Муниципальное учреждение управления «Комитет образования»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«детский дом №5 «единство»
Конференция
«Мозговой штурм как метод использования в профессиональной деятельности педагога»
Ковалева Светлана Алексеевна воспитатель МКОУ
Детского дома №5 «Единство»
Оглавление
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретическое обоснование профессиональной
деятельности педагога в образовательном процессе ……………..……...….5
-
Особенности профессиональной деятельности педагога……….… …5
-
Роль педагога в профессиональной деятельности…………...………9
-
Методы обучения, используемые в средних специальных
учебных заведениях………………………………………..…………...17
Глава II. Использование метода «мозгового штурма» в профессиональной
деятельности педагога…………………………………………….... .….21 2.1 Понятие «мозгового штурма …………………………………….……….21
2.2 Варианты использования «мозгового штурма» в
профессиональной деятельности педагога……………………….………24
Заключение …………………………….......................................................39
Литература……………………………………………………………….…42
Приложение «Возможные трудности при проведении
метода» мозгового штурма»………………………………………………44
Введение
В последнее десятилетие массовым стало обучение в высшей и средней профессиональной школе. Учебные заведения сталкиваются с очевидным противоречием: требования к качеству массовой подготовки специалистов растут, диапазон различий широк, а обучение в большинстве своем остается усредненным. В этих условиях ведется активный поиск таких инструментов построения учебного процесса, которые были бы эффективными для массового обучения, обеспечивали успех в руках педагога.
Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель», в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.
Одной из главных проблем на протяжении столетий является вопрос о том, как учить и с помощью каких способов добиться наилучших результатов обучения. В каждую эпоху выдвигались новые и защищались консервативные, проверенные временем методы и дидактические средства. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Но надуманные, искусственные построения лишь затемняют теорию методов, создают ненужные сложности для учителей. Лишь ту классификацию можно признать хорошей, которая согласуется с практикой обучения и служит основой для ее реализации
На протяжении последнего десятилетия в педагогической науке горячие дискуссии развернулись вокруг вопроса об эффективности «мозгового штурма». Полученные в экспериментах данные подтверждают большую эффективность метода по сравнению с индивидуальным решением задачи. Теоретики от психологии и педагогики справедливо утверждают, что «мозговой штурм» не является универсальным методом, а имеет четко очерченную область своего применения, в которой его грамотное использование действительно приводит к более высокому по сравнению с индивидуальным результату. При этом под высоким результатом понимается оптимальность и быстрота получения решения. Было установлено, что эффективность «мозгового штурма» определяется:
-
особенностями задачи, которая в нем решается
-
особенностями группы, в которой он проводится.
Наилучшие результаты получаются при решении изобретательских задач, а так же всех тех, которые имеют одно правильное решение.
Методологической основой нашего исследования являются работы таких авторов как Столяренко Л.Д., Морева Н.А, Подласого И.П., Осборн, Загвязинского В.И. и Атаханова Р. и ряд других.
Столяренко Л.Д. в учебном пособии «Педагогика» рассматривает не только сущность понятия образования, но и раскрывает основные направления в педагогической деятельности, дает психологические характеристики педагогов.
В учебнике Н.А. Моревой «Педагогика среднего профессионального образования» - дается основные направления педагогической деятельности, раскрывается сущность подготовки специалистов и также основные требования при их подготовке.
В своем учебном пособии авторы Загвязинский В.И. и Атаханов Р. «Методология и методы психолого-педагогического исследования» раскрывают сущность исследования, его основные методы и цели психолого-педагогических исследований. Дается не только теоретическая основа, но и рекомендации по проведению психолого-педагогического исследования.
Книга Осборна «Практическое воображение» до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей.
Особенности профессиональной деятельности педагога.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.
Содержания образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также как определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знание - ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждаются личностно – ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. При личностно – ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью является не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности: гуманное отношение к развивающейся личности; становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно – образовательном пространстве.
Одним из непременных условий эффективности образования является профессиональная готовность педагога. Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием.
Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Такой является теоретическая деятельность, в свою очередь, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.
Сформированность аналитических умений – один из критериев педагогического мастерства, с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить.
Такое умение состоит из ряда частных умений:
-
расчленять педагогические умения на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
-
осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;
-
находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
-
находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Следующее умение готовности учителя осуществляется на научной основе, опирается на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся, называется прогностические умения.
Состав прогностических умений можно представить следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов ( или стадий) педагогического процесса, распределение времени, планирование совместно с учащимся жизнедеятельности.
Прогностические умения можно объединить в три группы:
-
прогнозирование развития коллектива: динамику его структуры, развитие системы взаимоотношений и т. д.;
-
прогнозирование развитие личности: ее личностно – деловых качеств, чувств, воли, возможных отклонений в развитии личности и т. п.;
-
прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, результатов применения тех или иных методов, приемов и средств воспитания и обучения и т.п.
Следующее не маловажное умение педагога – это проективное умение.
Проективные умения включают:
-
перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
-
учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребности и интересов, возможности материальной базы и т.п.;
-
определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;
-
отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;
-
планирование индивидуальной работы с учащимися и т. п.;
-
и т.п.
Оперативное планирование требует от педагога овладения целым рядом конкретных узкометодических умений.
Рефлексивные умения, имеют место при осуществлении педагогом контрольно – оценочной деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь с завершающим этапом решения педагогических задач, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов образовательно-воспитательной деятельности. Известны различные виды контроля: контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в действительном плане и т.п. Но особое внимание заслуживает контроль на основе анализа уже полученных результатов. Для эффективности осуществления этого вида контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.
Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Содержание готовности педагога выражается во внешних умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним можно отнести организаторские и коммуникативные умения.
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включения учащихся в различные виды деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. К организаторским умениям относят любилизационые, информационные, развивающие и ориентационные. Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и др. видам деятельности; формированием потребности в знаниях, вооружением учащихся навыками учебного труда и т.п.
Информационные умения обычно связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умение и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически её преобразовывать, т.е умения интерпретировать информацию к задачам обучения и воспитания.
Развивающие умения предполагают определение «зоны ближащего развития» (Л.С. Высотский) отдельных учащихся, класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств, воли воспитанников, потребности в установлении логических и функциональных отношений и т.п.
Ориентированные умения направлены на формирование морально-ценных установок воспитанников и наилучшего мировоззрения, привития устойчивого интереса к учебной деятельности и науки, к производству и профессиональной деятельности и т.п.
Коммуникативные умения педагога структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивноых умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
Перцептивные умения можно представить следующими взаимосвязанным рядом: глубоко проникать в личностную суть других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека: на основе быстрой оценки и внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир; видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям и др.;
Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перспективных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.
Умение педагогического общения, на этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается, прежде всего, на свою память и воображение, что бы мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом помнить не только их лица, но и их индивидуальные особенности, проявляющиеся в их реакции и поведении.
Организаторские и коммуникативные умения педагога неразрывно связаны друг с другом, от них зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, учителя – коллегами, родителями.
Таким образом, профессиональная деятельность педагога в образовательном и воспитательном процессах являются сложными, многодневным, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека.
Поделитесь с Вашими друзьями: |