Консультация



Скачать 137.56 Kb.
Дата22.02.2016
Размер137.56 Kb.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 96

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Современные технологии


в образовательном процессе»

составила:

воспитатель первой квалификационной категории

Яловец Ольга Петровна

г. Комсомольск-на-Амуре
2014 год

В настоящее время одним из основополагающих понятий в методике является понятие «педагогической технологии». Существует ряд определений, каждое из которых претендует на полноту и содержательность. Педагогу, возможно, нелегко разобраться в обилии трактовок, поэтому ограничимся необходимым минимумом.



  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  • Педагогическая технология – это «организационно-методический инструментарий» педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

  • Педагогическая технология – это «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей» (В.М. Монахов).

Структуру педагогической технологии составляют:

- концептуальная основа;

- содержательная часть обучения;

- цели обучения;

- содержание учебного процесса;

- процессуальная часть (собственно технологический процесс):



  • организация учебного процесса;

  • методы и формы учебной деятельности детей;

  • методы и формы деятельности педагога;

  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения учебного материала;

  • диагностика учебного процесса.

Для того, чтобы быть технологией, она должна отвечать следующим принципам (по Г.К. Селевко):



Принципы

Сущность

Концептуальность

Опора на определенную научную концепцию, которая включала бы психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.


Системность

Наличие признаков системы: взаимосвязь составляющих ее частей, целостность.


Управляемость

Возможность диагностического целеполагания, планирования учебного процесса, поэтапной диагностики, вариативности средств и методов с целью коррекции результатов.


Эффективность

Гарантия достижения определенного результата при оптимальных затратах.


Воспроизводимость

Возможность применения в других локальных образованиях.


Источниками педагогической технологии являются:

- наука;

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

- передовой педагогический опыт;

- опыт прошлого;

- народная педагогика.

В результате мы имеем сегодня достаточно много педагогических технологий, которые тем не менее поддаются классификации. Г.К. Селевко выделяет 12 оснований:



  • по уровню применения: общепедагогические, частнопредметные (отраслевые), локальные (модульные, узкометодические);

  • по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и др.;

  • по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические;

  • по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие;

  • по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические и прикладные;

  • по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии;

  • по типу организации и управления познавательной деятельностью (В.П. Беспалько): классическое лекционное обучение; обучение с помощью аудиовизуальных технических средств; система «консультант», обучение с помощью учебной книги, система «малых групп», компьютерное обучение, система «репетитор», «программное обучение», современное традиционное обучение, ГСО, дифференцирование, программированное обучение, традиционное классическое;

  • по подходу к ребенку: авторитарные, дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические;

  • по преобладающему (доминирующему) методу (способу, средству) обучения: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.;

  • по категории обучающихся: массовая, технология продвинутого уровня, компенсирующего обучения (коррекция, поддержка), виктимологические (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми.


Педагогические технологии в дошкольном образовании.

  1. Проблемное обучение.

  2. Развивающее обучение.

  3. Игровые технологии.

  4. ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

  5. Исследовательские технологии.

  6. Проектные технологии.

  7. Коллективная творческая деятельность.

  8. Технология саморазвития М. Монтессори.

  9. Здоровьесберегающие технологии:

Литература:



  1. Селевко Г.К. «Педагогические технологии» (печатный материал).

  2. Вагина Л.А. и другие «Школа молодого учителя», Волгоград, 2007 год, стр. 95.

  3. Журнал «Справочник старшего воспитателя», № 6 – 2009, стр. 6.

  4. Фролова А.Н. «Дошкольная педагогика: конспект лекций», Ростов –на-Дону, 2009 год, стр. 132.

Современной педагогической технологией является ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Технология появилась в связи с исследованиями искусственного интеллекта. Разработана Г.С. Альтшуллером. В дошкольные образовательные учреждения ТРИЗ пришла в 1987 году. Ее цель – развить у детей познавательные процессы, изобретательную смекалку и творческое воображение.

Тризовская технология – подбор коллективных игр и занятий, прогулок, бесед с детьми на исторические темы, рассматривание объекта в его временном развитии, что позволяет ребенку понять причину постоянного совершенствования, изменения и дополнения.

К методам, приемам и средствам технологии ТРИЗ относятся: метод фокальных объектов, типовые приемы фантазирования, решение сказочных задач и придумывание новых сказок, «системный оператор», морфологические таблицы, метод «маленьких человечков».



  1. Метод фокальных объектов – объект или предмет становится основным (в центре внимания) в организации деятельности детей. Этот метод может использоваться в игре, конструировании, развитие речи. При использовании данного метода у детей формируется умение анализировать объект, увидеть главное, устанавливать взаимосвязи. Данный метод позволяет ставить такие задачи: придумать что-то новое, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, проанализировать художественное произведение или картину. Этот метод способствует развитию воображения.

  2. Типовые приемы фантазирования способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязи, при известных способах действия предлагать новые, неизвестные:

  • «очеловечивание» предметов и явлений;

  • изменение сюжета сказки;

  • изменение эпизода сказки;

  • изменение конца.

  1. Морфологическая таблица, с помощью которой выделяются отдельные части объекта, предмета, явления или основные части сказки. Например, в сказке «Царевна-лягушка» главный герой – Иван-Царевич, второстепенный герой – Царь, дополнительные атрибут – шкура лягушка. Основным в этом методе является формирование таких умений, как умение видеть главное в структуре объекта.

  2. Метод «системный оператор» - как и морфологическая таблица, формирует умении видеть главное в предмете, объекте.

  3. Метод «маленьких человечков» - используется при анализе состояния вещества: жидкого, газообразного, твердого. Каждому состоянию соответствуют свои человечки. С помощью этого метода ребенок научается видению структуры объекта.

Частно-педагогическая технология – одна из первых педагогических технологий разработанная М. Монтессори. Главной целью технологии является развитие сенсорных ощущений дошкольников. Для этой цели была разработана система дидактических средств:



  • средства, рассчитанные на свободное манипулирование – способствующие развитию свободного манипулирования, включает развитие тактильных, слуховых, кинестетических чувств ребенка.

  • средства, предполагающие полезную и практическую деятельность – способствующие совершенствованию чувственных анализаторов, а также приобщению детей к практической деятельности (например, рамки-вкладыши, решетка для застегивания пуговиц и др.).

Условия использования дидактических материалов:

- осваивание дидактических средств в свободном манипулировании;

- использование дидактических материалов в определенной системе и последовательности;

- длительное манипулирование предметами.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью (Н.К. Смирнов).

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:



  • здоровьесберегающую структуру ДОУ;

  • оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

  • формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

    1. Технологии сохранения и стимулирование здоровья.

- остеопатическая гимнастика (после сна), «техническая» простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта;

- ритмика (по программе И.Бурениной);

- игровой час (бодрящая гимнастика), комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений;

- динамические паузы во время занятий 2-5 минут, комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз;

- подвижные и спортивные игры (как часть физкультурного занятия, на прогулке);

- пальчиковая гимнастика;

- дорожки здоровья (после сна);

- гимнастика для глаз (ежедневно по 3-5 минут);

- дыхательная гимнастика;
2. Технология обучения здоровому образу жизни.

- физкультурные занятия;

- утренняя гимнастика;

- занятия по здоровому образу жизни (технологии Л.Ф. Тихомировой «Уроки здоровья»);

- точечный массаж;

- веселые старты (подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме);

- физкультурные досуги, праздники (эффективная форма активного отдыха).
3. Коррекционные технологии.

- технология музыкального воздействия (сеансы по 10-13 человек) – можно использовать спокойную классическую музыку (С.П. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы;

- сказкотерапия – использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс;

- психогимнастика – по методике Е.А. Алябьевой;

- артикуляционная гимнастика;

- библиотерапия – лечение книгой, формирование поведенческих реакций;

- технология коррекции поведения (программа «Познай себя», «Давайте познакомимся»).

В настоящее время педагогами ДОУ широко используются следующие педагогические технологии:

1. Программа Лазарева «Здравствуй».

2. Программа Змаловского «Здоровый дошкольник».

3. Программа Ефименко «Театр дошкольного развития и оздоровления детей дошкольного и младшего возраста».

4. Программа «Старт».

5. Программа Глазыриной «Физическое воспитание дошкольника».

6. Программа Алямовской «Как воспитать здорового ребенка».

Одним из самых употребительных слов сегодня в педагогической среде является слов «проект». Проекты существовали всегда, но как термин это слово появилось в конце 19 века. У истоков теоретического обоснования метода проектов в педагогике стоял Дж. Дьюн.

Проект – это, по сути дела, просто специальное задание.

Проект – это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета или иного продукта. Как только это новое становится реальностью, проект прекращает свое существование. Проекты выполняются в различных сферах жизнедеятельности человека.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Метод проектов нужен в системе образовательного процесса для того, чтобы научить детей:

- самостоятельному, критическому мышлению;

- ориентироваться в информационном пространстве;

- делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные аргументированные решения;

- работать в команде;

- деятельности.

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Кисилевой)



Тип проекта

Содержание


Возраст детей

1.

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.


Старший дошкольный возраст

2.

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.


Со второй младшей группы

3.

Информационно-практико- ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируются на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).


Со средней группы

4.

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.

Со второй младшей группы

Виды и примерная тематика проектов в ДОУ

(по Л.С. Кисилевой)



Вид проекта

Примерная тематика


1.

Комплексный

  • Мир театра.

  • Здравствуй, Пушкин!

  • Эхо столетий.

  • Книжная неделя.




2.

Межгрупповой

  • Математический коллаж.

  • Мир животных и птиц.

  • Времена года.




3.

Творческий

  • Мои друзья.

  • У нас в Нескучном саду.

  • Любим сказки.

  • Мир природы.

  • Рябина России.




4.

Групповой

  • Сказки о любви.

  • Познай себя.

  • Уральские самоцветы.

  • Подводный мир.

  • Веселая астрономия.




5.

Индивидуальный

  • Я и моя семья.

  • Генеалогическое дерево.

  • Секреты бабушкиного сундука.

  • Сказочная птица.




6.

Исследовательский

  • Мир воды.

  • Дыхание и здоровье.

  • Питание

Продолжительность проектов в ДОУ



Вид проекта

Продолжительность

1.

Краткосрочный проект

Одно или несколько занятий:

1 – 2 недели – месяц




2.

Проект средней продолжительности

2 – 4 месяца


3.

Долгосрочный проект

Учебный год


Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобщением (В.В. Давыдов). Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Существует несколько подходов и направлений в системе развивающего обучения. Ученые остановились на теории Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение.

Выявлена группа основных подходов.



  1. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта – реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или и то и другое.

  2. Коммуникативный или дискуссионный подход. Он предполагает, что ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие точки зрения.

  3. Групповой подход. Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются.

Развивающее обучение вносит коррективы в программы и в содержание учебного материала. Количество часов, отведенных в традиционной программе на повторение, закрепление и обобщение, по развивающей распределено по всем темам программного материала.

Нижеприведенные тезисы-цитаты дают возможность четко определить главное отличие развивающего обучения от традиционного:



  1. Традиционная педагогика основывается на трех китах – «дать образец, мотивировать его воспроизведение, вводить дозированную помощь, постепенно уменьшающуюся, по мере того как ребенок осваивает образец».

  2. «Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, - вот основная цель нетрадиционной педагогики.

Технологии развивающего обучения.



    • Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

    • Программа по развитию математических способностей А.В. Белошистой основана на многих современных принципах развивающего обучения.

    • Дидактические принципы Л.В. Занкова.

    • Образовательная система «Школа – 2100».

    • Методика проведения учебных исследований с дошкольниками А.И. Савенков.

Каталог: files -> publications
publications -> Некоторые аспекты изучения нравственно-ценностной мотивации поведения студенческой молодежи
publications -> «Способы повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка для развития их познавательных, интеллектуальных и творческих способностей»
publications -> Успешность самостоятельной жизни выпускника -показатель системы работы педагогического коллектива
publications -> Применение современных технологий и методик на уроках английского языка
publications -> Туризм как фактор развития отсталых и депрессивных территорий в мировой практике
publications -> Использованние коммуникатиного подхода в обучении французскому языку
publications -> Диссоциативное расстройство личности. Путь становления и укрепления нозологии в мире медицины
publications -> Метод вызванных потенциалов мозга в экспериментальной психолингвистике
publications -> Подготовка к егэ по истории (из опыта работы) егэ по истории
publications -> «Природа конфликта в коллективе организации и его разрешение»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница