«Конфликты, их виды и пути разрешения»



Дата01.06.2016
Размер79.7 Kb.
Методическая разработка открытого урока по дисциплине

«Общая и профессиональная психология»

Тема: «Конфликты, их виды и пути разрешения»

Цели урока:

Образовательная: сформировать у студентов представление о понятии «конфликт», познакомить с различными видами и характеристиками конфликтов.

Развивающая: создать условия для развития мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, умозаключения.

Воспитательная: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, активности.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

Оснащение урока: техническое оборудование для просмотра видеоматериала.

Введение

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла, поэтому мы сегодня рассмотрим понятие конфликта с научной точки зрения.


Ход урока


  1. Организационный момент (1-2 минуты)

Преподаватель объявляет тему и цели урока, определяет готовность к совместной деятельности.

  1. Основная часть урока.



Содержание

Примечание

1.

У каждого из нас в жизни возникали ситуации, о которых можно сказать, что это конфликт. Что же такое конфликт? Прежде чем мы дадим определение понятию «конфликт», предлагаю вам выполнить одно упражнение.

Упражнение № 1

Когда мы слышим слово «конфликт», у каждого человека возникает ряд ассоциаций.

Какие ассоциации возникают у вас со словом конфликт? Закончите предложение: «Конфликт – это…», записав ряд слов, ассоциирующихся у вас с этим понятием.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.



Конфликт – означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, что их интересы ущемлены.

Выполнение упражнения

Слайд №1

2.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами, ссорами, криками и др.

А ведь у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число проблем.

Если рассматривать конфликты на основании классификации социальных последствий, то они делятся на:


  1. Конструктивные конфликты: в основе таких конфликтов лежат объективные противоречия.

  2. Деструктивные конфликты: в основе, как правило лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность.


Слайд №2

3.

Рассматривая конфликты по классификации субъектов конфликтного взаимодействия, то различают:

  1. Внутриличностные конфликты: связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности.

  2. Межличностные конфликты: конфликт во взаимоотношениях людей.

  3. Межгрупповые конфликты: субъектами конфликта выступают малые социальные группы и микрогруппы.

Слайд №3

4.

К основным структурным элементам конфликта относятся:

  1. Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в состоянии конфликта.

  2. Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

  3. Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие участников к конфликту.

  4. Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.

Слайд №4

5.

Основные стадии развития конфликта:

1 стадия: возникновение конфликтной ситуации

2 стадия: осознание конфликта

3 стадия: конфликтные действия

4 стадия: разрешение конфликта


Слайд № 5

6.

В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль, стратегию поведения.

Анализ ситуации

Представьте себе, что две сестры нашли на кухне один апельсин. Как они могут его поделить?

Все это и есть различные стили поведения людей в конфликтных ситуациях.


Анализ ситуации

7.

Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от того, чьи интересы и как отстаиваются во время конфликта.

  1. Конкуренция

  2. Уклонение

  3. Приспособление

  4. Сотрудничество

  5. Компромисс




Слайд №6

8.

Рассмотрим более подробно эти стили

Стиль конкуренция (силовая стратегия: принуждение борьба соперничество)

Для этого стиля характерна ориентация человека только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнера.

Стиль конкуренции предпочтителен и эффективен в тех случаях, когда:


  • Исход очень важен для вас;

  • Решение необходимо принять быстро;

  • Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора;

  • Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Преимущества этого стиля в том, что у человека не копятся отрицательные эмоции, он любит рисковать и берет на себя ответственность.


Слайд №7

9.

Стиль уклонение (уход, избегание)

Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Вы можете использовать данный стиль когда:


  • Затрагиваемая проблема не столь важна для вас;

  • Вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;

  • Ваш собеседник обладает большей властью или же у вас нет серьезных оснований для продолжения отношений с ним.

Преимущества этого стиля в том, что человек сам конфликты не создает. Недостатки – конфликт не решается и поэтому может возникнуть вновь.

Слайд №8

10.

Стиль приспособление ((уступка)

Человек принимает стратегию уступки, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен также в ситуациях, где вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Так же этот стиль полезен, если для вас важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы.

Преимущества этого стиля в том, что сохраняются взаимоотношения с людьми. Недостатки, что нет справедливого решения, следовательно конфликты не разрешаются, а накапливаются и снова возвращаются.


Слайд №9

11.

Стиль компромисс

При данном стиле люди озабочены и сохранением отношений и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего и не выигрывает.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо.

Преимущества стиля компромисс: быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.

Недостатки: неудовлетворенность людей может накапливаться.


Слайд №10

12.

Стиль сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Человек в этом стиле открыто выражает свои чувства, но щадит при этом чувства других людей.

Такой подход рекомендуется использовать в тех случаях когда:


  • Решение проблемы очень важно для обеих сторон;

  • У вас длительные и взаимозависимые отношения с дугой стороной;

  • У вас есть время поработать над возникшей проблемой;

  • Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.

Преимущества этого стиля: справедливое, окончательное разрешение конфликта.

Недостатки: их нет.



Слайд №11

13.

Упражнение № 2 Переправа

Участники встают друг на друга на расстоянии 5 шагов. Им необходимо с помощью мимики и жестов переманить партнера на свою сторону.

Обсудить, какая стратегия поведения была выбрана для взаимодействия:


  • Если партнер сразу перешел на сторону другого, это уступчивость;

  • Если встретились на середине – компромисс;

  • Если не было попыток взаимодействия, это – избегание;

  • Если один партнер сходил за другим и помог ему перейти на свою сторону, это – сотрудничество;

  • Если активно договаривались и при этом каждый остался на своем месте – это конкуренция.

Обсудить, как выбранная стратегия соотносится с реальными действиями в жизни.


Выполнение упражнения

14.

Как же успешно разрешить конфликты?

Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить или попытаться разрешить.

Путями разрешения конфликта являются:


  1. Переговоры

  2. Медитация

  3. Арбитраж

Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой.

При медитации в процесс вступает третья сторона-посредник. Цель которой помочь первым двум договориться.

В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. В споре с детьми арбитрами часто выступают родители.

Кроме уже указанных способов, существуют и такие, как юмор, анализ, ультиматум, разрыв связей, принуждение, применение власти, закона.



Слайд № 12

15.

Задание студентам: по картинкам определить вид конфликта.

Ряд картинок

III. Подведение итогов, рекомендации и выставления оценок за урок.

Заключение

Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, люди не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных жизненных ситуациях. Ребята я благодарю вас за активное участие на сегодняшнем уроке.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница