Конкурс «учитель года-2008»



Скачать 200.21 Kb.
Дата08.06.2016
Размер200.21 Kb.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

«УЧИТЕЛЬ ГОДА-2008»




ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

Совершенствование речевой деятельности

младших школьников.

Мерзляковой Ларисы

Александровны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной

категории

МОУ СОШ

п.Новониколаевский



Саратовской области

БАЛАКОВО


2008г.

Родной язык – его словарный состав и грамматический строй мы узнаём не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении, с окружающими нас людьми.

М.М.Бахтин. 1

Овладение языком- процесс творческий. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-дошкольный и школьный периоды.

Как отмечает Р.С.Немов, « с поступлением ребёнка в школу в число ведущей наряду с общением и игровой выдвигается учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. «Отвлечённое и рассуждающее мышление» психологи (В.В.Давыдов и др.) называют «теоретическим мышлением в отличии от эмпирического, которое свойственно действующей школе. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности. В развитие детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения».

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979,-с.313


Поиски учёных и практиков привели в последние годы к созданию вариативных курсов и учебных пособий к ним. Заметна тенденция постепенного сближения программ, учебников и методов обучения базисной наукой, повышается роль теоретических знаний. Итак, ребёнок за партой. И вот моя задача, задача учителя начальных классов,- довести речевые умения учащегося, оканчивающего начальную школу, до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик в классе, так я обязана совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать его культуру речи и всех его выразительных возможностей, ибо речь- это важная и широкая сфера деятельности человека.

Вопросу развития речи учащихся я придаю огромное значение, так совершенствование речевой деятельности способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся, а так же развитию их художественных способностей. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи младших школьников. Наряду с такими качествами как правильность, логичность, точность, развитая речь характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью. Однако развитие речи нельзя сводить к обучению умелому использованию средств языка. В чём же тогда состоит работа учителя по совершенствованию детской речи? Чтобы совершенствование собственно речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений: а) над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать: мысли, чувства, возникающие у детей,- это потенциальные предметы их речевой деятельности; б) над осознанием школьника системы языка, назначением различных языковых единиц, правил их функционирования, обогащением арсенала средств, используемых детьми; в) над умением выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать мысли; г) над умением отбирать содержание высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом.

Таким образом, я считаю, что работа по совершенствованию у детей основных видов речевой деятельности должна вести постоянно, независимо от года обучения. Может возникнуть вполне справедливый вопрос: в чём различие в речевой работе с первоклассниками и т.д.?

Обобщенный ответ на этот вопрос достаточно прост. Формирование одних и тех же умений в разных классах следует вести по. Во-первых, на различном материале- различном по тематике, по жанру, по объёму и т.д.; во-вторых при большей или меньшей самостоятельности учащихся, при преобладающей устной или письменной формы; в-третьих, с использованием различных способов обучения. Далее в своей работе постараюсь дать характеристику речевой деятельности, рассказать о её видах и рассмотреть некоторые способы работы по совершенствованию речевой деятельности младших школьников на уроках.

Речь-сложившаяся исторически в процессе материально преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речь выполняет ряд функций:

ОБОЗНАЧЕНИЕ- каждое слово, предложение имеют определённое содержание.

СООБЩЕНИЕ- передача сведений, знаний, опыта.

ВЫРАЖЕНИЕ- обнаружение через интонацию, ударения, построения, использование сравнений, пословиц, чувств, потребностей, отношений.

ВОЗДЕЙСТВИЕ- побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.

«Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приёма или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой».2 Какие же признаки речевой деятельности можно вывести из этого определения. Прежде всего речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения людей ( «во взаимодействии между собой следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнёров, т.е. того, кто обращается с высказыванием, и того, как его принимает. Сущность процесса состоит для одного в выдачи сообщения, для другого- в его восприятии. Вот почему речевая деятельность- процесс активный. Целенаправленным он является потому, что, вступая в речевое общение, каждый из партнёров всегда движим определёнными намерениями, например: мы обычно начинаем говорить, потому что возникла потребность что-то сообщить, чем-то поделиться, мы, как правило, знаем, к кому и зачем обращаемся; слушающий тоже реализует своё намерение: получает информацию, понять, чего хочет от него говорящий. « В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя выделяет три основных типа речи: а) внутреннее проговаривание- «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишённая фонации, б) речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, в) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление речевого высказывания, целого текста и содержательных частей».3

М.В.Гамезо, М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик различают речевую деятельность « по степени произвольности (активная и реактивная), по степени сложности (речь-называние, коммуникативная речь), по степени структурной организации и предварительного планирования) и диалогическая».

_____________________________________________________________________________________

2. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.-с.133

3.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.-1985 с.10

Таким образом, переформулируя преведённые определения, можно сказать, что речевая деятельность-это активный, целенаправленный процесс восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Характеризуя речевую деятельность, нельзя не сказать о её видах. Выделяются четыре вида деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Их взаимоотношение показано на схеме

УСТНАЯ РЕЧЬ
ГОВОРЕНИЕ СЛУШАНИЕ

СОЗДАНИЕ(ПРОДУКЦИЯ) ВОСПРИЯТИЕ(РЕЦЕПЦИЯ)

ПИСЬМО ЧТЕНИЕ

ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА

Думается, что не требуется доказательств мысль о том, что все четыре вида речевой деятельности актуальны для человека. Всеми он должен хорошо владеть, следовательно, все они должны быть предметом внимания при обучен в школе, в том числе и в начальной.

В 70-80годы под влиянием лингвистики и психолингвистики в методике стали определяться новые подходы к работе по развитию речи школьников. Появилось глубокое убеждение, что для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе- такая система не вооружает учеников пониманием существующих речевых закономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумывании высказываний. Знанием критериев оценки создаваемых текстов. Иначе говоря, такая система не позволит учить школьников сознательному отношению к речи. Вопрос о том, какие знания должны стать обязательными, какова технология их подачи маленьким школьникам, надо теоретическую работу органично связать с речевой практикой, как в условиях урока сделать её более естественной-, всё это проблемы ещё не до конца решённые. Но первые шаги уже предприняты. Так, учитель может опираться на пособие Н.И.Политовой «Развитие речи учащихся начальных классов» (М.,1984), в котором предлагается вести работу над определёнными видами высказываний, над конкретными умениями связной речи. Интересными, отражающими современный подход к работе над речью младших школьников являются книги «Речь. Речь. Речь» и «Речевые секреты» (под ред. Т.А.Ладыженской. М-1990; 1992). В них в яркой увлекательной форме представлен богаты теоретко-практический материал, который учитель с успехом может использовать.



Конкретное содержание работы в том или ином классе определенно новой программой курса «Речь и культура общения» (см.Нач.шк.1990,-№8) Разработка проблемы продолжается. На повестку дня в исследовательском плане поставлен вопрос о пересмотре всего курса русского, о придании ему более выраженной речевой или коммуникативной направленности.(см.Купалова.-1988). Признание психологами того факта, что речь теперь является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельности положило начало новому подходу к работе по развитию речи- с позиции теории речевой деятельности. Сначала этот подход определили применительно к русскому языку как иностранному (см.раб. А.А.Леонтьева, И.А.Зимней и др.), а сравнительно недавно, стали разрабатываться в методике обучения русскому языку как родному (см.работы В.И.Капинос, Т.А.Ладыженской, М.Р.Львова, А.Ю Купалова). Реализация данного подхода и должна обеспечить более успешную работу по развитию речи. Опираясь на свой многолетний опыт и наблюдения, сталкиваюсь с проблемой низкой техникой чтения учащихся, а ведь чтение играет важную роль в образовании, воспитании, развитии ребёнка. Кто из моих коллег не согласиться с высказыванием В.А. Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельности мозга». Изучив позицию авторов работ по выработки навыков чтения: Беленковой В.М., Лагутиной Т.В., и др., прихожу к выводу, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120сл.мин. Все используемые виды и методические приёмы, различные упражнения дают хорошие результаты. (см.приложение №5).

Мои ученики с 2005 года занимаются по программе «Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Это совершенно новая программа для нашей сельской школы. Она способствует формированию и развитию речи учащихся. Хочу остановиться на одном курсе «Литературное чтение» (авт. Л.А.Ефросинина). На протяжении многих лет учёные и методисты решали и решают вопросы : как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу? Я расскажу об особенностях этого курса. «Литературное чтение» в начальных классах преследует цель помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа довести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной литературы в её специфики как искусства художественного слова т.о. обогатить читательский опыт.Для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые ему читает учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопление читательского опыта, развитие речи и воображения. Характерной чертой данного курса является «нерасчленённость» и «переплетённость» классного и внеклассного чтения. Об этом писали ещё Я.А.Роткович, а затем большое внимание уделяли этой проблеме К.Д.Ушинский, Ф.И.Буслаев, В.П.Острогорский. Мы видим, что вопрос о создании единой методической системы организации процесса чтения и работы с книгой, а так же развитие интереса к литературе, формирование читательских умений всегда остро стояли перед школой России. Литературное чтение- это многоаспектный предмет и направлен на решение важных общепедагогических задач: развитие личности ребёнка, формирование интеллекта и общей культуры учебной деятельности, учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка и построение на основе дифференцированного обучения. Уже с первых уроков дети овладевают системой действий, умений и навыков в работе над произведением и читательскими умениями. Содержание курса определяется основными образовательными линиями ( развитие навыка чтения, эмоционально- эстетическое восприятие произведения, знакомство с литературоведческими понятиями, развитие речи, формирование нравственно-эстетических ценностей). В круг чтения входят произведения: У.Н.Т., рассказы, сказки, стихи отечественных и зарубежных авторов. Все произведения объединены по темам и доступны для детей. Литературное образование невозможно без речевого развития учащихся. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений- всё это задачи уроков литературного чтения. Здесь уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова…. И не получило навыка распоряжаться им свободно, изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка». По это программе я работаю третий год и считаю, что новый курс вызовет переворот в литературе начальной школы, т.к. программы и учебные материалы комплексно решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка- это труд и творчества, и новых открытий, и удовольствия. По окончанию первого и второго класса учащиеся имеют хорошие результаты.(см. приложение №3)

В объяснительной записке программы по русскому для начальной школы подчёркивается, «что развитие речи является одним из главных направлений в работе начальных классов. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Являясь важнейшим средством общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, умственное и речевое развитие».4 Однако можно заметить. Что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи учащихся.



В учебно-методическом комплекте интегрированного курса «Чтение и письмо» (авт.Л.Е.Журова и др.), отражены все современные подходы по обучению младших школьников родному языку и обучению связной речи. Важность этого курса в том, что он помогает школьникам целостно воспринимать окружающий мир, познавать красоту природы, действительности, а так же способствует приобретению новых знаний, представлений, является высшей формой реализации межпредметных связей на качественно новой ступени. Во время проведения интегрированных уроков, дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предположения, отстаивают точку зрения. Такие упражнения способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операции, позволяют вовлечь каждого школьника в активную творческую работу, формируют общеучебные умения и навыки, способствуют проникновению учащихся в слово, мир звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи её развитию и обогащению. Эти уроки побуждают учащихся к самостоятельному творчеству (сочинению стихов, сказок, выполнению рисунков, докладов) (см. приложение №9).
4. Программа общеобразовательных учреждений: Начальные классы-М., Просвещение 2001.

Мы изучаем родной язык для того, чтобы: 1)познакомить учеников с основами лингвистических знаний; 2)сформировать навыки грамотного письма; 3)развивать письменную речь и языковую эрудицию школьника, интерес к языку и речевому творчеству. В работе по развитию речи огромное значение имеет работа по обогащению их словарного запаса. Упражнения учебника заставляют детей задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых ситуациях. Огромное значение уделяется правильности речи школьника. Обогащение словаря учащихся идёт постепенно от урока к уроку. В учебнике ко всем изучаемым произведениям даётся словарь, в который вошли слова, требующие толкования. В учебнике вполне достаточно упражнений, формирующих специальные речевые умения: различать текста, определять тему, основную мысль, замечать изобразительно-выразительные средства языка и умело их использовать в речи. Методическая система учебника предполагает создание проблемной ситуации на уроке как мотива к обучению. Содержание учебника помогает решить четыре направления; а) воспитание звуковой культуры речи- внятность речи, добиваюсь при помощи чистоговорок, скороговорок, б) уточнение словарного запаса, обращаю внимание не только на то, у скольких слов ребёнок понимает лексическое значение, но и как правильно употребляет их в предложениях. Согласовывая их в роде, числе, падеже, умеет ли придавать слову различные оттенки, знает ли слова-связки ( договаривание слов, ответы на вопрос «Чья вещь?) (см. приложение №4), в) отчётливое произношение слов и фраз- чему помогают игры и речевые разминки (см. приложение№2), г) развитие фонематического слуха- достигается дидактическими играми (см.приложение №1), д) совершенствование речевого общения- выразительность речи через подражание при заучивании стихотворений (на данном этапе через голос учителя, е) выявление уровня развития фразовой речи- предлагаю составить пересказ небольшого текста, составить условие задачи по картинке, рассказать о прожитом дне (см.приложение№2) Таким образом из вышесказанного можно сделать вывод: речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребёнок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения. Контролировать свою речевую деятельность.

Совершенствование речевой деятельности школьников- процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения. Чтобы совершенствование речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений, которые были отражены в работе. Названные направления учебной работы это ещё не само обучение речевой деятельности, а лишь необходимая база для того, чтобы подлинное совершенствование речевой деятельности школьников стало возможным. (Напоминаю: речевая деятельность- процесс… приёма или выдачи речевого сообщения.. в ходе общения людей между собой). Хочется ещё раз обратиться к психологам, занимающимся проблемами речевой деятельности. А.А.Леонтьев пишет: «Чтобы полноценно обращаться , человек должен в принципе раполагать целями, рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно планировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое- либо из звеньев общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения- оно будет неэффективным»(Психолингвистические проблемы. С.33). Названные умения можно считать базовыми т.к. формирование и совершенствование должно привести в целом к совершенствованию речевой деятельности младших школьников. Таким образом, анализ этапов развёртывания любой деятельности, в том числе и речевой, позволяет сформулировать заключительный вывод:

Совершенствование речевой деятельности школьников предлагает формирование четырёх обобщённых умений: а)ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу, б)планировать содержание сообщения, в)формулировать собственные мысли и понимать чужие, г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием, за собеседником, а так же понимать речь партнёра.

Решая задачу совершенствования речевой деятельности младших школьников, следует учитывать виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) и направлять усилия на обучение каждому из них.

Я намерена и дальше продолжать работу по данной теме, совершенствуя свои знания и умения. К концу четвёртого класса постараюсь выпустить своих учеников, которые будут полноценными читателями. В этом мне поможет новая программа «Начальная школаХХ1 в.» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, считаю, что эта программа- ступень интеллектуального развития человека. Хочется закончить свою работу словами Дени Дидро:



«Люди перестают мыслить,

Когда перестают читать».




Речевые разминки

на уроках окружающего мира.

Речевая разминка-структурная часть урока. Обычно она начинает урок «окружающего мира». Первоклассникам нравится высказываться на разные темы. Эту особенность попробуем использовать для того, чтобы осуществлять их речевое развитие на близком и интересном материале. Речевые разминки решают следующие задачи: -научить детей слушать вопрос, строить собственный, обращенный к другим людям- сверстникам, взрослым, друзьям, незнакомым, -учить школьников участвовать в диалоге, -разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разные настроения, характеры, особенности поведения, - учить понимать жесты, мимику, и воспроизводить их, разыгрывать пантомимические сценки, разыгрывание небольших диалогов. Использую различные упражнения: а)диалоги реальных лиц, б) телефонные диалоги, в) диалоги животных и растений, г) диалоги неодушевлённых предметов ( в чулане разговорились старые вещи, в городе всё ожило). Для организации небольших диалогов можно использовать литературные произведения:

«Любили тебя без особых причин

За то, что ты-внук.

За то, что ты-сын.

За то, что ты-малыш.

За то, что растёшь, За то, что на папу и маму похож…»

(В.Берестов)

Учащиеся могут продолжить это стихотворение, добавляя, за что ещё его могут любить.


Урок творчества.

ТЕМА: Круги и линии.

ЦЕЛЬ: Дать возможность выразить чувства, эмоции, фантазии.

Побуждать ребёнка к творчеству.

Развивать межличностные отношения, учить понимать и принимать друг друга.

ОБОРУДОВАНИЕ: сдвинутые столы, длинный рулон бумаги, цветные мелки, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

ЭТАП 1- (для детей) Нарисовать в любом месте листа три кружка величиной со свою ладонь. После выполнения остановиться и посмотреть.

(для учителя)-наблюдать за возможными проблемами координации рука-глаз, индивидуальное восприятие пространства.

ЭТАП 2- (для детей) Обвести ещё раз свои кружки.

ЭТАП 3- (для детей) Проведите линии от своих кружков к ближайшему краю. Затем соедините свои кружки с другими, которые вам понравились. (3 кружка от каждого).

(для учителя) наблюдает за тем, чтобы образовался огромный кристалл.

ЭТАП 4- (для детей) Раскрасить пространство между линиями. Не закрашивать кружки.

(для учителя) следить-могут появиться лидеры.

ЭТАП 5- (для детей) Найди свои кружки. Впиши в один из них своё имя. В другом нарисуй что-нибудь, третий-закрась.

(для учителя) разглядывается рисунок, детям задаются вопросы.

ЭТАП 6- (для детей) По очереди и по желанию рассказать, что нарисовали.

(для учителя) идёт работа по освоению детьми социального опыта, осознание себя среди других, своих способностей. Эти истории помогут узнать детям друг о друге. Ребёнок приобретает опыт рассказа о себе.



ДИНАМИКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

Ф.И.учащихся

1 класс

2005-2006



2 класс

2006-2007



3 класс(2полуг)

2007-2008



Бессонов Артём

32 сл/мин

42 сл/мин

59 сл/мин

Догудовский Александр




54 сл/мин.

72 сл/мин

Зенков Алексей

27 сл./мин

53 сл/мин

67 сл/мин

Касимова Анастасия

25 сл/мин

48 сл/мин

53 сл/мин

Ким Елена

58 сл/мин

82 сл/мин

102 сл/мин

Ковалёва Татьяна

37 сл/мин

57 сл/мин

66сл/мин

Косолапкин Родион

128 сл/мин

130 сл/мин

158 сл/мин

Криницин Виктор

38 сл/мин

58сл/мин

64сл/мин

Крупнов Дмитрий

36 сл/мин

57сл/мин

65сл/мин

Магманов Аяз

36сл/мин

56сл/мин

107сл/мин

Семёнова Елизавета

44сл/мин

79сл/мин

84сл/мин

Утимисова Марина

20сл/мин

47сл/мин

53сл/мин

Шилова Татьяна

26 сл/мин

50сл/мин

56сл/мин




















































творческая работа ученицы 2 класса Семёновой Елизаветы.



Родительское собрание.

ТЕМА: «Папа, мама, я-читающая семья».

ЦЕЛЬ: Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

УЧАСТНИКИ: учащиеся-первоклассники, родители, шк.библиотекарь, учитель русского языка и литературы.

ПОДГОТОВКА: на уроках проводится анкетирование учащихся:

1.Что ты больше любишь? (читать сам, слушать чтение взрослых)

2.Как ведут себя родители во время твоего чтения? (хвалят тебя, ругают тебя)

3.Читают ли в вашей семье книги вслух?

4.Назови книгу, которую ты прочитал?

Родители тоже отвечали на подобные вопросы.

Собрание проводится в виде конкурса. Заранее библиотекарь готовит подборку книг:сказки, рассказы, стихи известных авторов, заготавливаются таблички, название команд, памятки для родителей. Перед началом собрания родители читают эпиграф: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А.П.Чехов).

На собрании выступает библиотекарь, говорит о том, как научить детей любить книгу, о роли книги для человека, о влияние книги на успеваемость ребёнка. Учителя русского языка и литературы- о том, как необходимы знания и умения по работе с книгой для дальнейшей успешной работе. О важности семейного чтения.

Затем родители и дети участвовали в конкурсах:

«Кто быстрее» (быстро и точно произнести скороговорку)

«Найдите автора» (по картинкам к произведениям участники должны с выставки найти автора)

«Блиц-состязание для родителей» (угадать по отрывкам из произведений; кто автор, и из какого произведения).

Подводятся итоги, вручаются призы, дети исполняют песню. Члены родительского комитета зачитывают решение родительского собрания: 1.учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению направить усилие на решение следующих задач: -читать ежедневно с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять по иллюстрациям рассказы.



2.Каждой семье найти время на семейное чтение.3.Включить в чтение детские журналы и газеты. 4.Помогать ребёнку вести читательский дневник.5.объявить конкурс на лучший дневник. Заключительное слово берёт кл.рук. вручает родителям памятки.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница