Конкурс «Учитель года 2014»



Дата21.04.2016
Размер39 Kb.
ТипКонкурс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Районный конкурс «Учитель года – 2014»

заочный тур

«Статья в предметно-методический журнал»

Применение схем и таблиц в преподавании истории и обществознания

Автор статьи:

Соломатова Анна Ивановна

Учитель истории и обществознания

п. Степановка, 2014 г.

Обучение истории занимает одно из ведущих мест в деле формирования мировоззрения учащихся. Овладение школьным курсом истории закладывает основы для понимания явлений общественно–политической жизни, для анализа современной ситуации. Понимание последовательности событий должно осуществляться через понимание самих исторических явлений, через усмотрение в них изменений, через раскрытие причинно-следственных связей. И эти события исторической действительности проходят через память учащихся как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на время.

Я работаю учителем истории не очень давно, и мне еще многому предстоит научиться в процессе своей педагогической деятельности. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать как можно больше различных средств обучения. И одним из таких средств является условно-графическая наглядность, а точнее, схемы и таблицы.

Следуя мнению методистов и учителей-практиков об эффективности применения схем и таблиц на уроках истории и обществознания, я, несомненно, в своей практике использую данные условно-графические средства обучения.

В своей педагогической деятельности я активно применяю и схемы и таблицы. Они необходимы для обобщения и систематизации учебного материала. В своей практике часто применяю тематические и синхронические таблицы. Из схем предпочитаю логические и сущностные. Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм также дает положительный результат.

Если внимательно присмотреться к схемам и таблицам, то можно найти много общего. И схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают информацию» в замкнутое пространство, что снабжает изучение темы более четкой и точной формой подачи материала. Схемы и таблицы используются как опорные конспекты и обеспечивают понимание учениками причин многих исторических событий. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Немаловажное значение для обобщения и закрепления пройденного материала, выработки у учащихся навыков анализа и синтеза имеет самостоятельное составление ими таблиц, развернутых планов, тезисов, конспекта. Казалось бы, речь идет о записи и усвоении уже полученных знаний. Но переработка этих знаний, обобщение учебного материала, выделение главного, существенного, сопоставление фактов и явлений активизируют работу мысли учащегося и способствуют формированию их самостоятельного мышления. Подобная работа приучает учащегося четко и логично выражать свои мысли. Таблица и схемы могут обобщать материал одного урока, большой темы, целого курса.

Учителя по-разному относятся к схемам и таблицам. Одни считают это оптимальным средством решения проблемы запоминания материала, другие – что эти методы неприемлемы для преподавания гуманитарных предметов. Между тем работа по схемам и таблицам совсем не обязательно должна выглядеть как работа с опорными конспектами. Хотя это, если хотите, один из элементов обучения. Схематизация развивает логическое мышление, помогает представить событие или исторический процесс в определенной последовательности. Важно, чтобы учащиеся не запоминали схемы и таблицы, а понимали их сущность, не только умели их читать, но и могли бы сами эти схемы и таблицы составлять.



Таким образом, я считаю, что использование на уроках схем и таблиц может помочь учащимся в понимании исторического процесса в целом. Целенаправленная работа по развитию исторического мышления, логики и анализа с 5 по 11 класс позволят не только облегчить процесс усвоения материала, но и будет активизировать познавательную деятельность, позволяя учащимся проявить свои способности, развить навыки рассуждения и оппонирования, активизировать мыслительные процессы, использовать свои знания в анализе современности, что даст отдачу не только на уроках истории и обществознания, но и других дисциплин.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вагин А.А., Методика преподавания истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1968. - 432 с.

  1. Ворожейкина Н.И., Преподавание истории в основной школе: проблемы и пути решения // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №4. – С. 19 – 27.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Методические рекомендации учителю истории: Основы проф. мастерства: Практ. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

  1. Короткова М.В., Наглядность на уроке истории, статья четвертая. - http://old.portal-slovo.ru/download/history/Kor4.pdf

  2. Короткова М.В., Студеникин М.Т., Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: ВЛАДОС, 1999.

  1. Прокопьева Е.Н., Применение схематизации на уроках истории. – Канск, 2008.

Каталог: fr
fr -> Обществознание а Определите правильный
fr -> Тематика курсовых работ 20 Примерная тематика тестов 21 тематический план изучеия дисциплины 24 приложения 27 Приложение 1 27
fr -> Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
fr -> Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
fr -> Виды коммуникаций
fr -> Бернард Вербер Древо возможного и другие истории
fr -> Ранняя диагностика и коррекция
fr -> Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территории Украины
fr -> Проблемы молодой семьи в трансформирующимся обществе Понятие «трансгрессивность»
fr -> Конфликты в современной семье: причины, анализ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница