Концепция воспитательной системы гбоу спо



Скачать 127,18 Kb.
страница1/3
Дата16.02.2016
Размер127,18 Kb.
  1   2   3
КОНЦЕПЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ГБОУ СПО

«ПЕРМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 2

1. Теоретические основы концепции воспитательной системы 3

2. Цели и задачи воспитательной работы 5

2.1 Принципы организации воспитательной деятельности

2.2 Формы организации воспитательной деятельности

2.3 Подготовка специалиста по обучающей программе Intel

«Обучение для будущего» как инновационная форма

подготовки специалистов в области образования



3. Основные направления воспитательной работы 10


    1. Гражданско-правовое и патриотическое воспитание

    2. Духовно-нравственное воспитание

3.3Профессионально - трудовое воспитание студентов

3.4 Формирование культуры здорового образа жизни

3.5 Развитие студенческого самоуправления

3.6 Формирование имиджа и корпоративности колледжа.

3.7 Правовое воспитание и профилактика правонарушений среди студентов

3.8. Социально-психологическая поддержка студентов.

3.9 Эстетическое и экологическое воспитание

3.10 Профориентационная работа


4. Условия реализации Концепции воспитательной системы 23

4.1. Правовые условия

4.2. Кадровые и организационно-управленческие условия

4.3 Функции организаторов воспитательного процесса

4.4. Финансовые и материально-технические условия

5. Контроль за реализацией Концепции воспитательной системы 25

6. Система мониторинга состояния воспитательной работы 26

7. Адаптация первокурсников 28

Заключение. 29

Приложения



Введение

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств. Социально-экономические и политические изменения в стране характеризуются динамичностью, что значительно усложняет задачи в подготовке конкурентоспособных специалистов. Состояние системы воспитания в среднем профессиональном образовании можно оценить как сложное. Требуется корректировка сущности и целей воспитания. Необходимо найти оптимальное сочетание инноваций и преемственности, сохраняя единство учебного и воспитательного процессов.

Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности закреплена законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ). Воспитание – это общественная, а не узкоотраслевая (образовательная) задача. Тезис о приоритете воспитания в системе образования работает только в том смысле, что образование должно быть локомотивом развития общественного внимания и интереса к воспитанию детей и подростков, устроителем и лидером воспитательного партнёрства всех конструктивных сил и институтов (из «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ФГОС нового поколения).

Развивающееся общество в нашей стране, заинтересованное в решении многочисленных социально-экономических проблем, формирует социальный заказ сфере профессионального образования на подготовку и воспитание педагогов, обладающих соответствующими компетенциями.

Данная концепция воспитательной системы представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, содержание и направления развития системы воспитательной работы в ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1».

Нормативными основаниями для ее создания являются следующие документы:

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ;

- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543;

- Устав ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1»;

-  нормативные и правовые акты Российской Федерации, внутренние локальные акты ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1».



1. Теоретические основы концепции воспитательной системы

Реализация ключевых принципов современного образования в условиях российской действительности представляет собой достаточно сложную и труднодостижимую цель. ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1» воплощает эти идеи в своей конкретной деятельности путем предоставления каждому студенту условий для интеллектуального, культурного и нравственного развития; получения среднего профессионального образования и квалификации в соответствии со способностями, знаниями и желаниями, обеспечения качество образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики, создания благоприятных условий для ее социализации, гражданского становления, обретения общественно-значимых ценностей.

Практическая реализация этих принципов, современные тенденции развития среднего профессионального образования, условия российского социума, роль и значимость профессионального образования в обществе выдвигают, в качестве одной из важнейших задач, задачу организации воспитательной работы.

Концептуальной основой воспитательной работы в колледже является приоритет систематической воспитательной деятельности по формированию системы взглядов, ценностных отношений и качеств личности студента, адаптации его к жизни в обществе, которое осуществляется через организацию разнообразных видов и необходимых социокультурных условий деятельности. Воспитательная работа строится исходя из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей и представляет собой совместную учебную, научную, творческую и общественную деятельность студентов и преподавателей.

Социализация студенчества, обретение им системы ценностных ориентаций, социальных связей, отношений и идеалов в значительной мере определяется направленностью его социокультурной деятельности и субкультуры. В связи с этим в воспитательной работе необходимо учитывать следующие негативные черты субкультурной деятельности современного студенчества:


  • преимущественно развлекательная направленность досуговой деятельности; познавательная, креативная, функции досуга практически не реализуются;

  • приоритет потребительских ценностей над творческой деятельностью, предпочтение готовых ценностей культуры процессу участия в их создании, в творчестве, объекты массовой культуры как образцы высокой культуры и т.д.;

  • отсутствие этнокультурной самоидентификации, недостаточное освоение этнокультурного содержания ценностей;

  • дифференциация досуговой деятельности студентов: спорт, художественное творчество, чтение зачастую оказываются на периферии интересов;

  • уничтожение идей патриотизма и моральных принципов;

  • воспитание клипового сознания и клипового образа мысли.

Организация воспитательной работы в колледже предполагает учет перечисленных особенностей современного студенчества, педагогически целенаправленную коррекцию условий их культурной, профессиональной и личностной социализации, направленную на преодоление и сглаживание негативных последствий современного общественно-социального кризиса. Тем более это значимо в стенах педагогического колледжа. Это реально выполнить только на личностном уровне, поэтому личностная ориентация воспитания, ее дифференциация, основанная на свободе выбора форм и способов социализации конкретным студентом, является фундаментальным методологическим положением воспитательной работы, определяет ее цель, задачи, содержание и основные направления осуществления.

В основе концепции воспитания будущего специалиста лежат следующие положения:

1. ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1» представляет собой воспитательно-образовательную систему и является формой совместной деятельности преподавателей, обучающихся, административных руководителей, вспомогательного персонала, целенаправленно организующих и обеспечивающих процесс обучения и воспитания молодых специалистов, передачи им социально значимых ценностей науки, культуры, морали, предоставления возможности развития профессиональных и индивидуальных качеств.

2. Методы, средства, технология воспитания в колледже обусловлены уровнем достижений обучающихся с ярко выраженной социальной, профессионально-учебной, научно-исследовательской деятельностью.

3. Колледж строит свою учебно-воспитательную деятельность на основе принципов целесообразности, дифференциации, интеграции, комплексности и преемственности.

4. Важнейшим ожидаемым результатом воспитательной системы должна стать конкурентоспособность выпускников колледжа на рынке труда за счет повышения качества воспитания и профессиональной подготовки, развития общей, гражданской и профессиональной культуры, навыков самообразования и самоорганизации обучающихся.

Смысловое и организационное поле воспитательной системы определяется методологическими подходами к процессу воспитания будущего специалиста:

личностнымвоспитание имеет личностную направленность и базируется на принципах природосообразности, диагностичности, развития;

деятельностнымличность формируется в процессе деятельности, ее субъектная (активная) позиция обеспечивает повышение продуктивности воспитательного процесса;

контекстным предполагающим формирование в образовательном процессе, включающем процессы воспитания, обучения и развития личности, не только учебных, но и профессиональных мотивов деятельности, т.е. воспитание в образовательной среде колледжа есть обогащение профессионального опыта будущих специалистов.


Практическая реализация Концепции воспитательной системы колледжа, возможна лишь при достижении ряда определяющих условий:

        • участие в ее реализации всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности колледжа;

        • создание необходимого уровня, методического, правового, финансово-материального и организационно-структурного обеспечения;

        • формирование сбалансированной обучающей, воспитывающей среды колледжа;

        • включение в сферу воспитания культурного потенциала города, края, страны.


2. Цели и задачи воспитательной работы

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ): «Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей». С учетом этого требования основными целями воспитательного процесса в колледже являются:

- переход от разрозненных воспитательных мероприятий к развитию и эффективному использованию социокультурной образовательной среды как системообразующей основы воспитания студентов — будущих специалистов в области образования;

- формирование общей, гражданской и профессионально-педагогической культуры будущего специалиста в образовательной среде педагогического колледжа.

В процессе воспитательной деятельности в колледже решаются следующие задачи:


  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; создание в колледже условий для формирования лидерских качеств студентов, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, коммуникативных способностей обучающихся через развитие информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование мотивации на здоровый образ жизни, неприятие асоциальных явлений;

  • создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов, приобщение их к достижениям отечественной и мировой культуры; воспитание интеллигентности; установление в колледже культа нравственности, высокого художественного вкуса;

  • формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, укрепление активной жизненной позиции;

  • создание сплочённого общеколледжного коллектива, комфортных социально-психологических условий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов в области образования;

  • укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в колледже, российском студенчестве, направленных на воспитание у студентов представлений о престижности выбранного ими колледжа, профессии;

  • включение студентов, коллективов студенческих групп и преподавательского состава в целостную систему воспитательно-образовательной деятельности;

  • создание системы студенческого самоуправления как средства воспитания самостоятельности, ответственности и самореализации будущих специалистов в образовательном процессе.

  • совершенствование системы мониторинга и менеджмента воспитательного процесса.


2.1 Принципы организации воспитательной деятельности

В основе принципов организации воспитательной деятельности в колледже лежит единство, целостность, взаимосвязь учебного и внеучебного процессов. Основными принципами организации воспитательной деятельности в колледже являются:

- научность подходов в определении целей и задач воспитания, в единстве учебной и внеучебной воспитательной работы;

- диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, демократичность внутренней жизни колледжа, предполагающая «педагогику сотрудничества»;

- преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта воспитательной работы, сохранение и развитие традиций колледжа;

-инициатива и самостоятельность каждого из участников воспитательного процесса;



-открытость воспитательной системы;

-полноценная и равноправная информированность участников и организаторов воспитательного процесса;

- активное использование событийного подхода;

- толерантное отношение к различным культурам, убеждениям;

- опора на базовые потребности личности (здоровье, социальная защищенность, психологический комфорт, наличие условий для самореализации).

Реализация задач воспитательной деятельности в колледже на основе указанных выше принципов осуществляется через : разработку и выполнение тематических, комплексных программ; планирование работы на уровне учебной группы, колледжа; организацию массовых студенческих мероприятий, направленных на индивидуальное творческое развитие; поддержку развития творческих коллективов, развитие научного общества студенчества, нормативно-правового обеспечения организаторов воспитательной деятельности, ежегодную оценку качества и эффективности организации воспитательной работы.



2.2 Формы организации воспитательной деятельности

Выбор форм организации воспитательной деятельности основывается на анализе эффективности и практическом опыте, как колледжа, так и других колледжей Перми, края и России.

Концепция предусматривает, что реализация воспитательной функции колледжа осуществляется в единстве учебной и внеучебной деятельности и определяет следующие формы воспитательной деятельности со студентами:

- учебные занятия (лекции, семинары, практикумы и проч.), факультативные курсы;

-культурно-массовые и культурно-просветительские внеучебные мероприятия;

- спортивно-массовые мероприятия;

- творческие объединения, студенческие общественные организации;

-деятельность органов студенческого самоуправления, вовлечённых в организацию учебной, бытовой и досуговой деятельности студентов;

- школы повышения квалификации, обучения студенческого актива;

- тренинги, деловые игры, консультативный прием;

- научно-практические конференции, семинары-совещания;

- опросы, анкетирование, социологические исследования среди студентов;

- психолого-педагогическое консультирование;

- иные формы, вызываемые к жизни в ходе решения выдвигаемых ею проблем.

Для организации воспитательной деятельности разрабатываются необходимые документы и материалы, выполняющие как директивно-регуляторную, так и методическую функцию.

Процесс воспитательной работы во внеучебной деятельности для ее участников предусматривает:

- формирование органов студенческого самоуправления и участие в них, обучение студенческого актива;

- формирование традиций колледжа (организация и проведение Дней знаний, Дней колледжа, Посвящения в первокурсники, вручение дипломов, встреч с выпускниками, награждений победителей, мероприятий и др.);

- содействие повышению эффективности учебного процесса (конкурсы на лучшую студенческую группу, экскурсии, творческие встречи и др.);

- участие в общественной деятельности (проведение акций, организация и проведение праздников, посвященных знаменательным датам России, участие в международных и общероссийских акциях и т.п.);

- развитие художественного творчества (организация творческих клубов, выставок, конкурсов, участие в фестивалях «Студенческая концертно-театральная весна», КВН, посещение театров и др.);

- организация научно-исследовательской работы студентов (работа в студенческом научном обществе, организация научных конференций, участие в региональных ,городских конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п.);

- формирование здорового образа жизни обучающихся (организация спортивных секций и соревнований, выезды и походы на природу и др.);

- организация вторичной занятости студенческой молодежи (организация деятельности педагогического отряда, встреч с представителями работодателя и др.);

организация досуговых мероприятий (фестивали, конкурсы, концерты, и т.п.);

- участие в благоустройстве колледжа (субботники, уборка и благоустройство закрепленных за учебной группой помещений и пр.);

- содействие решению социальных проблем обучающихся (участие в назначении студентов на социальные стипендии, оказании материальной поддержки нуждающимся студентам и пр.);

- информационное обеспечение (организация работы общеколледжной газеты «New generation», информационных стендов в учебных аудиториях и фойе колледжа, Интернет-сайта и др.).

Большое значение в повышении активности участников воспитательного процесса имеет стимулирование их работы.

В ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж №1» используются следующие формы поощрения:



для преподавательского состава:

- надбавки к заработной плате за выполнение обязанностей кураторов групп;

- премирование, награждение грамотами, объявление благодарности за успехи в управлении и организации воспитательной деятельности обучающихся;

- представление к профессиональным наградам Минобразования России.



для обучающихся:

- премирование, награждение грамотами и ценными подарками, объявление благодарности;

- материальная поддержка студентов, участвующих в региональных конференциях, олимпиадах, конкурсах и соревнованиях.

2.3 Подготовка специалиста по обучающей программе Intel «Обучение для будущего» как инновационная форма подготовки специалистов в области образования
Большая роль в профессиональной подготовке творческих педагогов заключена в обучающей программе Intel «Обучение для будущего».

Образовательные инициативы Intel, помогают работникам образования освоить современные информационные коммуникационные технологии, развить свои профессиональные навыки, расширить использование современных технологий в повседневной работе с учащимися, родителями, а также получить доступ в среду для общения педагогов-единомышленников между собой и с внешними экспертами посредством блогов и форумов. Комплексность подхода является наиболее интересной характеристикой программы, в которую включается не только обучение работе с компьютером, но также развитие навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе, умения работать с другими людьми.

Реализация идеи программы осуществляется через:


  • организацию образовательного процесса с использованием метода проектов в ключе государственных образовательных стандартов нового поколения;

  • содействие в организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, в котором поощряется направленность учеников на саморазвитие и самовыражение;

  • выбор методов и разработка средств оценивания интересов и опыта студентов;

  • реализацию методик использования информационно-коммуникационных технологий педагогами для более эффективного проведения воспитательной деятельности, общения, сотрудничества, продуктивного взаимодействия на основе использования интерактивных сетевых средств информационных технологий (Веб 2.0), где молодые учителям и педагоги с большим стажем делились своим опытом, мыслями, советами;

  • создание портфолио педагога и ученика.

Огромный воспитательный потенциал этой программы основан на:

-продуктивности воображения и программировании действий;

-силе и свободе творчества;

-логичности и последовательности деятельности совместно с другими людьми;

-стимулировании к развитию социальной активности;

-возможности получения важных для жизни личностных приращений.

В указанном контексте следует отметить особую значимость проектной деятельности как компетентностно-ориентированной педагогической технологии. Проекты, которые педагоги выполняют в рамках программы, могут и должны быть ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – школы, микрорайона, города и направлены на активное вовлечение детей и родителей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования. ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1» стремится предоставить современной реформируемой школе конкурентоспособного выпускника, гибкого и мобильного, с готовым учебно-методическим пакетом, который можно дополнять и модифицировать в практической деятельности учителем. «Метод проектов» позволяет из старательного исполнителя и пассивного «получателя» знаний сформировать специалиста – активного гражданина, умеющего искать и находить необходимые сведения, формулировать и отстаивать свою позицию, доказывая публично свое право на признание. Создание блогов позволяет будущему специалисту вести «диалог» с любым собеседником, не входя в прямой личностный контакт. Блог - это новый, личный способ эволюции электронного сообщества. Он может служить примером того, как люди используют сеть для построения своей собственной среды общения. Структура коллекции очень напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала.

Результат деятельности. Совместно с преподавателями , студентами колледжа в течение учебного года в рамках специальности ИКТ создаются проекты, как по учебной, так и по внеучебной деятельности; наиболее успешные проекты принимают участие в сетевом конкурсе (см. Положение о сетевом конкурсе «Педагог-профессия на века»); студентами колледжа созданы личные блоги, которые затем используются выпускниками для работы в школе. Наиболее популярные блоги, используемые в дальнейшей профессиональной деятельности педагогов, это - «Классный руководитель» и «Учитель начальных классов».


3. Основные направления воспитательной работы

Воспитательная работа в колледже строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Процесс воспитательной работы, связанный с учебной деятельностью, предполагает:

- наличие в рабочих учебных программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов в области образования;

- наличие комплекса профессиональных знаний, умений и навыков (конструктивных, организаторских, коммуникативных, диагностических и др.), необходимых для будущего специалиста в области образования;

- организация научно-исследовательской деятельности обучающихся как одного из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научного и культурного прогресса;

- пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании и ВИЧ-инфекций через дисциплину ОБЖД, профилактику правонарушений через правовые дисциплины;

- отражение в психологических дисциплинах вопросов по адаптации первокурсников, организации психолого-консультационной службы;

- использование материалов музея истории колледже в курсе «Введение в специальность» и других дисциплинах.

Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в колледже, столь же приоритетная, как и учебная. Ее специфика связана с тем, что она осуществляется в свободное от учебы время, в рамках которого, студент свободно выбирает тот или иной вид занятий. Она должна обеспечивать удовлетворение потребностей, развитие интересов и обогащение ментального опыта студентов.

Для студентов участие во внеучебной деятельности добровольно, хотя рассматривается как значимый показатель социальной активности и ответственности за качество профессиональной подготовки.

Участие в организации внеучебной воспитательной работы преподавателей рассматривается как важная часть должностных обязанностей и является показателем их профессиональной компетентности и личной ответственности за подготовку будущих специалистов в области образования.

Реализация концепции воспитания в колледже осуществляется в студенческих группах, на кафедрах, в колледже, посредством сочетания традиций, современных методов и форм осуществления воспитательного процесса. В качестве основных элементов системы воспитательной работы выделяются несколько направлений.




    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница