Конспект главы Медиаобразование сводится к понятиям



страница1/2
Дата10.04.2019
Размер42,5 Kb.
ТипКонспект
  1   2
И.А. Фатеева "Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации"

Конспект 1 главы


Медиаобразование сводится к 3 понятиям

1) педагогическая наука, изучающая влияние средств массовой информации на детей и подростков и разрабатывающая теоретические вопросы подготовки учащихся к встрече с миром СМИ;

2) практическая совместная деятельность учителя и учащихся по подготовке детей и подростков к использованию средств массовой информации и к пониманию роли медиа в культуре и восприятии мира;


      1. образовательная область, содержанием которой являются знания о роли средств массовой информации в культуре и восприятии мира и умения эффективной работы с медийной информацией.

Мы бы предложили словом «медиаобразование» называть научно-образовательную область, предметом которой являются средства массовой информации и коммуникации в педагогическом аспекте их многообразных связей с миром, обществом и человеком.

В теоретическом отношении эта область лежит на пересечении педагогики и комплексной науки о медиа, а в практическом подразумевает совместную деятельность обучающих и обучаемых по подготовке населения к жизни в медиатизированном мире.

ЮНЭСКО предлагает понимать под медиаобразованием «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике», и однозначно отличать его от такого педагогического явления, каковым является «использование медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география».

А. В. Федоров предлагает этим словом обозначать «процесс образования и развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники»

Используя термин «медиаобразование» в узком значении общекультурной компоненты образования, мы должны помнить, что такое обучение целесообразно и желательно как на уровне общего образования, так и на более высоких «этажах» образовательной системы.

Развитие медиаобразования активно поддерживается международными организациями. Так, Совет Европы еще в 1989 году принял резолюцию, в которой определенно высказался за то, чтобы медиаобразование начиналось как можно раньше и продолжалось все школьные годы в качестве обязательного для изучения предмета.

ЮНЭСКО предлагает включить медиаобразование в национальные учебные планы государств, в систему дополнительного, «пожизненного» и иного образования, так как доступ к информации считается неотъемлемым инструментом поддержки демократии.

Теории медиадеятельности:

Теория развития критического мышления / критической автономии / демократического мышления (84,61%).

Основа – теория медиа в качестве «повестки дня». Ведущая цель – научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества, учитывая способность медиа быть «четвертой властью» и распространять модели поведения и социальные ценности. Основной объект совместного изучения и исследования – поле взаимодействия медиа и общества, влияние медиа на человека с помощью так называемых «кодов» (условностей-символов). Результат – способность человека к самостоятельному аргументированному критическому суждению о медиатекстах.

Культурологическая теория (69,23%).

Основа – культурологическая теория медиа. Ведущая цель – помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания аудитории, которая не просто «считывает» информацию, а вкладывает различные смыслы в воспринимаемые тексты, самостоятельно анализирует их, то есть находится в процессе диалога с медиатекстами и их оценивания. Основной объект изучения – агентства медиа, их категории, технологии, языки, аудитории и способы репрезентации мира в медиатекстах. Результат – способность человека к оценке и критическому анализу медиатекстов.

Социокультурная теория (65,39%).

Основа – культурологическая (необходимость образования как результат развития медиакультуры) и социологическая (как результат осознания в педагогике значимости социальной роли медиа) теории медиа. Исходный тезис – все более сильное влияние медиа на жизнь общества.



Семиотическая теория (57,69%).

Основа – семиотическая (структуралистская) теория медиа. Ведущая цель – помочь учащимся «правильно читать» медиатекст, так как медиа «непрозрачны» и часто стремятся завуалировать многозначный характер своих текстов. Основной объект изучения – коды и «грамматика» медиатекста, то есть язык медиа на материале любых тиражируемых объектов.



«Практическая» теория (с опорой на обучение практическим умениям работы с медиатехникой) – 50%.

Основа (по мнению А.В. Федорова) – адаптированная теория «потребления и удовлетворения» в области медиа. Ведущая цель – обучить использованию медиааппаратуры и созданию с ее помощью своих собственных медиатекстов. В результате должна достигаться высокая степень пользовательских и креативных навыков.



Эстетическая/художественная теория (46,15%).

Основа – культурологическая теория медиа. Ведущая цель – помочь аудитории понять основные законы и язык медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус, способности к квалифицированному художественному анализу. Основной объект изучения – язык создателя художественного медиатекста, отражающего авторский мир, история медиакультуры (киноискусства, художественного телевидения и т.д.). Результат – высокая степень способности к критическому анализу художественных медиатекстов, их интерпретации и квалифицированной оценке.



Идеологическая теория (38,46%).

Основа – идеологическая теория медиа. Ведущая цель – «вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации (если у власти в стране находятся силы, далекие от идеологических взглядов их оппонентов) или, наоборот, внушить, что сложившаяся система медиа – самая лучшая (если власть в государстве принадлежит лидерам, исповедующим «нужную» идеологию); в этом случае усиленно критикуется медиакультура других стран». Основной объект изучения – политические, социальные, национальные и экономические аспекты медиа, многочисленные противоречия, выявляемые в них с точки зрения того или иного класса, расы, религии или нации.



Теория «потребления и удовлетворения» (медиапредпочтений аудитории) – 30,77%.

Основа – теория «потребления и удовлетворения» в области медиа, утверждающая ограниченный характер влияния медиа на аудиторию, потребляющую медиапродукцию избирательно, исходя из определенных медиапредпочтений людей. Ведущая цель – помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими наклонностями.



Предохранительная / прививочная / инъекционная / защитная теория (25,38%).

Основа – «инъекционная» теория медиа (синонимы – «протекционистская», «теория гражданской защиты»), утверждающая, что медиа оказывают сильное, в основном негативное воздействие на аудиторию. Ведущая цель – смягчить негативный эффект от чрезмерного увлечения медиа путем уяснения разницы между реальностью и медиатекстом и вскрытия отрицательного влияния средств массовой коммуникации на примерах, доступных для понимания конкретной аудитории.

Некоторые участники опроса (например, С.Н. Пензин) посчитали, что в анкете учтены не все концепции медиаобразования, вследствие этого их список был пополнен еще одной теорией –этической.

Основа – этическая теория медиа, исходящая из посылки, что медиа способны формировать у аудитории определенные морально-этические принципы. Ведущая цель — приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения (отвечающей, например, конкретной религии, принципам демократии, уровню развития цивилизации и пр.).

А.В. Федоров склонен все перечисленные теории свести в три основные группы:



«защитный» подход («инъекционная», идеологическая, эстетическая);

«аналитический» подход (теория формирования критического мышления, семиотическая, культурологическая и некоторые другие);

«практический» подход, который, по мнению теоретика, в качестве составной части в том или ином виде присутствует почти во всех концепциях медиаобразования/

Опираясь на перечисленные положения, мы понимаем под медиадеятельностью понимается активность субъекта, направленную на производство и/или адекватное восприятие медиатекстов, то есть текстов, предназначенных для распространения через массмедиа. Принципиальным здесь является «уравнивание» авторской и воспринимающей составляющих, оправданное в силу признания того, что восприятие не является пассивным процессом; напротив, оно по существу представляет собой творческое воссоздание медиатекста. Данное положение, неоднократно отмеченное теоретиками на примере других видов творческой деятельности, давно стало общепризнанным и может быть естественно перенесено на медиатексты.

Классификация медиаобразования:



По целям выделяются профессиональное и непрофессиональное (синоним – массовое) медиаобразование. Профессиональное предназначено для подготовки профессионалов, то есть работников разных видов средств массовой коммуникации. Непрофессиональное образование обращено к массовой аудитории и готовит компетентных потребителей медиа.

По степени организованности можно выделить формальное, внеформальное и неформальное медиаобразование.

 формальное образование предполагает организацию обучения, отвечающую пяти основным требованиям: 1) оно приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях (школах разного типа, техникумах, вузах и т.д.); 2) обучение должно осуществляться специально подготовленным персоналом (проблема подготовки квалифицированных кадров медиапедагогов, особенно для непрофессионального медиаобразования, должным образом не решена); 3) формальное образование предполагает получение документа об образовании, в котором фиксируются все пройденные предметы, в том числе медийной тематики; 4) в рамках данного вида образования осуществляется систематизированное обучение; 5) обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся.

Формальное медиаобразование в наше время более активно представлено на этапе и в форме профессионального образования (например, университетского журналистского, рекламного, PR-образования и т.д.).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница