Концепция воспитания студентов в гуу



Скачать 345,28 Kb.
Дата15.02.2016
Размер345,28 Kb.




Концепция воспитания студентов в ГУУ
Воспитание рассматривается как деятельность по осуществлению социализации индивида. Социализация, в свою очередь, это процесс овладения человека целями, ценностями, нормами, способами общественного бытия. В результате социализации человек должен стать активным, целеустремленным, социально ориентированным членом того общества, в котором он должен жить, трудиться, выполнять различные социальные роли и получать удовлетворение от всех видов активности, другими словами, чувствовать себя счастливым и полезным для общества.

Для того, чтобы противостоять возможным жизненным трудностям, преодолевать кризисы, создающие различного рода фрустрации, стрессы и комплексы неполноценности человеку необходимы:



  • исполнение гражданского долга, осознание себя гражданином России и употребление всех своих способностей, знаний и умений на развитие российского общества и Российского государства;

  • работа, отвечающая способностям человека, развивающая его, обеспечивающая его карьерный рост и достаточно оплачиваемая, чтобы иметь высокое качество жизни;

  • признание и уважение со стороны общества, руководителей, товарищей за свою работу и качества личности, способствующие сотрудничеству, взаимопомощи, товарищеской поддержке;

  • честность, порядочность в жизненных ситуациях, в которых особенно трудно следовать этим личностным качествам;

  • ответственное отношение к семейным ценностям, любить и быть любимым в своей семье;

  • хорошее здоровье;

  • стремление к социальному обновлению и одновременно сохранению национальных традиций, ориентированных на комфортность общественного бытия;

  • хороший профессионализм и его использование для достижения общественно значимых целей;

  • освоение культурных ценностей других народов и активное ознакомление других народов с культурой своего народа;

  • уважение других людей независимо от их социального положения, выполняемой работы, принадлежности к религии, расе и т.п.

  • жизнерадостность, приветливость и доступность в общении;

  • высокая культура, широкое образование, стремление быть любознательным человеком;

  • бережное отношение к природе, ее сохранение, активное участие в улучшении окружающей природной среды;

  • готовность способствовать повышению жизненного уровня, качества жизни других людей.



Цели воспитания в вузе.

В общем смысле целью воспитания является формирование личности профессионала и гражданина Отечества, ориентированного в своей деятельности на получение значимых для общества результатов в виде материальных или духовных продуктов.

Эта цель является по существу единой для воспитания всех подрастающих поколений, которые проходят социализацию в семье, в школе, в профессиональных учебных заведениях. Можно сказать, что таким образом поставленные цели являются не только общими, но выражают в своей совокупности представление о личности как члене общества, представление о человеке, наделенном лучшими социальными качествами, о человеке идеальном. В такой интерпретации целей воспитания и формирования личности они предстают на методологическом уровне осознания как составная часть социализации.

В качестве цели, которая должна быть представлена в практической, реальной воспитательной работе следует, прежде всего, постараться выработать готовность отвечать основным стандартам общественно приемлемого поведения.

Готовность – это владение системой личностных качеств, которые позволяют адекватно и результативно строить свои отношения и поведение в общественных структурах различного масштаба, т.е. начиная от семьи до малых и больших социальных групп.

Целью воспитания становятся не только общественно ориентированные ценности личности, но и способы реализации этих ценностей в поведении и деятельности, т.е. в выработке определенных «инструментов», посредством которых эта ценность будет реализована. Организовывать активность личности по схеме «стимул – реакция» достаточно сложно. Важна здесь определенная принципиальная основа поведения, представляющая собою некоторые заданные современной цивилизацией ценности не разрушительного, а созидательного содержания.

Изложенные цели воспитания важны в сферах профессиональной деятельности, к которой готовятся студенты ГУУ. Профессии, получаемые в ГУУ, можно определить как публичные, т.е. профессии, в пределах которых деятельность осуществляется в структурах, объединяющих многих людей и результаты их труда имеют коллективную, общественную значимость.

В концепции воспитательной работы в ГУУ следует ориентироваться именно на те готовности, которые необходимы, в первую очередь, для усиления компетентности в профессиональной работе. Следует заметить, что в большей своей части и общечеловеческие ценности, и ценности профессиональной компетентности представляют собой единство. Это является спецификой профессий, получаемых в ГУУ.

Однако есть и различия. Они продиктованы обстоятельствами экономического и, главным образом, рыночного порядка, который определяет в значительной степени направленность поведения человека. Это поведение ориентировано на компромиссы разного рода, которые основываются на относительных или ситуативных приоритетах ценностей различного назначения. Например, ценностей нравственных и ценностей сугубо корпоративных, вытекающих из правил бизнеса.

В этих обстоятельствах необходимо формировать ценности и поступки, адекватные обстоятельствам профессиональной среды, но при одном существенном условии: они должны основываться на существующих законах, и, прежде всего, тех, которыми регулируется сфера конкретной профессиональной деятельности. В этом случае следует всегда опираться на понимание, что деятельность, ситуации, и результаты, какими бы они ни казались простыми, прозрачными и выгодными, не опираются на какую-либо одну ценность. И здесь всегда является актуальным выстраивание приоритетов этих ценностей.

Не навредить, не нанести ущерба – ценности, на которые опираются практически все профессионалы в своей работе, поэтому следует полагать, что ценность «не навреди», является составной частью каждой из готовностей, которые воспитываются у человека, овладевающего профессией управленца.

Также универсальными являются ценности гуманистической направленности, т.е. ценности, отражающие права человека, представления о достойном образе жизни, качестве жизни, культурном своеобразии и т.п.

К универсальным ценностям относятся и ценности человеческого общежития, личной культуры, культуры коллективистских отношений, семейных отношений, дружбы, товарищества, верности, порядочности.

Но в воспитании будущего специалиста и гражданина следует учитывать и ценности, на которых базируется профессиональная деятельность в тех сферах труда, к которым готовятся студенты ГУУ. Профессия управленца относится к профессиям, которые находятся в реестре «человек – организация». Соответственно этим представлениям профессионально значимым ценностями являются:

1. Ориентация на достижение успеха в деятельности организации. Эту ценность для менеджера, руководителя, вообще каждой публичной профессии следует поставить на ведущее место, т.к. только успех, выражающийся в достижениях или экономического, или общественного или политического, технического, маркетингового характера являются показателем, свидетельствующим о результативном выполнении профессиональных обязанностей. Всё это может выражаться в самом широком значении термина успех.

2. Достижение баланса интересов между внешней и внутренней средами организации, а также между различными социальными и профессиональными группами внутри организации. Это позволяет обеспечить сотрудничество, единство и лояльность работников к организации и к ее целям.

3. Сохранение внутри организации отношений сотрудничества и социального мира.

4. Развитие способностей каждого члена организации, на создание благоприятных условий для этого.

5. Установление порядка, четкости, требовательности и вместе с этим доверия к сотрудникам организации или партнерам по выполняемой работе.

6. Утверждение положительного отношения к организации со стороны ее партнеров, сотрудничающих с организацией.

7. Создание условий, обеспечивающих высокое качество жизни сотрудников и членов их семей.

8. Высокая культура деловых и профессиональных отношений внутри организации.

9. Утверждение в организации современных стандартов организационного поведения.

10. Творческий подход к выполнению профессиональной работы.

11. Приоритетность качества профессиональной работы.

12. Ориентация на коллективную работу.

13. Доступность информации и открытость для сотрудников организации.

14. Взаимная помощь и взаимное обучение профессиональным достижениям.

15. Безопасность труда, как для себя, так и других сотрудников организации.

Помимо профессионально значимых ценностей следует воспитывать у будущего специалиста способность адекватно поступать в зависимости от среды и ситуации (см. приложение 1).

Результативный поступок основывается на умениях и привычках. Другими словами мало следовать определенным ценностям, совершать адекватные этим ценностям поступки, но надо обладать соответствующими умениями и навыками, чтобы поступок достигал поставленной цели. Умения - это по большей части различные поведенческие акты, выражающиеся в действиях, речи или в невербальной коммуникации.

Обычно по уровню умений, по их соответствию или несоответствию явленным ценностям в первую очередь судят о воспитанности человека. Умения наблюдаются непосредственно и, как правило, в первую очередь оцениваются. Сформировать умения - значит вооружить человека всем необходимым для жизни среди людей.

Умения формируются или посредством наблюдения и подражания другим людям в соответствующих ситуациях, или посредством специальной тренировки (специально производимых тренингов). Последний способ является наиболее приемлемым для проведения воспитательной работы в вузе. Пока тренинги в этом направлении носят не систематический и целенаправленный характер. Необходимо разработать программу нормативных тренингов по формированию умений, которые соответствуют пониманию воспитанного человека, квалифицированного менеджера, эффективного лидера. Результатом воспитательной работы в вузе должно быть формирование следующих направлений готовности:

1. Готовность к выполнению гражданских обязанностей, используя для этого все представленные конституцией права гражданину РФ.

2. Готовность к профессионально-должностному и организационному поведению, ориентированному на общественные и личные интересы.

3. Готовность к инновационной активности, к изменениям в различных сферах общественной и трудовой деятельности.

4. Готовность к личной ответственности за поступки и результаты труда.

5. Готовность к сотрудничеству и пониманию людей различных национальных культур.

6. Готовность к поведению, базирующемуся на стандартах национальной культуры, традиций и здорового образа жизни.

7. Готовность быть стойким в жизненных трудностях, достойно переносить неудачи и поражения.

8. Готовность к построению семейных отношений и выполнению ролей семейного человека.

9. Готовность к развитию своих способностей и своей личности.

10. Готовность быть лидером в любых обстоятельствах.

11. Готовность преодолевать различного рода социальные, экономические, политические, трудовые препятствия и настойчиво добиваться поставленных целей.

12. Готовность укреплять свое здоровье и совершенствовать свою двигательную подготовленность.

Условия, влияющие на воспитание в вузе.
1.Внешняя социально-экономическая среда.
Внешняя жизненная среда, в которой проходит бытие человека, является важнейшим фактором, влияющим на цели воспитания, средства воспитания, а также готовность воспитываемого воспринимать, понять и следовать заявленным целям.

В целом современную социально-политическую, социально-экономическую и бытовую среду можно характеризовать как негармоничную, противоречивую, непоследовательную по доминирующим в ней ценностям, а также жизненным и поведенческим стандартам. Вследствие этого, молодые поколения - это поколения смуты, поколения идеологического, социального и экономического излома. Они сформировались крайне недоверчивыми к старшему поколению и его опыту, с повышенной тревожностью и агрессивностью, с весьма упрощенными жизненными целями и устремлениями, главным образом ориентированными на материальный успех и экономическое доминирование. Нельзя не заметить и понижение культурного уровня, сказавшегося в частности в смене культурных приоритетов с высоких национальных стандартов на поп-культуру.




2. Внутренняя среда вуза
Внутренняя среда вуза в значительной степени испытывает воздействие внешней, но и отличается от неё. Она оказывает влияние на осуществление воспитательной работы с молодыми людьми. Добиться положительных результатов воспитания могут позитивные особенности среды, связанные с назначением университета как образовательного учреждения, организацией его внутренней жизни и возрастными особенностями поколений, обучающиеся в высшем учебном заведении (см. приложение 5).

Особенности внутренней среды вуза позволяют считать, что она имеет достаточные возможности для проведения комплексной, целенаправленной воспитательной работы со студентами по всем ее направлениям:



  • научному мировоззрению;

  • патриотическому воспитанию;

  • нравственно-правовому воспитанию;

  • эстетическому воспитанию;

  • физическому воспитанию;

  • экологическому воспитанию.

Успех комплексной воспитательной работы будет зависеть от того, насколько внутренняя среда вуза будет способна органично и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Особенно следует отметить, что она должна уметь и защищать от негативных воздействий внешней среды, и обладать способностью к адаптации во внешней среде выпускников университета, формировать личность, способную изменять обстоятельства внешней среды. К существенной характеристике внутренней среды можно отнести ее способность к развитию в самой среде воспитывающих начал, под которыми понимается следующее:

  • совершенствование образовательной среды как составляющей внутренней среды вуза;

  • активное участие вуза в общественной жизни страны, региона, муниципалитета;

  • пропорциональность представительства различных поколений в составе профессорско-преподавательского состава;

  • постоянное совершенствование организационной структуры вуза;

  • активное участие в жизни вуза общественных организаций;

  • постоянное совершенствование студенческого самоуправления;

  • создание благоприятных условий для использования свободного времени как фактора обеспечивающего всестороннее развитие личности;

  • обеспечение условий для формирования навыков экологической и бытовой культуры;

  • обеспечение состязательной обстановки для стимулирования развития творческих способностей студентов;

  • высокая доступность к информации обо всех сторонах жизни вуза, профессорско-преподавательского состава и студенчества, в целом информационная достаточность;

  • обеспечение рационального порядка и режима работы вуза как обязательного фактора, регулирующего поведение и деятельность коллектива вуза.



3. Возрастные особенности студентов.
Студенты как социальная группа по психологии относятся к юношескому возрасту. В целом он отличается очень интенсивной социализацией, т.е. усвоением, принятием самых различных общественных отношений, включением в эти общественные отношения в качестве активных субъектов.

Одновременно это возраст, в котором уже накоплен определенный жизненный опыт, в частности опыт жизни в группе, опыт в средствах и способах достижения успеха, в отношениях с товарищами и лицами, исполняющими различного рода должностные или ролевые обязанности. Выше указывалось на то, что современная внешняя по отношению к вузу среда является неблагополучной. Вследствие этого юношеская психология по приоритету ценностей, стандартов и норм поведения отражает многие негативные влияния среды, которые затрудняют получение положительного эффекта от проведения воспитательной работы в вузе (см. приложение 2). Несомненно, они требуют учета в проведении этой работы.

Но, несмотря на перечисленные особенности психологии современной молодежи, она остается по-прежнему активной, любознательной, открытой к общению, к диалогу, к принятию ценностей, которые несут в себе действительно высокую общественную значимость и которые являются реальными для проведения их в жизни (см. приложение 3).

Направления воспитательной работы.
Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание в вузе должно быть направлено на формирование патриотизма, идущего от актуальной потребности, отражающей особенность переживаемого народом исторического периода. В этом больше и смысла, и пользы, такой патриотизм не абстрактен, а понятен и, самое главное, в большей степени действителен.

В таком понимании - патриотизм в настоящее время есть, прежде всего, сохранение народа, его национально-культурной и государственной идентичности. Это также сохранение своей страны, её территории, её культурных и исторических памятников, её экологии, рачительное использование природных богатств, их сбережение от различного рода расхитителей, хищников, рассматривающих нашу страну как место наживы, обогащения и не более того.

Патриотическое воспитание в связи с таким пониманием патриотизма сводится к следующему:



  • в учебных дисциплинах отражать те достижения наук, которые ориентированы на обеспечение интегральной безопасности страны (экологической, экономической, продовольственной, биологической, психологической, военной, культурной и т.д.);

  • в учебных дисциплинах отражать те достижения науки и хозяйствования, которые ориентированы на приращение экономической мощи страны, на рачительное использование ее ресурсов, на улучшение качества жизни населяющих ее народов;

  • в учебной и воспитательной деятельности показывать содержание гражданской позиции, особенности гражданского отношения к основным проблемам или фактам, ситуациям, составляющим современную действительность, переживаемую страной и ее народом;

  • в учебной и воспитательной работе опираться на лучшие образы профессиональной деятельности специалистов, отражающие удовлетворение действительных потребностей населения страны;

  • в учебной и воспитательной работе учить поведению, ориентированному на созидание, на сотрудничество, на мобилизацию всех возможных ресурсов, прежде всего человеческих, для создания благоприятного социально-экономического климата как в стране в целом, так и в каждом её уголке.



Нравственно-правовое воспитание.

Нравственность как качество поведения, как характеристика образа жизни человека, как принадлежность его к определенной ценностной ориентации оказалась в несогласованности с такими важными ориентирами и целями жизни как успех, достижение материального достатка, высокого положения в обществе и т.п. В связи с этим, нравственное воспитание в профессиональной сфере должно полностью основываться на двух направлениях:



  • правовое воспитание, т.е. воспитание правовой культуры профессиональной деятельности;

  • воспитание порядочности как основного фактора, базы профессионального поведения.

Деятельность на основе права и порядочности обеспечит в известной мере гармонию личных интересов и интересов других субъектов (в том числе и общественных) в профессиональной деятельности. Требовать в этой деятельности исключительно приоритетов общественных интересов над личными – это значит не добиться действительно нравственного профессионального поведения.

Основным способом реализации принципов законопослушания и порядочности как основ нравственного профессионально поведения является поведение преподавательского состава вуза. Если последовательно в нем будут осуществляться поступки уважительного, честного, небезразличного отношения как к студентам и порядкам, на которых основана деятельность педагога, то соответственно будут заданы и необходимые стандарты нравственного профессионального поведения.

У нравственного воспитания есть сторона, которая касается образа жизни и связанных с ним стандартов поведения. Вероятно, нравственным следует считать тот образ жизни, который не вредит ни обществу, ни другому человеку, ни самой личности, когда она включена в многочисленные общественные или межличностные отношения. Можно считать нравственным поведением, ориентированное на сохранение, как личного здоровья, так и здоровья всех других людей (например, курение в общественных местах является, несомненно, безнравственным поступком).

Нравственными являются поступки уважительного, честного отношения к другому человеку в общении различного рода и вообще в бытовых, ролевых контактах. Все эти отношения в настоящее время реализуются в рамках определенной субкультуры (в данном случае молодежной субкультуры) и являются своеобразными, порою вступающими в конфликт с какими-то общественными нормами.

Следует выделить еще один аспект нравственного воспитания. Он сводится к формированию образа жизни человека во всех его проявлениях. Обычно принято говорить о здоровом образе жизни. Под ним понимается в обобщенном выражении умеренность и целесообразность во всем, что так или иначе связано с сохранением здоровья человека, порядочности и традиционализма в отношениях, составляющих гражданское состояние, направленность на реализацию ценностей, ориентированных как на развитие личности, так и реализацию ролевых позиций, связанных с жизнью в семье и различных сообществах. В частности ценностей воспитания детей, заботы о родителях, заботы о нуждающихся и т.п.

К нравственному направлению относится и экологическое воспитание, начиная со здорового питания, соблюдения чистоты в помещениях и кончая макроэкологией. Следует отметить, что у молодых людей нередко отсутствуют навыки личной гигиены и особенно навыки поведения в местах общего пользования. Причиной этому является не столько непонимание или незнание основ гигиены, сколько своего рода неуважение (т.е. безнравственность) к тем людям, которые являются сопользователями мест, устройств общего назначения. Опросы о причинах юношеского вандализма свидетельствует, что он вызывается главным образом, совершенным отсутствием в сознании молодых людей чувств, отношений, представлений о другом человеке или других людях, которые являются сопользователями общего пространства. Те же исследования свидетельствуют, что молодые люди имеют смутное представление о нормах нравственного бытового поведения. Таким образом, с одной стороны эгоизм, а с другой незнание нормы формируют у молодых людей поведение, вызывающее различного рода конфликты в различных средах, но самое главное создает различного рода отторжение, неприязнь, недоверие, лишают получения чувства удовлетворения от благородности со стороны других людей за благоприятные поступки. Вообще с благородством также плохо обстоят дела в воспитании, как и с порядочностью.

Полагаем, что эта сторона нравственного воспитания может быть направлена, усилена следующим образом:


  1. Специальными курсами и тренингами по нормам нравственного поведения. Может быть, даже реанимировать книгу о нравственном поведении, изданную еще при Петре I – «Юности честное зерцало». Во всяком случае, в той или иной форме вуз должен взять на себя формирование основ нравственного поведение у студентов. Если мы действительно формируем управленческую элиту, то эта сторона поведения вполне может быть отнесена к профессиональной основе. Порядочность, благородство, изысканность, вежливость, чувство красоты русского языка, обходительность в общении – это все действительно составляющие нравственного поведения.

  2. Использования вузовских средств массовой коммуникации для целей нравственного воспитания. Они практически в таком направлении сейчас не используются. Кроме того, их просто мало. Может быть, специально создать компьютерный курс, с иллюстрациями о различных аспектах поведения в быту и труде.

  3. Организация конкурсов, соревнований, ставящих целью совершенствование нравственных и культурных основ поведения.


Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание является одной из основных форм воспитания и одновременно выступает необходимым элементом, аспектом других форм воспитания (патриотического, нравственного, экологического и физического развития). Специфика эстетического воспитания выражается в том, что оно нацелено на активацию творческих возможностей человека, повышение его общей культуры, а его конечной целью является гармонично развитая личность, которая способна оценивать эстетические ценности искусства и природы, индустрии и повседневной жизни, соотносить их с экономикой, политикой, общественной и частной жизнью.
1. Особенности формирования эстетической культуры молодежи.
Подготовка специалиста, его эстетическое развитие предполагает не автоматическое принятие им всей культурной информации, а ее целенаправленное и избирательное присвоение.

Эстетическое воспитание в университете должно стремиться развивать у будущего специалиста стойкую систему эстетических взглядов и художественных интересов, творческих мотивов в профессиональной деятельности. Университет может и должен углубить формы и методы приобщения к ценностям отечественной и мировой культуры, начатого в системе довузовского образования.

Эстетическое развитие студентов осуществляется в учебном процессе, труде, научно-исследовательской и общественной работе, в сфере досуга и общения со сверстниками. От курса к курсу формируются социальные установки будущего специалиста, в частности, на реализацию его культурных потребностей в трудовом коллективе, семье и межличностных отношениях.

Эстетическое воспитание, формируя эстетическое отношение будущего специалиста к труду, научному познанию, природе, социальному творчеству, общению, искусству, должно охватывать весь учебно-воспитательный процесс, затрагивать все сферы. Оно строится на следующих методических и организационных принципах:



  • тесная взаимосвязь со всеми направлениями воспитания,

  • единство эстетического образования и активной культурной деятельности,

  • единство самообразования и самовоспитания,

  • последовательность и дифференциация в решении воспитательных задач,

  • учет уровня эстетической культуры различных студенческих групп,

  • соединение индивидуальных и коллективных форм воспитания,

  • системность и целостность в рамках всего учебно-воспитательного процесса.

2. Цель и задачи воспитания студентов.


Основной целью эстетического воспитания студентов является формирование высокого уровня эстетической культуры будущего специалиста, способного реализовать эстетические нормы в своей профессиональной и общественной деятельности, стать активным носителем эстетических знаний. Достижение этих целей возможно при условии создания в ГУУ системы эстетического воспитания: эстетического образования и самообразования, художественного воспитания и самовоспитания, разнообразных форм культурной деятельности на основе индивидуальных склонностей.

Задачи эстетического воспитания обусловлены особенностями этапов подготовки и профилем университета. Они включают:

- формирование эстетических взглядов и вкусов студентов,


  • развитие аналитических и практических способностей,

- углубление потребностей в эстетическом самообразовании и самовоспитании,

- совершенствование умений организовать эстетико-воспитательную работу в

коллективе.
Необходимо последовательное утверждение в жизни ГУУ, в общении молодежи высоких эстетических норм и идеалов, непримиримого отношения к проявлениям дурного вкуса, культурной индифферентности и эстетической неразборчивости.

Задачи эстетического воспитания в ГУУ должны исходить из специфики будущей профессиональной и социальной деятельности выпускников.

Воспитанники нашего университета должны иметь:


  • широкий общекультурный кругозор,

  • достаточно глубокие знания по гуманитарной культуре в целом,

  • уметь применять эстетические нормы в своей профессиональной деятельности и общении,

  • понимать психологию творчества, культурных начал общественной и производственной жизни,

  • понимать и ценить эстетические ценности природы,

  • дорожить эстетическим многообразием отечественной культуры.

Организация университетского эстетического воспитания должна соответствовать современной культуре и отвечать потребностям социокультурного развития России. В настоящее время особенно актуальными являются вопросы повышения общей культуры молодежи, ее эстетических компонентов.

Кардинальное улучшение воспитания, в том числе и эстетического, предполагает повышение статуса всех гуманитарных наук, разработка и внедрение спецкурсов и лекториев художественно-эстетического цикла, стимулирование самостоятельной эстетической деятельности студентов, расширение традиционных и нетрадиционных форм воспитания с учетом развития интересов студентов, всемерное развитие материально-технической и информационной базы эстетического воспитания.

Эстетическая деятельность - это целенаправленное проявление активности и овладение культурными нормами и информацией, в сохранении и создании новых эстетических ценностей, их передачи другим людям. Эта практическая подготовка студентов к выполнению ими в будущей профессиональной и социальной деятельности культурных функций. Важнейшим принципом организации эстетической деятельности должно стать обязательное участие каждого (на основе свободного выбора) в одной из ее форм и видов.

Качественная и количественная характеристики такой деятельности будущих специалистов включает показатели, отражающие разнообразие форм эстетического воспитания:



  • интенсивность и действенность (Центр учебно-воспитательных программ),

  • динамика читательских интересов (библиотека),

  • развитие интереса к различным видам искусства (посещение театров, кинотеатров, участие в обсуждении и др.),

  • развитие самодеятельного художественного творчества (ЦУВП).

Эффективность эстетического воспитания зависит от того, в какой мере студенты обретают способность самостоятельно организовывать интересный и содержательный досуг, а также от того, насколько действенна их ориентация на целенаправленное самообразование и самовоспитание. Эффективность эстетического воспитания органично связана с поиском и утверждением новых форм деятельности, в частности по созданию разнообразных клубов по интересам и любительских объединений.
Физическое воспитание
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания вуза.

Система физического воспитания в вузе должна быть направлена на:



  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья студентов,

  • развитие двигательных способностей, совершенствование общей работоспособности и знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям (таким, как наркомания, пьянство, курение, асоциальное поведение и т.д.),

  • консолидацию студенчества, укрепление единства и сплоченности нации,

  • подготовку к профессиональной деятельности,

  • формирование у студентов способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам,

  • удовлетворение потребности студентов в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных соревнованиях и мероприятиях,

  • повышение интереса к занятиям физкультурой и спортом посредством смешения акцента в сторону игровых видов спорта;

  • развитие инфраструктуры вуза для занятий физической культурой и массовым спортом,

  • приобщение студентов к массовому физкультурно-спортивному движению в университете,

  • освещение в средствах массовой информации университета вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание студентов играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач. Они продиктованных необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют образование в области физической культуры и спорта и воспитание двигательных способностей. Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей и определяют в комплексе общий уровень физической работоспособности. Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.


Технологии воспитательной работы.

В отношении воспитательной работы при ее проведении чаще употребляется термин методы и значительно реже технологии. Представляется второй термин (технологии) в большей степени соответствует самому духу воспитательной работы, поскольку отражает в своем содержании делание, выполнение, практические приемы осуществления воспитательной работы. Технологии всегда основываются на определенных примерах и всегда предполагают достаточно строгие требования к выполнению технологического приема и достижения адекватного приему результата.

К технологиям воспитательной работы в вузе следует отнести установление рационального, реалистического порядка во всех сторонах жизни и деятельности вуза как организации. Это особенно значимо для нашего вуза, поскольку он готовит главным образом специалистов в области управления. Управление же есть деятельность, которая своей основной целью ставит снижение энтропии в управляемой системе, т.е. упорядочение функционирования ее как единого системного целого.

В связи со сказанным хорошо поставленной воспитательной работе должно предшествовать выработка представлений о порядке в вузе. Важно, чтобы этот порядок был не просто формально обязательным, но чтобы он был осознан как необходимость, без которой вуз как специализированная организация не может выполнять поставленных перед ней целей. Наш вуз вполне способен выработать и теоретические основы, и практические рекомендации по установлению воспитывающего порядка, как технологии воспитательной работы. Для этого необходимо:

1. Разработка и внедрение профессионально-этического кодекса поведения и профессорско-преподавательского и административного состава. Это особенно актуально, так как в настоящее время нет сколько-нибудь общих представлений о педагогическом поведении, хотя бы о педагогическом такте. В настоящее время педагогическая часть в профессиональной квалификации представлена в деятельности профессорско-преподавательского состава с большими недостатками. Следует в повышение квалификации профессорско-преподавательского состава включать задания по педагогике, особенно по части проведения воспитательной работы.

2. Разработать правила поведения в вузе и для студентов, и для профессорско-преподавательского состава. Направленность этих правил должна отвечать поставленным выше целям воспитательной работы и быть ориентированна на формирование выделенных выше готовностей.

3. Особое значение имеет постановка воспитательной работы в процессе изучения учебных дисциплин. По формам она может быть весьма разнообразна. Но все-таки здесь важно учитывать соответствие формы сущности учебной работы со студентами. В такой работе можно выделить следующие технологии: психолого-педагогические, познавательно-гносеологические, логически-организующие, профессионально-формирующие, личностно-развивающие.

Психолого-педагогические технологии ориентированны на развитие когнитивных и креативных способностей студента в образовательной деятельности. Они подчинены выработке индивидуального стиля познания, и в целом организации познавательного процесса.

Познавательно-гносеологические технологии ориентированы на системную организацию получаемого знания, на его иерархическое построение. Своим результатом оно должно иметь стройную, законченную и действенную картину мира, мировоззрение способное адекватно отражать в деятельности и поведении окружающую реальность.

Логически-организующие технологии имеют своей целью развитие способов получения знания и его использования для получения нового знания. Эти же технологии очень значимые для проведения диалога, понимания позиции другого человека, различных контактов в процессе деятельности. Они направлены на понимание логичности и причинно-следственной зависимости действий и поступков.

Профессионально-формирующие технологии ориентированы на включение в профессиональную деятельность этических, правовых, организационно-поведенческих отношений в процессах деятельности и общения в организации.

Личностно развивающие технологии призваны формировать основные ценности и поступки, на которых основывается поведение в обществе и организации. Выделенные здесь технологии позволяют использовать любой учебный материал для комплексной постановки воспитательной работы.



  1. Технологии, основанные на участии в научной и в целом исследовательской деятельности студентов. Посредством этих технологий формируются ценности личности, умения групповой работы, формируется научное мировоззрение, складываются такие качества как трудолюбие беспристрастность и доверие к фактам, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей, самоорганизация.

  2. Технологии, основанные на участии в общественной работе, ориентированы на развитие организаторских способностей, коллективной работы, социальных ценностей, умений отстаивать собственную позицию, корпоративные и общественно значимые ценности.

  3. Технологии, основанные на общении, ориентированы на передачу жизненного опыта, обмена культурными ценностями, традициями, диалог с другими культурами и возрастными группами.

  4. Состязательные технологии ориентированны на участие в спортивных мероприятиях и различного рода конкурсах направленных на проявление ценностных ориентаций, здорового образа жизни и традиций.

* * *
Конечной целью учебно-воспитательной работы в университете должно стать формирование не только квалифицированного специалиста-управленца, профессионала, но и полноценной, гармонически развитой личности, гражданина и патриота своей страны. Настоящая концепция содержит основные положения воспитательной работы в университете, которые должны быть развиты в конкретных мероприятиях и программах и обеспечены соответствующей внутривузовской нормативной базой.


Приложения к «Концепции воспитания студентов ГУУ»
Приложение 1.

Можно выделить следующие разновидности объективной среды, в отношении которой совершаются поступки:



  1. Люди в различных ситуациях, в различных обстоятельствах. Базовым поступком в отношении людей является проявление уважения и помощи. Это не будет противоречить никакой обстановке, в которой оказывается человек в связи с другими людьми.

  1. Ситуации, связанные с трудом и трудовыми отношениями. Здесь базовыми поступками являются организационное поведение, выражающееся в стандартах, как организационных, так и предписанных законами о труде.

  1. Ситуации, связанные с выполнением гражданского долга и гражданских обязанностей. Базовыми поступками здесь являются те, которые лежат в основе или ролевого поведения или поведения, соответствующего определенному гражданскому состоянию. Основная направленность такого поведения состоит в выполнении установленных норм, определяющих общественно значимую необходимость соответствующего ситуации поступка.

  1. Ситуации, связанные с досугом, развлечениями, проведением свободного времени вообще. Базовыми поступками в этих случаях можно считать следующие: планирование времени для такого рода активности, сохранения и улучшения физического состояния и вообще здоровья, проявление сообразительности, ловкости, общения, командного духа честной конкуренции. Поступки, в которых проявляется умеренность.

  1. Ситуации, связанные с бытом. Базовыми поступками можно считать те, которые основываются на соблюдении норм санитарно – гигиенического порядка, эстетических стандартов хорошего устроенного быта.

  1. Ситуации, связанные с поведением в молодежной среде. Базовыми являются поступки, в которых сохраняется честь и достоинство, самоуважение, самобытность, индивидуальность личности. Эта сторона поступков в молодежной среде особенно важна для самореализации личности и ее социализации на основе сохранения и утверждения своей индивидуальности «самобытности». Другими словами, эти поступки направлены на то, чтобы предотвратить превращение человека социального робота.

  1. Ситуации, связанные с поведением в семье, с близкими людьми, друзьями. Базовыми поступками являются те, которые исключают различного рода эксплуатацию чувств, привязанности, ролевых форм поведения. В основе положительных поступков, соответствующих среде близких людей является проявление заботливости (забота о старших, младших, слабых и т.п.), разделенные бытовых обязанностей, установления добрых отношений, сохранение здоровья, помощь в развитии, защита интересов близких людей.

  1. Ситуации, связанные с различного рода конфликтами. Базовыми поступками будут те, которые ориентированы на предупреждение конфликта, на его локализацию, на адекватность используемых в конфликте средств эффективного реагирования на угрозы личности, референтной группе, социальной группе и в целом обществу.

  1. Ситуации, связанные с совершением проступков или по умыслу или по незнанию. Базовыми поступками в этом случае следует считать, те которые направлены на устранение результатов этих проступков. Но в любом случае поступки не должны не переводить вину за совершенное на других лиц.

  1. Ситуации, связанные с принятием решений, которые могут быть восприняты как негативные, обидные, нежелательные. Базовыми поступками в таких случаях будут те, которые свидетельствуют об объективной необходимости принимаемых решений, о их полезности в ближайшей перспективе, о том, что они не являются продиктованными личными и тем более корыстными интересами.

  1. Ситуации, связанные с необходимостью использовать личный пример для решения актуальных проблем. Базовыми поступками являются те, которые демонстрируют личностное участие, принятие на себя особо тяжелых, но важных условий реализации решений, демонстрация бескорыстности и даже жертвенности для усиления доверия к себе и своим действиям.

Ситуации, связанные с отстаиванием своих убеждений, мировоззрения, культурных и религиозных ценностей. Базовыми поступками являются, те которые исключают нападки, агрессию по отношению к людям других убеждений или религиозных ценностей, но в тоже время демонстрируется твердость и убежденность в правоте и истинности собственных убеждений, но исключается агитация за свои убеждения и ценности. Ситуации, связанные с различиями в национальной культуре, образе жизни "бытовых привычек". Базовыми поступками будут те, которые направлены на понимание другой культуры и основанного на ней поведения. Это позволит избежать непреднамеренного оскорбления представителей другой культуры. Во всяком случае, поступки в таких ситуациях должны быть ориентированы на утверждение общественных ценностей.

Приложение 2.

Отметим эти психологические особенности:

1. Отсутствие твердых общественно значимых убеждений. Убеждения современного студенчества, как правило, эклектичны и не соответствуют последовательной гуманистической направленности.

2. Низкий уровень доверия к политическим и общественным структурам, к их способности действовать эффективно в качестве направляющей силы.

3. Преувеличение значимости корысти как основного мотива поведения.

4. Ориентация на конфронтацию в отстаивании и защите сугубо молодежных интересов.

5. Низкая способность к упорному труду. Неверие, что труд является основным источником как личного, так и общественного благополучия. Манипулятивное поведение.

6. Преувеличение значимости везения, случая, удачи, что всячески муссируется в качестве основного способа, позволяющего добиться личного успеха.

7. Нередко индифферентное отношение к национальной и этнической культуре. В большей степени ориентация на стандарты наднациональной культуры, больше всего представленной в образцах поп-культуры.

8. Большее доверие к ценностям молодежной среды, чем к ценностям более знающих людей. Молодежная субкультура межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений является приоритетной по оказываемому влиянию. Наблюдается в поведении своеобразный социально-культурный молодежный изоляционизм.

9. Критичность по отношению к традиционному выражению общественно значимых ценностей. При этом сами такие ценности не отрицаются, признаются полезными и желательными. Ревизии подвергаются те стандарты, нормы, традиции, посредством которых у старших поколений эти ценности реализовывались в общепринятом поведении. Сюда в первую очередь относятся ценности, определяющие отношение и социальное поведение к таким явлениям как патриотизм, идеологические постулаты, понятия справедливость, приоритета права и т.п.

10. Достаточно распространено убеждение, что старшие поколения не справились с теми проблемами, которые были у страны в 20 веке и что молодежи, в частности студенческой молодежи, приходится решать эти проблемы заново, но уже в более неблагоприятной обстановке.

11. Снизилась значимость ценности семьи, семейного образа жизни, ценность детей как смысла образования и жизни семьи.

12. В большей степени проявляет себя гедонистическая направленность в образе жизни, направленность на получение удовольствия, материального достатка любой ценой.

13.Снижение нравственных барьеров в организации личной жизни и в отношениях с другими людьми.

Приложение 3.

Можно отметить в связи с этим следующие психологические особенности юношеского возраста:



  1. Устойчивое понимание личной значимости образования для успешной профессиональной карьеры. Образование как ценность стала общественно значимым явлением настоящего времени, что современную молодежь в корне отличает от молодых людей 90-х годов прошлого века.

  2. Широкий взгляд на современную действительность, можно сказать ее системное осмысление, проявляющееся в способности видеть, переживать взаимозависимость социальных, экономических, политических аспектов жизни общества и государства.

  3. Понимание неизбежности рыночных отношений в современном обществе и, в связи с этим, готовность работать в этих отношениях, их принятие как условие успешной личной работы.

  4. Ориентация на достижения и самореализацию. Причем это проявляется не только в профессиональной деятельности, но и в сфере досуга. Последнее особенно заметно в различного рода художественном творчестве. Этот вид активности также позволяет получить удовлетворение от признания товарищей по учебе и друзей.

  5. Смелость и решительность как основа карьеры в области менеджмента.

  6. Понимание выгодности работы в команде, вообще групповой работы, но при этом занимать в такой команде лидерские позиции. Весьма неохотное отступление от этого принципа, поэтому команды или группы совместной работы создается трудно. Этому предшествует жесткое межличностное противостояние.

  7. Основательная подготовка в области современных компьютерных технологий и в связи с этим хорошее развитие абстрактно - логического мышления, способствующего результативной аналитико-синтетической умственной деятельности.

  8. Хорошо развитая ориентация на инновацию и вообще различного рода изменения. Активная поддержка и участие в этих изменениях, нередко во вред традиционным, устойчивым, положительно зарекомендовавших себя жизненным реалиям.

  9. В большей степени ориентация на практическую деятельность, чем на деятельность теоретическую. Отсюда более высокая оценка практического результата, практического достижения как личного, так и группового.

  10. Веселый, бодрый нрав.

  11. Способность к успешной адаптации в организации, в деловых отношениях, если таковая требуется для достижения положительного результата. Готовность отказаться от стандартов молодежной субкультуры.

  12. Открытость в своей позиции, своего понимания проблемы.

  13. Лояльность по отношению к той организации, которая предоставляет ресурсы для развития, для карьеры, для планирования будущего. В данном случае лояльность по отношению к университету.

  14. Стремление иметь много друзей, много компаний, с которыми желают проводить больше времени, с которыми желают быть в согласии и общении.

  15. Стремление к самостоятельности, к самоутверждению в выбранном образе жизни.





Каталог: files -> student
student -> Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих специалистов высшей квалификации
student -> Саморегуляция эмоционального состояния
student -> Проблемно-ориентированный анализ деятельности Лицея в рамках социально-культурного проектирования
student -> Длительность диспансерного наблюдения в детской поликлинике за детьми с артериальной гипертонией составляет
student -> Экзаменационные вопросы Понятия управленческого решения и государственного решения. Их отличия. Органы государственного управления
student -> Понятие делового общения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница