Концепция развития открытой электронной образовательной среды



Дата12.02.2016
Размер83,2 Kb.
#1201
Проект

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В рамках комплексного плана межведомственных мероприятий по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в образовательных организациях на период 2013-2015 гг.

Описание ситуации

В настоящий момент на мировом рынке образовательных услуг все более значимую роль начинает играть новый тип институциональной формы обучения – сетевые открытые университеты и платформы, ориентированные на распространения «образовательного контента», включающего как электронные ресурсы, так и образовательные услуги, реализуемые с использованием технологий электронного обучения (примеры: coursera.org, edx.org, khanacademy.org). Охарактеризовать новый тип данной институциональной формы можно следующим образом – все платформы являются открытыми для поставщиков контента и самих обучающихся, ограничиваясь лишь стандартами размещения контента, языка описания результатов обучения и некоторыми другими требованиями. Данные платформы принципиально ориентированы глобальную образовательную аудиторию – например, инициатива MIT и Harvard по созданию платформы on-line обучения ориентируется на привлечение аудитории в 1 млрд. студентов в среднесрочной перспективе (http://www.technologyreview.com/view/428474/emtech-preview-anant-agarwal-on-overhauling-education/).

Очевидно, что сегодня в глобальном масштабе появляются и оформляются в институциональные формы новые модели электронного обучения и технологии, обеспечивающих реализацию данных моделей, возникают стандарты оценки и признания образовательных достижений в on-line пространстве. Помимо этого мы можем наблюдать процесс формирования и капитализации новых глобальных образовательных брендов, не связанных с традиционными университетами, и стягивающих на себя внимание аудитории, присутствующей в интернет-пространстве. Статистика посещения открытых on-line университетов демонстрирует высокую востребованность данных ресурсов и российскими студентами и русскоязычной аудиторией.

Все эти тренды демонстрируют нарастающий масштаб процесса ухода студентов (и других категорий потребителей образовательных услуг) в глобальные образовательные сети. Особенностью таких сетей является концентрация образования в ведущих образовательных центрах и кардинальное повышение количества обучающихся, приходящихся на одного преподавателя за счет возможностей электронного обучения. Это обеспечивает обучение у ведущих преподавателей и экспертов, доступ к актуальным и востребованным курсам для всех потребителей образовательных услуг.



Приоритеты политики развития электронного образования

Очевидно, что в такой ситуации должны быть определены приоритеты, отвечающие описанной выше ситуации. Можно выделить три группы вопросов и приоритетов образовательной политики.

Первая группа приоритетов связана с необходимостью повышения качества, а также доступности образовательного процесса за счет внедрения современных образовательных технологий. Приоритеты политики в данном направлении:


  • Обеспечение доступности для категорий граждан с особыми потребностями;

  • Повышение качества региональных университетов и филиалов на основе доступа к образовательному контенту ведущих вузов;

  • Обеспечение возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием контента электронных площадок;

  • Повышения уровня вовлеченности школьников и взрослого населения в систему электронного образования, обеспечение образования на протяжении всей жизни.

Вторая группа приоритетов отвечает на вопрос интеграции российского образования с международными открытыми on-line университетами и платформами:

  • Создание условий для возможностей учета результатов обучения при прохождении курсов на открытых глобальных on-line площадках в образовательных программах российских университетов;

  • Способствование международной кооперации российских университетов с международными on-line платформами для «трансферта образовательных технологий», заимствования образовательных технологий для дальнейшего развития компетенций разработки собственного конкурентоспособного электронного контента;

  • «Раскрутка» и продвижение брендов российских образовательных on-line ресурсов для выхода в глобальное образовательное пространство (ориентация на «уникальные центры компетенций российского образования»).

Третья группа приоритетов ориентирована на проекты развития, обеспечивающих создание и поиск прорывных разработок в области электронного обучения и их масштабное внедрение:

  • Конкурс и грантовая поддержка проектов в области электронного обучения (поиск центров уникальных компетенций, технологий и их масштабирование);

  • Стимулирование кооперации различных субъектов вокруг реализации проектов развития электронного обучения и внедрения современных образовательных технологий (университеты, средний и малый бизнес, работодатели, студенты и преподаватели).

Модель электронной образовательной среды

Предлагается создание электронной образовательной среды на базе облачных технологий, ориентированной на реализацию мировых стандартов в области электронного обучения. В разработке принимают участие образовательные организации, а также организации, заинтересованные в развитии образования и образовательных технологий, в том числе стартапы, которые предоставляют площадки и технологии, обеспечивающие внедрение и распространение технологий электронного обучения.

Под электронной образовательной средой понимается не единая техническая платформа и набор размещенных на ней электронных ресурсов, а набор стандартов/норм, обеспечивающих реализацию возможности использования образовательного контента, размещаемого на разных платформах (в т.ч. международных), в системе образования с возможностью сетевой формы реализации образовательных программ российскими вузами.

Электронная образовательная среда реализуется при партнерстве и вовлечении основных стейкхолдеров: государство, вузы, бизнес (работодатели), студенты.

Минобрнауки России реализует ряд функций:


  • обеспечение коммуникационной площадки для запуска проектов разработки и использования электронного контента и внедрения современных образовательных технологий;

  • обеспечивает совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия развития электронного образования;

  • реализует механизмы стимулирования спроса и востребованности электронного контента.

Электронная среда создается на базе механизмов, способствующих развитию мобильности студентов, стимулировании выбора ими качественных курсов и образовательных программ, поддержки рыночных механизмов конкуренции и отсева «вузов-поставщиков» низкокачественного контента.

Основные направления работ и ответственность участников

Предполагается запуск пяти направлений работ, способствующих развитию электронной образовательной среды.



Первое направление работ – регулирование и создание нормативных условий, способствующих развитию электронной образовательной среды (Минобрнауки России при участии работы экспертных групп):

  • Разработка стандартов образовательных платформ в электронной среде, обеспечивающих возможность сетевой формы реализации образовательных программ;

  • Совершенствование нормативной базы процесса обучения в электронной среде (наличие средств мониторинга и контроля результатов обучения, модульность, методическая поддержка и др.);

  • Разработка стандартов (в том числе, принятие международных) и методических рекомендаций по созданию электронного контента, размещаемого в электронной образовательной среде.

Второе направление – обеспечение признания результатов электронного обучения (Минобрнауки России, Рособрнадзор при участии работы экспертных групп):

  • Корректировка и адаптация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для дистанционного образования, положения об итоговой аттестации, критериев аккредитации;

  • Формирование рекомендаций по нормативным положениям вуза при реализации электронного обучения и сетевой формы реализации образовательных программ;

  • Формирование требований к системе учета результатов обучения с использованием электронного контента;

  • Разработка требований к электронному документообороту образовательного процесса при реализации образовательных программ в электронной образовательной среде.

Третье направление – кадровое обеспечение электронной образовательной среды (Минобрнауки России, университеты-лидеры в области внедрения электронных образовательных технологий при участии работы экспертных групп):

  • Разработка и реализация программ переподготовки кадрового состава, в области применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ в электронной образовательной среде (в т.ч. управленческого персонала вузов, потенциальных разработчиков уникального контента (преподавателей, экспертов), технических специалистов, тьюторов, консультантов);

  • Использование электронной образовательной среды для применения сетевой формы реализации программ повышения квалификации.

Четвертое направление – совершенствование системы финансирования разработчиков электронных образовательных технологий (Минобрнауки России, Рособрнадзор, бизнес-стартапы в сфере образовательных технологий, представители крупных работодателей при участии работы экспертных групп):

  • Разработка механизмов стимулирования разработчиков электронного контента (преподавателей, разработчиков в сфере образовательных технологий);

  • Разработка механизмов мотивации корпораций в активном участии в проектах развития образовательных технологий;

  • Разработка инструментов стимулирования активной позиции студентов и слушателей в выборе выбора качественного электронного контента и образовательные программы.

Пятое направление – интеграция с глобальными сетями (Минобрнауки России, Рособрнадзор, университеты, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, бизнес-стартапы в сфере образовательных технологий, при участии работы экспертных групп):

  • Реализация стратегии «трансферта образовательных технологий» -использование возможностей взаимодействия с мировыми образовательными поставщиками контента с целью заимствования технологий и развития компетенций российских поставщиков контента;

  • Кооперация с ведущими игроками образовательного рынка для быстрого выхода в глобальное образовательное пространство;

  • Развития российских брендов поставщиков контента и открытых образовательных платформ.

Шестое направление – реализация флагманских проектов развития электронного обучения на базе ведущих университетов (Минобрнауки России, Рособрнадзор, университеты, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, бизнес-стартапы в сфере образовательных технологий, при участии работы экспертных групп):

  • Организация конкурса проектов развития электронного образования (проект должен реализовываться в кооперации с другими университетами, представителями сферы бизнеса в области образовательных технологий и IT индустрии);

  • Реализация проекта и распространение опыта в области электронных образовательных технологий.

Ключевые результаты реализации модели открытой электронной образовательной среды

  • Повышение доступности образования (в частности для граждан с особыми потребностями);

  • Повышение качества образовательных программ, реализующихся на региональных вузах и филиальных сетях, за счет предоставления доступа к электронному контенту университетов-лидеров;

  • Реализация новых моделей обучения, ориентированных на активную позицию обучаемых и предоставление реальных возможностей по формированию индивидуальных образовательных траекторий, выявлению талантливой молодежи;

  • Формирование индустрии электронного обучения, развитие спроса и предложения на рынке поставщиков современных образовательных технологий и разработчиков контента (стартап-проекты, малый и средний бизнес);

  • Увеличение степени присутствия рынка русскоязычного образовательного контента и контента, производимого российскими образовательными учреждениями, в международном образовательном пространстве.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Государственный образовательный


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница