Конспект урока физики «Путешествие в мире физических явлений»



Скачать 144.49 Kb.
Дата24.04.2016
Размер144.49 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока физики

«Путешествие в мире физических явлений»

8 «А» класс

Автор: Бусыгина Л. М., учитель физики МБОУ СОШ № 43 г. Белгорода


Явления природы своим величием

зачастую приводят человека в ужас;

он чувствует себя ничтожным, когда

перед его глазами выступает такая сила,

такая мощь, такое зрелище, перед которым

бледнеет сила не только одного человека, но

и всего человечества.

Н. Налбандян (армянский писатель,

публицист, философ ХIХ в.)
Тип урока: контроль знаний по курсу физики 8-го класса

Цель урока:

Социально-психологическая:

Учащиеся должны:



  • Выявить собственный уровень усвоения понятий таких тем как «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», формировать и учить навыкам самоконтроля.

  • Развивать свои коммуникативные способности поддерживать беседу на данную тему, выслушивать мнение своих товарищей, способствовать сотрудничеству работе в группах.

Академическая:

Учащиеся должны различать тепловые, электрические, электромагнитные и оптические явления и объяснить эти явления. Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменение температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества, закон Ома ,сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, решать задачи на практическое применение основных понятий и законов. Учащиеся должны устранить пробелы в знаниях (проверить их на соответствие требованиях обязательного образовательного минимума и уметь решать задачи по формулам, приведенным в учебнике, по образцу, данному учителем.)

Задачи урока.


  1. Образовательные:

Выявить уровень усвоения ранее изученного материала, основных понятий тем «Тепловые явления», «Электрические и магнитные явления», «Оптические явления».

  1. Воспитательные:

Стимулировать учащихся к подготовке учащихся к экзамену, способствовать формированию умения группировать материал по указанным признакам; решать теоретические, практические и технические проблемы. Способствовать формированию элементов материалистического мировоззрения, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

  1. Развитие мышления:

Обеспечить развитие творческих способностей: строить цепочку логических рассуждений, высказывать собственные суждения, выдвигать альтернативные идеи и защищать их, формировать выводы и заключения.

Способствовать развитию мыслительных способностей учащихся:

Выделять главное: обобщать и систематизировать мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях и оценить их.

В связи с тем, что учащиеся 8 в класса должны по окончанию учебного года сдавать устный экзамен по физике было организовано повторение учебного материала на уроках, на консультациях, в ходе выполнения домашнего задания.

Класс предварительно распределен на группы, в каждой группе выделен руководитель. Группы составлено одинаково по способностям учащихся.

Оговаривались темы, по которым учащиеся должны были повторять следующие разделы физики 8 класса: «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления».

Представленный урок задуман как контроль знаний по темам «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления» в игровой форме работы групп по станциям.


  1. Станция «Тепловые явления»

  2. Станция «Электрические явления»

  3. Станция «Электромагнитные явления»

  4. Станция «Подумай и ответь»

  5. Станция «Подумай и реши»

  6. Станция «Мои тетради».

Вопросы на станциях подбирались так, чтобы учащиеся могли показать знания, как на репродуктивном, так и на конструктивном уровне.

Учителем проведена подготовительная работа с начальниками станций. В качестве начальников станций приглашены студенты физического отделения физико-математического факультета БелГу, бывшие ученики Бусыгиной Л.М, а также учащиеся 9 «А» класса, так же обучающиеся у данного учителя, с которыми были обсуждены все вопросы по указанным ранее темам, о выставлении баллов каждому ученику в маршрутных листах групп.

На станции «Тепловые явления» были выставлены следующие демонстрационные приборы:

калориметр, термометр, психрометр, гигрометр, модель кристаллической решетки, теплоприемник.

На станции «Электрические явления»:


  • электрофорная машина;

  • электроскоп;

  • стеклянные и эбонитовые палочки, кусочки меха, шерсти, шелка.

  • амперметр, вольтметр, реостат, гальванический элемент, таблица с условными обозначениями приборов на схемах.

На станции «Электромагнитные явления» выставлены следующие приборы:

  • модель электродвигателя;

  • рамка с током;

  • катушка с током;

  • электромагнит, полосовой и дугообразный магниты, магнитная стрелка.

В начале урока руководителям групп выдается маршрутный лист, который будет заполняться при посещении в определенном порядке станций.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: «Мы отправляемся в путешествие по станциям, на которых вы ответите на все вопросы, начальникам станций тепловых, электрических и электромагнитных явлений. Пребывание на каждой станции 5 минут».

Доброго пути!


Станция № 1

«Тепловые явления»


1. Какие тела обладают внутренней энергией? Чему она равна и отчего она зависит?

2. Рассказать о способах изменения внутренней энергии. Привести примеры.

3. Как вы представляете себе явление теплопроводности? Где вы его наблюдали?

4. Какие тела - твердые жидкие или газообразные - обладают лучшей тепло­проводностью? Почему?

5. Какую теплопередачу называют конвекцией? В чем главное отличие конвекции от теплопроводности?

6. Приведите пример конвекции и поясните, как именно происходит передача теплоты в рассматриваемом вами случае?

7. В каких телах - жидкостях, твердых телах, газах - наблюдается конвекция? Почему?

8. Может ли энергия передаваться от одного тела к другому с помощью тепло­проводности или конвекции, если тела наводятся в безвоздушном простран­стве? (Вакууме)

9. В каком случае энергия передается излучением? Поясните на примере.

10. Как зависит излучение от температуры?

11. Как называют энергию, которую тела получают или отдают при теплопередаче?

12. От чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела?

13. Записать формулу для нахождения количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяющегося при охлаждении тела. Написать еди­ницы измерения количества теплоты.

14. Какую физическую величину называют удельной теплоемкостью? Какой буквой ее обозначают? Каковы единицы измерения?

15. Какие состояния вещества называют агрегатными? Какие агрегатные состо­яния вещества вы знаете? Приведите примеры?

16. Объясните на основе молекулярно-кинетической теории, чем определяется состояние (твердое, жидкое и газообразное) данного вещества.

17. Какое изменение агрегатного состояния вещества происходит при плав­лении? при отвердевании? При каком условии тело плавится? отвердевает?

18. Объясните на основе молекулярно-кинетической теории переход вещества из жидкого состояния в твердое? Как изменяется внутренняя энергия при таком переходе?

19. По какой формуле рассчитывается количество теплоты при плавлении и отвердевании?

20. Какое явление называют парообразованием? Какие существуют два вида парообразования?

21. Какое явление называют конденсацией?

22. Записать формулу, по которой рассчитывают количество теплоты, необхо­димое для превращения жидкости в пар?


Станция № 2

"Электрические явления"


1. В каком случае говорят, что тело наэлектризовано? Какие существуют электрические заряды? Как они взаимодействуют между собой?

2. В каком случае в пространстве существует электрическое поле? Как его можно обнаружить?

3. Опишите ядерную модель атома, предложенную Резерфордом, из каких частиц состоит атом? Почему атомы электрически нейтральны?

4. Объяснение электрических явлений.

5. Источники тока.

6. Электрический ток. Сила тока. Единицы силы тока.

7. Электрический ток в металлах,

8. Что такое электрическая цепь, схема? Нарисуйте схему карманного фонаря. Направление тока.

9. Действия электрического тока.

10. Электрическое напряжение

11. Электрическое сопротивление.

12. Закон Ома для участка цепи.

13. Последовательное соединение проводников.

14. Параллельное соединение проводников.

15. Работа электрического тока.

16. Мощность электрического тока.

17. Нагревание проводников. Закон Джоуля-Ленца.

18. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

19. Короткое замыкание. Предохранители.

20. Проводники, непроводники /изоляторы/ электрического тока.

21. Электроскоп.

22. Реостаты.


Станция № 3

"Электромагнитные явления"


1. В чем проявляется магнитное действие электрического тока?

2. Каковы условия существования магнитного и электрического полей? Что именно служит источников магнитного поля?

3. Какие линии называют магнитными линиями магнитного поля? Какой вид, этих линий у магнитного поля прямого проводника с током?

4. Какое направление принято за направление магнитной линии?

5. В каком случае вокруг заряженных тел возникает только электрическое поле, а в каком - и электрическое и магнитное?

6. Какие опыты показывают, что катушка с током представляет собой магнит?

7. Какова картина магнитного поля катушки с током? Изобразите ее с помощью магнитных линии?

8. Что такое сердечник катушки? Какова его роль? От каких факторов зависит магнитное поле. Катушки с током?

9. Как устроен электромагнит? Каковы основные его части?

10. Какие свойства электромагнита обусловили его широкое применение в тех­нике?

11. Как и из какого материала можно изготовить постоянный, магнит? Какие по норме обычно они бывают /постоянные магниты/?

12. Где расположены у магнита его полюсы? Сколько их? Как они называются? Почему?

13. Как взаимодействуют разноименные и одноименные полюсы магнита?

14. Какова картина магнитного поля полосового магнита? Изобразите ее с помощью магнитных линий, показав стрелками направление этих линий.

15. Какова картина магнитного поля дугообразного магнита? Изобразите ее с помощью магнитных линий, показав стрелками направление этих линий.

16. Какое поведение магнитных стрелок свидетельствует о наличии вокруг Земли магнитного поля? Где находятся магнитные полюсы Земли?

17. Что такое магнитная буря? магнитная аномалия? Каковы их причины?

18. В чем проявляется действие магнитного поля на проводник с током?

19. Какими способами можно изменить направление движения проводника с током в магнитном поле?

20. Как устроен и действует электродвигатель? Какая его основная часть аналогична "рамке"?

21. Покажите на действующей модели основные части электрического двигателя? Каков принцип его действия? За счет какой энергии он работает?

Станция № 4


«Подумай и ответь»
Тепловые явления

1. Почему после сильного шторма вода в море становится теплее?

2. Почему алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает губы, фарфоровая чашка нет?

3. Почему в холодных помещениях быстрее всего мерзнут ноги?

4. Рабочие цехов и кочегары носят комбинезоны, покрытые металлическими блестящими чешуйками. Почему они хорошо защищают человека от жары?

5. Почему железные печи быстрее нагреваются и нагревают комнату, чем кирпичные, но не так долго остаются теплыми?

6. Почему зимой при длительных остановках выливают воду из радиаторов автомобилей?

7. Почему белье сохнет медленно, если оно сложено в кучу?

8. Нагреется ли вода до более высокой температуры, если она будут дольше кипеть?

9. Если подышать на зеркало, то оно запотевает. Почему?

10. Как устраивают теплицы и с какой целью?

11. Когда лучше срезать листья салата, чтобы они были сочными: рано утром или после жаркого дня?

12. Если ударить несколько раз молотком по кускам стали и свинца, имеющим равные массы, то свинец нагреется больше, чем сталь. Почему?

13. Почему вода в пол-литровой кружке закипает на плите скорее, чем в большое чайнике?

14. Если весной или осенью ожидается ясная ночь, садовники разводят костры, дающие много дыма, обволакивающего растения. Почему?

15. Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или бесснежная зима?

16. Почему в летний день температура воды в водоеме ниже, чем температура песка на берегу. А как бывает ночью?

17. Какой кирпич – обыкновенный или пористый обеспечивает лучшую тепло­изоляцию здания?

18. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

19. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной ложкой?

20. Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагретых или теплых предметов?

21. Почему не замерзает картофель, зарытый на зиму в яму?

22. Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильно и жары шапки-папахи и теплые халаты?

23. Объясните, почему зимой в лесу во время сильных морозов трещат деревья.

24. Удастся ли на пламени свечи вскипятить ведро воды? Почему?

Электрические явления





  1. Может ли при электризации получить заряд только одно из соприкасающихся тел?

  2. Для чего к цистерне автомашины, перевозящей нефтепродукты, прикреплена металлическая цепь, конец которой волочится по земле?

  3. Какое действие тока используется в электрическом паяльнике?

  4. Почему нельзя гасить огонь, вызванный электрическим током, водой или обычной огнетушителем, а необходимо применять сухой песок, и пескоструйный огнетушитель?

  5. Почему при сборке электрической цепи в местах плохого контакта выделяется большое количество теплоты?

  6. Почему в предохранителях используется проволока из легкоплавких металлов?

  7. Почему все тела в обычном состоянии электрически нейтральны?

  8. Какие вещества будут проводниками, а какие непроводниками (диэлектриками): платина, кислород, сталь, стекло, фарфор, серебро, чугун, слюда, смола?

  9. Почему заряженный электроскоп со временем разряжается?

  10. Почему в сырую погоду заряженные проводники разряжаются, несмотря на наличие у них изолирующих ручек и подставок.

  11. Почему птицы могут безопасно сидеть на проводах высоковольтных линий электропередачи?

  12. Является ли электрическим током молния, возникающая между облаком и Землей?

  13. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в том случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампы?

  14. На каком действии тока основано применение плавкого предохранителя?

  15. Молния чаще всего ударяется в деревья, имеющие большие, глубоко проникающие в почву корни. Почему?

  16. При соединение любого заряженного тела с Землей оно практически полностью теряет свой заряд. Как объясните этот факт?

  17. Будет ли светить электрическая лампа, если ее присоединить только к положительному полюсу источника тока, только к отрицательному, к обоим полюсам?

  18. Из каких заряженных частиц состоит кристаллическая решетка металла?

  19. Какие жидкости проводят электрический ток?

  20. Поясните, почему высокое напряжение опасно для жизни?

  21. Увеличится или уменьшится общее сопротивление проводников по сравнению с сопротивлением каждого из них, если их включить в электрическую цепь последовательно?

  22. Увеличится или уменьшится общее сопротивление каждого из них, если их включить в электрическую цепь параллельно?

  23. Зачем из баллона лампы откачивают воздух и наполняют инертным газом?

  24. Почему опасно короткое замыкание? Когда оно может произойти?

  25. Какие свойства вольфрама обеспечили выбор его в качестве материала для изготовления спиралей современных электрических ламп?

Электромагнитные явления




  1. Почему магнитное действие катушки, по которому идет ток, усиливается, когда в нее вводят железный сердечник.

  2. Почему обыкновенные магнитные компасы практически непригодны вблизи магнитных полюсов Земли?

  3. К северному полюсу магнита притянулись гвозди. Почему гвозди отпадают, если к этому концу прикладывают южный полюс другого магнита?

  4. В каких случаях исправный компас, установленный на самолетах или судах, может давать неверные показания?

  5. Можно ли изготовить плюсовой магнит так, чтобы на концах его были одноименные полюсы?

  6. Можно ли неизолированный провод наматывать на железный сердечник при изготовлении самодельного электромагнита?

  7. Почему два гвоздя, притянувшиеся к магниту, расходятся противоположными свободными концами?

  8. Какой полюс появится у заостренного конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс стального магнита?

  9. Если магнит дугообразный, то железный гвоздь одним концом притягивается к одному полюсу, а другим к другому. Почему?

  10. Будет ли отклонятся магнитная стрелка, если провод, по которому идет ток, согнуть вдвое, как показано на рис.












  1. Перед вами электрическая цепь. Догадайтесь, как не пользуясь амперметром, узнать, есть ли ток в проводнике.

  2. Представьте себе, что Земля «потеряла» свое магнитное поле. Какие это повело бы последствия?

  3. Какие свойства электромагнита обусловили его широкое применение.

  4. Как убедится в том, что катушка с токам имеет полюсы – северный и южный? Где они находятся?

  5. Какое направление принять за направление магнитных линий магнитного поля катушки с током.

  6. Как при помощи магнитной стрелки, определить есть ли ток в проводнике?

  7. Как надо поступить, чтобы при изменение направления тока в проводнике он перемещался в магнитном поле в прежнем направлении?

  8. Каким образом можно изменить направление вращение рамки с током в магнитном поле?

  9. Каковы преимущества электродвигателя по сравнению с двигателями внутреннего сгорания.

  10. Почему рамка находящаяся в магнитном поле и снабженная полукольцами, которые с помощью щеток соединяют ее с источником тока, при пропускании по ней тока приходит во вращение?

  11. Какими двумя способами можно изменить направления движения проводника с током в магнитное поле.

  12. В чем проявляется действием магнитного поля на проводник с током?

  13. Как устроен и действует электродвигатель? Какая на его основная часть «аналогична рамке».

  14. Предложите свой проект быстрого и простого способа очистки сыпучего строительного материала от железных и стальных предметов. (обрезков, жести, опилок и т.д.)

  15. Какое поведение магнитных стрелок свидетельствует о наличие вокруг Земли магнитного поля? Где находятся магнитные полюсы Земли?

Станция №5

«Подумай и реши»
Расчетные задачи из сборника задач по физике. Автор: Лукашик.


  1. № 796 8. № 1079 15. № 867 22. № 1215

  2. № 800 9. № 1110 16. № 901

  3. № 859 10. № 1149 17. №1031

  4. № 904 11. № 1159 18. № 1048

  5. № 901 (I часть) 12. № 1167 19. № 1056

  6. № 1029 13. № 1214 20. № 1058

  7. № 1045 14. № 798 21. № 1084

Станция № 6

«Мои тетради»
На станции «Мои тетради» ученики начальнику станции предоставляют тетради: рабочую тетрадь, для контрольных работ, тетрадь для лабораторных работ, тетради для подготовки к экзамену.

За ведение данных тетрадей выставляется общий балл.

Вывод по уроку:
Такой тип урок контроля знаний удобнее применять не только для подготовки к экзамену, но и для итогового контроля знаний по отдельным темам курса 8 класса. Такая форма контроля знаний вызывает у учащихся интерес к изучению физики. Учитель, анализируя маршрутные листы учащийся имеет возможность дальше работать над пробелами в знаниях учащихся при подготовке к экзамену.

Литература




  1. А. В. Перышкин, учебник «Физика – 8».

  2. А. В. Чеботарева «Дидактический материал по физике для 8 класса», выпуск 4, – М., «Школа-Пресс», – 1994 г.

  3. «Тесты по физике VII – IX класс», выпуск 3, под редакцией Ю.И. Дика, – М., «Школа-Пресс», – 1993 г.

  4. Б. А. Татьянин «Проектирование технологии обучения физике в 8 классе».

  5. Шевцов «Дидактический материал. Физика, 8 класс. Разрезные карточки для индивидуальной работы», – Издательство «Учитель», Волгоград.

  6. Лукашик «Сборник задач по физике 7-8».



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница