Концепция региональной системы оценки качества образования ростовской области



Скачать 234.62 Kb.
Дата25.04.2016
Размер234.62 Kb.

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение

Качество образования в современных условиях является одной из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных организаций, эффективность решения задач социально-экономического развития региона.


В соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской федерации» и Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы предусмотрены существенные изменения в различных звеньях образовательной системы, которые должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования.

На уровне Правительства Российской Федерации, в рамках одобренных приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, отдельной задачей выделяется реализация общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

В рамках ОСОКО создается региональная система оценки качества образования (РСОКО), что дает органам управления образованием на уровне регионов рычаги оценки и управления качеством образования

Несмотря на необходимость создания региональной системы оценки качества образования, в настоящее время в Ростовской области еще не сформирована единая модель РСОКО, не определены концептуально-методологические механизмы повышения качества образования и подходов к его измерению и оценке, не разработан стандартизированный инструментарий оценки качества образования (ОКО). Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами ОКО, слабо координируется; отсутствует инструментарий для обеспечения сбора объективной информации в регионе, ее обработки и анализа. Отмечается также недостаток квалифицированных кадров в данной области.




  1. Основные положения РСОКО

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.



Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств (рисунок 1):

  • качества нормативно - правовой базы;

  • качества образовательной программы;

  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения - качества потенциала учащихся и абитуриентов, на выходе - качества потенциала выпускников);

  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных помещений, транслируемых знаний и др.);

  • качества образовательных технологий;

  • качества информационно - технологического обеспечения (в том числе обеспечения информационной безопасности);

  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).



Рисунок 1. Составляющие региональной системы

оценки качества образования.


Оценка качества образования подразумевает оценку качества различных достижений обучающихся (учебных, творческих, спортивных и др.) и оценку качества собственно образовательного процесса в организациях. Данная оценка проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральные государственные образовательные стандарты - совокупность требований к образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

В основе региональной системы оценки качества образования лежат следующие принципы (рисунок 2).

Рисунок 2. Принципы системы оценкии качества образования



Целями системы оценки качества образования в образовательной организации являются:

  1. Получение объективной информации о качестве образовательного процесса в организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

  2. Принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

  3. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных для них решений (по продолжению образования или трудоустройству).

  4. Создание общих механизмов оценки качества деятельности организаций внутри единого образовательного пространства региона.

  5. Обеспечение объективности оценки обучающихся во время итоговой аттестации и при приеме в образовательные учреждения всех уровней.

  6. Разработка системы измерителей для различных пользователей, позволяющих эффективно реализовывать основные цели образовательного процесса, согласно образовательной программе (инновационной программе развития) учреждений образования области.

Основными задачами системы оценки качества образования в образовательной организации являются:

  • приведение условий обучения и воспитания обучающихся в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, приоритетами развития системы образования Ростовской области и социальному запросу населения;

  • информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга эффективности работы образовательных организаций;

  • определение формата собираемой информации и разработка технологии её использования в качестве информационной основы для принятия управленческих решений;

  • выявление факторов, влияющих на повышение качества образования обучаемых;

  • разработка механизмов общественной экспертизы в условиях гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;

  • принятие обоснованных управленческих решений и обеспечение государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями на основе системы оценки качества образования в образовательных организаций;

  • определение рейтинга школы и стимулирующих выплат педагогическим работникам по результатам реализации мониторинга.

Исходя из целей и задач системы оценки качества образования в организации, объекты данной оценки представлены тремя основными элементами:

  • образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты);

  • образовательные организации и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;

  • индивидуальные образовательные достижения обучающихся (под обучающимися понимаются, как те, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и те, кто находится на различных промежуточных этапах обучения).

Потребители результатов деятельности РСОКО:

  • обучающиеся и их родители (законные представители);

  • органы законодательной и исполнительной власти;

  • ведомства (федерального и регионального подчинения), осуществляющие контрольные функции;

  • муниципальные органы управления образованием;

  • образовательные и научные организации;

  • работодатели и их объединения;

  • общественные организации, заинтересованные в ОКО;

  • средства массовой информации;

  • иные лица, заинтересованные в ОКО.




  1. Модель региональной системы оценки качества образования

Модель РСОКО включает в себя следующие компоненты: оценку качества результатов деятельности образовательных организаций в рамках образовательного пространства Ростовской области; общественно-государственную оценку качества деятельности региональной системы образования; документы проектно-программного характера, одобренные на уровне области, легитимизирующие деятельность системы образования по повышению качества образовательной и управленческой деятельности (рисунок 3).




РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

внешние

ПОКАЗАТЕЛИ

ЗАПРОСЫ: государства; органов управления образованием разного уровня; обучающихся и их родителей; работодателей; иных лиц заинтересованных в оценке качества образования.

на областном уровне




    1. Оценка качества результатов деятельности образовательных организаций в рамках образовательного пространства Ростовской области



на муниципальном уровне



на уровне образовательных

организаций



внутренние


2. Формы и механизмы общественно-государственной оценки качества деятельности региональной системы

образования




публичные отчеты руководителей



общественно-профессиональные слушания



ПРОДУКТЫ РСОКО, предъявляемые заказчикам и потребителям услуг

3. Документы проектно-программного характера, одобренные на уровне области, легитимизирующие деятельность системы образования по повышению качества

образовательной и управленческой деятельности

аналитические отчеты и исследования

обсуждение проблем и результатов в области качества образования

работа комитетов и комиссий на местном и краевом уровне

публикации в СМИ и Интернете



Управленческие решения по повышению качества образования в регионе

Рисунок 3. Модель региональной системы оценки качества образования.

1. Оценка качества результатов деятельности образовательных организаций в рамках образовательного пространства Ростовской области (на областном и муниципальном уровне; на уровне отдельных ОО; в различных сегментах системы образования).

Для объективной оценки деятельности региональной системы образования целесообразно применить методологию и методику науки квалитологии.



Квалитология – наука о качестве; квалиметрия - отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества; метрология - отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения качества; теория управления — это наука, изучающая: процессы управления в социально-экономических системах; содержание и форму управленческих отношений, законы и закономерности их возникновения и развития; принципы эффективного управления (рисунок 4).

Разделы:

Разделы:

Теория качества

Обеспечение точности измерений

Обеспечение единства измерений

Повышение качества

Обеспечение качества

Анализ качества

Предметные

Специальные

Общая

Метрология

Теория управления качеством

Квалиметрия

КВАЛИТОЛОГИЯ

При измерении качества образовательного процесса принципиальным является наличие критериев и показателей двух типов - внутренних и внешних



  • оценка деятельности системы образования по внутренним показателям осуществляется внутрисистемными субъектами (педагогические коллективы, директора, эксперты и др.).

  • субъекты, не принадлежащие областной системе образования (ассоциации работодателей, общественные организации, эксперты и др.), производят независимую оценку деятельности системы по внешним критериям и показателям.

2. Общественно-государственная оценка качества деятельности региональной системы образования осуществляется через ряд имеющихся институциональных форм и механизмов:

  • публичные отчеты руководителей (директора ОО, руководители муниципальных систем образования и др.);

  • общественно-профессиональные слушания;

  • публикации в СМИ и Интернете;

  • работа комитетов и комиссий по оценке качества образования;

  • обсуждение проблем и результатов в области качества образования на общественных, экономических, научно-практических, общественно-политических форумах, конференциях, семинарах;

  • аналитические отчеты и исследования некоммерческих организаций, социологических и др. центров.

3. Документы проектно-программного характера, одобренные на уровне области, легитимизирующие деятельность системы образования по повышению качества образовательной и управленческой деятельности. К числу основных документов относятся целевые программы оценки качества образования (муниципальные, региональные и др.) с разработанной системой критериев и показателей результативности; совместные проекты и соглашения с участием различных институциональных субъектов.

Принципами построения РСОКО являются:

  • учет потребностей системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

  • сопоставимость региональных показателей оценки качества образования с федеральными и международными показателями;

  • сочетание процедур профессиональной (ведомственной) и общественной оценки региональной системы оценки качества образования;

  • многократное использование источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности региональной системы образования;

  • инструментальность и технологичность используемых показателей;

  • минимизация системы показателей качества и эффективности образования с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

  • иерархичность показателей для оценки качества и эффективности системы образования Ростовской области.


Процедура оценки качества образования включает:

  • государственную (итоговую) аттестацию обучающихся общеобразовательных организаций, освоивших образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • оценку образовательных достижений, компетентностного уровня и социального опыта обучающихся;

  • внешний и внутренний образовательный аудит;

  • аттестацию педагогических кадров;

  • лицензирование, государственную аккредитацию организаций образования в регионе;

  • социологические, статистические и мониторинговые исследования системы образования Ростовской области на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном;

  • международные исследования качества образования в образовательных организациях Ростовской области: PISA, TIMSS и др.

Измерительные средства и инструменты РСОКО

Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, показателей и индикаторов, характеризующих основные аспекты качества образования (качество условий, качество процесса и качество результата).

Номенклатура показателей и индикаторов качества и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

Конкретный набор критериев, показателей и индикаторов для РСОКО определяется приоритетами государственной и региональной образовательной политики и запросами других заказчиков и потребителей образовательных услуг в регионе.



Требования к системе критериев, показателей и индикаторов для РСОКО (где: критерии - признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность); показатели - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса; индикаторы - характеристики, которые могут быть измерены).

  • полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;

  • необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем блокам региональной системы оценки качества образования);

  • оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);

  • экономическая целесообразность (процесс измерения и расчета должен быть относительно дешевым и оптимальным по трудозатратам);

  • универсальность (система показателей должна быть инвариантной относительно социально-экономических и других особенностей Ростовской области для проведения сравнительного анализа собранной информации);

  • однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую обеспечивают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений);

  • открытость системы показателей (банк показателей) и результатов мониторингов для пользователей РСОКО, как условие инвестиционной привлекательности региональных систем образования и эффективного использования ее ресурсов.

При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.


  1. Уровневая модель РСОКО

Уровневая модель РСОКО (рисунок 5) отражает взаимосвязь между субъектами региональной системы оценки качества образования (разного уровня) в соответствии с их полномочиями и функциями.

Организационно-управленческая структура РСОКО имеет три уровня: региональный, муниципальный и институциональный. Функционирование РСОКО



ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ



Общественные институты

Образовательные организации

Институциональный уровень

Муниципальный уровень

Общественные институты

Муниципальные органы управления образования

ЗАПРОСЫ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ




СУБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ в соответствии с полномочиями и функциями





Региональный уровень




Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Центр оценки качества образования

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области




Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов




Объекты оценки в аспектах качества




Средства и

инструменты измерения

РСОКО





Процедуры контроля и оценки качества образования




Результаты оценки




Управленческие решения по повышению качества образования

в регионе

Продукты РСОКО, предъявляемые заказчикам и потребителям услуг

Рисунок 5. Уровневая модель РСОКО Ростовской области



предполагает разделение полномочий организационных структур, выполняющих специальные задачи в сфере оценки качества образования.

  1. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области:

  • осуществляет в установленном порядке контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования ОО расположенными на территории Ростовской области, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;

  • осуществляет контроль качества образования обучающихся, в том числе качества подготовки выпускников в период проведения государственной (итоговой) аттестации, в соответствии с федеральными и региональным компонентами государственных образовательных стандартов в образовательных организациях, расположенных на территории Ростовской области;

  • организует проведение аттестации руководящих и педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных организаций Ростовской области;

  • координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;

  • принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе.




  1. Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

  • осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных организаций, расположенных на территории Ростовской области, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных организаций, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесена законодательством к компетенции Российской Федерации;

  • осуществляет контроль над соблюдением образовательными организациями лицензионных требований и условий в пределах своей компетенции.




  1. Центр оценки качества образования (структурное подразделение ГАУ РО РИАЦРО):

  • проводит анализ действующих федеральных нормативных документов, регламентирующих апробацию и функционирование РСОКО;

  • проводит анализ инструктивных и нормативных материалов, регламентирующих апробацию и функционирование РСОКО;

  • разрабатывает и внедряет систему независимой оценки качества образования в Ростовской области;

  • организует взаимодействие субъектов системы независимой оценки качества образования (общественных организаций, педагогических сообществ, общественных советов, общественных ассоциаций, общественных движений, некоммерческих организаций и др.);

  • разрабатывает систему критериев, показателей, форматов баз данных, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Ростовской области, а также процедуры оценки качества образования;

  • разрабатывает тесты для оценки индивидуальных достижений учащихся ОО общего и профессионального образования (совместно с РЦОИ и РИПК и ППРО);

  • разрабатывает технологии и методики измерений, обеспечивающих объективный характер ОКО;

  • принимает участие в проведении международных исследований PISA, PIRLS, TIMSS;

  • осуществляет организационное и технологическое обеспечение проведения процедур ОКО;

  • проводит тестирование готовности воспитанников дошкольных образовательных организаций к обучению в школе;

  • формирует банк контрольно-измерительных материалов, позволяющих измерять и оценивать качество образования в Ростовской области;

  • определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования;

  • создает региональные базы данных образовательных организаций и регулярно проводит актуализацию этих данных;

  • проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам повышения эффективности системы оценки качества образования в регионе;

  • участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования Ростовской области;

  • организует систему информационного и научно-методического обеспечения образовательных организаций Ростовской области и муниципальных органов управления образованием по направлению внедрения РСОКО;

  • организует и проводит совместно с РО ИПК и ППРО прикладные научно-педагогические исследования, конференции, семинары, инструктивно-методические совещания по проблемам мониторинга и контроля качества региональной системы образования;

  • проводит мониторинговые, научно-методические и прикладные исследования на основании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Ростовской области;

  • проводит подготовку и принимает участие в мероприятиях, направленных на совершенствование системы надзора (контроля) и оценки качества образования, а также готовит предложения по совершенствованию РСОКО;

  • содействует обновлению нормативной правовой базы документов, относящихся к обеспечению качественного образования на территории Ростовской области;

  • проводит анализ эффективности функционирования сети образовательных организаций (дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования) Ростовской области и разрабатывает предложения по ее оптимизации и совершенствованию;

  • изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития СОКО в регионе;

  • оказывает консалтинговые услуги по вопросам создания, функционирования и развития системы оценки качества образования в Ростовской области, проведения мониторинговых, социологических исследований.

  • организует взаимодействие субъектов РСОКО в «Интернет- пространстве».

  1. ГБО ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»:

  • осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, профессиональных и общественных экспертов, участвующих в деятельности экспертных групп и аттестационных комиссий по вопросам оценки качества образования;

  • разрабатывает методические рекомендации по подготовке стратегических документов по вопросам оценки качества образования в рамках проектной деятельности и управления региональными проектами;

  • участвует в проведение экспертизы образовательных программ;

  • участвует в организации и проведении научно-методических конференций по внедрению и функционированию РСОКО.

  1. Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования

  • обеспечивает организационное, методическое, технологическое и информационное сопровождение проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена;

  • проводит обработку экзаменационных работ участников государственной (итоговой) аттестации, в том числе бланков регистрации участников ЕГЭ на базе пунктов первичной обработки информации, расположенных на территории области

  • участвует в разработке, формировании и издании нормативных, статистических, аналитических и научно-методических материалов по вопросам организации, проведения и анализа результатов государственной (итоговой) аттестации

  1. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов:

  • участвуют в разработке методики оценки качества образования;

  • обеспечивают проведение мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях;

  • участвуют в организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов;

  • участвуют в разработке методики рейтинговой оценки работы муниципальных образовательных организаций и организуют проведение рейтинговых процедур;

  • осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;

  • обеспечивают подготовку специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

  • проводят анализ эффективности функционирования муниципальной сети образовательных организаций, разрабатывают предложения по ее оптимизации;

  • создают и координируют работу автоматизированной сети для сбора, хранения и передачи информации о состоянии муниципальной системы оценки качества образования, определяют способы организации информационных потоков для потребителей РСОКО на муниципальном уровне;

  • принимают управленческие решения по результатам оценки муниципальной системы оценки качества образования.

  1. Образовательные организации:

  • участвуют в разработке системы критериев, показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальной системы образования, региональной системы образования и РСОКО;

  • обеспечивают проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

  • участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательной организации в составе муниципального образования;

  • организуют систему мониторинга качества образования в образовательной организации; осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации и участников образовательного процесса; анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательной организации;

  • обеспечивают предоставление информации о качестве образования в своей образовательной организации на муниципальный и региональный уровни;

  • обеспечивают подготовку работников образовательной организации и общественных экспертов по осуществлению контрольно-измерительных и оценочных процедур;

  • разрабатывают мероприятия, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в образовательной организации, участвуют в этих мероприятиях и готовят предложения по совершенствованию этой системы;

  • формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательной организации;

  • анализируют организацию, содержание и результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся образовательной организации и формируют предложения по ее совершенствованию;

  • принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации.

  1. Общественные институты:

  • реализуют общественный контроль РСОКО и деятельности образовательных организаций в форме общественного наблюдения и (или) общественной экспертизы;

  • принимают участие в формировании информационных запросов основных потребителей деятельности РСОКО;

  • принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальной системы образования и системы образования Ростовской области;

  • принимают участие в оценке РСОКО по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных организаций; аттестации педагогических и руководящих работников; мониторинговых исследованиях; государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных организаций (в качестве общественных наблюдателей); экспертизе материалов по вопросам оценки качества образования в регионе;

  • принимают участие в обсуждении результатов оценки РСОКО.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница