Конспект лекций тема Введение в экономическую психологию. Вопросы



Скачать 166.38 Kb.
страница1/3
Дата27.05.2016
Размер166.38 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3
    Навигация по данной странице:
  • Тема 1.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Тема 1.

Введение в экономическую психологию.


Вопросы:

1.1. Сущность и характерные черты экономической психологии.

1.2.История становления экономической психологии

1.3. Предмет и методы экономической психологии

1.4. Современное состояние исследований в экономической психологии.


    1. Сущность и характерные черты экономической психологии.

Экономическая психология как современное направление социальной психологии и интегральная область знания – экономики, социологии и психологии.

На современном этапе экономическая психология представляет собой яркий пример интегрального междисциплинарного знания о человеке и человеческих отношениях, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности.

С.Малахов обращает внимание на развитие на Западе дисциплины в двух направлениях: «психологическая экономика» (или «поведенческая экономика») и «экономическая психология».

Экономическая психология зародилась на Западе, как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задача - исследовать практические причины несоответствия поведения «экономического человека» тем теоретическим допущениям, на которых его модель строится в рамках той или иной концепции.



    1. История становления экономической психологии.

Предпосылки возникновения и развития экономической психологии. Экономическая психология в системе наук. История развития экономической психологии.

  1. Период неразделенности экономического и психологического знания.

  2. Несколько этапов истории экономической психологии:

  • формирование представлений об экономическом человеке.

  • становление экономической психологии как самостоятельной отрасли научного знания.

  • упоминания об экономической психологии как прикладной ветви психологической науки.

Становление экономической психологии как самостоятельной отрасли научного знания.

    1. Предмет и методы экономической психологии.

Предмет и методы экономической психологии. Основные категории экономической психологии.

Структурирование направлений и задач экономической психологии можно и необходимо проводить по нескольким основаниям. В качестве таких оснований могут быть предложены следующие:



  • сферы экономической жизнедеятельности (производство, обмен, распределение и потребление);

  • масштаб исследуемых экономических явлений (имеется в виду их отнесенность к макро- или микроэкономическим явлениям);

  • субъекты экономической активности (индивид, малые и большие общности людей);

  • виды экономического поведения (производственное, потребительское, предпринимательское, сберегающее и т.д.);

  • конкретные психологические и социально-психологические явления (социальные представления, психологические отношения, социальные установки и т.д.), выступающие предметом экономико-психологических исследований;

  • задачи исследований и используемые методы (здесь можно выделить теоретические, эмпирические, в том числе – экспериментальные, и прикладные исследования).

Структура экономической психологии. Методологические принципы экономической психологии.

Все методы по конечному результату можно разделить на большие группы:



  • Эмпирические (обсервационные) методы;

  • Организационные методы;

  • Экспериментальные методы;

Психодиагностические методы

    1. Современное состояние исследований в экономической психологии.

Анализ выполненных в последние годы теоретико-эмпирических исследований позволяет утверждать, что развитие экономической психологии идет по двум основным направлениям. Первое ориентировано на изучение психологического содержания таких фундаментальных экономических феноменов как деньги, собственность, труд. Второе в большей степени ориентировано на исследование феноменов, традиционно выступающих предметом социально-психологических исследований, но с акцентом на их экономическое наполнение.
Тема 2.

Психология «экономического человека».

Вопросы:

2.1. Сущность концепции «экономического человека».

2.2. Рациональность и иррациональность экономической деятельности.

2.3. Принцип «максимизации выгоды – минимизации затрат»


2.1. Сущность концепции «экономического человека».

Определение «экономического человека». Большинство современных обществоведов сходятся во мнении относительно теоретических допущений, на которых строится классическая модель экономического человека. Как правило, таких допущений называют четыре:

1. Экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими экономическими людьми;

2. Экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения.

3. Экономический человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности.

4. Экономический человек эгоистичен, т.е. он стремится к максимизации своей выгоды.

Концепция «экономического человека» в экономике. Противоречия в концепции «экономического человека». Психологические опровержения концепции. Рациональность с позиции экономического подхода. «Аксиома жадности» и ее проявления в экономическом поведении.

Этап, школа

Ученый, время

Представление об экономическом человеке системе экономических взглядов

Классический этап

А.Смит, 1723-1790

Человек – автономный индивид, движимый двумя природными мотивами: своекорыстным интересом и склонностью к обмену. Собственный интерес может идти вразрез общественным. Это проявляется в попытках ограничить деятельность конкурентов. Но даже при самых эгоистических склонностях рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, которую обеспечивает государство, дает лучший результат, чем принудительная регламентация экономической деятельности.

Д. Рикардо

1772-


1823


Из нескольких предпосылок: убывающего плодородия почвы, мальтусовского закона народонаселения и собственного интереса как основного мотива экономической деятельности вывел законы распределения доходов между основными общественными классами. Только капиталисты ведут себя в соответствии с логикой собственного интереса, но и это стремление модифицируется различными привычками и предрассудками (например, нежеланием расстаться с гибнущим предприятием или предубеждением против выгодного вложения капитала за границей). Поведение рабочих подчинено только привычкам и инстинктам, а землевладельцы – праздные получатели ренты – вообще не властны над своим поведением.

Д.Милль

1806-1873



Политэкономия абстрагируется от всех человеческих мотивов, кроме стремления к богатству и внутреннему ограничению этого стремления – отвращению к труду и нежеланию откладывать на завтра то, что можно употребить сегодня. Однако Д.Милль понимал, что такой экономический человек – научная абстракция, а возрастанию конкуренции на рынке противостоят привычки и традиции. Модель экономического человека имеет пространственные ограничения для своего применения, поскольку в странах континентальной Европы “люди довольствуются меньшими денежными барышами, не столь дорожа ими по сравнению со своим покоем и своим удовольствием”.

К. Маркс 1818-1882

Объективные условия капиталистического общества ставят людей в настолько жесткие рамки, что их выбор оказывается однозначно детерминированным, а личные предпочтения не имеют возможности проявиться. Основной хозяйствующий субъект – капиталист. Он выступает как а) пассивный – собственник капитала, цель которого совпадает с объективной – ростом капитала, мотивация определяется производством прибавочной стоимости, причем совершенно бессознательно; б) активный – как управляющий рабочей силой и производственным процессом. Его образ приближен к образу предпринимателя в конкурентной среде. Однако эти два образа К. Марксом так и не были согласованы.

Неоклассический. Маржиналистская революция


И.Бентам

1748-1832 –идейный предшественник маржиналистов




Модель человека И.Бентама, по его мнению, универсальна и годится не только для экономики, но и для всех других сфер жизнедеятельности. Все мотивы человека гедонистичны, т.е. сводятся к достижению удовольствия во избежание огорчения. Человек полностью лишен эмоций и способен к арифметическим действиям для получения максимума счастья. Ошибки у него возможны, но связаны либо с плохими способностями к арифметике, либо пристрастными оценками.

Г.Госсен -

Идейный предшественник маржиналистов




Для человека характерно стремление к максимизации удовольствия. Вывел закон убывания наслаждения по мере его повторения или продолжения (первый закон Госсена). Возможно равенство наслаждений, если время, которое человек может им посвятить, ограничено (второй закон Госсена). Ценность блага он понимал, как разность между убывающими наслаждениями и нарастающими тяготами труда.


Л.Вальрас 1834-1910

Главная идея – теория общего равновесия, построенная “снизу” с учетом поведения отельных производителей и потребителей. Она крайне абстрактна и не предполагает течения времени, неуверенности в принятии решений, неопределенности нововведений, экономического роста, неполной занятости. Человек – максимизатор полезности, в основе его поведения только – экономическая рациональность; нравственность не должна приниматься в расчет. Функция полезности зависит от устойчивости, транзитивности и монотонности насыщения, из чего вытекает математическое направление в экономике, концепция общего экономического равновесия

К. Менгер 1840-1921 австрийская школа

Субъективистское направление: в основе поведения экономического человека лежит природное стремление как можно полнее удовлетворить потребности, и для его поддержки не нужны ни законы, ни принуждение. Новые экономические институты возникают и могут существовать только вследствие понимания частью предпринимателей выгодности каких-то хозяйственных форм.

А.Маршалл (1842-1923)

Кембриджское направление




Пытается ввести в экономическую теорию более реального человека, предполагая его действия в рамках оптимизационных моделей. Это приводит к отбору только тех форм поведения, которые более устойчивы и поддаются измерению. Все остальное отбрасывается, как некоторое отклонение от нормы. В итоге рабочие оптимизационные модели все больше расходятся с эмпирическим наблюдением. Происходит принципиальный разрыв с историко-социологическими течениями (см. ниже).

В.Парето

1848-1923




Стремился к освобождению экономической теории от психологизма. Предмет и причины максимизации выгоды не важны. Главное же - приписываемая человеку логика выбора и последовательность предпринимаемых им действий.

Этап профессиональной зрелости

Д.Кейнс 1883-1946

Указал на существование надындивидуальной рациональности и обратил внимание на макроэкономические проблемы. Для создания модели человека, приемлемой к макроанализу, оперировал психологическими факторами (склонность к сбережению, предпочтение ликвидности и др.). Вывел на прервый план фигуру биржевого спекулянта, как наиболее характерную для его времени. Рассматривал экстремальные экономические ситуации и на их фоне – поведение при неполной экономической информации. При этом проявлялось влияние ожиданий, иллюзий, настроений и других психологических факторов.

Ф.Хайек 1889-1992 новая австрийская школа:

Человек просто следует традиции и приспосабливается к неизвестному. При этом конкуренция обеспечивает отбор рациональных и иррациональных правил и формирует традиции. Эволюционный рационализм означает, что общий порядок – не продукт человеческого разума, а спонтанно возникающее явление. При взаимодействии индивидов возможен конфликт, нарушение равновесия между «экономическими людьми», при этом важна роль социальных институтов как устойчивых комплексов регулирующих правила, нормы и установки в приобретении и распределении знаний между индивидами.

Институционалисты

Т.Веблен 1857-1929




Отказываются от атомистического подхода к человеку в пользу организма.

Понимал, что существует огромный разрыв между экономической теорией и экономической реальностью, а модель экономического человека, сопоставляющего полезность благ с затратами, устарела. Человеческая природа определяется психическим складом: инстинктами - целями человеческого поведения, формирующимися в культурном контексте и передающимися из поколения в поколение; и культурно-обусловленным характером – институтами, средствами достижения целей. Главным мотивом экономического поведения человека ученый считал стремление к повышению социального статуса. Оно ведет к техническому прогрессу. Институты в капиталистическом обществе, скорее, сдерживают этот прогресс.



Д. Коммонс 1862-1945

Продолжал линию Т.Веблена, исследуя роль корпораций, профсоюзов, политических партий в согласовании действий индивидов. Ввел понятие «действующего коллективного института» как регулятора коллективного действия людей, снимающего антогонизм между ними («административный капитализм»).

Р.Коуз р.1910,

Современные институционалисты



Подчеркивал важность институтов (правил игры, ограничений). Они становятся полноценными объектами экономического анализа, особенно права собственности и транзактных издержек (затрат на поиск и приобретение информации, переговоров и принятия решений, проверки и обеспечения их выполнения).

В.Ойкен

1891-1950



Выступал за сочетание теоретической однородности с принципом историзма и представлял людей, как галерею типов, соответствующих разным «хозяйственным порядкам». Причем формула каждого типа у него складывается из ограниченного числа фиксированных принципов.

Г. Саймон (р.1916)

Административный бихевиоризм



Рассматривает не только результаты рационального выбора, но и процесс принятия решения, в котором сказывается ограниченность интеллекта и вычислительных возможностей («ограниченная, а не совершенная рациональность»).

Этап кризиса и экспансии

М.Фридмен

р.1912


Утверждал, что существует внутренняя связь между свободой предпринимательства и свободой общества. Для умножения свободы нужно уменьшить роль государства в экономике. Так как все колебания экономической активности сопровождаются изменениями в предложении денег, единственная задача государства – регуляция их количества в обращении.

Г.Беккер Р.1930
Дж.Стиглер

Р.1911


Чикагское направление теории рационального выбора

Стремятся расширить сферу применения экономической логики. Распространяют концепцию накопления капитала на трудовое и потребительское поведение человека. Утверждают, что вкусы и предпочтения постоянны во времени и одинаковы для всех индивидов и групп в реальном экономическом поведении. Важным элементом рациональности становится экономная трата ресурсов на некий оптимальный объем информации и пренебрежение к информационным излишествам.

Д.Бьюкенен

Р.1919


Вирджинская школа

Уверен, что методы анализа рыночного поведения можно применить к исследованию любой сферы деятельности

Теория социального выбора

А.Сен, Ю.Эльстер, Дж.Ремер




Активно вводят в экономическую теорию этическое начало, отвергают ограничение морали в экономике только рамками личной выгоды. В то же время призывают не преувеличивать значение этических мотивов, т.к. они достаточно дефицитны в экономике, а как опора – шатки (альтруизм против личного интереса выглядит более слабым фактором).


Экономический империализм




Классическая политэкономия XIX века была теорией материального благосостояния. Неоклассическая преобразовалась в теорию распределения ограниченных ресурсов. Современная же превращается в теорию рационального принятия решений. Это уже не требует прямой связи с хозяйственным процессом и соблазняет принять экономический подход (методы чистой экономики типа моделирования, абстрагирования, экономического анализа) к объяснению всей социальной теории, т.е. осуществляется экономический империализм в область проблем дискриминации, преступности, образования, семьи, политики, права (в основе всего можно найти расчет и рациональное решение). Есть и обратное движение, когда экономические проблемы решают с применением методов социальных наук: применение голосования при принятии решения –здесь действуют уже не рыночные силы. Таким образом, сейчас намечается конвергенция, превращение экономики в гуманитарную науку (что следует из ее определения), взаимообогащение.


2.2. Рациональность и иррациональность экономической деятельности.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. ratio — разум) — разумность, характеристика знания с точки зрения его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума. Поскольку совокупность таких принципов не является вполне ясной и не имеет отчетливой границы, понятию «рациональность» свойственны и неясность, и неточность.

Рациональность и иррациональность экономической деятельности. Проблема рациональности в философских трудах М.Вебера.

В.С. Автономов можем выделить два основных направления, в которых производилась модификация гипотезы о степени рациональности, содержащейся в модели. Первая - это повышение рациональности, переход от оптимизации к супероптимизации с подключением поиска информации, ожиданий, реакции на поведение противника. Второе - понижение рациональности, переход от оптимизации к поиску удовлетворительного варианта, что упрощает принятие решений модельному субъекту, но затрудняет задачу теоретика, которому приходится иметь дело с функциями очень сложной формы.

Концепция Т. Ситовского (в рамках «новизна-комфорт»). Закон убывающей полезности (С. Джевонс, Л. Вальрас, К Менгер). Концепция Саймона «поиск-удовлетворение» (или ограниченной рациональности). Теория «Х-эффективности» Харви Лайбенстайна. Концепции рациональности в экономической психологии (Рейно, Г. Рэчлина). Интраэкономическая модель С.В. Малахова. Концепция экстраординарных целей (М.Шериф). Дилемма двух арестантов.

Таблица: Дилемма двух арестантов


Второй

преступник

Первый преступник

Сознаётся

Не сознается

Сознаётся

-10/-10

-12/0

Не сознаётся

0/-12

-2/-2

Матрица принятия экономических решений относительно поведения другой действующей стороны Ш.Майталя.



2.3. Принцип «максимизации выгоды – минимизации затрат»

Принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания Дж. Бентама. Контраргументы принципа. Рассмотрение индивидуальной выгоды как функции двух переменных — полезности для себя и полезности для других (Дж.Хиршлейфер, М.Шериф, Ш.Майталь)

Соотношение альтруизма и эгоизма и их роль в формировании и развитии экономической рациональности. Л,У эффективность в долевом участии.
Феномен компенсаторного поведения. «Эффект Веблена», «Эффект сноба».

2.4. Психология коллективного действия.

Эмпатия в экономическом поведении. Коллективное принятие решений. Эффекты коллективного «группового» принятия решений (эффект анонимности, рассеивания ответственности, сдвига к риску и др.).


Тема 3.

Экономическое поведение.

Вопросы:

3.1. Сущность понятия «экономическое поведение».

3.2. Модели экономического поведения.

3.3. Компоненты экономического поведения.


3.1. Сущность понятия «экономическое поведение».

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения.

Виды экономического поведения: дистрибутивное, производственное, обменное, потребительское.

Психологические подходы к объяснению экономического поведения (в зависимости от темперамента, направленности личности, динамикой потребностной сферы, обусловленности целей, мотивами и интересами субъектов).

3.2. Модели экономического поведения.

Модель А.Смита, строящаяся на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта. Модель П.Хейне, основанная на четырех взаимосвязанных особенностях экономического образа мышления. Социологизированная модель экономического поведения.



3.3. Компоненты экономического поведения

Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, осмысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познавательные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. афффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (действенно-динамические) компоненты. Рассматривая экономическое поведение, ученые, как правило, выделяют для его анализа эти три очень тесно взаимосвязанные составляющие.



Когнитивные (познавательные) компоненты и факторы экономического поведения, а именно восприятия и представления об экономических параметрах, иррациональное и рациональное в экономическом мышлении, факторы принятия решений.

Аффективные (эмоциональные) факторы экономического поведения, роль эмоций и чувств при воздействии рекламы и их включенность в алгоритмы продажи.

Мотивационные механизмы экономического поведения.

Каталог: bitstream -> edoc
edoc -> Тема Предмет, задачи и методы психологии семьи Психология семьи
edoc -> Парадигмальное пространство современной философии. Учебное-методическое пособие
edoc -> Конспект лекций общая часть тема Понятие, предмет и система международного частного права
edoc -> Тема Ключевые категории в управлении персоналом организации Вопросы темы: Понятия «человеческие ресурсы»
edoc -> И. В. Радина эумк по дисциплине «методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка»
edoc -> Методические рекомендации по написанию курсовых работ и рефератов
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «психология поведения человека в экстремальных ситуациях»
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «Психология семьи»
edoc -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 «Психология»
edoc -> Конспект лекций тема «итория развития «конфликтологии»» Вопросы для обсуждения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница