Конкурсу Научного Фонда гу-вшэ «Учитель-Ученики»



Скачать 130,35 Kb.
Дата27.02.2016
Размер130,35 Kb.
#13280
ТипКонкурс




УТВЕРЖДЕНО




Решением Бюро Совета Научного Фонда ГУ-ВШЭ

от «30» января 2008 г., протокол № 1



ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на выполнение исследовательского проекта

«Угрозы и вызовы виртуализации»

08-04-0014

по конкурсу Научного Фонда ГУ-ВШЭ «Учитель-Ученики» 2008-2009 гг.





  1. Основание для проведения работы

Работа выполняется на основании решения Совета Научного Фонда ГУ-ВШЭ (протокол от 27.11.2007 г. № 2) в соответствии с результатами конкурса «Учитель-Ученики» 2008-2009 гг..
2. Направление совместных исследований – (выбрать одно, остальные удалить)

  • Социология


3. Исполнители работы
Руководитель проекта - Покровский Никита Евгеньевич, профессор, зав. кафедрой общей социологии (факультет социологии) ГУ-ВШЭ

Контактная информация: телефон рабочий – (495)152-41-35, телефон домашний – (495)242-68-81, мобильный – (916) 222-24-36, эл. почта – nikita@gol.ru


Исполнители:
Исполнители старше 30 лет:

отсутствуют


Исполнители моложе 30 лет:

Попов Дмитрий Сергеевич, научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ, преподаватель кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ

Контактная информация: телефон рабочий – (495)621-39-34, телефон домашний – (495)331-02-13, мобильный - (916)674-38-33, эл. почта – dmitry_popov@sociolog.net


Силаева Виктория Леонидовна, дизайнер Дирекции по порталам ГУ-ВШЭ

Контактная информация: телефон рабочий – (495)1550144, телефон домашний (495)4054221, телефон мобильный 89165768534, эл. почта – vsilaeva@hse.ru


из них:

– аспиранты:



Коновалова Ирина Владимировна, аспирант кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ

Контактная информация: телефон рабочий – (495)152-02-31, телефон домашний – (495)432-04-10, мобильный – (926)255-27-25, эл. почта – viverlen@gmail.com

– студенты:

Боклин Алексей Евгеньевич, студент факультета социологии ГУ-ВШЭ

Контактная информация: телефон рабочий (495) 221-88-08, (495) 744-06-06, (495) 744-06-08, телефон домашний (495) 549 74 59, телефон мобильный 8 926 546 30 71, эл. почта – alex.boklin@hotmail.com


ВАКАНСИЯ
Состав исполнителей проекта может изменяться в течение срока его выполнения.
4. Актуальность исследований
Виртуальность - это новый, но и во многом знакомый старый мир. С одной стороны, современные компьютерные технологии, IT-технологии, системы цифровой симуляции и активного редактирования звукового и визуального материала уже сегодня позволяют создавать целые пространства воображаемых миров, которые не только привлекают к себе "пользователей", но готовы их втянуть в виртуальную сферу, подчас безвозвратно. С другой стороны, виртуализация уходит своими корнями в историю человечества и определяется неизбывным свойством сознания создавать образы-имиджи (художественное творчество, религия, философские и иные теории), которые составляют важнейший компонент культуры.

Итак, виртуальная реальность одновременно обостренно актуальна и глубоко исторична. На каждом этапе эволюции культуры она создает свой новый инвариант. В современных условиях информационного общества она готова заменить большинство основных социальных институтов (включая семью, образование, экономические и политические институты, и пр.). Ее повсеместное распространение словно удваивает окружающий мир на «настоящий» и «ненастоящий». Насколько безопасны подобные подмены и удвоения? Что может принести с собой замена реальных институтов виртуальными? Кто становится властителями и творцами виртуальных миров? Сегодня эти вопросы стоят особенно остро и требуют вполне определенных ответов. В каких-то случаях виртуальная реальность вполне безобидна и раскрывается в малых формах компьютерных играх, видеороликах, развлекательных кинофильмах, телевизионных передачах и пр. В других случаях эти якобы безобидные проявления виртуальности начинают обладать свойствами психоделического воздействия и порождают самую настоящую наркотическую зависимость. Наиболее ярким проявлением виртуальной реальности в ее главных ипостасях становится Интернет.

С одной стороны, это чрезвычайно полезная оперативная информационная система глобального масштаба. Но, с другой стороны, Интернет представляет собой самую настоящую информационную реальность, которая выходит из под контроля и живет во многом самостоятельной жизнью, развивается по своим законам, далеко не все из которых изучены. Из специализированной компьютерной сети Интернет за короткий срок превратился в социальную систему, субъектами которой становятся реальные и виртуальные личности, группы и общности, в нем полностью копируется структура реального общества, в Интернет нередко переходят социальные и этические проблемы, такие как социализация и социальное отчуждение посредством Интернета, самоидентификация личностей и групп и т. д. Важным представляется исследование развития социальной системы Интернета, ее социальных вызовов и угроз. Он вторгается в реальные социальные отношения и подчас меняет знаки ориентирования: где настоящая, а где ненастоящая реальность.

Виртуальная реальность воздействует и на практику потребления, соединяясь с рекламой. Бурный взрыв консумеризма тесно переплетается с системой сформированных ценностных ориентаций массового потребителя. И потому консумеризм, одной своей гранью опирающийся на нечто вполне материальное, чувственное, "вещное", другой своей точкой опоры связан с миром ирреальных сущностей, гламура, мифологем и мифических стилей жизни. Все это вместе взятое, как представляется, делает крайне насущным исследование виртуальной реальности. В противном случае вызовы виртуального мира с легкостью превратятся в его угрозы. А это следует предотвратить.


5. Цель, задачи и исходные данные (или информационная база) исследований
Цель исследования - углубить и расширить наши научные знания о виртуальной реальности. Задачи исследования - создать и проанализировать модели виртуальной реальности XXI века по следующим позициям: (а) вопросы теории: структура и системные компоненты виртуальной реальности. (б) рассмотреть виртуальную реальность в областях Интернет онлайн игр и создаваемых в их контексте искусственных идентичностей. (в) проанализировать виртуальную реальность в ее взаимосвязи с современным консумеризмом (включая шопинг, моду, туризм, рекламу и др.), (г) исследовать социальные группы активных создателей виртуальных миров (работников креативной сферы телевидения, видеопроизводства, рекламы, онлайн компьютерных фирм и др.)

Предметная область предлагаемого исследования неоднородна. Она включает сугубо теоретический материал, прежде всего философский и социологический. Его анализ необходим для создания исследовательских инструментов, то есть понятийного и методологического аппарата проекта. Выделение особого сегмента виртуальной реальности--онлайн игр--диктуется тем, что онлайн игры пользуются большой популярностью в среде молодежи, создавая целые сообщества игроков и команд. Здесь фактически формируются новые виртуальные идентичности, нередко противостоящие идентичностям реальным. Далее, мир потребительских практик--еще один важный сегмент виртуальной реальности--охватывает все большее число людей, в том числе и в России. Безграничный рост шопинг-центров и моллов, Интернет- и телереклама, сориентированность на потребление--все это требует анализа под углом зрения виртуальных имиджей, диктующих вполне реальное поведение. В чисто социологическом плане необходимо также проанализировать и типические группы создателей виртуальных миров, продуциентов имиджей--работников сферы телекоммуникаций, Интернет-фирм, рекламы, PR, которые и становятся своеобразными демиургами виртуальных миров.

Все в целом, по нашему мнению, может позволить построить модель виртуальной реальности, сочетающую трезвость социологического анализа и реалистичность подхода к явлению, дальнейшее игнорирование которого невозможно.


6. Новизна работы в сравнении с имеющимися в данной области исследованиями
Исследование виртуальных миров – относительно новое направление для социальных наук. Предлагаемый комплекс исследований и исследовательских направлений позволит не только четко определить риски воздействия виртуальности на человека в современном обществе, но и позволит приблизиться к институционализации социологии виртуальности как особого исследовательского направления в России. Общим рассуждениям о виртуальности и бесконечным ссылкам на знаковый кинофильм "Матрица" будет противопоставлен точный и трезвый ("хирургический") анализ основных форм виртуальной реальности, ее разновидностей, границ и демаркационных линий внутри самого явления.

В последние десятилетия современный мир как виртуальный анализируется в широком круге работ различных теоретических и философских направлений. Термин «информационное общество» прочно вошел в научный и медиа дискурс. Хотя некоторые исследователи, например Фрэнк Уэбстер, и ставят под вопрос само его существование как радикально, качественно отличного от предыдущего общества, даже они признают, что некие изменения происходят. Кроме макросоциальных феноменов, объектом, на котором можно наблюдать изменения, является повседневная жизнь людей. Виртуализация в виде Интернета, медиа, сотовых телефонов проникает в обыденную реальность и преобразует ее течение (см. напр. работу М. Кастельса «Галактика Интернет»). К феномену трансформации сущности времени обращается норвежский антрополог Т. Х. Эриксен в книге «Тирания момента. Время в эпоху информации»). Сами медиа входят в жизнь сегодняшнего человека и создают особую реальность. Классикой социологической мысли является книга М. Маклюэна «Понимание медиа»). Современные теории созданы Ж. Бодрийяром, М. Кастельсом, Н. Луманом (см. например книгу Н. Лумана «Реальность массмедиа»). Интересной является концепция медиавирусов. В российской социологии виртуализация стала предметом исследовательского интереса ряда видных авторов — Л. Г. Ионина, Д. В. Иванова, М. А. Бойцова, В.Силаевой, В.С.Жидкова, Н.Б.Маньковской и др. За последний год группа ГУ-ВШЭ по исследованиям виртуализации (рук. Н.Е.Покровский) также издала ряд сборников и опубликовала статьи по данным вопросам, а также приняла участие в нескольких международных и российских научных конференциях. Продолжение работы этой группы будет способствовать развитию теории виртуальной реальности, прежде всего, по направлению построения теоретических моделей виртуализации именно в социологическом (а не, скажем, культурологическом) плане, введения в научный оборот тематики онлайн игр как миропорождающей стратегии, соединению тематики виртуализации и консумеризма, а также детальному исследованию социальной группы креативных создателей виртуальных миров. Все указанные направления и трактовки темы фактически оригинальны и не повторяют уже имеющиеся исследования.


7. Методология исследований
Построение теоретических моделей происходит в ходе исполнения следующих шагов:

1. Детальный анализ имеющейся на данный момент отечественной и зарубежной социологической и социально-философской литературы, которая уделяет внимание, во-первых, состоянию современного общества и процессам его изменения; во-вторых, процессу виртуализации; в-третьих, процессам визуализации общества и расширения сферы использования визуального образа; в-четвертых, визуальным методам исследования.

2. Выделение и конструирование понятий, с помощью которых будут построены теоретические модели устройства и функционирования виртуальных реальностей, а также определяется методологическая база исследования. Основываясь на построенных нами на первом этапе исследования теоретических моделях мы проведем эмпирическое исследование некоторых повседневных практик, наблюдаемых в сегодняшнем российском обществе и используемых в нем визуально-символических систем. Наше исследование в первую очередь направлено на анализ визуальных аспектов процесса виртуализации, хотя мы, разумеется, признаем наличие и не менее важный онтологический статус других аспектов, в первую очередь, вербально-текстовых и языковых. Предметная область онлайн игр исследуется методом внешнего и включенного наблюдения. Модель консумеризма воссоздается по вторичным источникам, а также методом экспертных интервью, внешнего наблюдения. Глубинные интервью--станут главным методом исследования группы креативных создателей виртуальной реальности. Исследовательская группа по-прежнему применяет метод визуального анализа (визуальной социологии) на всех этапах проводимой работы.
8. Ожидаемые результаты исследований, форма их представления и предполагаемое использование результатов исследований в деятельности ГУ-ВШЭ

– в 2008 г



п/п




Форма представления

Использование результатов деятельности в ГУ-ВШЭ

1.

Участие в круглом столе на IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация»

Программа конференции, доклады

Конференция проводится в рамках ГУ-ВШЭ

2.

Теоретический анализ виртуализации: структура и системные компоненты виртуальной реальности (В.Силаева, И.Коновалова, А.Боклин)

Тексты научных публикаций

Материалы научных исследований могут быть использованы для подготовки учебного курса по виртуализации

3.

Подготовка 2-го издания хрестоматии «Социальные теории виртуализации»

Подготовленная к печати хрестоматия

Для студентов ГУ-ВШЭ

4.

Участие во всемирном социологическом форуме ISA Forum of Sociology (Barselona)

Программа форума, доклады, презентации







Конструирование и «запуск» Интернет-сайта www.virtual_reality.ru

Регистрация сайта и включение его в Интернет-пространство

Материалы сайта можно использовать в учебном процессе

– в 2009 г.



п/п




Форма представления

Использование результатов деятельности в ГУ-ВШЭ

1.

Подготовка учебного курса

Программа учебного курса

Для студентов ГУ-ВШЭ

2.

Реализация прикладного исследования социальных групп активных создателей виртуальных миров (Д.Попов)

Тексты публикаций

Материалы научных исследований могут быть использованы для подготовки учебного курса по виртуализации

3.

Участие в международной научной конференции

Программа конференции, доклады, презентации





9. Функции «молодых» участников в представленном проекте, научный результат этого проекта для молодого участника коллектива (научная статья, самостоятельная или в соавторстве, доклад на научной конференции, соавторство в аналитической записке для государственных органов и т.д.)

Боклин Алексей Евгеньевич, подготовка самостоятельной научной публикации, выступления на конференциях, участие в подготовке хрестоматии.

Попов Дмитрий Сергеевич, подготовка самостоятельной научной публикации по итогам реализованного социологического исследования, выступления на международных научных конференциях, участие в разработке учебного курса.

Силаева Виктория Леонидовна, подготовка самостоятельной научной публикации, выступления на конференциях.

Коновалова Ирина Владимировна, подготовка двух самостоятельных научных публикаций, выступления на конференциях.

Седова Дарья Сергеевна, проведение исследования по тематике волевого компонента и принудительности виртуальной реальности

10. Общий объем финансирования проекта

Всего 1 400 000 руб., в том числе

в 2008 г. 700 000 руб.

в 2009 г. 700 000 руб.

Объемы финансирования распределяются по годам одинаково, не менее 50% от объема финансирования по статье «Заработная плата» в рамках общего объема финансирования по проекту должно ежегодно выделяться молодым участникам коллектива. Неизрасходованные в первый год выполнения проекта средства автоматически переходят на следующий год.

Финансирование проектов происходит в четыре этапа.



1-ый этапс 10 января 2008 года до 15 октября 2008 года в объеме, равном 60 % от утвержденного Советом Фонда (протокол от 27.11.2007 г. № 2) объема финансирования проекта на 2008 год;

2-ой этап - до 15 декабря 2008 года в случае предоставления промежуточного научного отчета по первому этапу проекта в объеме, равном 40 % от утвержденного Советом Фонда или Бюро Совета Фонда объема финансирования проекта на 2008 год;

3-ий этапс 10 января 2009 года до 15 октября 2009 года в случае положительной экспертизы промежуточного научного отчета в объеме, равном 60 % от утвержденного Бюро или Советом Научного Фонда объема финансирования проекта на 2009 год;

4-ый этапдо 15 декабря 2009 года в случае положительной экспертизы итогового научного отчета в объеме, равном 40 % от утвержденного Бюро или Советом Фонда объема финансирования проекта на 2009 год.

11. Основные условия и требования к выполнению работы
Результаты поддержанного проекта подлежат опубликованию (выпуску в свет). Опубликованными результатами поддержанного проекта являются вышедшие или принятые к печати монографии, сборники, научно-практические пособия, статьи в ведущих российских и зарубежных изданиях и иные способы выпуска в свет результатов поддержанного проекта. Авторы, входящие в состав коллектива поддержанного проекта, при опубликовании результатов исследований в рамках проекта должны упомянуть о поддержке своих исследований Научным Фондом.

Результаты итогового научного отчета (публикации) по проекту в обязательном порядке публикуются на сайте Научного фонда ГУ-ВШЭ.


Исполнители проекта представляют промежуточные и итоговые результаты проекта (в форме докладов и презентаций) на ежегодной школе-семинаре для «молодых» участников проектов «Учитель - ученики», организуемой ежегодно в ноябре после представления отчета и проведении его экспертизы. В обсуждении проектов участвуют эксперты и координаторы Научного Фонда ГУ-ВШЭ.


На завершающем этапе реализации проекта в обязательном порядке проводится обсуждение результатов проекта на научных семинарах в ГУ-ВШЭ в рамках выбранного направления исследований (это могут быть постоянно действующие семинары отдельных подразделений ГУ-ВШЭ, в том числе и семинар под руководством Ясина Е.Г.) и/или вне ГУ-ВШЭ. С целью привлечения заинтересованной аудитории Дирекцией корпоративного портала ГУ-ВШЭ и Научным Фондом ГУ-ВШЭ может быть оказана информационная поддержка мероприятия.

Руководитель работ,



Профессор, д.соц.н. (Покровский Н.Е.)




Каталог: data -> 2009
2009 -> Современная психология: формы интеллектуальной жизни
2009 -> Психология личности: в парадигме жизненных отношений
2009 -> Психология индивидуальности
2009 -> Монография издательство «Академический проект»
2009 -> Рефлексия личности в культуре
2009 -> Особенности
2009 -> Виктор Дольник
2009 -> Учебный план по Естественнонаучной апологетике для I курса Семинарии
2009 -> Программа дисциплины Основы экзистенциальной психотерапии для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра
2009 -> Программа дисциплины «Основы психологического консультирования»

Скачать 130,35 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница