Консультация Игра ребенка это жизненная лаборатория



Скачать 91.51 Kb.
Дата18.02.2016
Размер91.51 Kb.
Консультация

Игра ребенка – это жизненная лаборатория

С.Т. Шацкий

Современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь.

Социальный потенциал человека последовательно развивается в течение всей его жизни, но наиболее важными являются первые три стадии.

1.первичная (стадия адаптации) - от рождения до 12-13 лет. На этой стадии ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым.

2. индивидуализации - от 12-13 до 22. Характерно желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. интеграции - желание найти своё место в обществе.

4.трудовая - период зрелости. Человек через деятельность воздействует на окружающую среду.

5.послетрудовая-передача социального опыта новым поколениям

В группе компенсирующей направленности совместно воспитываются здоровые дети и дети с ОВЗ. Это помогает «особым» детям» адаптироваться в среде здоровых сверстников, заложить основы социального здоровья- умения гармонично взаимодействовать с самим собой и другими людьми.

Нарушения зрения вносят существенные изменения в жизни человека, затрудняя процесс успешного вхождения в социум. Вместе с тем нарушения зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности и его взаимодействия с окружающим миром. Л.И Плаксина поясняет, что структура дефекта обуславливает своеобразие развития, обучения, воспитания и лечения детей. При этом она представляет общую картину психофизического развития детей, выделяет их отклонения от эмоционально-волевой, социальной активности, коммуникативной и успешности социального развития. Уровень развития социального опыта дошкольников с нарушением зрения, как и их нормально видящих сверстников, имеет позитивную возрастную динамику, что свидетельствует о подчиненности развития социального опыта детей со зрительной патологией в целом тем же закономерностям, что и в норме. Однако, процесс развития социального опыта в условиях зрительной депривации (*лишение, потеря) характеризуется рядом особенностей, выражающихся в меньшей интенсивности протекания этого процесса.

Одним из принципов Стандарта дошкольного образования является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья). Компоненты образовательной среды, окружающей дошкольника, должны способствовать преодолению и сглаживанию имеющихся у малыша трудностей социализации и психомоторного развития. ФГОС ДО ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре, поскольку любая игра способствует становлению личности ребенка, является средством социального развития дошкольника.

Важное значение, на первых стадиях развития игровой деятельности занимают игры, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков у детей, которые организуются в нескольких направлениях.

 1 направление. Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе. Включает в себя индивидуальную коррекционную работу, игровые упражнения, работу с «экраном настроения», ведение индивидуальных книжек «Про меня, «Волшебный клубочек», «Найди друга», «Поводырь». (имеется полная картотека таких игр).

Данные игры способствуют воспитанию чувства единства, сплоченности, принадлежности к группе. Проводятся в утренние и вечерние часы по желанию детей.

2 направление. Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, бесед, дружеских посиделок, совместных мероприятий. Для этого проводятся блоки игровых занятий, объединённых одной общей темой: «Как мы общаемся», «Будем вежливы», «Давайте дружить», «Наши добрые дела и поступки» и др. В начале и конце дня проводятся ритуалы приветствия и прощания. Они выполняют функцию установления эмоционально- позитивного контакта с каждым ребёнком, формируют направленность ребёнка на сверстника. Ритуалы создают у детей ощущение безопасности, поддержки, увеличивают групповую сплочённость.

3 направление. Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников. Выход из групповой изоляции мы видим в полноправном участии детей в межгрупповых мероприятиях детского сада, городских мероприятиях, взаимодействии с социальными партнерами.

4 направление.  Включает в себя работу с родителями: совместные мероприятия, где родители становятся участниками общей игры, наблюдателями, «спонсорами». Эти мероприятия способствуют сплочению родителей, воспитанию у них способности принятия другого человека таким, каков он есть, формируют единое образовательное пространство «родители - детский сад».

Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.


Однако, можно отметить, что в настоящее время дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей, даже невзирая на ограничение нагрузок для детей с овз, недооценивание педагогом сути противоречия между высоким потенциалом, которым обладают сюжетно-ролевые игры в процессе социализации дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в условиях ДОУ. Решая повысить свою компетентность в этом вопросе взяли методические темы, направленные на развитие игровой деятельности. Наработано много материала. Весь опыт собран и оформлен в рамках проектной деятельности: «Скатерть-самобранка», «Поиграем вместе». Проиграны сюжетно-ролевые игры, соответствующие полной методике сюжето- сложения, такие как: «Супермаркет», Турагенство «Родная тропинка.

Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером). При проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для позитивного изменения заниженной самооценки, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Широко используется похвала за положительное поведение в игре, наблюдение за игрой друга и отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей. Также учитываются поло-ролевые особенности детей. Организовываются игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики - роли, связанные с мужественными профессиями. Задачи воспитания и развития детей младшего и среднего возраста: постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, в старшем дошкольном возрасте ребенок принимает участие в различных сюжетно ролевых и режиссерских играх.


Сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса социализации старших дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
-Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей; 
-Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
-Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации;
-Детально продумана предметно-игровая среда;
-Заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей

Социально ориентированной деятельностью является также театрализация. Она способствует раскрепощению, активизации имеющихся творческих возможностей, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости. Дети учатся осознавать свои эмоции, настроение, уважать чувства других людей. Развитие социального опыта детей с нарушениями зрения обеспечивает методика, предполагающая обогащение социального содержания театрализованной игровой деятельности в сочетании с  поэтапным усложнением ее функциональной природы (от этюда через пробные игры и традиционную театрализованную игру к театрализованной игре с сюжетным дополнением). В этом случае лучшими атрибутами к игре, становится продуктивная деятельность: изготовление персонажей и разыгрывание сказки с последующим включением её постановки в сюжетную игру «Театр»

Цель воспитателя состоит в обогащении игрового опыта каждого ребенка.


  1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов, учитывая интересы детей. Так возникла новая игра «Щенячий патруль». Которая длится уже 4 недели, решает вопросы развития детей во всех направлениях, представлена на родительском собрании.Дети показали способность к самостоятельности, инициативности, к фантазии,воображению, творчеству, подчинению правилам. Вот показатель целевого ориентира.

  2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов. «Салат из сказок» Триз).

  3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. Дети приносят свои игрушки.

  4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

  5. Постоянно обогащать игровой опыт детей. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», в рамках знакомства с работой библиотекаря.

Игры вольные (на воле) способствуют умению распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Умение ориентироваться в пространстве, взаимодействовать в постоянно меняющейся ситуации. При выборе вольных игр мы отдаем предпочтение русским народным играм, потому что они интересны детям, лаконичны, выразительны, доступны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. («Пахари и жнецы», «Плетень», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Хитрая кумушка», «Совушка», «Гуси-гуси», «Медведь и пчелы»). Таким образом, данная система игр помогает нам сформировать у детей умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств; умение взаимодействовать и сотрудничать.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ: 1.Собирайте любимые игры детей. Это особая ценность, они могут сопровождать их в течение многих лет. 2.Новая игра (хорошая) - лучший подарок детям, это новый опыт отношений, дополнительные радостные минуты. 3.Игра-дело добровольное. Не навязывайте детям игру, если вам она кажется полезной, а она им не нравится. 4.Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать предлагаемой детям деятельности. Смешная игра не терпит скучного или равнодушного лица воспитателя. 5.Игра-средство диагностики. Ребенок раскрывается с хорошей и не очень хорошей стороны. Наблюдаем, размышляем, но во вред ребенку полученную информацию не используем. 6.Никаких дисциплинарных мер к детям, нарушившим правила игры. Это лишь повод для доброжелательного разговора, когда дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре, как надо было избежать конфликта



С целью накопления детьми опыта разновозрастного общения, оптимизации детско-родительских отношений нужно активно вовлекать родителей в жизнь группы. Например, организовывать:

  • выставки совместного творчества;

  • консультации для родителей;

  • изготовление поделок, игрушек в мастерской «Театр своими руками»;

«вечера общения» «Поиграй со мною, мама /папа»;

  • совместные праздники, развлечения, викторины;

поездки с родителями на природу, экскурсии;

  • совместные посещения театров, музеев;

  • совместный труд с целью создания комфортной развивающей среды в группе и на участке.

Решающим фактором в организации благоприятного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» является эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес. Необходимо исключить всякое давление, принуждение, осуждение, быть терпеливыми и доброжелательными, и тогда успех - гарантирован!

Таким образом, мы видим, что дети с овз в процессе организованной игровой деятельности усваивают первоначальные представления социального характера и включаются посредством игровой деятельности в различные социальные отношения.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница