Концептуальные подходы к развитию воспитательной работы в учебных заведениях Республики Татарстан



Дата13.02.2016
Размер157 Kb.


Утверждены Приказом МОиН РТ № 1919/7 от 19.11.2007г
Концептуальные подходы к развитию воспитательной работы

в учебных заведениях Республики Татарстан
1.Введение.

Данные концептуальные подходы представляют собой понимание и трактовку разработчиками проблемы развития воспитания в образовательной системе как специально организуемого управленческого процесса по формированию и развитию личности педагогическими средствами.

Документ содержит совокупность управленческих и педагогических идей и положений, определяемых целью, задачами и основными принципами воспитания, сочетающими интересы и требования общества и государства к личности и его интересы, определяемые отношением к обществу и государству.

Разработчики исходят из того, что в современных условиях общественного развития, совершенствование и повышение эффективности воспитательного компонента на всех этапах образования должны стать приоритетными.

Статус настоящего документа, как видно из названия, ведомственный и он предназначен, в первую очередь, для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. При этом предполагается, что согласование, координация организационно-управленческих решений и взаимодействие различных ведомств и организаций является обязательным составляющим, способствующим развитию единого образовательного и воспитательного пространства республики для получения положительных результатов воспитания на всех уровнях образования, от дошкольного до высшего профессионального.

Предлагаемые положения и рекомендации, изложенные в Концептуальных подходах, служат начальным основанием для разработки стратегии, программ и планов воспитательной деятельности в системе образования Республики Татарстан, решения задач воспитания у молодежи высоких гражданских качеств и повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни российского общества.

Логическим его продолжением, призванным реализовать основные положения конкретными управленческими мерами и организационными формами, станет программ «Развития духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан на 2008-2010годы», «Развития системы дополнительного образования детей на 2008-2010 годы»

Концептуальные подходы опираются на педагогическую науку и практику воспитания, нормативно–правовые документы России и Татарстана по проблемам воспитания, идеи народной педагогики, национально-региональные особенности республики и предполагают обеспечение преемственности воспитания на всех уровнях образования.

Разработчики учитывают, что реализация данных Концептуальных подходов не изменит сложившуюся социальную ситуацию, оказывающую серьезное влияние на процесс воспитания, но определит направления управленческой деятельности для создания благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей и жизненного самоопределения.


2. Правовые основы концептуальных подходов.

Представленные концептуальные подходы определяются подходом к воспитанию как непрерывному процессу – от дошкольного до вузовского. Основой для разработки настоящих концептуальных подходов явились:



  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.09.1999г.;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Декларация принципов толерантности, резолюция 5.61.
    Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.12.1995г.

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Утверждена постановлением правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.09.2005г. № 1340-р;

  • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2006г. №7);

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г № 422);

  • Федеральная программа развития образования;

  • Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2001г. №629);

  • Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 25.08.1996г. № 125-ФЗ;

  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р);

  • Минимальный социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (ИМП МО РФ от 154.12.2002 г. № 30-51-914/16);

  • Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 декабря 2004 г. №572-рп. «О программе мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года»;

  • Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (Одобрена приказом Минобрнауки России от 03.августа 2006г №201);

 

  • Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760- р);

  • Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2007г. №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»;

  • О Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей до 2010 года;

  • Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2007 год;

  • Закон Республики Татарстан «Об утверждении Комплексной программы по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007 - 2010 годы» N 6-ЗРТот 12 января 2007 года.

  • Указ Президента Республики Татарстан об объявлении 2007 года годом благотворительности в Республике Татарстан № УП-463 от 09.11.2006 г.

  • Программа мероприятий Кабинета Министров Республики Татарстан по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Татарстан на 2006-2007 годы;

  • Закон Республики Татарстан о государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан (Принят Государственным Советом республики Татарстан 1 июля 2004года);

  • Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков Республики Татарстан на 2004-2013 годы (утверждена Законом Республики Татарстан 11.10.2004г № 52-ЗРТ);

  • Республиканская целевая программа «Дети Татарстана» на 2005-2007годы (Постановление КМ РТ от 11.05.2005 №211);

  • Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан № 184-р от 16.02.2006 года «О проведении профилактических медицинских осмотров учащейся молодежи, в том числе на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ»;

  • Респуб­ликанская комплексная программа профилактики наркотизации населения в РТ на 2007-2009 гг.;

  • Республиканская комплексная программа «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан».


3. Анализ состояния проблемы развития воспитания.

Воспитание было и остается важнейшей и неотъемлемой функцией образования, где оно выступает, прежде всего, как фактор морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека, способствующих расширению возможностей её развития и успешной социализации.

Говоря о современном состоянии воспитания детей и молодежи в в республике, необходимо отметить наметившиеся в последнее время позитивные изменения и тенденции в этой сфере. Воспитание становится приоритетной сферой социальной жизни республики, страны в целом.

Обновляется законодательная база, направленная на создание единого учебно-воспитательного пространства, реализуется целый ряд федеральных и республиканских программ, ориентированных на воспитание подрастающего поколения.

Государственная поддержка классных руководителей в Татарстане, была весьма своевременно подкреплена и приоритетным национальным проектом. Сделан еще один реальный шаг в сторону поднятия статуса и престижа классного руководства.

В последние несколько лет основное внимание Министерства образования и науки Республики Татарстан, его структурных (территориальных) подразделений в последние годы было сосредоточено на реализации таких проблем, как:



  • сохранение республиканской системы работы по развитию личности учащихся, повышение уровня научно-методического обеспечения, управления развитием этой системы, оказание органам и учреждениям образования широкого спектра профессиональных услуг;

  • разработка и совершенствование нормативно-правовой базы деятельности образовательных учреждений по развитию личности учащихся;

  • повышение качества проводимых с учащимися республиканских мероприятий как результата их дополнительного образования; творческой деятельности; развития творческих способностей;

  • сохранение и расширение взаимосвязей с государственными институтами воспитания, общественными движениями и организациями, включение семьи в решение проблем воспитания;

  • обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, российским и республиканским законодательством, в том числе на свободное самоопределение и самореализацию личности;

  • обеспечение социально-психологической и педагогической поддержки детей, профилактика и коррекция девиантного поведения;

  • развитие института классных руководителей.

В результате в предыдущие годы в республике наработаны значительные исходные ресурсы для обновления и дальнейшего развития системы воспитания детей и молодежи:

  • высокое государственное и общественное внимание к проблемам воспитания;

  • предпринимаются меры государственной поддержки кадров сферы воспитания;

  • сохранены педагогические кадры, работающие в детском движении;

  • сохранена и развивается сфера дополнительного образования детей;

  • активно действуют и оказывают значительный вклад в формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся детские общественные организации;

  • в каждом высшем учебном заведении республики разработана своя воспитательная модель, создан Координационный Совет проректоров по воспитательной работе при Совете ректоров вузов РТ;

  • действует Координационный Совет заместителей директоров по учебно-воспитательной работе учреждений начального профессионального образования при Республиканском научно-методическом центре профессионального образования;

  • разработаны и реализуются районные и городские программы воспитания, программы воспитания в учреждениях образования;

  • совершенствуется научно-методическое обеспечение развития системы воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, в том числе и через информационное обеспечение образовательного портала, раздела «Воспитание, дополнительное образование детей» web-сайта МОиН РТ и издание методической литературы серии «В помощь организаторам воспитательной работы».

Результативности работы по воспитанию, предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних способствуют вовлечение детей в детские общественные организации, творческие объединения учреждений дополнительного образования, организация летнего отдыха и занятости несовершеннолетних.

Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации, определена задача активного решения проблем развития детских и молодежных общественных организаций, вовлечения молодежи в полноценную жизнь общества: экономику, политику, культуру.

Практика показала, что детские общественные организации и сегодня не утратили свое значение и являются мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, связанные с социализацией личности ребенка, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии. Сегодня 350357 детей и подростков или 84,7% всех учащихся республики являются членами детских общественных организаций и объединений, 202083 детей или 57,7% - члены крупнейшей в Российской Федерации республиканской детской общественной организация «Союз наследников Татарстана».

Достойно выполняют свою роль в воспитании и социализации личности детей 233 учреждения дополнительного образования детей, в которых занимаются 74,3% учащихся от общего числа школьников республики, и весьма успешно представляют Республику Татарстан в общероссийском и международном масштабах. Данный тип учреждений востребован обществом, вносит существенный вклад с социально-экономическое развитие страны.

Важное место занимает патриотическое воспитание детей и молодежи, которая сегодня рассматривается как важнейшая составная часть воспитания.

Большое значение в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних имеет развитие сети лицеев и школ милиции (на базе 30 школ республики созданы милицейские классы, юридические лицеи, кадетские и милицейские классы и классы юных спасателей), деятельность детских общественных формирований по охране общественного порядка, отрядов юных инспекторов движения.

Успешно решаются проблемы организации отдыха, оздоровления и занятости детей в период летних и зимних каникул, ежегодно охват организованными формами отдыха, оздоровления и занятости составляет более 58% от общего числа учащихся.

Важным направлением в системе воспитания является пропаганда здорового образа жизни. Реализуется программа «Образование и здоровье школьников», высококвалифицированную помощь всем субъектам образовательного пространства оказывают центры социально-психологической службы. Уникальным по масштабности и значению является проект по ранней профилактике наркомании, реализуемый под патронажем Кабинета Министров РТ.

Все это способствует созданию в республике определенных условий по воспитанию достойных граждан, приобщению детей, учащихся образования к духовным и нравственным ценностям, укреплению их физического здоровья и формированию интеллектуального потенциала.

Вместе с тем, как и во всей стране, воспитание детей и молодежи в республике сегодня реализуется в условиях экономических и политических преобразований, которые существенно изменили социокультурную жизнь молодежи республики, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.

Проявились и негативные тенденции: деформация института семьи, снижение или полное отсутствие семейного воспитания; размывание и деградация системы традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений, внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей; ослабление педагогического потенциала средств культуры и СМИ; снижение численности детей в общей структуре населения и дифференциация социально-экономических условий их воспитания; сохранение негативных тенденций в состоянии здоровья детей и природной и социальной экологической среде их жизнедеятельности; активизация деструктивных псевдорелигиозных структур сектантcкого толка, а также ряд других.

Сказалось и многолетнее отчуждение народов от своих этнодуховных корней, приведшее к глубокой деформации личности в направлении потребительства. Для нынешнего поколения людей этот процесс приобретает необратимый характер. Поэтому сегодня стоит вопрос о воспитании нового поколения людей с духовным видением мира, то есть речь идет о создании системы воспитания с совершенно иным вектором культурного развития. Вызывает серьёзную тревогу наметившаяся тенденция сокращения учреждений, объединений дополнительного образования, создающих педагогически управляемую среду развития и воспитания детей и подростков, ограничение доступа детей из малообеспеченных семей к качественному дополнительному образованию, сокращение бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность учреждений дополнительного образования детей, что ведет к её ресурсному «Истощению», что негативно отражается на качестве образования,зможности увеличения контингента обучающихся.

Сохраняющаяся социальная напряженности в обществе в целом, продолжающиеся межэтнические и межконфессиональные конфликты на территории России являются прямой угрозой безопасности страны в целом. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействия им имеют для многонациональной республики России в целом особую актуальность.

Наполненная катастрофами российская история XX в. вызвала серьезные «сбои» и в функционировании семейного института, его нравственной составляющей. Показателем этого является и наличие большого количества детей, оставшихся без попечения родителей.

В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается фундаментальной мировоззренческой базой воспитания и развития детей и молодежи, основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности.

2008 год Президентом Российской Федерации В.В. Путиным объявлен Годом семьи. Перед государственными и общественными институтами поставлена задача возрождения духовных семейных традиций, развитие института семьи, организации педагогического сопровождения семейного воспитания.

Предлагаемые концептуальные подходы предполагают, с учетом имеющихся результатов, продолжение работы в вышеназванных направлениях и создание необходимых управленческих, организационных, научно-методических и иных условий для развития воспитания в системе образования.


4.Цель концептуальных подходов

Основная цель настоящих концептуальных подходов - определение места и роли воспитания в сфере образования, как основного звена в формировании личности гражданина, приоритетных направлений эффективного функционирования воспитательных систем образовательных учреждений всех типов, необходимых для обеспечения позитивной социализации личности в современном обществе.



5.Реализация данной цели требует решение следующих задач:

  1. Повышение статуса воспитания во всех типах образовательных учреждений и создание в Республике Татарстан единого образовательно-воспитательного пространства.

  2. Более полная реализация возможностей образовательного процесса (на всех его ступенях) для воспитания и развития личности, ее интеллектуальных, физических, нравственных, гражданских и духовных качеств, повышение воспитательного потенциала учебных дичциплин.

  3. Создание в образовательных учреждениях различных моделей воспитательных систем на основе современных достижений науки и практики воспитания, национально–региональных особенностей,* реального ученического самоуправления, развитие детского и молодежного движения.

  4. Разностороннее развитие интересов и потребностей личности на основе здорового образа жизни, рационального использования досуга и свободного времени, избирательного отношения к СМИ и массовой культуре.

  5. Использование современных образовательно-воспитательных информационных технологий в саморазвитии и самообразовании личности.

  6. разработка и реализация комплекса мер по формированию у подрастающего поколения толерантного поведения, по противодействию молодежного экстремизма, развитию межнациональных отношений.

  7. Создание условий в системе образования для развития экономического и трудового воспитания молодёжи через приобретение экономических знаний, выработку навыков экономической и трудовой деятельности.


*


  • непрерывность проведения воспитания на родном языке во всех звеньях системы народного образования;

  • организация воспитательного процесса на базе идей укрепления государственности татарского народа и его национального возрождения;

  • создание и сохранение во всех учреждениях образования татарской этнической среды;

  • достижение единства семейного и школьного воспитания, сохранение и повышение авторитета семьи.


6.Развитие воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Приоритет воспитательной миссии образовательных учреждений всех типов сформулирован в Законе об образовании РФ и РТ, в Национальной доктрине образования и «Программе развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования РТ», разработанной на основе федеральной Программы.




Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.


Дошкольный возраст - важнейший период становления лич­ности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свобод­ному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной при­надлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного воспитания состоит в развитии базовых способнос­тей личности, ее социальных и культурных навыков, основ эко­логически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Для развития воспитания в дошкольных образовательных учреждениях предполагается:

  • совершенствование системы подготовки воспитателей с ориен­тацией на профессиональную реализацию сочетания социаль­но-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения де­тей на основе такого сочетания;

  • разработка и внедрение в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образова­тельных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих фор­мирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания и способствующих адаптации в общеобразовательной школе;

  • обеспечение усвоения детьми следующих знаний и навыков:

а) в области физического воспитания: охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

б) в области умственного развития: сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи;

в) нравственное воспитание предполагает:

- развитие гуманных чувств и формирование этических представлений;

- навыков культурного поведения, социально-общественных качеств;

- формирование толерантности;

- чувства собственного достоинства;

- первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов;

- культурного и экологически грамотного поведения.

г) трудовое воспитание направлено на постепенное развитие интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитание элементарных навыков трудовой деятельности, трудолюбия.

д) художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях


Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокуль­турной базой воспитания и развития детей.

Обновление процесса воспитания в общеобразовательном уч­реждении должно осуществляться с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта и на основе установ­ления и поддержания баланса государственного, семейного и об­щественного воспитания, т.е. качественно ново­го представления о статусе воспитания связанного с повышением эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов.

Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагается через:

- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особен­ностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специ­фики общеобразовательных учреждений разных видов, в раз­ных регионах и типах поселений;

- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспита­ния и обучения); повышение воспитательного потенциала обу­чения, эффективности воспитания;

- создание условий для участия семей в воспитательном процес­се, развития родительских общественных объединений, при­влечения родителей к участию в управлении общеобразователь­ным учреждением;



    • создание условий в системе образования для развития экономического и трудового воспитания молодёжи;

    • включение в штатное расписание общеобразовательных учреж­дений (в том числе детских домов) должностей педагогических работников, функционалом которых являлась бы собственно воспитательная деятельность, координация программ воспитания, педагогическое сопровождение детских социальных проектов (педагогов-пси­хологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного об­разования, педагогов-организаторов, классных воспитателей); активизация деятельности классных руководителей и воспи­тателей;

    • создание сети специ­альных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением, детей нуждающихся в психолого-педагогичес­кой и медико-социальной помощи

    • пробуждение в ребенке средствами родного языка и искусства национального самосознания; воспитания чувства уважения к другим нациям; обучение основным правилам поведения в современном обществе;

    • раскрытие связей национального самосознания с общечеловеческими ценностями;

    • усвоение понятий Родина, родная земля, Отчизна, национальная независимость, национальное самоопределение, толерантность, культура мира и т.п.

    • трудовое, физическое и гигиеническое воспитание при опоре на национальные обычаи и традиции;

    • изучение основ национальной музыки, живописи и прикладного искусства, ознакомление с мировой художественной культурой;

    • формирование установок толерантного поведения, профилактика молодежного экстремизма; развитие межнациональных отношений.


Специфика учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Специфика учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровитель­ных образовательных учреждениях санаторного типа, в образо­вательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагает:



  • осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;

  • разработку и реализацию программ с учетом интеллектуаль­ных и физических возможностей ребенка; рекомендации психологов и врачей; целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс. Содействие преодолению затруднений в соци­альной адаптации таких детей, формированию у них коммуни­кативных навыков; создание условий для их трудового, эстетического, физического воспитания;

  • обеспечение социальной реабилитации детей, подготовку их к семей­ной жизни, жизни в обществе, предупреждение их эмоциональной подавленности, создание условий компенсирующих длительный отрыв от семьи.



Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей


Дополнительное образование способствует развитию мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и про­фессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому обра­зу жизни.

Взаимодействие учреж­дения дополнительного образова­ния с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер превращает его в по-настоящему откры­тую систему образовательной политики в регионе. Важным его свойством является установление ре­ального взаимодействия межнациональных культур. Это обеспечивает ему важное место в региональном компоненте государственного об­разовательного стандарта.

Дальнейшее развитие воспитательных функций системы до­полнительного образования детей предполагается через:


  • сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образова­ния детей, отвечающих социальным потребностям общества;

  • развитие социально-значимых направлений деятельности: военно-патриотическое, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное.

  • обновление программно-методического содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

  • развитие информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного образования;

  • разработку и реализацию межведомственных программ развития системы дополнительного образования муниципальных образований Республики Татарстан на 2008-2010 годы и на перспективу до 2012года;

  • повышение качества и доступности дополнительного образования детей;

  • укрепление материально-техничес­кой базы дополнительного образования детей;

  • повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

  • внедрение моделей нормативного финансирования основных образовательных программ дополнительного образования детей;

  • обобщение опыта педагогической и экономической деятельно­сти учреждений дополнительного образования детей;

  • определение показателей эф­фективности дополнительного образования и проверка их зна­чимости для развития личности каждого ребенка; расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот;

  • целевая поддержка научных исследований, разработок в области научных достижений и методических основ системы дополнительного образования детей;

  • эффективное использование потенциала системы дополнительного образования детей для профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки учащихся с учётом социально-значимых направлений деятельности;

  • развитие внебюджетной деятельности, установление партнерский отношений с бизнес-сообществом, совершенствование межведомственного взаимодействия в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования детей.


Развитие воспитания учащихся и студентов в системах начального, среднего и высшего профессионального образования

Учреждения начального, среднего и высшего про­фессионального образования не только обеспечивают обществен­ное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе об­разования.

Рост интереса у молодежи к современным социо­культурным процессам и личностному самоопределению свиде­тельствует о том, что стремление молодого поколения к получению профессиональ­ного образования выходит за рамки простого овладения узко про­фессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нрав­ственном самосовершенствовании, освоении широкого круга со­циального опыта.

Основными направлениями развития воспитания учащихся и студентов в системах начального, среднего и высшего профессионального образования являются:

- утверждение отношений сотрудничества учащихся и препо­давателей в управлении учреждениями профессионального об­разования;

- развитие студенческого самоуправления, институтов коллек­тивной студенческой самоорганизации (общественных органи­заций и объединений студентов);

- использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления рас­хождений между качеством подготовки специалистов и реаль­ными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; для повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;


  • возрождение республиканских, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;

  • изучение закономерностей формирования и развития национального самосознания и самоорганизации и консолидации нации;

  • изучение духовно-светских предметов дающих возможность творческому совершенствованию общественной жизни;

  • развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;

- изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности соци­альных, культурных, исторических традиций региона.
7.Приоритетные направления воспитательной работы в образовательных учреждениях и учебных заведениях всех типов.

Определяются следующие приоритетные направления, вызванные необходимостью смещения ценностных ориентаций в сфере воспитания на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, ее культуры, интеллигентности:



  • воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирования любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота, гражданина своей страны;

  • воспитание толерантности как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничной, поликультурной Республики Татарстан; профилактика различных видов экстремизма и противодействие им;

  • Развитие и углубление межнационального воспитания, вобравшего в себя духовное и культурное наследие многонациональной республики, страны в целоим.

  • воспитание у личности способности противостоять любому негативному влиянию и позитивно воспринимать мир и свое место в нем;

  • экономическое и трудовое воспитание как необходимое условие в профессиональном самоопределении молодежи с учетом социально-экономических потребностей экономики республики;

  • регионализация процесса воспитания;

  • единство и неразрывность духовно-нравственного воспитания;

  • ориентация на интеграцию лучших достижений мировой культуры (интегративность культуры);

  • отношение к природе, как к первоисточнику жизни, регулятору духовного и физического здоровья личности (культура природы);


Воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота, гражданина своей страны

Содержание направления:



  • привитие любви к "малой родине", Республике Татарстан, изучение историко-культурного наследия народов республики, использование музейно-педагогического ресурса, средств поисково-исследовательской деятельности;

  • воспитание уважения к Конституции и символике Республики Татарстан, Российской Федерации, овладение государственным и родным языками;

  • использование потенциала народной педагогики в формировании гражданина своей страны;

  • консолидация и координация деятельности общественных объединений в интересах патриотического воспитания граждан Республики Татарстан и Российской Федерации, использование позитивного потенциала СМИ.




  • Воспитание толерантности как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничной, мультикультурной Республики Татарстан, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им;

Содержание направления:



  • признание права на самобытность и развитие каждого народа и каждого человека как фактора взаимного обогащения всех культур;

  • воспитание терпимости и уважения к людям всех национальностей и конфессий;

  • формирование установок толерантного сознания и навыков межкультурного, межнационального взаимодействия, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве;

  • формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира.

  • воспитание уважения к истории и культуре всех наций и народов,

  • изучение культуры народов, населяющих республику, страну;

  • изучение позитивного опыта истории по развитию межнациональных отношений, не допуская спекулятивных оценок трагических страниц прошлого в угоду интересов отдельных социальных групп «своей» и «чужой» нации;

  • использование потенциала детских общественных организаций в организации социально-значимой деятельности подрастающего поколения;

  • развитие межэтнического, межконфессионального диалога;

  • разработка специализированных программ, методик по диагностированию социальной напряженности,

  • оказание психолого-педагогической помощи в решение проблем последствий социальных конфликтов.


Воспитание у личности способности противостоять любому негативному влиянию и позитивно воспринимать мир и свое место в нем.

Содержание направления:



  • Развитие системы социально-психолого-педагогической поддержки детей и родителей;

  • Решение проблем сохранения физического и нравственного здоровья детей и молодежи;

  • Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, учащейся молодежью через:

- формирование устойчивых мотивационных установок на здоровый образ жизни;

- привитие навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья как важного компонента общечеловеческой культуры и формирования личности;

- ознакомление с основными принципами и методами профилактики наиболее распространенных инфекционных и соматических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортного травматизма;

- привитие навыков отказа от первичного употребления психоактивных веществ, профилактики химической зависимости, СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, сохранения репродуктивного здоровья;

- ознакомление учащихся с возможностями служб профилактики и охраны здоровья и медико-генетических консультаций;

- формирование умения использовать знания по вопросам правовой защиты личности;



  • предупреждение вовлечения обучающихся в нетрадиционные вероучения и тоталитарные секты.

  • Развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Экономическое и трудовое воспитание как необходимое условие в профессиональном самоопределении молодежи с учетом социально-экономических потребностей экономики республики.

Содержание деятельности:



  • всемерное использование потенциала трудового обучения;

  • ориентация молодежи на профессии, необходимые для развития экономики республики;

  • реализация экономического развития и образования подрастающего поколения в едином образовательном пространстве в системе школа- УНПО-УСПО- ВУЗ- производство;

  • развитие научно-технического творчества учащихся;

  • выявление наклонностей у учащихся к инновационной деятельности в плане генерации и реализации наукоемких проектов.


Регионализация процесса воспитания.

Содержание направления:

Использование национально-регионального компонента для развития личности как гражданина страны через:


  • формирование целостного представления о мире, об общечеловеческих ценностях, национальных сокровищах;

  • изучение культурно-исторических традиций, истории, культурного достояния татарского и др. народов республики.

  • создание благоприятных условий для формирования самостоятельной, свободной, высоконравственной личности на основе народной педагогики, традиционной культуры воспитания, национальной самобытности на базе языковой национальной среды и погружения в культурную национальную среду;


8.Ожидаемые результаты от реализации концептуальных подходов

1. Повышение статуса воспитания в образовательном пространстве Республики Татарстан, уровня координации и взаимодействия всех социальных институтов.

2. Разработка и внедрение программ воспитания и воспитательных систем, учитывающих уровень воспитанности учащихся, профессиональное мастерство педагогического коллектива, местные условия, национально-региональные особенности.

3.Реализация личностно-ориентированного, гуманистического характера образования, внедрение здоровьесберегающих технологий.

4. Снижение негативных проявлений среди учащейся молодежи, социальной напряженности в обществе, сокращение детской беспризорности и преступности. Охват не менее 75% учащихся во внеучебное время общественно - востребованными формами занятости, творчества в педагогически контролируемой среде.

5.Совершенствование системы работы со СМИ по проблемам воспитания учащихся.



6.Профессиональная и нравственная готовность выпускников образовательных учреждений жить и работать в новых социально-экономических условиях.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница