Консультацмя для родителей



Дата25.04.2016
Размер72.6 Kb.
КОНСУЛЬТАЦМЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ МУЗЫКА?»

Формирование музыкально-ритмического слуха

средствами элементарного музицирования у

детей дошкольного возраста

Выполнила: Шкрет Е. В.



Музыкальный руководитель МБДОУ "Городок" №73

Зачем нужна ребенку музыка?

Зачем нужна ребенку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ

на который, с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Естественно, скажут они, мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. У нас по давней традиции принято видеть в эстетическом воспитании «средство формирования разносторонне развитой, гармоничной личности». Иногда еще добавляют «целостной». Но что стоит за этим привычным заклинанием, которое превратилось в словесный штамп, трафарет? Простого и понятного объяснения найти не удается. Интуитивное представление есть, конечно, у всех, но у каждого оно свое. Научные толкования и громоздки и сложны, а какой результат должен получиться в конце этого самого «процесса формирования гармоничной личности».

Приобщая детей к искусству - следует с самого раннего возраста, буквально каждого ребенка, независимо от степени его одаренности.

Вместе с необходимыми для общения словами и фразами, дети приобщаются к родному языку, чувствуют его поэзию и красоту. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и слушание шедевров музыкальных произведений, их понимание. Музыка, быть может, как ни одно другое искусство помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе, в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас не выразишь словами.

Первый этап обучения является самым важным – это как бы посадка семян. Таланты создать нельзя (Г.Г.Нейгауз) но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста.

В 4 – 5 лет ребенок начинает познавать окружающий мир, но испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всем, что он воспринял.

А.Маслоу, один из современных западных психологов, написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».

И.Карлей, опытный педагог-музыкант, много лет посвятившая воспитанию детей, считает, что для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия музыкой, импровизации, которые станут уроками жизни. Ребенку необходима музыка, а не разговоры о ней.

Итак, отправная точка размышлений определена: детям нужно активное музицирование, а не пассивное слушание. К осознанию этой мысли идти пришлось долго. Элементарное музицирование с орфовскими инструментами, как одна из форм музыкальной деятельности.

Так родилась идея этого плодотворного синтеза: элементарного музицирования и обучения простейшим элементам музыкального языка, развития музыкальности в целом. Отчетливо понимая, что любое музицирование предполагает предварительное, хотя бы минимальное владение элементами музыки и что первое без второго невозможно в принципе, я всегда главным считала само музицирование, желание детей общаться с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого удовольствие.

Растормаживающий и побуждающий эффект от использования орфовских инструментов в музыкальной педагогике ни чем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликнуться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание музыкальных инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать столь красивые звуки. Орфовские инструменты позволяют принимать участие в музицировании всем детям, независимо от уровня способностей. Каждому ребенку в ансамбле может быть найдена подходящая роль. Кроме того, очень притягательна для детей завораживающая и чарующая красота звучания орфовских инструментов. Это дает возможность с первого занятия привлечь внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих, сияющих и колючих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.

Под элементарным музицированием чаще всего подразумевают создание шумовых оркестров, которые сопровождают игру педагога на фортепиано. Факт перевода пассивного слушания в сферу хоть какого-то активного действия сам по себе знаменательный. Но шумовые оркестры лишь одна из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. И чтобы не стать чисто репродуктивной формой, когда педагог определяет, что и кому играть, занятия в нем должны проводиться по методике, предполагающей творческое участие в этом процессе детей. Шумовой оркестр – это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной единственной выученной версии.

На самом деле элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть и играть. Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.п.; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен; и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

Главной задачей элементарного музицирования является импровизационно-творческая игра в музыку в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение.

Целью этого музицирования является развитие творческих способностей детей и их обучение в действии.

Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию; изменить уже придуманное; сыграть, «изобрести» способ игры; показать свое отношение к музыке в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирование конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру на данном материале до тех пор, пока он представляет интерес.

Внутренней сутью всех игровых методик является ценность самого творческого процесса. По отношению к элементарному музицированию это означает, что именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом занятия. Важно петь, играть, слушать свое исполнение и исполнение других. Важно то, как все это происходит, в какой атмосфере.

Творческая работа с детьми, особенно на начальном этапе, обычно кажется менее качественной. Но только кажется. Потому что на самом деле все как раз наоборот! Этот путь для каждого ребенка индивидуален по скорости и интенсивности. Возможно, он окажется более долгим, но принесет совсем другие результаты – живое знание.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Ценно для каждого из нас то, что затрагивает лично, не только душу, но и тело. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. «Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считается не рассудком, а динамическим состоянием тела – соинтонированием, пантомимическим движением», - пишет известный музыковед, профессор В.Медушевский.

Еду любят потому, что она вкусная, а не потому, что состоит из белков, жиров и углеводов. Этого можно всю жизнь и не знать. Как можно ничего не знать о жанрах музыки, но любить ее.

Мне кажется, что неким опосредованным путем удалось приблизиться к попытке ответить на вопрос: «Зачем музыка нужна ребенку?» За этим коротким вопросом стоит сложная задача: привить ребенку желание и умение музицировать, научить его выразительно пользоваться звуками. Необходимо, чтобы человек знал, что музыка – это чудесный источник положительных эмоций, который есть в нем самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь.

Я считаю, что элементарное музицирование необходимо в деле приобщения детей к миру духовной красоты, с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями. Систему игр и упражнений, сделанную мною, по элементарному музицированию, нахожу удачной и точной методической находкой.

Исходя из того, насколько важно создание условий для формирования основ музыкальной и общей культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр мною был организован кружок по элементарному музицированию: «Все мы музыканты» с детьми старшего дошкольного возраста (с двухлетней программой обучения), где подобраны и систематизированы игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический); игры- развивающие чувство ритма; игры, способствующие восприятию музыки посредством движения; игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); музыкально-игровые композиции (элементы театрализации).

Система моей работы предполагает:

- выявление уровня развития музыкального слуха детей;

- применение системы игр и упражнений:

По развитию музыкального слуха;

По развитию музыкального ритма;

Игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности.

- совершенствование творческих способностей в процессе импровизации в различных видах музыкальных игр.

Подобранный мною материал рассчитан на 2года (старшая и подготовительная группа). Он разделен на блоки, каждый из которых содержит условия, необходимые для развития определенных музыкальных навыков, специальный инструментарий, музыкальный материал, игры и упражнения. В материал входят разработки комплексных и интегрированных занятий, распределенных по темам.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница