Конкурс «Учитель года Миасского городского округа -2012»



Скачать 311,72 Kb.
страница1/6
Дата05.10.2019
Размер311,72 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4   5   6

Муниципальный конкурс

«Учитель года Миасского городского округа -2012»



Описание опыта работы

Выполнил


Кудрина Инна Юрьевна,

учитель физики

МБОУ «Гимназия № 19»

Миасс


2012

Содержание

Анализ исходного состояния. Определение темы опыта. Обоснование актуальности. 3

Психолого-педагогическое обоснование 8

Содержание опыта и описание средств его реализации. 15

Результативность реализации опыта 19



Развитие способности учащегося к самоорганизации на основе формирования информационной компетенции на уроках физики основной школы.

Анализ исходного состояния. Определение темы опыта. Обоснование актуальности.


В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельной организации своей деятельности. Для жизнедеятельности человека важно не только наличие у него внутреннего багажа всего усвоенного, а наличие способности рационально, самостоятельно использовать приобретенные знания в своей деятельности.

В стратегии модернизации школьного образования одной из важных целей образования становится развитие у учащихся способности к самоорганизации, наличие которой определяет успешность индивида, его конкурентноспособность. Самоорганизация как интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения является показателем личностной зрелости. В современной школе ученик, работающий под руководством учителя, практически не обладает навыками самоорганизации, что создает ему проблемы в дальнейшей профессиональной деятельности, требующей постоянного пополнения знаний и умений. Э. Тоффлер в своей книге «Футуро шок» (Future Shock) выделил несколько основных черт, характеризующих наше время: новизна, быстротечность, разнообразие и ускорение. Современное общество с одной стороны предъявляет четкие и однозначные требования к каждой профессиональной функции. С другой стороны в современном, быстро меняющемся мире происходит постоянное изменение этих требований, а также исчезновение одних профессиональных функций и появление других. Изменение профессиональных функций человек переживает в среднем 5-7 раз за время своей активной профессиональной жизни. Такое положение вещей требует изменения образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, конкурентоспособность как качество, присущее субъекту, во многом зависит от способности работника к самоорганизации.

Потенциал субъекта в системе социальных и производственных отношений определяется понятием компетенция. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Современное образование, если оно действительно претендует на статус современного, должно создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Наше время характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Информация в наши дни носит лавинообразный характер. Ее не просто много, ее слишком много. За последние три десятилетия было произведено больше информации, чем за предшествующие 5000 лет.

Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Для успешной деятельности, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых, можно считать информационную компетенцию.

Информационно-аналитическая компетентность обеспечивает информационную защищенность, умение жить в реальном мире. Основными показателями и индикаторами оценки данной компетенции являются умения вести отбор информации, планирование информационного поиска, извлечение информации, обработка и умение преобразовывать информацию.

Большинство учащихся основной школы показывают слабую подготовку к самостоятельному обучению, к самостоятельному добыванию необходимой информации. Как показывает практика, существует очень серьезная проблема. Ее называет в своей работе доктор педагогических наук Н.И. Гендина: «Учащиеся не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности». С первых уроков курса физики в основной школе я провожу диагностику уровня сформированности навыка работы с информацией.. Для конструирования диагностических и формирующих заданий по информационной компетенции в своей работе я опиралась на разработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В., Смирновой И.В.

Анализ результатов мониторинга учащихся гимназии показывает:


  • 61% процент обучающихся, не задумывались, не знают или им все равно, зачем они овладевают информационной культурой.

  • Необходимость информационной грамотности признают: 7 классы - 25%, 8 классы – 26%. Значительно меньше цифра по этому вопросу у обучающихся 9 классов – 6%.

  • 80% учащихся знают понятия: информация, информационные ресурсы, информационное общество, информационный кризис, информационное общество

  • 82% обучающимся знакомы научная, научно-популярная, справочная, художественная и другие виды документов

Вопрос поиска информации вызывает пробел в знаниях у обучающихся по значительному количеству вопросов:

  • 28 % школьников испытывают трудности с вычленением основной и второстепенной информации.

  • у 32% учащихся выявлена несформированность умения разделить его на смысловые части, выделить главные мысли, составить план, найти необходимые сведения для заполнения таблиц и схем.

Таким образом, более половины учащихся не умеют качественно осуществлять преобразующие действия при работе с текстом. Второстепенное значение ученики отводят рисункам, схемам не расценивают их в качестве важного источника знаний. В итоге учащиеся затрудняются объяснить, что изображено на рисунке, не могут по нему объяснить происходящий процесс.

Сегодня содержание программного материала модернизируется в соответствии с современными условиями и я сталкиваюсь с ситуацией, когда учащийся:



  • получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

  • не может применить определенный набор знаний (формул), которыми он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

  • при составлении таблиц, конспектов, составлении краткого плана испытывает затруднения;

  • не может выделить главное в тексте, считает, что если выделено жирным, то это главное, а остальное можно не читать;

  • не воспринимает информацию на слух;

  • при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

C другой стороны нарастающий поток информации, как показывают исследования психологов, в случае отсутствия навыка самоорганизации , в том числе ,при работе с информацией вызывает скуку и ощущение усталости от всего, что нас окружает. Возникает переутомление от переизбытка информации. Возникает проблема сохранения психологического здоровья.

Существующее противоречие между постоянно возрастающим объемом предметной информации и отсутствием оптимальных способов ее использования для успешного усвоения знаний создают у учащихся трудности при обучении, приводят к потере интереса к учению. Поэтому одной из главных задач в преподавании школьной физики, я вижу задачу формирования «информационной» личности, готовой к самостоятельной организации своего труда.

Информационная компетентность как средство формирования успешной личности готовой самостоятельно учиться всю жизнь определила главную составляющую моего педагогического опыта. Тема работы определяется в ходе моего педагогического опыта: Развитие способности учащегося к самоорганизации на основе формирования информационной компетенции на уроках физики в основной школе.

Актуальность работы состоит в том, что во все времена ценились умные и любящие труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации. Кроме этого за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в мире информации, ее предоставления, объема, обработки и хранения, а выпускник средней школы не умеет в нужной степени работать с информацией. Новизна темы проявляется в малоизученности процесса формирования навыков самоорганизации средней и особенно в основной школе.

Основной целью опыта является изучение механизма формирования информационной компетенции для развития навыков самообучения и самоорганизации учащегося при изучении физики.

Достижение цели в работе по выбранной мною теме предусматривает решение следующего круга задач:



  • изучить педагогическую литературу по формированию навыков самоорганизации при изучении физики;

  • выделить особенности применения информационных компетентностей на уроках физики в основной школе;

  • конкретизировать способы формирования информационной компетенции в контексте урока физики в основной школе;

  • выявить влияние сформированности информационной компетенции на формирование навыков самоорганизации.

Описанные в опыте методы и приёмы работы соответствуют моей педагогической позиции, помимо этого они на практике оказались действенными, так как позволили добиться положительной динамики и повышения интереса учащихся к предмету. предложенная модель педагогического опыта соответствует теме работы МБОУ «Гимназии № 19» «Развитие учащихся в условиях внедрения исследовательских методов в образовательный процесс на этапе перехода к новым образовательным стандартам» так как исследовательский метод немыслим без развития навыков самоорганизации и работы с различными информационными объектами.

Каталог: ld
ld -> -
ld -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
ld -> На правах рукописи
ld -> Программа оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов
ld -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
ld -> Управление образовательными инновациями вуза на основе информационно-аналитической деятельности
ld -> Информационно-аналитическое сопровождение образовательных инноваций вуза: основные принципы и подходы
ld -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
ld -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница