Конкурс педагогических идей «Инновации в образовании»



Скачать 55.38 Kb.
Дата25.04.2016
Размер55.38 Kb.
ТипКонкурс
Третий всероссийский конкурс педагогических идей

«Инновации в образовании»

Развитие логического мышления дошкольников посредством

блоков Дьенеша и палочек Кюизинера

Костенко Ирина Савельевна

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

г. Новодвинск

Архангельская область

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но

его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.

Г.С. Альтшуллер
 В школе ребенок уже с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи; видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д. Поэтому становится очевидным, что в дошкольном возрасте необходимо последовательно накапливать логико-математический опыт детей (осведомленность) в результате практических и умственных действий, учить надо не только для того, чтобы ребенок знал и умел, но и для того, чтобы он мог использовать эти знания и умения в процессе познания окружающего мира.

Развивающее воздействие на детей старшего дошкольного возраста оказывают логико-математические игры, которые характеризуются игровой направленностью деятельности, насыщением проблемными ситуациями, творческими задачами, наличием ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера помогают развивать ум ребенка, формировать такие мыслительные умения и способности, которые позволяют легко и свободно осваивать новое. Они способствуют развитию внимания, памяти, умению находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, умению находить ошибки и исправлять их, способность предвидеть результат своих действий. У ребенка формируются самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

К старшему дошкольному возрасту дети уже имеют элементарные представления о геометрических фигурах, об основных свойствах и признаках предметов; умеют кодировать и декодировать информацию, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета.

В ходе работы с развивающими играми: блоками Дьенеша и палочками Кюизенера старшие дошкольники все больше включаются в решение творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить, сгруппировать, смоделировать. Все это вызывает у детей живой интерес, эмоционально захватывает. Дети используют эти игры в целях развития самостоятельности и фантазии. Они с удовольствием придумывают новые задачи с блоками Дьенеша и цветными палочками, вместе с друзьями рисуют модели и играют в свои игры. В результате чего у детей развивается творческое мышление, сообразительность, конструктивные способности, смекалка. Дети радуются своим достижениям и новым возможностям осуществлять осознанную деятельность и варьировать виды деятельности, использовать разнообразные способы познания и добиваться результата. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует их деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и личностному развитию ребенка.

 Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Сегодня математическое развитие ребенка в ДОУ сводится к тому, чтобы научить ребенка считать, измерять, решать арифметические задачи. Однако для успешного освоения программы школьного обучения необходимо учить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Мы, педагоги, должны учитывать, что интеллектуальный труд очень кропотливый, нелёгкий. В этом мы должны помочь нашим воспитанникам, облегчить процесс усвоения нового и запоминания старого материала; должны помнить, что основной метод развития дошкольника – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра. И мы играем.

Наиболее эффективными средствами развития гибкости мышления дошкольников, формирования таких качеств личности, как самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость, являются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Игры с этими дидактическими материалами дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения, в частности такие, как замещение, кодирование, схематизация, наглядное моделирование; возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяют его словарный запас.

Все игры условно делятся по возрастам. А также многое зависит от индивидуального уровня развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера.

При первой встрече с данными комплектами предусматривается более или менее длительный период игры. Дети незаметно осознают то, «из чего состоит» комплект. В процессе манипуляций с блоками и палочками дети устанавливают, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно выполнять различные предметные действия: выстраивать дорожки, башенки по определенным правилам, разбивать, перестраивать, посчитать и т.д. Затем начинают группировать и палочки, и блоки. Игры для самых маленьких направлены на то, чтобы помочь им освоить значения слов «такой же», «не такой же», учитывая внешние признаки предметов по форме, цвету, размеру, толщине. Здесь используются такие игры, как «Отыщи такой же», «Найди лишний», «Угадай – ка», «Кодовый замок» и др. Можно строить «паровозики», заборчики, лесенки, располагая в цепочку или в ряд блоки (палочки) по различным признакам; можно разделить их между участниками, используя какое – то из свойств.

Дети учатся классифицировать предметы в таких играх, как «Кто быстрей», «Дорожки», «Все в ряд», «Художники», «Угощение для медвежат», «Засели домики», что в дальнейшем способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Использование карточек-символов к блокам Дьенеша в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, рисовании, аппликации по образцу: сначала путем накладывания блоков и палочек на изображение, а затем самостоятельного выкладывания, рисования фигур на чистом листе. Игры «Житейские истории», «Кукольная комната», «Мастерская ковров», «Художники» способствуют развитию пространственных представлений, творческих способностей, воображения.

Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата помогут в этом альбомы с заданиями для самых маленьких: «Удивляй-ка», «Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком» и др.

Задания в играх и упражнениях с логическими блоками и цветными палочками даются с постепенным усложнением, видоизменением. Включение в ход игр сказочных персонажей будет способствовать созданию живого интереса у детей к выполнению различных заданий.



Работу с логическими блоками и цветными палочками можно проводить во всех сферах деятельности: на занятиях (по развитию математических способностей, по развитию речи), в изодеятельности, в настольно – печатных играх («Рассели жильцов», «Найди место фигуре»), в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов, «Гаражи») и т.д. И вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее, как станет удивлять вас быстротой и гибкостью мышления!

 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница