Конкурс исследовательских работ, посвященных 70-летию Великой Победы



Дата27.04.2016
Размер49.3 Kb.
ТипКонкурс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 46

с углубленным изучением английского языка

Приморского района

Санкт-Петербурга

Конкурс исследовательских работ,

посвященных

70-летию Великой Победы

Природа героизма и предательства

в повести Василя Быкова

«Сотников»


Работу выполнила

ученица 8 «В» класса

Шапорто Тамара

Руководитель – учитель

русского языка и литературы

Сергеева О.А.


2014 – 15 учебный год

Содержание


  1. Введение

    1. Обоснование выбора темы

    2. Объект исследования

    3. Предмет исследования

    4. Цель исследования

    5. Задачи

    6. Актуальность исследования

    7. Новизна работы

  2. Основная часть

    1. Реальная история предательства, положенная в основу повести

    2. Художественная концепция произведения, сформулированная писателем

    3. «Спор» Сотникова и Рыбака на страницах повести:

а) параллельное описание портретов, мыслей, реакций, поступков героев как прием раскрытия их внутреннего мира;

б) художественный смысл фамилий героев;

в) сопоставительный анализ детских воспоминаний героев: Сотникова – об отцовском маузере (гл. 16) и Рыбака – о спасении им детей и лошади (гл. 15); проблемная ситуация в повести: «Почему Сотников, поступивший малодушно в детстве, вырос героем, а Рыбак, совершивший смелый поступок, стал предателем?

г) размышления автора об истоках героизма и предательства на войне.


    1. Готовность к смерти, невозможность компромисса с совестью как проявления высокого, героического в Сотникове – с одной стороны, и стремление выжить любой ценой, следование инстинкту жизни, цепь компромиссов как путь к предательству, нравственной гибели Рыбака – с другой.

2.5. Осознанное отношение к жизни, нравственная строгость к самому себе как опора духовности Сотникова – с одной стороны; импульсивное, стихийное восприятие жизни, самодовольство как проявление духовного «изъяна», нравственной неполноценности Рыбака – с другой.

2.6. Смысл финала повести: молчаливый «диалог» взглядов Сотникова и мальчика в буденовке как утверждение автором идеи бессмертия духовного подвига человека.



  1. Заключение

Перспективы изучения военной прозы Василя Быкова

  1. Список литературы



  1. Введение




    1. Обоснование выбора темы

В 1975 году Василь Быков назвал «проблему выбора» «важнейшей» из нравственных проблем, стоящих перед человеком всегда, хотя «она с наибольшей выразительностью… проявляется в период войны». «Нередко, – говорит он, – от выбора зависит вся сущность человека, хотя этот выбор осуществляется каждый раз по-иному. Меня это привлекает потому, что дает возможность… исследовать не самое войну.., а возможности человеческого духа» («Литературная газета», 19 февраля 1975 г.).

Пожалуй, нигде, как на войне, проблема выбора не стоит так остро. Идти или не идти в атаку? Прятаться или встать во весь рост? Спастись самому или закрыть грудью амбразуру и спасти товарищей? Эти и другие вопросы всегда были в центре внимания прозаиков, пишущих о войне. Но в творчестве Василя Быкова – особенно.




    1. Объект исследования

Объектом данного исследования является подборка произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
1.3. Предмет исследования – повесть белорусского писателя XX – XXI века Василя Быкова «Сотников».

Василь Владимирович Быков был участником Великой Отечественной войны, и при написании произведений он опирался на свой жизненный опыт. В 1961 году Быков закончил повесть «Сотников», называя ее одним из лучших своих произведений.

По мнению большинства критиков и литературоведов (А.А. Шагалова, И.Н. Афанасьева, И.А. Дедкова, Г.И. Назаренко, Е.Г. Слабковской и др.), лучшей эта повесть признана потому, что в ней остро и по-новому поставлена проблема героизма и отречения человека в условиях военного времени. Именно эту особенность почувствовали английские переводчики, давшие иное название повести «Сотников». В переводе с белорусского она вышла под заглавием Ordeal (Суд Божий; Мука; Мытарства; Тяжелое испытание).

1.4. Цель – исследовать характер героического поведения людей и предательства в особых ситуациях войны на примере повести В. Быкова «Сотников».


Эта цель определила ряд задач.

1.5. Задачи:


  1. Изучить биографию В. Быкова и творческую историю повести «Сотников».

  2. Исследовать истоки формирования нравственности Сотникова и Рыбака.

  3. Проанализировать пути героев к предательству и к героизму.

  4. Осмыслить понятие «духовный подвиг человека на войне».


1.6. Актуальность исследования

Полагаем, что поднятая Василем Быковым нравственная проблема (сохранение системы нравственных ценностей) актуальна и для нас, внуков и правнуков Сотниковых. Важно, чтобы подвиг простых солдат (таких, как Сотников) жил в памяти будущих поколений, чтобы он не был единичным явлением – таких, как Сотников (мужественных, стойких патриотов) должно быть сотни – в этом духовно-нравственный смысл фамилии главного героя.

Размышляя над проблемой героизма и предательства, В. Быков утверждает необходимость индивидуальной духовной культуры и нравственности как той опоры, без которой невозможно нравственное существование человека. Личность, лишенная этих начал (как Рыбак), не способна различить границы между добром и злом, поэтому в итоге компромиссного поведения она незаметно для себя оказывается на территории зла. Поведение Сотникова, его способность к самопожертвованию («Если что-либо и заботило его в жизни, то это его последняя обязанность по отношению к оказавшимся сейчас рядом») не являются исключительными, такой же выбор совершили и белорусские крестьяне: староста, мать троих детей Демчиха, замученная немцами девочка Бася.

1.7. Новизна работы

Исследовательская новизна работы заключается в том, что впервые природа предательства и героизма на войне осмыслена с точки зрения философии экзистенциализма: как совмещаются такие понятия, как физическое жизнелюбие, природный инстинкт, звериное чутье – с одной стороны и жажда подвига – с другой; каким образом физическая слабость оборачивается духовной силой.





  1. Основная часть




    1. Реальная история предательства, положенная в основу повести

Известно, что в основу повести положена реальная история: В августе 1944 года, проезжая мимо румынского села, лейтенант Василь Быков увидел в группе пленных фашистов человека, с которым когда-то служил в одном полку. Из разговора с пленным удалось узнать, что после ранения он попал в концлагерь, там – временно, как ему казалось, – согласился сотрудничать с власовцами, и все эти годы прожил в ожидании удобного случая, надеясь сбежать.

Случай так и не представился, и бывший однополчанин изо дня в день «увязал в отступничестве». Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств».




    1. Художественная концепция произведения, сформулированная писателем

В. Быков говорил: «Я взял Сотникова и Рыбака и показал, как оба обречены, хотя оба – полярно противоположные люди, – такова сила обстоятельств. Не скрою, здесь замысел – от экзистенциализма,  каким я его представляю».

В другом интервью В. Быков настаивал: «Для меня Сотников – герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут».

Отвечая на вопрос, кто такой Рыбак, Быков писал: «Рыбак тоже не негодник по натуре: сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в другом свете. Но неумолимая сила военных ситуаций вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор – лучше умереть или остаться жить подло. И каждый выбрал свой».

Таким образом, суть художественной концепции В. Быкова в повести «Сотников» состоит в исследовании взаимоотношений человека и обстоятельств, связанных с ними проблем индивидуального нравственного выбора, самопознания и самоопределения человека на войне.


    1. «Спор» Сотникова и Рыбака на страницах повести:


а) параллельное описание портретов, мыслей, реакций, поступков героев как прием раскрытия их внутреннего мира

С самого начала повести автор использует прием контраста, чтобы показать различие между героями повести Сотниковым и Рыбаком. По мере углубления в текст произведения их противоположность все более возрастает.

Сотников предстает перед нами в своей физической слабости: «… едва тащился в ночном сумраке… в своих неуклюжих стоптанных бурках, … в глубоко надвинутой на уши красноармейской пилотке», и, казалось, мог сорвать выполнение задания. Он был обузой для Рыбака, никак не реагировал на его замечания. Кашель так не кстати заболевшего Сотникова был угрозой для жизни обоих направляющихся в разведку (враги могли их обнаружить).

По-разному ведут они себя и в пути. Рыбак подбадривает Сотникова, делится с ним остатками хлеба, а все внимание Сотникова «сосредоточено лишь на том, чтобы не сбиться с шага, не потерять посильный ему темп».

Это противопоставление в описании героев рождает иллюзию большей приспособленности к войне Рыбака, нежели Сотникова. Но В. Быкову важно проверить внутреннюю сущность своих героев, их дух и нравственный потенциал, которые и обусловливают нравственный выбор персонажей.
б) художественный смысл фамилий героев

Автор не случайно выбирает фамилии своим героям. «Говорящие» фамилии как будто предугадывают поведение персонажей. Так, Рыбак размышляет: «Нам надо их поводить. Знаешь, как щуку на удочке». Он хочет прикинуться смирным, обмануть себя и других. Сотников же – всегда командир (комбат), как и сотник – командир сотни в царской армии.


в) сопоставительный анализ детских воспоминаний героев: Сотникова – об отцовском маузере (гл. 16) и Рыбака – о спасении им детей и лошади (гл. 15); проблемная ситуация в повести: «Почему Сотников, поступивший малодушно в детстве, вырос героем, а Рыбак, совершивший смелый поступок, стал предателем?

Предположим, что качества личности героя формируются в его процессе жизни, поступков. Жизненные события и действия, которые совершил человек в определенных обстоятельствах, формируют личность. И героем становится человек, который прошел путь преодоления трудностей, себя. В данном случае мы сталкиваемся с парадоксом (формально-логическим противоречием). Героем становится трус, а предатель вырастает из смелого ребенка.

Каковы причины этих явлений, и какова природа героизма и предательства?

Одну из главных проблем повести можно сформулировать в виде вопроса: «Почему Сотников, поступивший малодушно в детстве, вырос героем, а Рыбак, совершивший смелый поступок, стал предателем?»

Вспомним то окружение и те условия, в которых рос и воспитывался каждый из героев. Рыбак – выходец из крестьянской семьи. Для него характерно нравственное чувство, чувство долга, но эти положительные начала существуют в нем лишь на чувственном уровне, то есть они не стали сутью его индивидуальной этики, а потому непрочны и стихийны. Соединяясь с его биологическим жизнелюбием, с желанием выжить любой ценой, они и предопределяют его потенциальную предрасположенность к предательству. А Сотников окончил двухгодичный курс педагогического института и вырос в семье героя гражданской войны, награжденного двумя «Георгиями». Именно отец воспитал в сыне те нравственные качества, которые впоследствии помогли Сотникову стать героем.

По-нашему мнению, очень важно, как человек оценивает события своей жизни и какие выводы из этого делает. Рыбак, спасший от беды себя, коня и девочек, решил, что он смелый и гордился этим: «Самым важным было, конечно, не растеряться и не струсить». Однако в более трудной ситуации ему не помогло это убеждение: «Только здесь не растеряться мало, и никакая смелость здесь не поможет, здесь нужно что-то другое, чего ему явно недоставало». Сотникову же его слабовольный поступок послужил уроком на всю жизнь: «…его малодушный кивок болезненной царапиной остался саднить в его душе». Больше он никогда никому не лгал, всегда «за все держал ответ, глядя в глаза».

Следующим важным фактором формирования личности являются жизненные цели и задачи, которые ставит перед собой человек. И хотя оба героя были людьми вполне положительными, добросовестно несли солдатскую службу, обстоятельства, в которые им суждено было попасть, круто изменили их судьбу. Война всегда предъявляет высокие требования к нравственности человека. Война, плен – это всегда запредельные условия для существования личности. Кто-то в состоянии перенести те испытания, которые уготовила ему судьба, а кто-то теряет человеческий облик, гибнет морально. Рыбак хотел выжить любой ценой, поэтому наперекор своим убеждениям он пытается придумать способ уцелеть даже ценой чужих жизней. Он пытается найти оправдание своим поступкам, в том числе и предательству. Он боится физической смерти, но погибает духовной, осознавая это в самом конце. А Сотников, следуя своим твердым нравственным принципам, примиряется со смертью, и теперь главное для него – встретить ее достойно, с честью. Сотников думает о других людях, мужественно признает свою вину перед ними и живет по совести.

Таким образом, то, как оценивает Рыбак свои интересы, идеалы, самого себя в сложившихся обстоятельствах показывает, что он не в состоянии принять на себя полную ответственность за свои поступки и действия, ему не хватает душевных сил, чтобы противостоять врагу. Сотников же, физически слабый, наоборот, не отступает от своих убеждений и идет до конца.


г) размышления автора об истоках героизма и предательства на войне

На страницах своей повести Быков размышляет о героизме и предательстве, его точка зрения не только оригинальна, но и глубоко продумана и выстрадана. Писатель полагает, что, главным образом, предательство совершают от страха или из ненависти, а в некоторых случаях – ради спасения своей шкуры (как Рыбак). Такие люди не заслуживают ни одной отданной за них жизни. «Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру и справедливости порой кажется со стороны, по меньшей мере, чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью». Автор считает, что каждая смерть должна что-то утверждать или отрицать. Сотников использует все свои возможности, чтобы этого достичь. Он пожертвовал собой (взял на себя всю вину), и хотя другим его заступничество и не помогло, Сотников совершил поистине героический поступок.




    1. Готовность к смерти, невозможность компромисса с совестью как

проявления высокого, героического в Сотникове – с одной стороны, и стремление выжить любой ценой, следование инстинкту жизни, цепь компромиссов как путь к предательству, нравственной гибели Рыбака – с другой.

Готовность к смерти, невозможность компромисса с совестью как проявление высокого, героического в Сотникове вступало в противоречие с его физической слабостью и внешне не соответствует образу героя.

Особую роль это противоречие, полностью преображая героев, играет в плену. В Рыбаке становится зримой такая черта характера, как эгоизм (желание выжить любой ценой, даже ценой других жизней), он обвиняет во всем больного, раненного Сотникова: «И все из-за Сотникова… Если бы не Сотников». Рыбак признается себе: «Он хотел жить! Он еще и теперь не терял надежды, каждую секунду ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись. Сотников уже не имел для него большого значения». Рыбак жестоко полагал: «…если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся». Единственным выходом из ситуации пленения, по мнению Рыбака, было «послужить» врагу, он наивно думал, что потом сможет сбежать, но это был самообман. «Видно, здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства», – комментирует автор тайные устремления Рыбака.

А в Сотникове проявляется нравственная стойкость и мужественное осознание своей вины перед другими: «… он напряженно молчал, придавленный тяжестью вины, лежавшей на нем двойным грузом». Он понимал всю безысходность ситуации и смирился со своим незавидным будущим: «Смерти в бою он не боялся – перебоялся уже за десяток самых безвыходных положений…». Более того: «Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны». В отличие от Рыбака, для него не существовало другого выхода, он твердо следовал своим высоким нравственным принципам.


2.5. Осознанное отношение к жизни, нравственная строгость к самому себе как опора духовности Сотникова – с одной стороны; импульсивное, стихийное восприятие жизни, самодовольство как проявление духовного «изъяна», нравственной неполноценности Рыбака – с другой.

Сотников – интеллигент, до войны окончивший учительский институт. И его принципиальное отличие от Рыбака заключается в том, что он обладает гораздо более развитым сознанием, а отсюда и более сильным духом, духовной стойкостью. Эта разница и проявляется в экстремальной ситуации выбора.

Рыбак, полный желания выжить, надеется преодолеть обстоятельства и поэтому вступает на путь компромисса с немцами (хитрит на допросах, надеется сбежать). «Всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход», – констатирует автор.

Сотников же внешне смиряется с обстоятельствами, так как понимает невозможность их предотвращения. Но внутренне он пытается найти в себе духовные силы, чтобы противостоять этим обстоятельствам нравственно. Духовную силу для этого противостояния он находит, прежде всего, в осмыслении нравственной сути поступков людей, с которыми сводила его жизнь. Сотников осмысливает как события из личной жизни (сцена с револьвером), так и нравственную этику других людей (сцена побега из плена, допроса Полковникова).

Таким образом, автор показывает, что сила Сотникова заключается в способности к самоанализу, к рефлексии, с помощью которых у героя формируется своя система нравственных ценностей.

2.6. Смысл финала повести: молчаливый «диалог» взглядов Сотникова и мальчика в буденовке как утверждение автором идеи бессмертия духовного подвига человека.


В финале повести автор акцентирует внимание читателя на одном, очень важном для понимания идеи произведения эпизоде: перед смертью Сотников выделяет в толпе стоящих вокруг места казни мальчика с «низко надвинутой на лоб старой армейской буденовкой». Для сына героя гражданской войны это знак, полный особого смысла: это приметы мира, в котором он жил, который не предал, несмотря на все испытанные муки, и в бессмертие которого он верил. Перекрестный взгляд мальчика и Сотникова полон глубокого смысла: Сотникова можно убить, но нельзя победить! Какая-то часть его души, вместе с ее лучшими качествами (стойкостью, мужеством, честностью) останется в мире, вселившись в потрясенного увиденным подростка.

  1. Заключение

Можно с уверенностью сказать, что В. Быков в своей повести поднимается до философского осмысления войны, его интересуют не столько внешние обстоятельства войны, сколько психологическое состояние человека, борьба добра и зла в душе воина. В. Быков утверждает необходимость духовной и нравственной стойкости как единственный путь преодоления бесчеловечных обстоятельств войны.



В этой связи творчество военного прозаика В. Быкова интересно было бы сопоставить с произведениями других авторов – В. Гроссмана, В. Кондратьева, В. Некрасова, К. Воробьева и других.














  1. Литература


  1. Б. а. Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности в повестях В. Быкова «Сотников», «Карьер»: Лекция 7. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_(%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C)

  2. Бугаев Д. Глубина и мощь правды / Быков В. Повести. Л. , Лениздат, 1987. С. 602 – 603.

  3. Быков В. И был фронт, и была война, и был плен… / Беседу провел И. Афанасьев // Вопросы литературы. 2012. № 6. С. 83 – 98.

  4. Быков В. Сотников // Быков В. Собр.соч.: В 4 т. Т. 2. М., Молодая гвардия, 1985.

  5. Дедков И. А. Василь Быков: очерк творчества. М., Советский писатель, 1980. С. 240 – 262.

  6. Котынова Е. «Коварная судьба заплутавшего на войне человека» // Литература: научно-метод. газета. 2008. № 8. С. 16 – 18. (Тема нравственного выбора в повести Василя Быкова «Сотников».)

  7. Лазарев Л. Правда останется: О Василе Быкове // Знамя. 2003. №12. С. 113 – 124.

  8. Маранцман В.Г. Быков В. «Сотников» / Литература. 10 – 11 классы. Ч. 1. (1).URL:http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_10-_Program/7.html

URL: http://ido.tsu.ru/other_res/hischool/sovrlit/gl7.htm

  1. Оскоцкий В. Предисловие / Быков В. Сотников. М.: Детская литература, 1982. С. 7 – 10.

  2. Сохряков Ю. И. Нравственно-философский потенциал военной прозы // Литература в школе. 2006. № 5. С. 18 – 20.

  3. Турков А. Такое не пропадает / Быков В. Повести. М., Дет. лит., 1987. С. 7 – 8.

  4. Худолеева Л. А. Урок внеклассного чтения по повести В. Быков «Сотников» // Литература в школе. 2004. №5. С. 43 – 47.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница