Конспект г. Челябинск Методический отдел тнк 97 г



Скачать 151,6 Kb.
Дата25.04.2016
Размер151,6 Kb.
ТипКонспект


Учебное пособие

РИТОРИКА

Конспект

г. Челябинск

Методический отдел

ТНК 97 г.

Содержание

1. Введение

2. Риторика как наука и учебный предмет

3. Логика в ораторской речи

4. Оратор и аудитория

5. Техника речи

6. Заключение

7. Практические советы начинающему оратору



Введение

Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки человека.

В чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли этот дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования?

Ответ на эти вопросы дает риторика – наука о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей и речи».

Главная проблема речи – ее убедительность.

Как достичь цели, поставленной оратором?

Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону?

Какую речь считать наиболее действенной?

В чем секрет убедительности устного публичного выступления?

Из чего слагается успех ораторской речи?

Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?



Риторика как наука и учебный предмет

Чтобы общение было успешным, надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на него, привлечь на свою сторону, уметь говорить с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед аудиторией.

Нет такой профессии, где искусное владение словом не пригодилось бы, а в некоторых сферах деятельности оно является обязательным условием эффективности работы.

Перед оратором встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи:

Для кого говорю?

Что хочу им сказать?

Зачем хочу это сказать?

А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю «техническую сторону речи».

Как сказать правильно?

Как сказать понятно?

Как сказать интересно?

Как сказать убедительно?

Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но и свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей



Оратор – человек, произносящий речь (лат – говорю).

Аудитория – люди, к которым обращены его слова (лат – слышать).

Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе публичного выступления. Настоящий оратор всегда выступает как бы в трех лицах - сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей.

В классических риториках обязанностью оратора было:

1. Найти, что сказать.

2. Найденное расположить по порядку.

3. Придать ему подходящую словесную форму.

4. Утвердить все это в памяти.

5. Произнести речь.

В работах современных авторов основные этапы подготовки и проведения публичного выступления по схеме.

Подготовительная фаза


  1. Выбор темы, определение цели и вида речи.

  2. Подбор материала.

Репетиция

  1. Логическая организация речи.

  2. Доказательства и аргументы.

  3. Работа над языком, стилем.

Выступление

  1. Поведение оратора и управление аудиторией.

  2. Техника произнесения речи.

  3. Искусство спора, ответы на вопросы.

Заключительная фаза

  1. Анализ проведенного выступления.

  2. Совершенствование материалов к выступлению.

  3. Прогнозирование вопросов.

Иногда складывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий план, без анализа результатов. Ораторская речь – это сложный процесс, продукт длительного творческого труда и лишь тот добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, независимо от цели, жанра, и продолжительности выступления.

На подготовительном этапе главенствующая роль принадлежит логике.



Логическая культура - важнейший элемент речевого мастерства. Другой аспект – языковая культура оратора – умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость, выразительность выступления.

Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена.

Весьма существенный элемент ораторского мастерства – техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений. И в момент, когда только формируется замысел речи и на других этапах подготовки выступления, оратор ориентируется на определенную аудиторию, создает ее мысленный образ. В первую же минуту выступления этот образ «оживает», наполняется конкретным содержанием, слушатели и оратор вступают в непосредственный контакт. Чтобы достичь всех трех целей, убедить, усладить, и увлечь, оратору должна быть присуща высокая психолого-педагогическая культура. То есть он должен ориентироваться в вопросах общей и социальной психологии, педагогике, владеть методикой публичного выступления.

Это же поможет оратору выработать, развить, отшлифовать необходимые свойства собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией, помогут найти свой стиль, преодолеть возможные недостатки характера.

Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушателями, методы управления их вниманием, а также пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения с аудиторией, определяется не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой ораторского труда, каков у него уровень культуры общения.

Слагаемые, которые обеспечивают уровень речевого мастерства:

Логическая культура

Языковая культура

Культура общения

Техника речи

Формирование этих качеств и составляет предмет риторики, как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, «ни искусство, ни мудрость, не могут быть достигнуты, если им не учиться».

В риторике главным является обучение и самообразование, постижение законов и правил речевого общения, неустанная работа над собой, развитие необходимых качеств, постоянные упражнения и реальная ораторская практика

Важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда. Красноречив тот, кто:

Убедит (точными доводами)

Доставит удовольствие

Подчинит себе слушателей

Т.е. красноречие заключается в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и собственными мыслями и словами оратора.

Логика в ораторской речи

Эффективность любой речи достигается, прежде всего, ее содержательностью. Однако этого не достаточно. Суть выступления должна быть изложена в определенной последовательности. Главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов – логическая организация речи. Именно здесь закладывается во многом успех речи и поэтому важную роль играет логическая культура оратора. Определив предмет выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи.

Главные требования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, выразительность, лаконичность. Для определения последовательности необходимо продумать план речи, оформить ее композицию.

В классической модели элементы композиции: вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение, заключение. И с точки зрения логики, и особенно с позиций психологического восприятия, важным являются начало и конец речи. Для того чтобы главная мысль, была воспринята правильно и точно, необходима своеобразная «подготовка», вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи. Заключение должно закрепить мысль, связать начало и конец, подытожить сказанное.

Основные приемы: обращение к интересам аудитории, к известным источникам информации, также, вопросы к аудитории. Главная часть речи, т. е. развертывание темы, включает в себя следующие элементы: изложение, аргументация. Здесь реализуются главные целевые установки: сообщить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее, убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям.

Основные требования здесь таковы:



  1. Как можно раньше и точнее сформулировать главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено все выступление.

  2. Приводят лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме.

  3. При выборе аргументов заботятся не о количестве, а о качестве.

  4. Аргументы должны быть истинными.

  5. Не подменять аргументацию своими мыслями.

  6. Избегать исходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому). Придерживаться схемы: сильные, средние, сильные (наиболее мощные), обеспечивающие наибольшую убедительность речи.

  7. Учитывать особенности аудитории.

  8. Помните, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

Заключение речи закрепляет впечатление от сказанного, способствует лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого надо иметь в виду:

  1. Заключение, важнее начала: оно должно подытожить аргументацию и одновременно внести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию.

  2. Оно требует точности изложения и разнообразия стиля.

  3. Избегать традиционных приемов, ставших речевыми штампами.

  4. Итог речи, должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным.

  5. Концовка выступления, должна создать соответствующее настроение.

Культура речи оратора

Главное качество оратора - умение публично мыслить, неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить мысль. Говорить правильно и говорить хорошо – вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объему.

Стилевое разнообразие (публицистическое, художественное, разговорное), дает оратору широчайшие возможности для выражения своих мыслей. Но оно не обязывает руководствоваться чувством меры, ясно видеть границу, отделяющую разговорную речь от малограмотной и вульгарной.

Кроме объективно существующих стилей языка, есть еще индивидуальный стиль оратора. Только плохие ораторы похожи друг на друга. Выработка индивидуального стиля – важнейшая задача оратора.

Какими качествами должна обладать речь? Для ответа на этот вопрос следует представить систему отношений между:

Речью и языком

Речью и действительностью

Речью и сознанием

Речью и условиями общения

Рассмотрение их помогает осмыслить такие качества речи как правильность, краткость, точность, логичность, богатство выразительности (эмоциональность) речи. Именно они обеспечивают доходчивость и действенность публичного выступления.

Правильность речи – первое и непременное требование. Она предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении. Без нее не «срабатывают» другие качества (точность, выразительность).

Отступление от норм языка затрудняет понимание речи, подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательности мысли.

Важное качество хорошего выступления – его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторений, излишней детализации, словесного мусора. Плутарх: «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».



Разновидности многословия:

  1. Речевая избыточность (могучий богатырь, толпа людей).

  2. Повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными (равноправные права), сочетание русских и иностранных слов с одним и тем же значением (свободная вакансия, перспектива на будущее).

  3. Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов.

  4. Злоупотребление определениями (абсолютная и неоспоримая истина).

  5. Обилие слов-паразитов: здесь одновременно страдает краткость и правильность речи (так, так сказать, это самое, значит). Они отбирают у речи силу, эмоциональность, вызывают смех в аудитории.

Главные причины многословия:

Неясность мысли

Плохая подготовка

Склонность к самолюбованию.

Достоинство стиля заключается в ясности. Раз речь не ясна, она не достигает цели.

Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, знанием предмета выступления, знанием значения слов. Перегруженность речи терминологией, делает ее недоступной пониманию. Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, его эрудицией, опытом публичных выступлений. Различают активный и пассивный словарный и фразеологический словарь. Активный – те слова, при помощи которых мы выражаем собственные мысли. Пассивный – все знакомые и понятные слова, которые мы, тем не менее, не употребляем. В чем проявляется богатство речи? Прежде всего, в разнообразии синонимов, помогающих избежать монотонности, придать речи яркую эмоциональную окраску, меткость, образность. К фразеологизмам относятся пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций. Использование словесных штампов лишают речь индивидуальности, выразительности, они не несут для слушателей новой информации. За речевыми штампами стоит отсутствие мысли и чувства оратора. Эмоциональность, (выразительность, образность) - необходимое качество публичной речи. Выразительным выступлением может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремился передать аудитории. Важнейшие лексические средства выразительности: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, (старость стоит у порога), риторический вопрос, (утверждение, облеченное в форму вопроса, оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей), риторическое восклицание. Строгое подчинение выразительных средств целям речи и ситуация общения, т.е. уместность речи – одно из главных правил риторики.



Оратор и аудитория

Выступление. На этом этапе главным помощником оратора будут психология, этика, педагогика. Любое выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателя. Круг проблем, которые возникают при этом и которые психология помогает нам решать, таков:



  1. Как организовать и поддержать внимание слушателей?

  2. Как устанавливается контакт между оратором и аудиторией?

  3. Как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации?

  4. Можно ли управлять этим процессом?

  5. В чем состоят социально – психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать?

Психологическая культура оратора – единство знаний закономерностей психической деятельности человека и умение применять эти знания на практике, в конкретных условиях работы с людьми. Рассмотрим схему взаимодействия оратора и аудитории в процессе речевого обмена. Главная цель оратора передача смысловой информации и убеждающего воздействия на слушателей. В ходе выступления оратор стремится изменить состояние аудитории, (проинформировав, доказать, убедить), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора. Она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь), влияет на выступающего и, в конечном счете, на выступление. Аудитория как бы становится соавтором речи, и оратору нужны особые качества, чтобы выполнить поставленную задачу. Прежде всего, он должен представить, какими средствами воздействия на аудиторию располагает. Широко известно методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Главная ее роль - психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать ей возможность подготовки к восприятию речи. Оратору пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Задача паузы – приковать внимание, пробудить интерес. Понятие внимания – ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает восприятие, запоминание, мышление. Устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умение оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей.

Наименее эффективны, призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы. Важная сторона психологической грамотности оратора – учет особенностей аудитории, знание закона работы памяти, (начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он не состоял, сохраняются в памяти лучше, чем середина). Немаловажное значение для усиления эффективности речи имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего, дают отрицательный психологический эффект. Они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения. Аристотель писал: «речь слагается из трех элементов, из самого оратора, из предмета о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается, оно-то и есть конечная цель всего». Оратору приходится обращаться к «образу» аудитории на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Но мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с реальной аудиторией. Цель оратора – увлечь аудиторию темой и содержанием речи преобразовать мотивы присутствия в интеллектуально – познавательные. От мастерства оратора зависит уровень понимания слушателями излагаемого материала. Нужно помнить, что каждый слышит лишь то, что он понимает и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, обеспечивать ее понимание. С психологической культурой оратора неразрывно связана этическая культура, такт, умение наладить общение. Эту сторону речевого мастерства называют культурой общения. Для успеха речи, достижения эффекта убеждения, необходим благоприятный климат в аудитории, прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора – как человека, вызывающего доверие, уважение. Не зная этики, оратор не сумеет расположить слушателей к себе и не добьется успехов.



Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям, т. е. этически значима сама личность оратора. Другой существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории. Этически значима и форма произнесения речи. Говорить намного труднее, чем читать по тексту, но именно живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению контакта, обеспечивает эффективность выступления. Определенную роль в достижении убедительности выступления играет и речевой этикет – совокупность приветствий, обращений, систему жестов и мимика оратора. Большую этическую нагрузку несет начальная фраза речи. Выражения, затрудняющие контакт с собеседником (самоубийственные начала). «Я не знаю, как начать….». «Вряд ли вам понравится, что скажу….». «Вам конечно, пока неизвестно….».

Нежелательны и злоупотребления местоимением «я» и бесконечные ссылки на собственный опыт. Еще один фактор эффективности речи, составная часть этикета – жестикуляция и мимика. В ситуации «оратор – аудитория», жест становится одним из средств передачи информации, он призван усиливать речь, помогать оратору убеждать слушателей. Психологические и этические аспекты риторики, сходятся к личности оратора. Какими же качествами должен обладать хороший оратор? Компетентность, эрудиция, высокая общая культура. Следует отметить убежденность оратора, которая предполагает, что он говорит лишь то, во что верит и чему следует.

«Как сможешь в чем-то убедить другого,

Когда ты сам в свое не веришь слово».

Кроме упомянутых выше качеств, оратор должен обладать комплексом психологических свойств, необходимых для успешного выполнения своей роли. Это такие:

Качество ума – гибкость, критичность, самокритичность.

Волевые качества – настойчивость, решительность, самообладание.

Эмоциональные качества – настойчивость, импульсивность, жизнерадостность.

Коммутативные качества – доброжелательность, общительность, скромность.

Деловые качества – организованность, целеустремленность, энергичность, работоспособность.

Все эти качества личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействия с нею и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени. Их сочетание с природным темпераментом, особенностями характера, опытом, дает многообразие индивидуальных стилей, определяет успех любого выступления.

Техника речи

Риторика – эта наука о живом, звучащем слове, она может быть воспринята слушателем лишь тогда, когда оратор произносит слово четко, ясно, членораздельно. Исполнение речи - последний и немаловажный для успеха этап работы оратора. Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков и нечеткая артикуляция способна испортить самую хорошую речь. Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Работая над дыханием и голосом следует помнить, что кроме чисто физиологических, есть и психологические предпосылки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Очень важен темп речи. Серьезным недостатком является чересчур торопливая и вымученная речь.

Интонация. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного, (ехидно, равнодушно, заискивающе, высокомерно). Дикция. Многие говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки. Это ведет к тому, что искажается слово, а за ним и мысль, аудитория теряет интерес к выступлению. Самый сложный вопрос: техники речи и речевой культуры – правильное произношение. Любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание слушателей с существа речи на ее форму, отвлекает от восприятия смысла, раздражает.

Заключение

Для того чтобы стать хорошим оратором, надо приложить немало труда. Убедительность речи достигается лишь тогда, когда оратор владеет законами мышления, соблюдает правила аргументации и композиции, обладает высокой речевой культурой, знает, как применить в своем выступлении законы психологии, придерживается норм культуры общения, совершенствует технику речи.



Практические советы начинающему оратору

  1. Выступать только тогда, когда есть что сказать, и когда мы уверены в общественной значимости предмета речи.

  2. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и должна опираться на строго проверенные и отобранные факты.

  3. Стиль языка выступления должен соответствовать аудитории и цели речи.

  4. Оратору следует по возможности избегать книжного стиля, в любом случае – стиля канцелярского.

  5. Не злоупотреблять терминами.

  6. Для успешного установления контакта со слушателями необходимо найти со слушателями общие интересы. Относиться к аудитории дружески. Не проявлять высокомерия.

  7. Говорить громко, внятно, отчетливо, выразительно.

  8. Овладеть навыками самоконтроля. Не допускать в речи негативных эмоций по отношению к слушателям.

  9. Темп речи.

  10. Речь должна быть эмоциональной.

  11. Не утрачивать контакт с аудиторией, ловить ее реакцию.

  12. Внешний вид, поведение, манера общения должны соответствовать представлениям и неписаным правилам той или иной социальной группы слушателей, перед которой выступаете.


Каталог: files -> misc
misc -> Программа по психиатрии, наркологии с разделом медицинской психологии для 5 курса педиатрического факультета
misc -> Соматоформные расстройства и основы психосоматики
misc -> Вопросы к зачету вдв «психология конфликтов»
misc -> Фаукультет клинической психологии, социальной работы, высшего сестринского образования и менеджмента
misc -> Вопросы для экзамена по патофизиологии для студентов 3-го курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов
misc -> Вопросы для экзамена по нормальной физиологии человека 2011/2012 учебный год
misc -> Вопросы к экзамену по психиатрии и наркологии для студентов 5 курса, лечебного и медико-профилактического факультетов
misc -> Нарушения психического развития в детском возрасте
misc -> Практикум по психосоматике Организация психосоматической помощи основные принципы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница