Айзенк;
-
Дж. Кеттелл;
-
К.Г. Юнг.
17. Черта – это:
-
Качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях;
-
Особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа;
-
Особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру.
18. Черты выявляются следующими способами:
-
Посредством сопоставления данных «продольных» и «поперечных» срезов;
-
Благодаря использованию L-, Q- и Т-данных;
-
Семантически, посредством факторного анализа и концептуализации.
19. Два классических примера, демонстрирующих эмпирический смысл факторного анализа:
-
Семантический дифференциал;
-
Тест личностных конструктов;
-
«Коробка Терстона»;
-
«Шар Кеттелла»;
-
Тест Векслера.
20. «Языковую личность» представляют следующие наиболее устойчиво определяемые факторы:
-
Экстраверсия (вовлеченность);
-
Доброжелательность (приятность);
-
Добросовестность (надежность);
-
Психотизм – сила Суперэго;
-
Эмоциональная стабильность;
-
Культурность, открытость к опыту.
21. Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 г. Ее автор:
-
Сирил Берт;
-
Чарльз Спирман;
-
Филип Вернон;
-
Раймонд Кэттелл;
-
Льюис Терстон.
22. Найдите соответствие:
Группа теорий интеллектов
|
Название теории интеллекта
|
1. Психометрические теории интеллекта
2. Теории множественности интеллектов
|
А. Теория тройственного интеллекта
|
Б. Теория иерархии интеллектов
|
В. Теория многих интеллектов
|
Г. Двухфакторная теория интеллекта
|
Д. Теория первичных умственных способностей
|
Е. Кубическая модель структуры интеллекта
|
Ж. Иерархические модели интеллекта
|
З. Теории множественности интеллектов
|
23. По мнению А. Адлера, к факторам, предрасполагающим ребенка к ошибочному жизненному стилю, относятся следующие:
-
Базовое доверие,
-
Неполноценность ребенка,
-
«Испорченность» ребенка,
-
Отверженное положение ребенка,
-
Скрытые биологически обусловленные мотивы.
24. В России изучение отдельных сторон проявления стиля человека активно ведется на методологической основе, включающей элементы:
-
Психологии отношений В.Н. Мясищева;
-
Деятельностной парадигмы А.Н. Леонтьева;
-
Концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина;
-
Типологического подхода к анализу свойств нервной системы; разрабатываемого в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына;
-
Концепции человекознания Б.Г. Ананьева.
25. Попытки обобщить данные, полученные в факторно-аналитических исследованиях, и на основании этих данных создать структуру психологических характеристик, относящихся к разным психологическим сферам (интеллектуальной, личностной, мотивационной и т.д.) получили название:
___________________
26. Найдите соответствие:
Автор
|
Системообразующие свойства
|
1. Б.Г.Ананьев
|
А. Эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение
|
2. В.С.Мерлин
|
Б. Свойства личности
|
3. Э.А.Голубева
|
В. Индивидуальный стиль деятельности
|
27. В выраженности каких факторов Большой Пятерки существуют половые различия:
-
Экстраверсия (вовлеченность);
-
Доброжелательность (приятность);
-
Добросовестность (надежность);
-
Эмоциональная стабильность;
-
Культурность, открытость к опыту.
28. Найдите соответствие:
Название теории
|
Представление о формировании половых различий
|
1. Теория социального обучения
|
А. Поощрение и наказание, поло-ролевое наблюдение за поведением → поведение других и имитация
|
2. Теория идентификации
|
Б. Определение ребенком своего пола → предпочтение деятельности, соответствующей своему полу, и предметов, связываемых в сознании ребенка со своим полом → поло-ролевое поведение
|
3. Когнитивная теория
|
В. Бессознательная идентификация с родителем своего пола → имитация → поло-ролевое поведение
|
4. Теория схематизации
|
Г. Представления о половых различиях, существующие в обществе → поло-ролевое поведение
|
29. Согласно данной парадигме, показатель наследуемости, который в генетике поведения рассматривается как часть фенотипической вариативности, связанная с аддитивной генетической вариативностью, на самом деле испытывает влияние и жизненных событий, и средовых условий развития:
-
Биогенетическая;
-
Социогенетическая;
-
Персоногенетическая;
-
Био-экологическая.
30. К идиографическим методам можно отнести:
-
Анализ профилей психологических черт;
-
Биографический метод;
-
Обобщение документальных материалов;
-
Этологическое исследование;
-
Феноменологические методы описания индивидуальности;
-
Все ответы верны.
Каталог: Content -> UserImages -> %D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%20-%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4.%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C -> %D0%AD%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4-%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82%20-%20%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Рабочая программа дисциплины (модуля) «Дифференциальная психология» Направление подготовки 030300. 62 «Психология»%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема Психология характера%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема Психология способностей. Способности в структуре индивидуальности%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема Психология пола%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности. Черты личности%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема 3: Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема Методы дифференциальной психологии%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема 10. Человек и профессия%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Тема Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность
Поделитесь с Вашими друзьями: |