Проект
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В рамках комплексного плана межведомственных мероприятий по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в образовательных организациях на период 2013-2015 гг.
Описание ситуации
В настоящий момент на мировом рынке образовательных услуг все более значимую роль начинает играть новый тип институциональной формы обучения – сетевые открытые университеты и платформы, ориентированные на распространения «образовательного контента», включающего как электронные ресурсы, так и образовательные услуги, реализуемые с использованием технологий электронного обучения (примеры: coursera.org, edx.org, khanacademy.org). Охарактеризовать новый тип данной институциональной формы можно следующим образом – все платформы являются открытыми для поставщиков контента и самих обучающихся, ограничиваясь лишь стандартами размещения контента, языка описания результатов обучения и некоторыми другими требованиями. Данные платформы принципиально ориентированы глобальную образовательную аудиторию – например, инициатива MIT и Harvard по созданию платформы on-line обучения ориентируется на привлечение аудитории в 1 млрд. студентов в среднесрочной перспективе (http://www.technologyreview.com/view/428474/emtech-preview-anant-agarwal-on-overhauling-education/).
Очевидно, что сегодня в глобальном масштабе появляются и оформляются в институциональные формы новые модели электронного обучения и технологии, обеспечивающих реализацию данных моделей, возникают стандарты оценки и признания образовательных достижений в on-line пространстве. Помимо этого мы можем наблюдать процесс формирования и капитализации новых глобальных образовательных брендов, не связанных с традиционными университетами, и стягивающих на себя внимание аудитории, присутствующей в интернет-пространстве. Статистика посещения открытых on-line университетов демонстрирует высокую востребованность данных ресурсов и российскими студентами и русскоязычной аудиторией.
Все эти тренды демонстрируют нарастающий масштаб процесса ухода студентов (и других категорий потребителей образовательных услуг) в глобальные образовательные сети. Особенностью таких сетей является концентрация образования в ведущих образовательных центрах и кардинальное повышение количества обучающихся, приходящихся на одного преподавателя за счет возможностей электронного обучения. Это обеспечивает обучение у ведущих преподавателей и экспертов, доступ к актуальным и востребованным курсам для всех потребителей образовательных услуг.
Приоритеты политики развития электронного образования
Очевидно, что в такой ситуации должны быть определены приоритеты, отвечающие описанной выше ситуации. Можно выделить три группы вопросов и приоритетов образовательной политики.
Первая группа приоритетов связана с необходимостью повышения качества, а также доступности образовательного процесса за счет внедрения современных образовательных технологий. Приоритеты политики в данном направлении:
-
Обеспечение доступности для категорий граждан с особыми потребностями;
-
Повышение качества региональных университетов и филиалов на основе доступа к образовательному контенту ведущих вузов;
-
Обеспечение возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием контента электронных площадок;
-
Повышения уровня вовлеченности школьников и взрослого населения в систему электронного образования, обеспечение образования на протяжении всей жизни.
Вторая группа приоритетов отвечает на вопрос интеграции российского образования с международными открытыми on-line университетами и платформами:
-
Создание условий для возможностей учета результатов обучения при прохождении курсов на открытых глобальных on-line площадках в образовательных программах российских университетов;
-
Способствование международной кооперации российских университетов с международными on-line платформами для «трансферта образовательных технологий», заимствования образовательных технологий для дальнейшего развития компетенций разработки собственного конкурентоспособного электронного контента;
-
«Раскрутка» и продвижение брендов российских образовательных on-line ресурсов для выхода в глобальное образовательное пространство (ориентация на «уникальные центры компетенций российского образования»).
Третья группа приоритетов ориентирована на проекты развития, обеспечивающих создание и поиск прорывных разработок в области электронного обучения и их масштабное внедрение:
-
Конкурс и грантовая поддержка проектов в области электронного обучения (поиск центров уникальных компетенций, технологий и их масштабирование);
-
Стимулирование кооперации различных субъектов вокруг реализации проектов развития электронного обучения и внедрения современных образовательных технологий (университеты, средний и малый бизнес, работодатели, студенты и преподаватели).
Модель электронной образовательной среды
Предлагается создание электронной образовательной среды на базе облачных технологий, ориентированной на реализацию мировых стандартов в области электронного обучения. В разработке принимают участие образовательные организации, а также организации, заинтересованные в развитии образования и образовательных технологий, в том числе стартапы, которые предоставляют площадки и технологии, обеспечивающие внедрение и распространение технологий электронного обучения.
Под электронной образовательной средой понимается не единая техническая платформа и набор размещенных на ней электронных ресурсов, а набор стандартов/норм, обеспечивающих реализацию возможности использования образовательного контента, размещаемого на разных платформах (в т.ч. международных), в системе образования с возможностью сетевой формы реализации образовательных программ российскими вузами.
Электронная образовательная среда реализуется при партнерстве и вовлечении основных стейкхолдеров: государство, вузы, бизнес (работодатели), студенты.
Минобрнауки России реализует ряд функций:
-
обеспечение коммуникационной площадки для запуска проектов разработки и использования электронного контента и внедрения современных образовательных технологий;
-
обеспечивает совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия развития электронного образования;
-
реализует механизмы стимулирования спроса и востребованности электронного контента.
Электронная среда создается на базе механизмов, способствующих развитию мобильности студентов, стимулировании выбора ими качественных курсов и образовательных программ, поддержки рыночных механизмов конкуренции и отсева «вузов-поставщиков» низкокачественного контента.
Основные направления работ и ответственность участников
Предполагается запуск пяти направлений работ, способствующих развитию электронной образовательной среды.
Первое направление работ – регулирование и создание нормативных условий, способствующих развитию электронной образовательной среды (Минобрнауки России при участии работы экспертных групп):
-
Разработка стандартов образовательных платформ в электронной среде, обеспечивающих возможность сетевой формы реализации образовательных программ;
-
Совершенствование нормативной базы процесса обучения в электронной среде (наличие средств мониторинга и контроля результатов обучения, модульность, методическая поддержка и др.);
-
Разработка стандартов (в том числе, принятие международных) и методических рекомендаций по созданию электронного контента, размещаемого в электронной образовательной среде.
Второе направление – обеспечение признания результатов электронного обучения (Минобрнауки России, Рособрнадзор при участии работы экспертных групп):
-
Корректировка и адаптация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для дистанционного образования, положения об итоговой аттестации, критериев аккредитации;
-
Формирование рекомендаций по нормативным положениям вуза при реализации электронного обучения и сетевой формы реализации образовательных программ;
-
Формирование требований к системе учета результатов обучения с использованием электронного контента;
-
Разработка требований к электронному документообороту образовательного процесса при реализации образовательных программ в электронной образовательной среде.
Третье направление – кадровое обеспечение электронной образовательной среды (Минобрнауки России, университеты-лидеры в области внедрения электронных образовательных технологий при участии работы экспертных групп):
-
Разработка и реализация программ переподготовки кадрового состава, в области применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, сетевой формы реализации образовательных программ в электронной образовательной среде (в т.ч. управленческого персонала вузов, потенциальных разработчиков уникального контента (преподавателей, экспертов), технических специалистов, тьюторов, консультантов);
-
Использование электронной образовательной среды для применения сетевой формы реализации программ повышения квалификации.
Четвертое направление – совершенствование системы финансирования разработчиков электронных образовательных технологий (Минобрнауки России, Рособрнадзор, бизнес-стартапы в сфере образовательных технологий, представители крупных работодателей при участии работы экспертных групп):
-
Разработка механизмов стимулирования разработчиков электронного контента (преподавателей, разработчиков в сфере образовательных технологий);
-
Разработка механизмов мотивации корпораций в активном участии в проектах развития образовательных технологий;
-
Разработка инструментов стимулирования активной позиции студентов и слушателей в выборе выбора качественного электронного контента и образовательные программы.
Пятое направление – интеграция с глобальными сетями (Минобрнауки России, Рособрнадзор, университеты, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, бизнес-стартапы в сфере образовательных технологий, при участии работы экспертных групп):
-
Реализация стратегии «трансферта образовательных технологий» -использование возможностей взаимодействия с мировыми образовательными поставщиками контента с целью заимствования технологий и развития компетенций российских поставщиков контента;
-
Кооперация с ведущими игроками образовательного рынка для быстрого выхода в глобальное образовательное пространство;
-
Развития российских брендов поставщиков контента и открытых образовательных платформ.
Шестое направление – реализация флагманских проектов развития электронного обучения на базе ведущих университетов (Минобрнауки России, Рособрнадзор, университеты, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, бизнес-стартапы в сфере образовательных технологий, при участии работы экспертных групп):
-
Организация конкурса проектов развития электронного образования (проект должен реализовываться в кооперации с другими университетами, представителями сферы бизнеса в области образовательных технологий и IT индустрии);
-
Реализация проекта и распространение опыта в области электронных образовательных технологий.
Ключевые результаты реализации модели открытой электронной образовательной среды
-
Повышение доступности образования (в частности для граждан с особыми потребностями);
-
Повышение качества образовательных программ, реализующихся на региональных вузах и филиальных сетях, за счет предоставления доступа к электронному контенту университетов-лидеров;
-
Реализация новых моделей обучения, ориентированных на активную позицию обучаемых и предоставление реальных возможностей по формированию индивидуальных образовательных траекторий, выявлению талантливой молодежи;
-
Формирование индустрии электронного обучения, развитие спроса и предложения на рынке поставщиков современных образовательных технологий и разработчиков контента (стартап-проекты, малый и средний бизнес);
-
Увеличение степени присутствия рынка русскоязычного образовательного контента и контента, производимого российскими образовательными учреждениями, в международном образовательном пространстве.
Поделитесь с Вашими друзьями: |