Консультация для педагогов «Невербальные средства общения» Учитель-логопед: Воронова О. Г



Скачать 45.23 Kb.
Дата27.04.2016
Размер45.23 Kb.
Консультация для педагогов

«Невербальные средства общения»
Учитель-логопед: Воронова О.Г.
По мнению Аллана Пиза – автора известной книги «Язык жестов» или «Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты» - невербальные коммуникации – это комплексный процесс, который задействует людей, слова, тон голоса, а также движения телом.

Проще говоря, невербальные средства общения (несловесные) – это жесты, мимика, интонация, пантомима.

Интересно, что человечество узнало о языке жестов только из работ Джулиуса Фаста, книга которого была опубликована в 1970г. Пионерами невербальной коммуникации были Чарли Чаплин и многие другие актеры немого кинематографа, т.к. в то время это был единственный способ что-либо сказать с экрана.

Возможно одной наиболее важной из работ по языку жестов, сделанных до ХХв., была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций животными и человеком», опубликованная в 1872г. Эта работа повлияла на многие современные исследования мимики, жестов, интонации. С того времени исследователи зафиксировали и обнаружили почти миллион невербальных сигналов. Альберт Миробян обнаружил, что в акте коммуникаций непосредственно слова занимают лишь 7%, 38% - это звуки и интонации, и 55% - уходит на другие невербальные коммуникации (жесты и мимику).

Профессор Бердвистел провел подобные исследования и по его подсчетам в среднем человек говорит 10-11мин в день и среднее предложение звучит около 2,5сек, вербальный (словесный) компонент разговора занимает 35%, а невербальный – 65%.

С помощью слов обычно передается информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, а иногда невербальные средства общения могут заменять и слова.

Например: вы бросаете убийственный взгляд на мужчину, надменно держите вашу прекрасную голову и всё становится ясно, хотя вами не было сказано ни слова, вы даже не подумали открыть рта.

Жесты бывают врожденными (сосание у детей, улыбка у детей – видящих и невидящих, неслышащих). Различные культуры используют одни и теже выражения лица для показа эмоций (счастливы – улыбаются, раздражены чем-то – хмурятся).

Когда вы скрещиваете на груди руки, вы кладете правую поверх левой или левую поверх правой. Многие не могут сказать до тех пор, пока не попытаются воспроизвести этот жест. Это генетический жест и изменить его невозможно. Но ученые - невербалисты спорят вокруг некоторых жестов – являются ли они генетическими или приобретенными.

Например: большинство мужчин, надевая пальто, сначала одевают его на правую руку, а женщины, наоборот – на левую.


Несколько слов о том, как я использую невербальные средства общения в коррекционной работе с детьми нашей группы.

Сначала беседа с детьми «Как можно общаться без слов». Подводим ребенка к тому, что с помощью мимики и жестов можно передать свое эмоциональное состояние или узнать, о чем думал писатель, художник, музыкант, рассматривая и слушая их произведения. Необходимо подчеркнуть, как важны жесты, мимика, интонация для выразительности речи.

Трудно говорить о мимике наших детей, впервые перешагнувших порог нашей группы. Большинство из них дизартрики, т.е. лица у них анимичны, обязательно в наличии порез отдельных мышц или группы мышц, обильное слюноотделение. Сначала на индивидуальных занятиях проводятся упражнения для мышц языка, губ, щек. Знакомим детей с пиктограммами, играем в игры: «Узнай и назови эмоцию», «Улыбнись, рассердись, нахмурься». Большую помощь оказывает театральный кружок с «Мимическими этюдами».



1.) Организационный момент на подгрупповых занятиях: Жесты и мимика тема «Слова – действия» игрушки животные.

Психогимнастика «Заводная кукла»

- Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись! (дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого петрушку).

- Заводная кукла сломалась (дети «застывают» в определенной позе)

- А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу? Покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.



Тема «Овощи» мимические упражнения. Релаксация.

- Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, теплый дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки – растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи – толстячки; превратитесь в овощи «Худышки».



2.) Работа над интонацией. Тема «Х» и «ХЬ»

- Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!». Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!». На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!». И совсем устали: «Ух, ух, ух!».

- Как смеялись звери над хвастуном Хомой? (дети произносят слоги «ха-ха-ха», «хи-хи-хи» со сменой ударения и с изменением тембра и силы голоса.

3.) На физкультминутке те5ма «Овощи»

Пантомима «В огороде». Демонстрируется картина «Огородное пугало»

а) Дети шли, шли, шли

В огород они зашли.

Там увидели урода –

И скорей из огорода.

Изобразить испуг. Один ребенок – огородное пугало, а остальные испуг. Все дети – огородное пугало, логопед – испуг.

б) или тема «Звук и буква У»

- Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм и т.д.

Игра «Пожалуйста», «Сделайте так, как я скажу, а не как покажу», «Что мы делаем – не скажем. А что делаем – покажем».

3.) Элемент фоноритмики

Изучая каждый звук, мы учимся его не только правильно произносить, но и показывать.

Например: А, О, У. игра «Беззвучный артикул» - определи звук по движению рук и губ. При анамнезе слов, если бывают затруднения – «подсказка» - развожу руки в стороны – ребенок произносит звук А.

4.) При выполнении определенного задания: до кого дотронусь – «5» (кивок головой, значит ответ правильный).

5.) Игры из книги «Учим детей общению».

Например: «Иностранец», «Через стекло», «Изобрази сказку», «расскажи стихи без слов».



6.) Настолько знаем друг друга, что пронимаем все без слов – подняла бровь, сделала удивленные глаза, всплеснула руками, погладила по голове.

Вне занятий.



Рассказывая о чем-то интересном, слов не хватает: пых – там – бам. А все остальное мимика и жесты. Без слов – обьятия при встрече.
Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница