Конспект занятия «Уроки доброты»



Скачать 36,26 Kb.
Дата14.02.2016
Размер36,26 Kb.
ТипКонспект


Вершино-Тейский ЦДО -

филиал муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

Аскизский районный центр дополнительного образования

Конспект занятия «Уроки доброты»

Автор: Сизько Валентина Михайловна,

педагог дополнительного образования,

стаж 26 лет,

первая квалификационная категория


Пояснительная записка
Занятие «Уроки доброты» разработано для обучающихся 5-9 классов. Тема занятия актуальна на сегодняшний день.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

При организации работы на занятии «знания, чувства и действия должны выступать в единстве». Это достигается с помощью верно подобранного материала. Новое должно опираться на уже имеющиеся знания или личный жизненный опыт. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.


Цели занятия:

  1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

  2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.

  3. Воспитательная: воспитание духовно-нравственной личности.


Задачи:

- учить внимательному, чуткому отношению к слову;

- развивать речь, мыслительную деятельность учащихся, творчество;

- развивать желание помогать другим, совершать добрые дела;

- воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Методическая цель: 

создание условий для формирования знаний, умений и навыков поликультурного образовательного пространства; развития способностей; воспитания качеств высоконравственной толерантной  личности.


Практическая значимость разработки:

Работу  можно использовать на занятиях по подготовке к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (ОГЭ русский язык), уроках русской литературы, русского языка, классных часах, воспитательных мероприятиях.


Ожидаемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Предметные: знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло», понимание их значения.

Метапредметные:

Регулятивные формирование умения планировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательныеовладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Коммуникативные адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.
Методы и приёмы обучения:

Используемые на занятии методы и приемы оживляют интерес школьников к обучению, помогают формировать определённые навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные знания и своё отношение к жизненным вопросам. На занятии опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовались следующие приемы и методы:

-исследовательская деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали);



-поисковая деятельность (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали);

- репродуктивный метод (слово учителя);

- метод творческого чтения (комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста);

- эвристический метод (подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы).

Тема занятия: «Уроки доброты»
Цели занятия:

  1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

  2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.

  3. Воспитательная: воспитание духовно-нравственной личности.


Задачи:

- учить внимательному, чуткому отношению к слову;

- развивать речь, мыслительную деятельность учащихся, творчество;

- развивать желание помогать другим, совершать добрые дела;

- воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Тип занятия: беседа
Эпиграф: Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н.Толстой)
Записи на доске: тема, эпиграф, пословицы:

русская народная «Добрые дела и по смерти живут»;

хакасские народные «Хорошей лошади – одного слова, плохой – тысяча; хорошему человеку – одного слова, плохому – тысяча», «Детеныш волка не станет собакой», «Будущего коня видно по жеребцу, будущего человека видно с детства».
Ход занятия:


  1. Организационный момент.




  1. Вступление.




  1. Музыка «Куда уходит детство…»

  2. На фоне музыки: Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня у нас обычное занятие с необычной темой. Наш разговор хотелось бы начать с небольшой притчи из «Библии» - «Притча о добром самарянине».

  3. Чтение «Притчи о добром самарянине»

  4. Беседа:

    • О чём же мы сегодня будем вести с вами разговор? (ответы учащихся)

    • Да, будем говорить о самом главном, что должно быть в душе каждого человека – доброта, доброжелательность, добродетельность, добро.

  • А почему возникла такая необходимость затронуть именно эту тему? (ответы учащихся)

Действительно, эта тема сегодня очень актуальна, потому что люди в последнее время безжалостны и равнодушны ко всему, да ещё очень злы.

  • А с чем вам чаще всего приходится сталкиваться в жизни: добром или злом? (ответы учащихся)

Это ещё раз подтверждает актуальность нашего разговора, но все-таки мир не без добрых людей.

  • Но мы ещё не выяснили, что вы понимаете под словом «добро». Давайте послушаем рассуждения по этой темой ваших одноклассников, а потом ваши дополнения. (Приложение 2)

Вывод: Добро, доброта – это что-то необъятное, когда хочется сделать всем что-то хорошее, сказать о чем-то хорошем и приятном.


  1. Уроки доброты в произведениях художественной литературы, собственных сочинениях, стихотворениях, рисунках учащихся.


Вопросы для беседы:

    1. Очень часто авторы произведений художественной литературы, даже не задумываясь об этом, преподают нам уроки, в том числе и уроки доброты.

    2. Какие уроки для себя вы извлекли из произведений художественной литературы, которые вы читали как на уроках, так и самостоятельно? (ответы обучающихся)

Вывод: Значит, уроки черпать можно не только из жизни, но и из рассказов, повестей, сказок и др.

    1. А с какими героями вы встречались чаще: со злыми или добрыми?

(ответы)

Вывод: Именно на примерах своих героев, авторы хотят помочь вам сделать свой правильный выбор в жизни.



    1. Есть ли у вас герои, на которых вы хотите быть похожими? (ответы)

    2. Многие из вас, готовясь к уроку, выступили в качестве авторов сказок, стихов и в роли художников. Давайте послушаем сказки.

(Приложение 1)

    1. О чем же легче вам писалось: о добре или зле? (ответы)

Вывод: Да, легче писалось о том, что ты больше в себе чувствуешь.

    1. А в стихах собственного сочинения можно услышать и увидеть все ваши чувства. (Приложение 3)

    2. А в каком жанре произведений устного народного творчества четко отражены выводы по нашей теме? (ответы – пословица, поговорка).

    3. А какие вы знаете? (Приложение 4).

    4. Дайте мне толкование пословице: «Добрые дела и по смерти живут». (ответы)

Вывод: Человека помнят по добрым делам.

    1. У коренного населения нашей республики – хакасов – тоже есть пословицы на эту тему: «Хорошей лошади достаточно одного слова, плохой – тысяча, хорошему человеку – одного слова, плохому – тысяча», «Детёныш волка не станет собакой», «Будущего коня видно по жеребцу, будущего человека видно с детства». (учащиеся дают толкование каждой пословице)

    2. А сейчас мы переходим к художественным способностям. Цель этого задания – добро и зло в цветовой гамме.

Дайте объяснение, почему именно этот сюжет и эти краски.

(2 человека представляют свои работы)



Вывод: Вы выбрали то, что радует людей, краски добра не раздражают нас.


  1. «Уроки доброты» по личным впечатлениям.


Беседа:

    1. Чтобы продолжить наш разговор, мне хочется представить вашему вниманию стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Спешите делать добрые дела».

    2. Стихотворение А.Я.Яшина «Спешите делать добрые дела» (в исполнении учащихся).

    3. Какой вывод можно сделать? (ответы)

Вывод: жизнь дана на добрые дела.

    1. А сейчас подумайте, какой вывод можно сделать из сочинения, которое будет представлено на ваш суд.

.Однажды летом ко мне приехала подруга. Она была очень высокомерна. Её поведение оставляло желать лучшего. На улице она не могла пройти мимо бездомного животного, не ударив его. Людей с какими-либо нарушениями во внешности обзывала, издевалась над ними.

Через несколько дней после приезда она случайно упала и сломала ногу. Выписавшись из больницы, она ещё долгое время ходила на костылях, потом хромала. На неё стали показывать пальцем, смеяться над ней.

Перед своим отъездом она сказала мне, что очень сожалеет о своём поведении до травмы. Она уезжала совсем другим человеком.

    1. Выводы учащиеся делают с использованием пословиц и поговорок:

«Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнёшь».

    1. А только ли по отношению к человеку или другому живому существу можно быть добрым? (ответы)

Вывод: Человек добр будет тогда, когда его доброта проявляется ко всему, что его окружает.

    1. Стихотворение писателя Хакасии Г.В.Сысолятина «Берёза» (в исполнении учащихся):

Подрубили березу, чтоб соку дала.

Сколько взяли того сахаристого соку?

А она им, как кровью, затем истекла –

Не насытила жаждущей кроны высокой.

И не стало гармонии в вешнем лесу,

Птичий хор предпочел ей деревья другие.

А случайно пробьет у березы слезу –

Тут же выпьют её муравьи земляные.

Нет шатра у неё – косачам ночевать.

К ней лишь дятел летит – червоточину чует.

Но не дятлу-хирургу её врачевать –

Только молния с неба её уврачует.

Усыхающей кроной прискорбно шурша,

Все зовет на себя огнеликие грозы…

Страшно думать, что кто-то, по лесу кружа,

Поднимает топор на другие березы.

    1. Какой урок из этого стихотворения? (ответы)




  1. Заключительная часть.




    1. Какие же уроки вы извлекли из нашего разговора? (ответы)

    2. Стихотворение «Хуже нет» Ю.Воронова в исполнении учителя:

Хуже нет,

если всем доволен;

Значит, слепну, глупею, дряхну,

Значит я на людские боли

Или радости не распахнут.

Тот, кто хочет тревоги века


переждать за своей калиткой,

Забывает, что человеку

Непростительно

жить улиткой.

    1. Домашнее задание – спешите делать добрые дела.


Приложения к занятию «Уроки доброты».
Приложение 1.

«Сказка о Ване и о Немой принцессе».

Жил-был парень по имени Ваня. Он был очень злой и жадный. Один раз до него дошли слухи, будто дочь короля стала немой. И никто не мог от её слова добиться.

Короля это сильно опечалило, и велел он объявить по всему королевству, что тот, кто добьется от неё хоть словечко, получит в награду много денег.

Многие пытались, но ничего не вышло. Ваня тоже решил попытаться. Когда Ваня пришёл во дворец, то, увидя принцессу, замер. У него исчезла вся злость и жадность. Ему хотелось делать только добро! И он своим добром вылечил принцессу.

Когда король хотел дать ему награду, то Ваня отказался. Сказал, что награда для него то, что принцесса вылечилась. Он попрощался и ушёл. С тех пор Ваня делал только добро.

«Сказка о дружбе добра и зла».

Однажды зло предложило добру подружиться.

- Давай попробуем, - сказало добро.

Стали они вместе гулять, ходить друг к другу в гости, и так они сдружились, что забыли, кто они есть.

Вот однажды они гуляли и увидели, что мальчик из рогатки стрелял в голубей.


  • Молодец! – вдруг сказала злость.

  • Что же здесь хорошего? – спросила доброта и пошла к мальчику.

Мальчик увидел её и убежал.

  • А что в этом плохого? – спросила злость у доброты.

А доброта ничего не ответила и ушла. Так они поругались.

Через неделю злость пришла к доброте и сказала: «Давай помиримся». Они помирились, но доброта сомневалась, что они сдружатся опять. И тогда они поспорили, что злость сможет делать добро.

Вот они опять гуляли и пошли через дорогу в парк. А на дороге стояла бабушка и просила, чтобы её перевели через дорогу. Доброта её не заметила и прошла мимо, а злость подошла к бабушке и перевела её. Тогда доброта сказала злости, что она навсегда останется доброй, потому что она сделала добро.

Вот они стали дружить и никогда больше не ссорились.

Добро всегда может победить зло, если этого захотеть.

* * *


Как-то раз девочке по имени Валя приснился сон, что она спасает весь мир от грусти. Когда Валя проснулась, она стала думать: «Ну как я могу спасти весь мир?» Думала, думала, так и ничего не придумала.

Прошло две недели, и Валя забыла этот сон. Наступил день рождения Вали. Её исполнилось двенадцать лет, и она пошла в магазин за тортом. У девочки было хорошее настроение, и по дороге она всем улыбалась. Улыбнулась дяде, а тот улыбнулся тете, тётя улыбнулась бабушке, бабушка улыбнулась внучке.

И вот так, ни о чём не подозревая, девочка Валя спасла всех людей от грусти и печали.
Приложение 2.

Рассуждение на тему:«Что такое добро?»

Я представляю себе доброту в виде маленькой девочки. Это весёлая рыженькая девчушка. Она любит природу, никогда не грустит и всегда улыбается.

Но если просто рассуждать, что такое добро, то я думаю так: добро – это все то хорошее, что люди делают друг другу.

В наше время мы стали очень злыми из-за всей этой суеты. Мы редко улыбаемся, больше стараемся обидеть человека, нежели сделать ему что-то доброе.

Добрый человек не сможет, даже если захочет, увидеть в злом человеке только плохое.

Добро… Возможно не все даже задумывались над тем, что для них значит добро.

Добро – это хорошее отношение друг к другу.

Добро – это любовь к окружающим.

Добро – это самое светлое, что мы делали в жизни.

И ещё много, много определений можно подобрать к этому слову.

Я хочу закончить свое сочинение словами А.Н.Мошкова: «Быть добрым не значит быть глупым, быть добрым значит быть мудрым».
Приложение 3.

Стихотворение «Добрые уроки».

Волшебные слова, знаем мы не все.

Тот, кто их не знает, их не говорит.

А тот, кто знает, не всегда употребляет.

Слова эти простые.

Выучи их ты:

«Здравствуй», «до свиданья»,

«Спасибо» и «прощай».

Знай эти слова и их не забывай,

Чтоб не быть невежей



В обществе друзей.
Приложение 4.

Пословицы.

  1. Без труда добра не бывает.

  2. Бывает добро, да не всякому дано.

  3. Всё добро, да не всё на пользу.

  4. Делай добро и жди добро.

  5. Добра желаешь – добро и делай.

  6. Добра ищи, а худо само придёт.

  7. Добро на худо не меняют.

  8. Добра не смыслишь – так худо не делай.

  9. Добро - что клад ищут, а худо – под рукой.

  10. Добро быть в радости и жить в сладости.

  11. Добро и во сне хорошо.

  12. Добро наживай, а худо изживай.

  13. Добро не лихо – ходит тихо.

  14. Добро поощряет, а зло порицает.

  15. Добро творит – себя веселит.

  16. Добро человека в красный угол сажают.

  17. Доброго чти, а злого не жалей.

  18. Доброе дело без награды не остается.

  19. Доброе дело два века живет.

  20. Доброе дело и в воде не тонет.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015
2016 -> Российское общество психиатров


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница