Концептуальные основы просвещения в области семьеведения



Скачать 421.22 Kb.
страница1/2
Дата14.02.2016
Размер421.22 Kb.
  1   2

Статьи Н.П. Коваленко из сборника: Семья и просветительство - грани взаимодействия. Материалы международного форума. СЕМЬЯ, НАУКА И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО - 15, 16, 17 мая 2014 года, Санкт-Петербург. / Под общей редакцией д.пс.н., профессора Н. П. Коваленко. – СПб, 2014.



Коваленко –Маджуга Н. П., д. пс. н., профессор СПб.ГУ



КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В ОБЛАСТИ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ

Международная академия семьи

(Санкт-Петербург)
Образование и просвещение взрослых в сфере семейного строительства является весьма своевременной и целесообразной задачей, которая актуализируется продолжающимся демографическим кризисом, ростом сиротства и родительской несостоятельности, ухудшением психического и физического здоровья детей и взрослых, нивелированием политической, экономической и социальной значимости института семьи как основы государственности и общечеловеческого благополучия.

Эта проблема требует глубокой разработки в связи со следующими деструктивными тенденциями в образовании и культуре:

- сфокусированность образования на профессиональных знаниях, узконаправленных учебных программах, наборе информации универсального характера;

- отсутствие глубоко продуманных образовательных программ, направленных на формирование семейно-ориентированного мировоззрения при обучении и воспитании;

- отсутствие образовательной и просветительской среды, направленной на популяризацию семейного образа жизни, родительских ролей, на формирование у взрослых ответственности за потомство и престарелых родителей;

- отсутствие социально-одобряемых форм проявления семейной культуры,

форм передачи общечеловеческого наследия в области семейного строительства и семьеведения;

- отсутствие высоко-квалифицированных кадров, готовых к реализации образовательных и просветительских программ для взрослых в сфере семьеведения, семейной психологии и культуры.

Российская полиментальность (Семенов В.Е.) предполагает исследование данной проблемы с учетом многонационального населения РФ, особенностей

настоящего времени в отношении взаимодействия культур, этносов в кризисных условиях современности. При этом важно не забывать исторические корни возникших проблем. Ведь на определенном этапе развития нашего государства из политических соображений человек сознательно отделялся от генетической, семейной среды и прививался к социуму, общественной жизни. В результате потеря корней, чувства сопричастности к своей фамилии, роду, потеря ощущения собственной уникальности привела к унификации человеческого бытия, усреднению, а это значит - вырождения нации, общества, семьи и индивидуальности.



  1. Условия формирования проблемы

Все деструктивные процессы в обществе отрицательно сказались и на состояние демографических показателей, которые напрямую связаны с семьей. На примере Санкт-Петербурга, по данным социологических исследований коренной состав населения постоянно уменьшается .

Уменьшение численности населения вызвано, главным образом, его естественной убылью. Смертность превышает рождаемость в 1,9 раза. Особую озабоченность вызывает смертность населения трудоспособного возраста – 30,3%, причем смертность мужчин в трудоспособном возрасте превышает аналогичный показатель у женщин почти в 3, 6 раза, в возрасте моложе трудоспособного – в 1,5 раза. (по данным Гос. Ком. Стат.).

Всего же за последние 14 лет коренное население Санкт-Петербурга сократилось на 427,5 тыс. человек или на 8,1%. При этом уменьшение численности населения Санкт-Петербурга более чем в 2 раза превысило тот же показатель по России в целом.

Численность детского коренного населения Санкт-Петербурга составляла 16 % от общей численности населения города. Общий коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге более чем, на 20% ниже, чем в целом по стране. Для простого воспроизводства населения показатель рождаемости должен быть выше почти в два раза.

Ситуация с рождаемостью осложнена ухудшением положения с брачностью. В 2007 году зарегистрировано браков меньше на 3%, чем в предыдущем году, в 49 % распавшихся в 2007 году семей (11 999) проживало 18 834 ребенка.

Экономическая нестабильность приводит к отрицательным изменениям в семейно-брачных отношениях. Известна прямая зависимость между количеством браков и рождаемостью. В 2007году почти треть (27,52%) всех новорожденных в Санкт-Петербурге составляют внебрачные дети.



Демографическая ситуация в России характеризуется распространением малодетной семьи (чуть больше одного ребенка на семью), запоздалым рождением первого ребенка, увеличением внебрачной рождаемости, сохранение высокого удельного веса малодетных семей (доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми – 21,4%, а многодетные семьи 5,3 %).

В ряду важнейших причин снижения количества и качества населения города стоит ухудшение его соматического и психического здоровья. Последнее характеризуется заболеваемостью и инвалидностью. За последние десять лет повысилась общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах населения. Наблюдается ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Неблагоприятная ситуация у женщин фертильного возраста, уровень общей заболеваемости женщин имеет тенденцию к росту. В 2007 году в группе женщин детородного возраста регистрировалось по несколько соматических заболеваний. Из числа вставших на учет признаны здоровыми только 5,5% беременных.

Установленным фактом можно считать ухудшение здоровья каждого следующего поколения относительно предыдущего, а также перемещение проблем здоровья из групп престарелого населения в группы детей и молодежи. Одновременно отмечается и ухудшение качества населения, как демографической базы для его воспроизводства.

Родительская несостоятельность


Особый разряд семей составляют девиантные или кризисные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей. По данным КДН ГВУД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на начало 2007 года на учете состоял 5099 родитель. Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН ГВУД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на начало 2007 года составляло 8774 человека. Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5 % подростка проживают в неблагополучных семьях, в них распространяется физическое, сексуальное, психологическое насилие. Подобная динамика наблюдается и в других мегаполисах России.

В связи с увеличением числа асоциальных и девиантных семей возрастает число детей, поступающих в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Причиной отказа от детей в 44% случаев являлась тяжелая психо-неврологическая патология родителей; 56% детей находились в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Прослеживается динамика роста показателя выявления детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в 1994 году на 10тыс. детского населения выявлено примерно 17 детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2007г.-46 детей.

На начало 2010 года в государственном региональном банке содержались сведения о 5124 детях в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Санкт-Петербурга, оставшихся без попечения родителей, из них 1300 несовершеннолетних поставлены на учет в 2008 году.

За последние пять лет в судебном производстве было рассмотрено 8428 исков о лишении родительских прав, судами вынесено 5912 решений с удовлетворением иска. По состоянию на 01.01 2012 года численность детей в Санкт-Петербурге, находящихся под опекой (попечительством) составила 7873 человека, в 39 детских домах и школах-интернатах воспитывается 2946 детей, лишившихся попечения родителей, в тринадцати психоневрологических домах системы здравоохранения проживает 1175 ребенка.



Исходя из изложенного, можно выделить основные проблемы жизнедеятельности семьи:

  • сохранение высокой доли семей, имеющих потребительские расходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума;

  • снижение воспитательного потенциала семьи;

  • распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях;

  • широкое вовлечение детей и подростков в нежелательные для их воспитания формы труда.

Решение данных проблем напрямую зависит от компетентности, зрелости и активности взрослых – родителей.

  1. Основные положения концепции

Основные положения концепции образования и просвещения взрослых в сфере семейного воспитания рассматриваются в контексте теоретических и практических моделей перинатальной психологии, педагогики и ресурсной семейной психотерапии. При этом учитывается специфическая трактовка следующих понятий: Семья, Родительство, Род, Семейная культура, Семейные традиции.

Семья - сообщество людей на основе генетического и юридического родства. Семья – социальная единица общества, существующая согласно законам государства и выполняющая функцию воспроизводства для государства.

Род (фамилия) - общность людей на основе генетического родства, семейных связей, формирующихся от предков к потомкам. Родовая общность наследует и передает следующему поколению как материальные, так и нематериальные (духовные) ценности. По наследству передаются и психологические характеристики предков (темперамент, интеллект, творческие способности, лидерские качества и др.), что так же можно отнести к духовному наследию.

Родительство – материнство и отцовство, осознанное вступление в семейные отношения для продолжения рода мужа на основе любви и преданности. Осуществление обеспечивающих, воспитательских и обучающих функций для своих детей. Реализация социально-значимых ролей в обществе для социального научения своих детей собственным примером.

Воспитание - передача наиболее эффективного опыта и знаний о законах жизнеустройства и семейном строительстве от предшествующих поколений последующим.

Семейная культура - особый стиль и организация жизнеустройства, основанные на позитивном мировосприятии и взаимоотношениях в семейной системе.

Семейные традиции - выверенные поколениями способы жизнеустройства внутри семейной системы и эффективные модели взаимодействия с окружающим миром в виде ритуалов, форм поведения, внутренней этики и морали.

Перинатальная психология- область знаний на стыке психологии, педагогики и медицины, изучающая глубинные психологические связи родителей и ребенка, начиная с внутриутробного периода развития. Доказывается актуальность формирования системы мать-отец-ребенок на основе позитивного эмоционального контакта для благоприятного развития и рождения ребенка. Система мать-отец-ребенок находится в постоянной взаимосвязи и зависимости от семей матери и отца, что может иметь как позитивный так и негативный контекст.

Ресурсная семейная психотерапия- область семейной психотерапии, развившаяся на фундаменте перинатальной психологии и изучающая причины патологизирующих семейных отношений, методы их коррекции и реконструкции. Основными ресурсами здесь считаются семь базовых инстинктов, которые лежат в основе потребностной, мотивационной и деятельностной сфер.

Концепция образования и просвещения взрослых в сфере семейного воспитания состоит из двух частей:



  1. Подготовка (образование) специалистов для просвещения взрослых в сфере семейного воспитания.

  2. Просвещение взрослых в сфере семейного воспитания.

Подготовка специалистов для просвещения взрослых в сфере семейного воспитания предполагается в рамках образовательных проектов Международной академии семьи. Для реализации этих проектов разработаны курсы специализации: "Семьеведение", "Семейная культура и педагогика", "Семейная ресурсная психология и психотерапия".

В основе этих образовательных программ лежит общая теоретическая модель перинатальной психологии с учетом целостного подхода к изучению семьи как системы генетических, социальных и культурных связей. Практические методики ресурсной семейной психотерапии помогают реализовать блок практических курсов, где добываются конкретные результаты, умения, навыки, позволяющие перевести знания и информацию в активную форму, готовую к применению. Эти знания необходимы специалистам, готовящимся к просветительской деятельности для взрослых.

Просветительская деятельность для взрослых в области семейного воспитания – это второй пласт концепции, направленный на проведение просветительских программ МАС. Для этого подготовлены следующие просветительские программы: Университет родительской культуры, "Школа отцов", "Школа мам", "Школа наследников", "Институт свадьбы".

Просвещение взрослых в сфере семейного воспитания - это универсальное явление, которое должно осуществляться с учетом конкретного запроса контингента взрослых, реализующих роли родителей или готовящихся к ним.

Однако надо учитывать и глобальность этого явления и огромную социальную значимость в плане укрепления статуса семьи как государственной единицы. То есть – это государственный заказ, направленный на восстановление семьи и родительских ролей для решения политических, общегосударственных, экономических задач.

Объектом исследования является образование взрослых в сфере семейного воспитания.

Предмет исследования – образовательные и просветительские программы для взрослых в области семьеведения, семейной культуры и психологии.

Понятийный аппарат исследования: семья, род(фамилия), родительство, семейная культура, семейные традиции, перинатальная психология, ресурсная семейная психология, методология работы с семейной системой,

материнство и отцовство, социально-психологическая экспертиза семейной системы, семейный анамнез, семейное консультирование, психосоматическая патология в семейной системе.



  1. Прогнозируемые результаты исследования

Реализация данной концепции позволит получить социально значимый

эффект – за счет внедрения новых образовательных программ, технологий – повышение статуса семьи и родительства в современном обществе, укрепление семейных отношений, повышение качества воспитания подрастающего поколения.

Развитие Международной академии семьи поможет интегрировать многонациональный опыт стран СНГ в области семейного просвещения взрослых и укрепления традиций семейного строительства. Это в свою очередь станет основой укрепления и стабилизации отношений между народами стран СНГ и социальной стабилизации в обществе каждой страны отдельно. В рамках развития идей и проектов МАС возможно развитие следующих направлений деятельности:

- создание международного открытого научно-практического сообщества специалистов, работающих в области семьеведения, семейной психологии и психотерапии;

- создание совместных просветительских проектов с общественными и просветительскими организациями стран СНГ;

- создание прогрессивных моделей подготовки специалистов в области семейного консультирования и семейной педагогики;

- создание международного проекта по проведению ежегодных Форумов "Мир - через семью!" для стран СНГ и ЕС;

- создание дистанционных программ обучения по программам МАС;

- создание электронных учебников по образовательным и просветительским программам МАС.

Таким образом, в построении новой концепции Образования и просвещения взрослых в сфере семейного воспитания актуализируются две основные прогностические идеи:

- смена социальных стереотипов относительно обременяющих и усложняющих жизнь семейных отношений и семейных связей на позитивно ориентированную идеологию семьи как пространства эволюции каждого члена семьи, эволюции традиций и устоев.

- формирование новых форм образования взрослых в сфере семейного воспитания – создание новых по форме и содержанию структур и организаций, поддерживающих современные инициативы развития общественного просвещения родителей и детей в области семейной культуры и семьеведения.

Таким образом, ориентированное на семью, образование взрослых становится жизненно важной практически-направленной на выполнение нужд общества системой просвещения.
Коваленко –Маджуга Н. П., д. пс. н., профессор

СПб.ГУ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Российская ассоциация перинатальной психологии

(Санкт-Петербург)
Перинатальная психология - новое научное направление на стыке социальной психологии, экологии, психотерапии, семьеведения и педагогики, актуальное при разработке новых подходов в просвещении и образовании взрослых в период создания и развития семьи. В перинатальной психологии исследуются глубинные психологические связи в семейной системе, предлагаются практические методики диагностики молодой семьи и молодых родителей, методики работы с проблемными темами периода создания семейных отношений: неустойчивость взаимоотношений, неосведомленность об особенностях периода вынашивания и рождения ребенка; неумение регулировать динамичные эмоциональные переживания (особенно в ситуации семейного конфликта), тревоги и страхи по поводу родительских функций и др. Консультирование молодой семьи - особый вид работы профессионального консультанта или психотерапевта, требующий специальной подготовки по программам перинатальной психологии.
Современная семья и её проблемы служат объектом исследования ряда наук — экологии, психологии, медицины, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и её распада, особенности периода вынашивания и рождения ребенка и особенности семейного воспитания.

Как объект исследования семья начинает фигурировать в науке с 60-х годов прошлого столетия. Известные американские ученые, социологи - У.Гуд, П. Бергер и др., отмечали необходимость пристального внимания ученых к этому объекту социальной жизни. И только во второй половине 19 века появляются серьезные исследования, сфокусированные на семье как социальном институте. Это работы – Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Б Малиновского и П. Сорокина.

Важно отметить, что период построения семьи и ее развития для каждого человека связан с периодом взрослости, самостоятельности и требует определенных знаний и умений, не менее важных и обширных, чем профессиональные. Если в 18-19 веках семейные знания передавались из поколения в поколение в больших многодетных семьях, то во второй половине 19 века началась тенденция к разрушению традиций больших патриархальных семей, демократизации общества и расслоения семейных систем. Т. о. прервались и нивелировались традиции семейного обучения, передачи коренных семейных знаний будущему поколению. Только в клановых семьях сохранились до сих пор эти традиции.

Несмотря на распространенность нуклеарной семьи, в современном обществе продолжают существовать династические браки, только о них не так часто можно услышать и иметь полную достоверную информацию. Чаще всего это семьи "сильных мира сего", где династия базируется на законе наследования больших материальных ценностей.

Акцент на индивидуализацию и самореализацию в общественных отношениях и в социуме вытесняет человека из семьи. Да и 60 лет построения коммунистического и социалистического общества сделали свое дело и люди отвыкли жить большими семьями, отвыкли чувствовать свои корни, опираться на них, заботиться о них. Семья во все времена опиралась на имущество, семейный капитал и только при наличии капитала могла существовать. Люди бедные не имели возможности строить настоящую семью, так как не могли позволить себе отдельное жилище и содержание детей и женщин. Так и сегодня позволить себе организовать большую семью могут только богатые люди. Средний и малый достаток ограничивает стремление к семейной жизни. Многие выбирают беззаботную необремененную зависимостью и ответственностью за потомство жизнь, так как знают, что не смогут справиться с такой серьезной задачей.

В современной России, возможно, что именно среди богатых людей и сможет начаться процесс восстановления династических семей. Однако надо понимать, что организации семейной системы - это процесс, который может быть реализован только при учете общечеловеческого, тысячелетнего опыта. Одной финансовой базы здесь недостаточно, всегда в основе жизнеустройства семьи лежали еще и моральные законы. Иначе семейная система всегда тяготела к развалу и разрушению.

Домострой, патриархат – это неписанные законы для наших предков, они просуществовали не одну сотню лет в России и были действительно основой государства.

В настоящее время династические законы (после их разрушения) еще не сформированы, или не реконструированы. А если и существуют, то в виде не российских традиций.

Задача нашего времени - восстановить знания, законы семенного жизнеустройства для укрепления Российской государственности. Ведь семья – действительно основа государства.

Формирование финансовых династий – это нормальный, своевременный процесс, который говорит о том, что наша государственность укрепляется. Важно, чтобы этот процесс распространялся не только на финансовые династии, но и на другие слои (интеллигенция, например).

Благосостояние семьи базируется и на культуре взаимоотношений членов семьи. Благо не всегда измеряется материальным эквивалентом, а связано с переживанием счастья, радости, умиротворения, удовлетворения - такие чувства прежде всего возможны только в семейных родственных связях.

В наше время, к сожалению, включенность в семью и семейную жизнь перестали быть необходимыми, узаконенными, популярными. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье. Такой стереотип представлений о семейной жизни является весьма распространенным и ослабляюще действует на силу семейных взаимосвязей, способствует распаду института семьи, нивелирует традиции семейного уклада, характерного для российской ментальности.

Назрела необходимость восстановления значимости института семьи как родовой системы, восстановление статуса фамилии и фамильного наследия, которым могут выступить прежде всего семейные традиции, достижения, качество эмоциональных взаимоотношений. В настоящее время формируется представление о перинатальной психологии и психотерапии как нового подхода к изучению семейной системы в период образования семьи, ожидания и рождения ребенка и в другие актуальные для семьи периоды.

В перинатальной психологии и психотерапии исследуются глубинные психологические связи в семейной системе в период ожидания и рождения ребенка и причины, влияющие на качество психического здоровья ребенка и успешность родоразрешения матери. Предлагаются практические методики диагностики молодой семьи и молодых родителей и методики работы с проблемными темами этого периода: неустойчивость взаимоотношений, неосведомленность об особенностях периода беременности и родов, неумение регулировать динамичные эмоциональные переживания в период беременности и родов(особенно в ситуации семейного конфликта), тревоги и страхи по поводу родовых страданий и др.. Эти важные и сложные вопросы, которые должны решать молодые родители продвигают их к взрослому мировоззрению, поведению, ответственной жизненной позиции. В норме помогают решать все эти вопросы старшие родители. Но в наше время отношения "отцов и детей" чаще всего конфликтны и не предполагают сотрудничества, поэтому взрослые люди, вступившие на путь родительства должны где-то получать необходимые знания и умения. Консультирование молодой семьи, ожидающей ребенка - особый вид работы профессионального консультанта или психотерапевта, требующий специальной подготовки по программам семьеведения.

Молодая семья, ожидающая ребенка, обычно прибегает к консультациям врачей акушеров-гинекологов, акушерок. И действительно особенно волнующей темой для молодых родителей является тема здоровья матери и ребенка, успешных родов. Однако, к сожалению, не придается внимание психологической готовности к родам и родительской грамотности, которая так же как и грамотность вообще является залогом жизненного успеха семьи.

Современная культура при всех ее достижениях, разрушающе повлияла на институт семьи и разрушает семейные ценности и семейные традиции и сейчас. Семейственность и родительство - не модные темы в среде молодежи в репродуктивном возрасте, гораздо популярнее – свобода, развлечения, безответственность. Все это приводит к серьезным проблемам для молодежи, решившейся на семейную жизнь и ожидающей ребенка. Разобщенность в семейных отношениях, отсутствие поддержки между поколениями порождают беспомощность и безысходность у молодых супругов в период образования своей семьи, хотя на первых порах им кажется, что на гребне влюбленности они смогут преодолеть все семейные тяготы и заботы. Но жизнь и особенно беременность актуализирует новые, неизвестные темы и без поддержки родителей молодой паре зачастую не справиться.

Перинатальная психология и психотерапия занимается исследованием развития семейной системы прежде всего во имя обеспечения базы для формирования основы психического здоровья ребенка, начиная с внутриутробного периода жизни (Коваленко Н.П.,2000).

Перинатальная психология развивается и как теоретическая и практическая наука. Исследованы закономерности влияния эмоциональной жизни матери и отца на психический потенциал ребенка, особенности психо-эмоциональной жизни женщины в период беременности и родов, условия и методы, позволяющие благоприятно выносить и родить ребенка. Причем, все практические модели не имеют отношения к медикаментозным методам сопровождения беременности и родов, а состоят из психологических, педагогических и культурологических элементов.

Перинатальная психотерапия развивается, прежде всего, в форме семейного и индивидуального консультирования. Цель семейного консультирования в связи с этим может быть следующей – подготовить молодую семью к рождению ребенка. При этом психологические проблемы в этот период обычно бывают самыми распространенными:

- проблемы отношений с родителями,

- страх за жизнь ребенка,

- неуверенность в своих возможностях и силах,

- проблемы взаимоотношений в молодой семье,

- неготовность к родам и кормлению ребенка,

- потеря супруга во время беременности,

- измена супруга,

- неуправляемые спонтанные эмоции во время беременности,

- психосоматические расстройства здоровья,

- страх медицинских учреждений,

- страх боли и др.

Из этого перечня видно, что проблемы, с которыми чаще всего обращаются взрослые люди к семейному консультанту, имеют отношение к психологической жизни молодых супругов – будущих родителей и связаны с конкретными навыками адаптации и саморегуляции, с коммуникативной культурой, которые приобретаются прежде всего в семье.

Если же семья не является источником благоприятных жизненных навыков и в учебных заведениях эти знания не получены, то в период ожидания первого ребенка могут возникнуть много вопросов.

Партнерство и сотрудничество в новой семье требует от молодых, но взрослых людей усилий, мобилизации своих ресурсов, развития и еще раз развития. Если же в этот период рассчитывать на «авось», то можно получит такие непредвиденные обстоятельства, с которыми будет трудно справиться.

В перинатальной психологии предлагается комплексная программа «Глория» (Коваленко Н.П.) по подготовке семейной пары к родам. Хотя акцент ставится на беременной женщине, но подчеркивается роль отца и в период вынашивания, и в период рождения ребенка.

Семья здесь рассматривается как единый организм-система –«мать-отец-дитя», в которой все части одновременно независимы и взаимозависимы. Изучение семьи как единой системы, имеющей общие законы и закономерности, давно ведется специалистами в области семейной психотерапии.

Так, автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Это утверждение сближает его с системными терапевтами. Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, и связанной со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, среди которых концепции дифференцировки собственного Я, эмоциональных треугольников, семейных проекций и др. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Неслучайно его концепция дифференцировки собственного Я так напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки. Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного Я в ходе сеансов семейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствует ответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении, осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать более продуктивные способы взаимодействия. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовыми рекомендациями, а вести совместный поиск. С этим трудно не согласиться: совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъективности и уверенности в своих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивым переменам в жизни семьи.

Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиентов.

Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, - структурная семейная терапия С. Минухина.

В основе этого подхода лежат три аксиомы.

Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как её подсистема.

Терапия семьи изменяет её структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы.

Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.

Семья предстает у С. Минухина как дифференцированное целое, подсистемы которого — отдельные члены семьи или несколько её членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому большое значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами.

С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый—их спутанность, нечеткость, размытость; второй — излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребёнком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: «мать-ребёнок (дети)» и «отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей - в доверии, тепле и поддержке.



Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, её члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребёнок ощущает как холодность, агрессивность и может охарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела».

Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиотической взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроить границы между собой и другими.



Роль психолога в системе С. Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из её членов. «Терапевтическое воздействие на семью, — пишет он, — является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны» (С.Минухин, 1978). «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «миникризис», имеющий большое значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются, и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит, и изменить свою структуру.

С. Минухин выделяет семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.

Не менее распространен ещё один из вариантов системного подхода — стратегическая семейная терапия (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацлавик, Л. Хоффман и др.), где основная работа терапевта направлена на формирование у членов семьи ответственности друг за друга.

Иногда в рамки стратегического направления включают и вариант системной семейной терапии, разработанный в миланской научной школе. Однако здесь в центре работы — выявление и преобразование тех бессознательных «правил игры», которые поддерживают семейное неблагополучие. «Семейные игры» (впервые они описаны в трансактном анализе Эрика Берна) основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что, возможно, осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье, манипулируя другими членами семьи. Работа психолога(терапевта) сначала направлена на выявление тех реакций членов семьи, которые приводят к «зацеплениям», делающим семью нездоровой (диагностика), затем — на помощь в осмыслении этих зацеплений и выработку продуктивных способов взаимодействия.

Ещё один конструкт, используемый для анализа супружеских взаимодействий — это представление о том, что в основе семейных конфликтов лежит бессознательная борьба супругов за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом (в российском варианте это можно выразить пословицей-вопросом: «Кто в доме хозяин?»). Работа консультанта в этой модели психотерапии сфокусирована на установлении баланса между супругами, когда выигрыши или проигрыши одного будут компенсироваться выигрышами или проигрышами другого.

С точки зрения перинатальной психологии семейная система – живой организм, имеющий генетическую основу. Образное сравнение семейной системы с деревом (Коваленко Н. П.) – распространенный прием в перинатальной психологии, т.к. хорошо иллюстрирует целесообразность и взаимосвязанность всех частей системы: предки, прародители-корни, реальные родители – ствол, дети-ветви и плоды. Этот образ (дерево) часто используется в перинатальной психологии для описания семейной системы и дает образное представление о глубинных связях членов семьи на основе генетического родства и зависимости от глубинных психологических и физиологических программ предков (Коваленко Н. П. , 2006.).

Для анализа семейной системы воссоздается «родовое дерево», которое в какой-то мере подобно «системе» в системном подходе, но отличается образно-наглядным характером и подчеркивает целостность семьи как живого организма, в котором все части обусловливают друг друга.

Причинные обусловливающие уровни взаимодействия в семейной системе:

- генетический,

- исторический(событийный),

- личностный(индивидуальный),

- психологический(эмоциональный).

При консультировании молодой семьи образ "родового дерева" становится особенно важным, т.к. помогает молодым людям почувствовать и осознать связи и преемственность поколений, ответственность за своих детей и важность родительских ролей. В связи с этим модель изучения семьи не как структуры, системы, а как живого организма дает естественное переживание семейных отношений не как уз, связей, ограничивающих свободу и уникальность членов семьи, а как способ проявления жизни, питающий и обуславливающий связь поколений.

Перинатальная психология имеет целый комплекс методик, направленных на использование творческого ресурса молодых родителей, особенно женщин-матерей при формировании родительских ролей, осознании эмоциональных проблем и сложностей во взаимоотношениях в семье, особенно в период подготовки к родам. Это специально разработанная модель Ресурсной арт-терапии, которая с успехом применяется в семейном консультировании, особенно в период вынашивания ребенка.

Семейное консультирование в перинатальной психологии имеет профилактический характер, однако при наличии в молодой семье осложнений психологического характера осуществляются и психотерапевтические программы, нацеленные на коррекцию патологизирующих эмоциональных состояний, разрешение конфликтов, терапию тревожных состояний и болевых синдромов. Для психотерапевтической работы используются «семейные расстановки» (Н. П. Коваленко), которые не требуют участия всех членов семьи в терапевтическом процессе и нацелены на патогенные переживания конкретного члена семьи, который обратился за помощью и осознает необходимость терапевтической работы. Расстановка производится исходя из опыта осознания психосоматического комплекса пациента, сформировавшегося в результате патологизирующих отношений в семье.

Большая часть методик в перинатальной психологии направлена на обучение молодой семьи родовым навыкам. Здесь используются и модели "семейных расстановок", и арт-терапевтические приемы, позволяющие создать благоприятный образ родов, сформировать эффективные установки по отношению к родам и родовым переживаниям.

В течение 10 лет, наблюдая за семейными парами, готовящимися к совместным родам, мы видим, что, безусловно, рождение ребенка в присутствии отца – это весьма благоприятное явление в семье. Но есть и отрицательные результаты, связанные с неготовностью мужа-отца присутствовать при этом ярком, с точки зрения проявления физиологии женщины процессе. Некоторые мужчины испытывают большие сложности в послеродовом периоде, проявляющиеся в болевых ощущениях в области крестца, груди, депрессивных состояниях, потере сексуального влечения к жене.

При исследовании истории жизни этих мужчин выявилось наличие следующие закономерностей: период "нежеланности" в процессе вынашивания, травматизм в процессе рождения, сложные взаимоотношения между родителями в процессе вскармливания и раннего воспитания. В результате – наличие невротических комплексов, вытесненных из поля осознавания, склонность к тревожным состояниям и депрессии. Унаследованные неконструктивные, патогенные взаимоотношения в семье на самых ранних этапах развития ребенка становятся базой для формирования его собственного эмоционального опыта и родительских чувств в дальнейшем, которые также тяготеют к патогенности, причем, часто в неосознаваемой форме.

Требуется глубокая, но корректная работа с содержанием и сознательной и подсознательной сферы будущего отца, чтобы оказать ему в дальнейшем эффективную помощь. Такого рода методы разработаны в семейном консультировании. Перинатальная психотерапия нацелена на работу с содержанием психики, памяти начиная с перинатального периода и заканчивая реальными событиями. При консультировании в этой модели в качестве опорных механизмов для начала работы может быть использована спонтанная или тематическая изобразительная продукция пациента, касающаяся зон страхов, зон родственных отношений, интимных отношений. Так же в этом виде консультирования применяется и анализ Родовой семейной системы.

Консультирование как информирование – известный метод в психологии и проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения действующих лиц. В программах Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Психотерапии (РАППМ) активно применяются эти методы работы. Просветительские консультации можно использовать в студенческих аудиториях, центрах молодежи, для любого контингента взрослых. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.

Важной частью информирования молодых семей является передача информации, касающейся рождения первого ребенка, трансляция позитивных данных о рождении детей, которую часто они не могут получить в кругу семьи и друзей. Для этого возможны просмотры фильмов с успешным опытом молодых пар, родивших замечательных здоровых детей. Популяризация позитивного родительского опыта в настоящее время весьма своевременна и злободневна, если учесть, что СМИ заполнены информацией противоположного содержания с акцентом на патологиях и страданиях в родах. Но ведь рождение детей - это основа продолжения человеческого рода и это прекрасно.

Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования - в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить прочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.

В Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины создан «Университет родительской культуры», в котором молодые пары и родители обучаются науке быть успешными родителями, науке быть здоровыми и растить здоровых детей. Здесь передается только позитивный родительский опыт и актуальная информация об укреплении семейных отношений и здоровья членов семьи.

В книге «Психологический практикум» (Н. П.Коваленко) дана практическая модель, по которой может работать и семейный консультант, и сами супруги самостоятельно, ориентируясь на самые острые темы, которые чаще всего бывают проблемными в молодой семье: взаимоотношения, любовь, деньги, сексуальность и др. Прорабатывая эти темы по данной в этой книге схеме, можно моделировать развитие соответствующего ресурса члена семьи или семьи в целом. Основой для работы является выработка эффективных утверждений: Я хочу, Я верю, Я могу. Эти формулы отражают постепенный процесс развития желания в утверждение и принятие решения действовать, а этот и означает взрослое решение. Этот процесс часто затруднен, особенно при осложненных жизненных обстоятельствах молодых супругов или членов семей. Для того, чтобы войти во взрослую роль требуется зрелое решение и зрелое действие, которое должно накопить потенциал и вылиться в эффективный результат. Осознанное решение и действие – это проявление мудрости и опытности в житейских делах и семейных отношениях, которое требует терпения, знаний, внутренней культуры.

Структура данного метода позволяет провести через осознание ресурсные зоны личности и препятствующие успешности зоны личностных установок и стереотипов. Осознавая и находя новые решения человек или самостоятельно, или с помощью консультанта преодолевает свои ограничения. Так и формируется основа для нового ресурса.

Работая в рамках данного метода консультирования, психолог помогает выделить психосоматических комплекс, мешающий личностному росту, развитию, сотрудничеству.

Обычно этот комплекс имеет историю из раннего детства и связан с системой взаимоотношений со своими родителями и закрепленными стереотипами эмоционального и соматического реагирования.

Выработка новых принципов и новых норм взаимоотношений, которые позволяют обрести новые формы отношений и новое качество самого себя–взрослого, родителя - это и есть цель консультирования.

Важной частью семейного консультирования в перинатальной психологии является предбрачное консультирование и консультирование молодой семьи, ожидающей ребенка и семьи, имеющей младенца. Переходя в новый статус, готовясь стать родителями, молодые супруги часто испытывают потребность в расширении своих знаний и возможностей, относительно обеспечения благоприятного рождения ребенка, помощи друг другу в этот непростой для молодой пары период. Именно в этот период возникают психологические проблемы, связанные с новыми правами и обязанностями родительских ролей, а также проблемы эмоциональных конфликтов, с которыми молодым людям не всегда просто справиться самостоятельно.

Однако в этом подходе все же главной проблемой выделяется – психическое здоровье ребенка, начиная с внутриутробного периода. Среда, обеспечивающая основу благоприятного психического и психологического развития ребенка – это семья. Особую роль при этом имеет психологический статус будущей матери (психологическое здоровье, мотивация к материнству, самооценка, способность к саморазвитию и др.) (Н. П.Коваленко, 1998). Однако, доказано что и отец при вынашивании и рождении ребенка оказывает активное влияние на психо-эмоциональную составляющую системы мать-дитя, т.е. беременной жены и внутриутробного ребенка. В контексте перинатальной психологии психическая жизнь внутриутробного ребенка вполне активна и позволяет отражать яркие эмоциональные всплески родителей, что фиксируется подсознанием ребенка и в дальнейшем может проявиться как предрасположенность к тем или иным эмоциональным реакциям, формам поведения, жизненным стратегиям. Важно желаем ли ребенок, каковы мотивы беременности. Так же важен и опыт рождения ребенка, который зависит от компетентности матери и отца и способности максимально снизить родовую травму за счет конкретных навыков и умений в родовом процессе. Поэтому семейное консультирование в перинатальной психологии включает следующие составляющие:

- психопрофилактика эмоциональных кризисов в молодой семье,

- психокоррекция внутрисемейных отношений и балансирование семейных связей,

- подготовка к родительству и родам ребенка,

- психокоррекция патологизирующих эмоций у беременной (тревога , страх, обида),

- помощь в освоении ролей матери и отца, научение родительским функциям,

- ресурсная терапия членов семьи не справляющихся с психо-эмоциональным напряжением в период ожидания и рождения ребенка. (Н. П. Коваленко 2000).

Особой зоной в семейном консультировании являются эмоциональные травмы, полученные в семье. Именно близкие, родные люди могут нанести удар такой силы, после которого на всю жизнь остается незаживающая рана – обида, страх, разочарование и др. Именно эти травмы могут исказить адекватное восприятие мира, людей, повлиять на жизненную стратегию, выбор собственно партнера, супруга.

Возможности ресурсной психологии и консультирования в этой модели так же весьма эффективны для решения таких проблем.



Коваленко-Маджуга Н.П.- д.пс.н., профессор

Каталог: content -> files
files -> А. В. Безруких, О. М. Пиляаина Архетипы в психотерапии
files -> Тип личности и болезнь
files -> Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования
files -> Дмитрий Калинский 5 шагов к счастливому я генетика счастья
files -> Проект VIII открытая научно-практическая конференция в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург-2014» резолюция
files -> Создание условий для становления профессиональной субъектности у студентов в учебном процессе вуза
files -> Детский суицид: профилактика и коррекция
files -> Учебное пособие для диспетчеров еддс муниципальных
files -> Программа для подготовки к сдаче вступительного экзамена в магистратуру по специальности «6М051400 Связь с общественностью»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница