Конспект урока «как стать изобретателем?»



Дата07.06.2016
Размер2.4 Mb.
ТипКонспект урока

Т.В. Гультяева

Муниципальное автономное учреждение \\server\администрация\разное\оформление\разное для юбилея\новая эмблема ддют\эмблема готовая (руки цв).jpg

дополнительного образования

Дзержинский дворец детского и юношеского творчества

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ В СЕТЕВОМ МЕТОДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

АВТОР:

Гультяева Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования высшей категории
http://multipediya.ru/wp-content/uploads/2013/02/malenkij_izobretatel.jpg

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «КАК СТАТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ?»

Кратко о методической разработке:

Преимущества данной методической разработки:

  1. в основе заложены:

  • ИЗО деятельность и игровая деятельность,

что облегчает восприятие нового материала и делает его привлекательным для учащихся;

  • системно-деятельностный подход (опора на интерактивное, проблемное обучение),

что помогает педагогам организовать уроки (занятия) в соответствии с современными тенденциями развития образования;

что дает возможность применять методику педагогами любого профиля;

  1. позволяет учащимся получать индивидуальные результаты при фронтальной работе педагога,

что дает возможность одновременно обучать любое количество учащихся с получением ими уникальных творческих продуктов;

  1. позволяет подготовить детей к индивидуальной творческой или проектной деятельности,

что позволяет педагогу решить проблему участия детей в конкурсных и выставочных мероприятиях в условиях группового обучения

  1. представителями педагогического сообщества элементы данной методики могут быть:

    1. применены:

  • не только во внеурочной деятельности, но и в дошкольном, школьном, профессиональном образовании;

  • педагогами на занятиях любой направленности, -

что делает ее универсальной;

    1. использованы метод морфологического анализа, системный анализ как средство:

  • обучения,

  • развития творческих способностей (воображения, системного мышления),

  • диагностики,

  • коррекции, -

что делает ее комплексной;

Таким образом, предлагаемая методика является универсальной, комплексной, актуальной для педагогов любых образовательных областей. Ее использование поможет педагогам решить проблему организации творческой деятельности учащихся в условиях группового обучения.

Разработка успешно применяется на протяжении нескольких лет:

  • для проведения занятий с младшими школьниками (мальчиками) в объединении «Начальное техническое моделирование» в системе дополнительного образования;

  • в соответствии с требованиями ФГОС для проведения занятий по программе внеурочной деятельности ОУ (образовательных учреждений) района с младшими школьниками (мальчиками и девочками).

Данная разработка урока построена на основе методов ТРИЗ Альтшуллера. Методы системного анализа и морфологического анализа адаптированы к младшему школьному возрасту, применяются не столько для получения изобретения, сколько для развития творческих способностей, интереса детей к творчеству и поисковой деятельности. Особенности применения, разработанные мною, облегчают для педагога задачу поиска и приобретения учащимися новой информации, делают легким, «игровым» усвоение нового материала. Для младших школьников поиск информации затруднен, но в процессе освоения данных методов работы, учащиеся смогут самостоятельно попробовать найти требуемую информацию в Internet или др. источниках. Внесение в процессе освоения данных таблиц в простейшие программы редактирования изображений (Power Point и др.) также позволит приобщить учащихся к информационно-коммуникационным технологиям. Данные методы становятся игрой, могут применяться в системе, подводят детей к проектной деятельности, что создает условия для детских инновационных решений. Разработка будет также полезна и педагогам разного профиля, так как заложенные в ней идеи могут быть базисом построения собственных методик; личностного, профессионального развития самих педагогов.

План-конспект учебного занятия в системе дополнительного образования

Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гультяева Татьяна Викторовна

Творческое объединение: Начальное техническое моделирование, МАУ ДОД ДДДЮТ г. Нижний Тагил Свердловской области

Возраст: 7-9 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Тема: Как стать изобретателем?

Цели:

  1. Образовательные: сформировать у обучающихся первоначальные представления об изобретательской деятельности, познакомить учащихся с методом морфологического анализа, как одним из приемов создания нового.

  2. Развивающие: способствовать овладению учащимися приемами анализа и синтеза, развитию комбинаторных механизмов воображения.

  3. Воспитательные: способствовать формированию активной позиции в преобразовании окружающего мира на благо общества.

Оборудование занятия:

  1. Дидактический материал для педагога:

      1. Папка с файлами-рисунками: ведра идут на речку, люди с коромыслом, водопровод, бытовая техника, пылесос, ведро, веник, совок, двигатель и схема двигателя (см. рисунки в тексте).

      2. Доска (или интерактивная доска) с заготовкой таблицы, готовые таблицы с рисунками (таблицы 1-8 см. далее в тексте).

      3. Кружки из бумаги желтого и зеленого цветов по количеству детей для оценочной деятельности.

      4. Бланки таблицы №1 на листе формата А4, 3 маркера (черный, красный, синий), белые листы формата А4.

  2. Дидактический материал для воспитанников: лист формата А4 с таблицей как у педагога, чистые листы, простой карандаш, ластик, маркеры

  3. Материально - техническое оснащение занятия: компьютер, проектор с экраном, интерактивная доска (при отсутствии, можно обычную).

Прогнозируемые результаты занятия: разработка учащимися оригинального (или субъективно-оригинального) рисунка общественно-полезного технического устройства методом морфологического анализа.

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап (2 мин.):

    1. Подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

  2. Основной этап (38 мин.):

    1. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (эвристические вопросы, познавательная задача, проблемное задание детям) (5 мин.)

Педагог: Здравствуйте ребята! Я сегодня приготовила для вас несколько картинок (демонстрация):

Что вы увидели? (женщины идут за водой, ведра идут на речку сами (из сказки), водопроводный кран). А что связывает эти картинки? (вода; где люди брали воду раньше и теперь). Их действительно связывает вода. Раньше не было водопровода, и люди носили воду на коромысле с речки. Это очень тяжело, поэтому они мечтали облегчить себе труд, что находило выражение в сказках: в сказке «По щучьему велению» ведра идут на речку сами. А сегодня не ведра, а вода сама «приходит» в наши дома. И ведет воду к нам в дома водопровод. Это наш помощник. Водопровод появился сам? (нет, его придумали люди). А как называются люди, которые что-то придумывают? (изобретатели, мечтатели, фантазеры и т.д.). Таких людей называют изобретатели, а почему не мечтатели или фантазеры? (их идеи можно воплотить в жизнь, они полезны для общества).


Изобретатель — человек, который создаёт что-то новое, полезное (чаще это технические устройства или очень удобные и важные способы работы).


Именно изобретатели создали для нас домашних помощников (демонстрация рисунка с бытовой техникой). С ними жить стало гораздо проще. А вы хотели бы стать изобретателями и придумать для людей что-то новое и полезное? (да). Это возможно (дети удивлены).

Итак, цель нашего занятия: изобрести общественно-полезное техническое устройство. А для этого мы должны научиться изобретать.


    1. Усвоение новых знаний и способов действий.(15 мин.)

Способность к изобретательству можно развивать. Часто изобретатели улучшают существующие устройства или комбинируют их для создания новых полезных устройств. Рассмотрим пример (демонстрация фото пылесоса, ведра, веника и совка).



Эти предметы каким-то образом связаны. Что общего между ними? (все они для уборки)

Если бы вам предложили выбор, что бы вы выбрали? (пылесос) А почему? (мусор не разлетается, красивый, его можно использовать вместо всех остальных).

Действительно, пылесос заменил нам веник, совок и ведро. Он выполняет ту же функцию: помогает нам убирать. Но он лучше. Чем? (красивый, компактный, его легко перемещать, втягивает грязь внутрь, не пылит и т.д.). А похож ли он на эти предметы внешне? (частично, не всегда, не похож).

Итак, в пылесосе объединились ведро, совок и веник. Он лишь отдаленно похож на данные предметы, но выполняет те же функции. Только создатели пылесоса постарались устранить недостатки, улучшить данные конструкции: теперь мусор можно собрать весь, полностью, он не разлетается, не просыпается мимо. Значит, соединив несколько разных предметов, можно получить что-то новое!

Перед вами на листочках пустые таблички. У меня на доске такая же табличка, как у вас. Когда мы их заполним, они помогут нам изобрести что-то новое.



Таблица
















Человек













Автомобиль













Птица



























Я написала 3 слова, эти объекты объединяет что-то общее. Что? (они могут передвигаться). Совершенно верно. Назовем их «системы». А сейчас разберем, из каких подсистем они состоят.

Предлагаю в каждом окне таблички упрощенно нарисовать, что помогает двигаться каждому объекту? (дети отвечают, и мы заполняем таблицы). Я буду записывать на доске буквами, а вы попробуйте рисовать. Все это помогает двигаться, и подсистема называется движители. Эти подсистемы видны при обычном рассмотрении объекта. Пишем внизу «можем видеть» (или рисуем глаз).
Таблица





Движители










Человек

Ноги, руки у акробата










Автомобиль

Колеса










Птица

Крылья, лапы













Можем видеть









Достаточно ли автомобилю колес, чтобы он смог поехать? (нет, ему нужен двигатель). Да, двигатель приводит в действие колеса. (Я записываю, а дети затрудняются нарисовать, демонстрирую фото двигателя).http://1avtoblog.ru/wp-content/uploads/foto_dvigatelya-300x296.jpg



Теперь вы можете его нарисовать? (нет). Поэтому люди решили изображать двигатель упрощенно. Это называется схема. Двигатель вращается, толкает вал, на котором закреплены колеса. А что помогает «толкать» движители систем человек и птица? (сердце). А мы видим эти подсистемы? (нет). Поэтому их можно назвать «скрытые».c:\documents and settings\сергей\local settings\temporary internet files\content.word\копия dsc02071.jpg

Таблица




Движители

Двигатели







Человек

Ноги, руки у акробата

Сердце







Автомобиль

Колеса

Двигатель







Птица

Крылья, лапы

Сердце










Можем видеть

Скрытая система







Теперь системы могут двигаться, но сможет ли машина привезти нас из школы домой, не попав в аварию? (нет, она не управляема). Значит, нам необходима система управления (рассуждаем и заполняем таблички).

Таблица




Движители

Двигатели

Система управления




Человек

Ноги, руки у акробата

Сердце

Голова (мозг и органы чувств)




Автомобиль

Колеса

Двигатель

Руль, педали, компьютер




Птица

Крылья, лапы

Сердце

Голова (мозг и органы чувств), хвост







Можем видеть

Скрытая система

Можем видеть



У нас теперь есть движитель, двигатель, система управляема, но смогут ли все они работать независимо друг от друга? (нет, их нужно соединить и поместить в корпус.) Заполняем последнюю колонку.



Таблица




Движители

Двигатели

Система управления

Корпус

Человек

Ноги, руки у акробата

Сердце

Голова (мозг и органы чувств)

Туловище

Автомобиль

Колеса

Двигатель

Руль, педали, компьютер

Кузов

Птица

Крылья, лапы

Сердце

Голова (мозг и органы чувств), хвост

Туловище




Можем видеть

Скрытая система

Можем видеть

Можем видеть

Проверим, что получилось (педагог демонстрирует свою табличку с рисунками, дети проверяют себя, дорабатывают свои таблички)



Таблица

g:\все конкурсы\конкурс инноватика 2014\таблица движители\dsc02075.jpg

А теперь начинаем изобретать. Перепутаем подсистемы:



Таблица

g:\все конкурсы\конкурс инноватика 2014\таблица движители\dsc020751.jpg

И попробуем соединить движители автомобиля, систему управления человека, корпус птицы в одну систему.

Почему я не отметила подсистему «Двигатели»? (она необходима для работы системы, но в готовом изделии ее не видно). У большинства детей получается такая картинка:рис. 1. Педагог, демонстрируя свой рисунок: что это и для чего его можно использовать? (Дети: это машина, игрушка и др.; нужна, чтобыездить, играть, возить малышей.)


Рисунок
Добавляю к машине опору и стрелки с направлением движения. Как может двигаться данное изобретение? (по поверхности земли вперед или назад). Вы сказали, что с этим можно играть. Если бы вы пришли в магазин и имели возможность купить себе любую игрушку, купили бы вы себе именно эту? (нет, есть в продаже гораздо интереснее и лучше) Значит, как игрушка она нам не подойдет. Тогда давайте на ней прокатим своего друга. Куда его посадим, чтобы ему было удобно (выясняем, что посадить можно только на спину, но на ней неудобно: скатываешься). А если пойдет дождь? (промокнем) g:\все конкурсы\конкурс инноватика 2014\таблица движители\dsc02076.jpg

Давайте подумаем, мы создали что-то, на чем можно ездить по земле. А, может быть, люди уже изобрели до нас такие устройства. На чем мы можем ездить по земле? (велосипед, ролики, автомобиль, мотоцикл). Значит, у нашего изобретения есть аналоги. Поменяли бы вы свой велосипед, ролики, автомобиль, мотоцикл на это? (нет) Получается, мы создали то, что никому не нужно. Очень обидно, но и настоящие изобретатели тоже сталкиваются с неудачами. Главное, не прекращать попытки и понимать, что ты делаешь полезное для всех дело.

Наше изобретение не может принести пользу: у него есть аналоги и они гораздо лучше. А если попробовать добавить к нему новые функции. Например, запустим его в трубе. Нарисуйте, как при этом изменится эта же конструкция. У некоторых детей получается подобная картинка:рис.2g:\все конкурсы\конкурс инноватика 2014\таблица движители\dsc02077.jpg

Рисунок
Это устройство может ездить вниз-вверх. Есть ли у него аналоги? (да, лифт). Опять изобрели то, что уже существует. Но есть ли сегодня в мире машина, которая может ездить и по трубе, и по дороге? (вспомнить не смогли). g:\все конкурсы\конкурс инноватика 2014\таблица движители\dsc02078.jpg

Попробуйте изменить нашу конструкцию так, чтобы она могла ехать и в трубе и по дороге: объединим несколько функций. Одно из удачных изобретений выглядело так (демонстрация удачных конструкций):рис.3

Мы придумали то, чего сегодня не существует. Кому бы очень подошла такая машина? (инвалидам, которым тяжело ходит от лифта до автомобиля и др.). Значит, мы молодцы, сделали действительно изобретение: это востребовано, ново, полезно.


Рисунок


    1. Первичная проверка понимания изученного. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение (10 мин.)

Теперь представьте себе, что в нашей табличке выделены другие окна, и она выглядит так:



Таблица

g:\все конкурсы\конкурс инноватика 2014\таблица движители\dsc020752.jpg

Сейчас мы разбиваемся парами и пытаемся создать на основе данных подсистем свое изобретение. (Дети рисуют, педагог размещает все рисунки на доске)




    1. Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий (5 мин.)

Обсуждение и осмысление детьми своей работы. Педагог активизирует обсуждение похвалой, наводящими вопросами и т.д.


    1. Обобщение и систематизация знаний (3 мин.)

Педагог: сегодня мы попробовали стать изобретателями. Такой способ изобретения называют методом морфологического анализа (ММА). Это сложное «взрослое» название, но по сути – это анализ, из чего состоит система, занесение информации в таблицу, перебор вариантов всех возможных решений, перепутывание частей систем. Поэтому мы будем называть это Игра «Путаница». Изучать правила всегда трудно. Но, зная их, играть легко. Давайте вспомним, как играть в путаницу (учащиеся рассказывают порядок действий)

Мы работали сегодня только с одной таблицей. А если мы возьмем не человека, автомобиль и птицу, а другие системы? Вариантов может быть великое множество.


  1. Итоговый этап (5 мин.):

    1. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы (1 мин.):

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия:

Вспомним цель нашего занятия: научиться изобретать и изобрести общественно-полезное техническое устройство. Достигли ли мы ее? (да, узнали игру «Путаница», изобрели машину для инвалидов). Да, мы большие молодцы, но сегодня существует ли в домах «труба», по которой могла бы проехать такая машина? (нет) Совершенен ли внешний вид и конструкция нашей машины или хотелось бы что-то добавить, изменить? Это как раз направление для ваших новых изобретений.




    1. Рефлексия (3 мин.): педагог мобилизует детей на самооценку.

Что было легко, а что вызвало трудности? Что получилось наиболее удачно? Что не получилось? Почему? (дети отвечают).

Я приготовила вам кружки из бумаги зеленого и желтого цвета. Предлагаю выбрать и наклеить на свой листочек с изобретением зеленый «Я молодец», если у вас все получилось, или желтый «У меня все получится», если у вас возникали трудности, которые в процессе занятия вы не смогли преодолеть без посторонней помощи.




    1. Определение перспектив деятельности (1 мин.):

Сегодня мы прикоснулись к изобретательской деятельности, познакомились только с одним из способов создания нового. Используя этот способ, любой человек сможет создать что-то новое. Но есть и другие. Они описаны в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). С ними мы будем знакомиться на следующих занятиях и сделаем еще много изобретений. Конечно, не у каждого из вас получиться что-то нужное и полезное, но занятия изобретательством полезны сами по себе. Они научат вас не бояться трудностей, а искать выход из неразрешимых ситуаций.
Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница