Конспект нод по познавательному развитию



Скачать 91,44 Kb.
Дата24.04.2016
Размер91,44 Kb.
Что мы знаем о животных?

(Конспект НОД по познавательному развитию)


Автор: Силячёва Татьяна Сергеевна

Цель: закрепить представления детей о животном мире, о взаимосвязи и взаимозависимости людей и животных.

Задачи:

-упражнять детей в дифференциации животных по классу, среде обитания, по величине;

-выделять общие признаки групп животных;

-ориентироваться в карте Африки;

-познакомить детей с новой средой обитания животных — саванной;

-тренировать в умении задавать и отвечать на вопросы;

-воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру;

-развивать связную речь, обогащать словарный запас;

-развивать коммуникативные навыки (работа в парах и в команде);

-развивать мышление (самостоятельно делать умозаключения), логику, воображение, внимание, память.



Материал: гирлянда разноцветных флажков (16,5х 12см) с чёрными силуэтами зверей, птиц, насекомых, рыб. Таблицы с изображением животных для упражнения «Что их объединяет?» и «Четвёртый лишний». Карточки для игры «Кто больше спросит?». Два картонных круга: в середине одного изображена кошка, в середине другого — ворона; одна половина каждого круга красного цвета, другая — зелёного. Картинки с изображением зверей, птиц (по количеству детей) для игры «Больше-меньше». Карта полушарий и карта Африки. Картонные кружки для игры «Путешествие в Африку с Доктором Айболитом». Картинки с изображениями, составленными из частей разных зверей и птиц, для игрового упражнения «Необычные звери». Слова, написанные на картонных полосках, для выкладывания лозунга «Сохраним всех животных на Земле!». СД запись для физминутки. Компьютерная презентация: «Красная книга».

Предварительная работа: экскурсия на станцию юннатов с посещением уголка животных; проведение дидактических игр; организация и проведение сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»; цикл познавательных занятий по теме «Животный мир»; чтение детской научно-популярной литературы (энциклопедии); просмотр диска «Ребятам о зверятах»; изготовление поделок на занятиях по аппликации, лепке, рисовании, конструировании, беседы о домашних питомцах.

Словарная работа: Саванна, Сахара, Калахари, двугорбый, Килиманджаро, Лимпопо.

Ход занятия

Поперёк комнаты висит гирлянда флажков с силуэтами животных. На столах разложен игровой и дидактический материал.

Воспитатель.

Она нам не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного-

Чтоб люди были к ней добры.

Ребята о чём это стихотворение? (Ответы детей.)

Сегодня мы будем учёными — зоологами. Нам предстоит отправиться в экспедицию (путешествие) для наблюдения и изучения животных. Мы будем путешествовать от одного пункта к другому. (Указывает на столы с игровым и дидактическим материалом.) Перед нами флажки с силуэтами разных животных. Мы сможем отправиться в путь, если определим, какие классы животных надо изучить.

Дети рассматривают силуэты животных и называют классы, к которым они относятся: звери, птицы, насекомые, рыбы.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором разложены таблицы для упражнения «Что их объединяет?». Дети делятся на пары и каждая пара получает таблицу с изображениями различных животных (например - белка, дрозд, дятел, кабан, лиса, норка, пятнистый олень, заяц). Дети рассматривают таблицы.

Воспитатель. Что объединяет этих разных животных? (Место или среда обитания.) Назовите среду обитания ваших животных? (Степь, Смешанный лес, Пустыня, Тундра, Арктика.) Назовите классы животных, изображённых на ваших картинка? (Птицы и звери.) Как эти животные приспособлены к жизни в своей среде обитания (в Арктике)? (У них толстый подкожный жир, плотный длинный мех, обтекаемая форма тела, подходящая окраска.)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы все правильно ответили!

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель показывает картинки с изображением животных, тело которых приспособлено к тому или определённому образу жизни в определённой среде обитания (пеликан, лебедь, утка, дятел; белый медведь, морж, песец и верблюд). Дети называют животных и объясняют, по каким признакам они объединены и кто лишний. Например, пеликан, лебедь и утка — водоплавающие птицы, у них на лапах имеются перепонки, помогающие грести; перья не промокают, потому что смазываются жиром из специальной железы, находящейся возле хвоста, а дятел это лесная птица.



Воспитатель приглашает детей к столу, на котором разложен материал для игры «Больше — меньше». Игроки делятся на две команды.

Воспитатель. В середине одного круга нарисована кошка, в середине другого- ворона. Все хорошо знают какой величины кошка и какой — ворона. По сигналу игроки первой команды должны взять по одной картинке с изображением зверя и положить на её на красную половину круга, если зверь больше кошки, и на зелёную, если зверь меньше кошки. Игроки второй команды таким же образом распределяют птиц. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок разложит картинки.
По окончании игры дети называют животных, которые больше (меньше) кошки и вороны.

Воспитатель. Ребята, вы показали не только свои знания, но и то как умеете дружить и договариваться. Умнички!

Воспитатель (показывает книжку К.И. Чуковского «Доктор Айболит»). Ребята, скажите на какой материк совершил путешествие Доктор Айболит? (В Африку.) Хотите проследить путь доктора Айболита? (Да.) Ребята, а как вы думаете в какой стране жил доктор Айболит? Достаточно вспомнить каких зверей он лечил. (Корову, волчицу, медведицу, зайчика, лису.) Где обитают эти животные? (В России.) Долгий и длинный путь преодолел Доктор Айболит из России в Африку. Но Африка - это огромный материк (попросить ребёнка показать на карте). Куда же ехать? На вопрос «Только где же вы живёте? На горе или в болоте?» Айболит получил ответ:

Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо.

Давайте проследим по карте путь Айболита до африканской реки Лимпопо. Кто ему помогал? (Волк, кит, орёл.)

Читает текст и показывает Чёрное, Средиземное, Красное море, а также горы в восточной части Африки и самую высокую из них — Килиманджаро, вершины которой покрыты ледниками и снегом (на карте). Привлекает детей к обсуждению пути Айболита.

На карте Африки обозначим кружками места, где заболели зверята.

Вот широкая и полноводная река Лимпопо. Здесь она впадает в море, и здесь доктора Айболита ждёт печальный Гиппо-по. Как вы думаете, какие зверята заболели возле реки Лимпопо? («А рядом бегемотики схватились за животики...», «И тут же страусята визжат, как поросята...», «У бедных акулят уже двенадцать суток зубки болят».)

Психогимнастика

Воспитатель. Изобразите, как заболели зверята. (Дети изображают больные животики у бегемотиков, визг страусят, зубную боль у акулят.)

Воспитатель. Раз здесь обитают бегемоты и страусы, значит это место не пустыня и не тропический лес, а лесостепь — саванна. Ведь эти животные живут на открытых местах. Земля в саванне покрыта травой. Она здесь всегда густая: жёлтая сухая, когда нет дождей (летом) и зелёная сочная после дождей (зимой). Скажите, а где доктор может найти бедных горбатых больных верблюжат? (В пустынях Калахари и Сахаре.) Показывает на карте, обращает внимание детей на цвет пустыни. Почему там? (Верблюды приспособлены к жизни в пустыне.)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что в саванне растёт удивительное дерево — баобаб. Могучее, гигантское дерево. Чтобы понять какой толщины его ствол нам всем придётся взяться за руки и встать в круг. (Дети встают в круг.) А теперь превратимся в животных, обитающих в саванне и выполним зарядку.

Физминутка (выполняется под музыку)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. — 2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках. (Дети показывают пятна на соответствующих частях тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. — 2 раза (Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях, на носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. — 2 раза (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.)

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях, на носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. — 2 раза

(Проводим рёбрами ладоней по телу — рисуем полоски.)

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, на коленях, на носках.



Е. Железнова

Воспитатель. Итак мы узнали ещё одну среду обитания — саванну. Какие животные обитают здесь? (Ответы детей.) Вам понравилось путешествовать по Африке?

Затем приглашает детей к столу, где для игры «Кто больше спросит?» лежат перевёрнутые картинки с изображениями различных животных (звери, птицы, насекомые, рыбы.)

Воспитатель. Сейчас уточним ваши знания. Желающий выбирает любую картинку и не показывает её остальным детям. Все оставшиеся участники должны будут отгадать это животное, задавая как можно больше вопросов. Вопросы должны быть точные, интересные и разнообразные: о виде животного, о принадлежности к определённому классу, о среде обитания и т. д.

В ходе игры воспитатель кратко оценивает вопросы детей («интересный», «сложный», «спроси точнее» и т. д.)



Воспитатель. Ребята, вы настоящие эрудиты!

Теперь садитесь на ковёр в кружок. (Показывает картинку для упражнения «Необычные звери».) Этот зверь не настоящий, его придумал художник. Угадайте, чьи у него туловище и ноги? Чья морда? Чьи рога? Чей хвост? (После ответов детей предлагает каждому взять с подноса по одной картинке. Читает стихотворение.)

Что за птицы? Что за звери?

То ли лошадь, то ли слон?

То ли сказочный дракон?

Я гляжу вторые сутки,

Не найду ни пса, ни утки...

Помогите мне скорей,

Объясните мне зверей!

Каждый ребёнок показывает свою картинку и рассказывает, из частей каких животных составлено изображение, например: « У моего зверя птичья голова, медвежье туловище и поросячий хвостик».

Воспитатель. Да ребята, вас не провести. Молодцы!

Просмотр презентации на тему «Красная книга». Воспитатель проводит небольшую беседу о взаимосвязи и взаимозависимости мира людей и животных.

Примерные вопросы: могут ли люди жить без животных? Могут ли дикие животные жить без людей? Почему на Земле становиться всё меньше диких животных? Кто в этом виноват? Что такое Красная книга? Что надо делать людям, чтобы сохранить разнообразный мир животных?



Затем воспитатель предлагает сложить из полосок со словами главный лозунг зоологов: «Сохраним всех животных на Земле!»- хором прочитать его.

Воспитатель благодарит детей за интересную деятельность!
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница