Концепция профориентационной работы в Красгау до 2015 года Паспорт концепции Инициаторы



Скачать 447.99 Kb.
страница1/3
Дата22.02.2016
Размер447.99 Kb.
  1   2   3
Концепция профориентационной работы в КрасГАУ до 2015 года
Паспорт концепции
Инициаторы:

Ректор ФГОУ ВПО КрасГАУ – Н.В. Цугленок

Проректор – В.А. Иванова

Директор ЦНОиПС – Н.М. Торопынина



Разработчики проекта концепции:

В.А. Иванова, Н.М. Торопынина



Роль концепции профориентационной работы в аграрном образовании будущих специалистов
в определении целей, принципов и основных задач в системе профориентационной работы в системе высшего профессионального образования, обозначении приоритетных направлений образовательного процесса профессионального становления будущего специалиста.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской федерации, федеральных и региональных законах и постановлениях.


Нормативная база


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г, № 751).

  4. Национальный проект «Образование».

  5. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 г., № 858).

  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г., № 1662 – р).

  7. Концепция модернизации российского образования (утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г., № 1756-р).

  8. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г., № 1760-р).

  9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

  10. Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года.

  11. Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса в Красноярском крае».

  12. Долгосрочная целевая программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009-2011 годы» (утверждена Постановлением правительства Красноярского края от 27 ноября 2008 г., № 200-П).

  13. Долгосрочная целевая программа «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2009-2011 годы» (утверждена Постановление Правительства Красноярского края от 21 апреля 2009 г., № 211-П).

  14. Долгосрочная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда в Красноярском крае на 2009-2011 годы».

  15. Постановления и другие нормативно-правовые документы Правительства РФ, министерства образования и науки РФ и Красноярского края, министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РФ и Красноярского края, департамента научно-образовательной политики, агентства труда и занятости населения Красноярского края.


Введение
Основным ресурсом развития экономики в целом и сельского хозяйства в частности, являются кадровые ресурсы. Без создания условий для расширенного воспроизводства кадров и их закрепления на селе, без привлечения квалифицированных работников из других отраслей экономики, без современных механизмов стимулирования труда, развитие отраслей агропромышленного комплекса и внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственное производство становится проблематичным.

Развитие конкурентоспособной аграрной экономики возможно только при наличии высококвалифицированных кадров, способных работать в новой технологической и информационной среде. Однако комплекс накопившихся на селе производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов и молодежи.

В настоящее время в сельском производстве наблюдается дефицит квалифицированных управленческих кадров и занятых на рабочих местах массовых профессий. В сельскохозяйственных организациях Красноярского края из 6574 штатных единиц руководителей и специалистов остается 565 вакансий. Высшее образование имеют лишь1872 специалиста (28,5%), среднее специальное – 2802 (42,6%), без высшего и среднего профессионального образования – 1350 (20,5%) человек.

В основу стабилизации кадровой ситуации должны быть положены направления, связанные с рыночным предложение рабочих мест в организациях АПК.

Среди системных рисков при реализации Государственной программы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, прежде всего, следует выделить риски, связанные с острейшей демографической ситуацией, с возможной экспансией иностранной рабочей силы на сельские рынки труда, с отсутствием на селе полноценного рынка жилья и недостаточными темпами его развития, с невозможностью в короткие сроки повысить цену труда в сельском хозяйстве.

Развитие ресурсного потенциала в целом и преодоление технологической отсталости агропромышленного производства невозможно без совершенствования профессионального высшего, среднего и начального аграрного образования и создания условий для привлечения квалифицированных молодых кадров в сельское хозяйство.

Традиционный подход решения кадровой проблемы основывается на классической модели формирования кадровых ресурсов и предусматривает меры по развитию профессионального аграрного образования, строительству объектов социальной сферы, повышению зарплаты и улучшения условий труда. Однако такой подход практически не учитывает глубинные факторы профессионального самоопределения и самореализации населения, социально-психологические аспекты профессиональных предпочтений, выбора места проживания и многие другие факторы мотивационного характера. В результате такого подхода не эффективно расходуются огромные государственные средства на обучение кадров в профессиональных аграрных учебных заведениях, большинство выпускников которых после завершения учебы не возвращаются в сельское хозяйство.

Инновационный подход строится на концепции инвестиций в человеческий потенциал – образование, подготовка кадров, медицинское обслуживание, миграционная политика, информационное обслуживание, воспроизводство населения. Опыт многих стран убедительно доказывает, что в экстремальных условиях на первое место выдвигается человеческий фактор. Именно от умения адаптироваться к требованиям рынка, знаний современных принципов управления, проявления инициативности и предприимчивости во многом зависит эффективность хозяйствования. Инновационный подход предполагает необходимость формирования базовых условий социального комфорта для сельских жителей. Он основывается на представлениях о будущем села как социальной надстройки над высокодоходным аграрным бизнесом, устойчиво развивающейся сельской территории – единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции. Поэтому политика инвестирования в аграрный сектор экономики с целью повышения его конкурентных преимуществ должна включать и инвестиции в человеческий потенциал.

Анализ психолого-педагогических исследований и практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме профессиональной ориентации личности, обоснованию педагогических средств ее реализации. Однако следует отметить, что на данном этапе ограничено число обобщающих работ по вопросу формирования профессионального самоопределения учащихся и профессиональной направленности студентов в условиях учебных заведений непрерывного образования.

Меры кадрового обеспечения сельского хозяйства
Для ускорения процесса вхождения сельского хозяйства в новый режим развития в соответствии с целями и задачами Федеральной целевой программы необходимо:

- обеспечить эффективное использование уже имеющихся в сельском хозяйстве кадров;

- создать условия для привлечения и трудоустройства новых кадров и их переподготовки.

Одновременно должна вестись непрерывная профориентационная работа по привлечению новых кадров из числа выпускников аграрных и других профессиональных учебных заведений, мотивированных на работу в сельском хозяйстве.

Для этого необходимо определить, декларировать и фактически создать привлекательные условия на селе для работающего контингента и сферы их обслуживания.

Основная цель инновационного подхода – формирование рыночных основ кадрового обеспечения сельского хозяйства.


Для реализации этой целевой установки необходимо решить следующие задачи:

- сформировать систему непрерывного аграрного образования, обеспечивающую расширенное воспроизводство кадров с экономическим и инновационным образом мышления, способных аккумулировать мировой позитивный опыт ведения сельского хозяйства и адаптировать полученные знания к условиям России, генерировать новый опыт;

- сформировать систему стимулов для инвестиций бизнеса в профессиональное образование, повышение квалификации, охрану здоровья и социальную защиту работников АПК;

- обеспечить условия для привлечения инвестиций в развитие сельской инфраструктуры;

- разработать систему мер, направленную на обеспечение мотивации к труду в аграрной сфере и содействию привлекательности для работы квалифицированных кадров в сельской местности;

- сформировать условия, обеспечивающие мобильность рабочей силы, занятой в аграрном производстве.


В современных условиях хозяйствования обязательными элементами квалификации специалистов является солидное общее фундаментальное образование, широкая профессиональная подготовка, высокий культурно-технический уровень, умение быстро пополнять и обновлять знания.

Кроме того, специалист в любой сфере деятельности должен обладать способностью к экономическому мышлению, к работе в творческих коллективах, иметь подготовку в области маркетинга, четко представлять себе хозяйственные, социальные и культурные аспекты ведения новых технологий. Также, ему необходима дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу.

К рискам использования инновационного подхода относятся:

- слабая подготовка большей части управленцев-аграрников к пониманию сущности и роли человеческого фактора в развитии аграрного сектора экономики, методов регулирования развития и использования человеческого потенциала, его мотивационной составляющей;

- отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, особенно по вопросам функционирования рынка труда.

на первом этапе (2010 – 2011 годы) следует осуществить:

- подготовку законодательных и нормативных актов по вопросам формирования рынка кадров, адекватного социально ориентированному рынку с использованием лучших образцов мирового опыта;

- информационно-разъяснительную работу по современным методам управления производством и кадрами, на основе развития постоянно действующей информационно-консультационной службы и системы сельскохозяйственного консультирования;

- отработку пилотных проектов по внедрению новых, рыночных механизмов формирования и управления кадровыми ресурсами агропродовольственного комплекса.

Основной результат этапа:

- подготовка и принятие проектов базовых документов и материалов по формированию кадровых ресурсов сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса;

- формирование в общественном сознании, прежде всего у руководителей агропродовольственного сектора экономики, представлений о содержании, месте и роли человеческого (кадрового) потенциала в развитии сельского хозяйства, понимания необходимости инвестиций в человеческий потенциал как базового ресурса развития сельского хозяйства;

- анализ накопленного в ходе реализации пилотных проектов опыта и его распространение на другие районы Красноярского края.

На втором этапе (2012 -2013 годы) продолжается работа по:

- формированию институционной базы нового рынка кадров агропродовольственного комплекса;

- внедрению механизмов привлечения бизнеса в процесс воспроизводства кадров на селе;

- широкому распространению накопленного опыта в экономически эффективных муниципальных округах Красноярского края.

Основной итог этапа:

- создание элементов инфраструктуры нового рынка кадров агропродовольственного комплекса, включающей различные службы занятости, как площадки для проведения переговорных процессов и заключения трудовых контактов между работодателями и работниками, переподготовки кадров;

- стабилизация кадрового положения в сельском хозяйстве и агропродовольственном комплексе в целом, тенденции роста доли молодежи в структуре кадров, укрепление мотиваций на работу в сельском хозяйстве.

На третьем этапе (2014-2015 годы) осуществляется реализация всех механизмов формирования рынка аграрных кадров.

Основной итог этапа – формирование устойчивого, сбалансированного, саморегулирующегося рынка аграрных кадров.


Основная цель совместных действий КрасГАУ с работодателями АПК Красноярского края – создание региональной кадровой системы, обеспечивающей развитие агропромышленного комплекса Красноярского края и состоящей из:

- создание нормативно-правовой базы по реализации кадровых задач АПК;

- реализации государственной кадровой политики в сфере АПК региона;

- формирования приоритетных направлений инновационного развития АПК края;

- создание инновационной инфраструктуры для реализации частно-государственного партнерства в сфере АПК края.

Организация профориентационной работы в КрасГАУ
Основная цель профориентационной работы - сформировать у молодых людей установку на необходимость профессионального самоопределения, побудить к активному поиску, выбору и самостоятельному решению имеющихся проблем. Формирование устойчивого интереса к аграрным профессиям, развитию региона, агропромышленного комплекса, сельской территории. Желание решать проблемы возрождения села в соответствии с требованиями рынка труда.
В период рыночной экономики, развития конкурентных взаимоотношений чрезвычайно актуальным является создание системы профориенационной работы в вузе с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории и традиции сельских территорий края.

С целью создание системы профориенационной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в ФГОУ ВПО КрасГАУ разработаны Концепция и Программа профориентационной работы, ставшие составной частью единой системы.

Концепция содержит характеристику системы профориенационной работы, организационной структуры управления, методы и технологию профессионального самоопределения будущего специалиста, характеристику модели личности специалиста – выпускника КрасГАУ.

Программа представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.

Красноярский государственный аграрный университет за последние пятнадцать лет существенно и с опережением модернизирует свою структуру в направлении многоуровневого непрерывного образования, что в условиях сложившейся в стане демографической ситуации, обуславливающей падение или отсутствие конкурса абитуриентов в средние и высшие учебные заведения, способствует их адаптации к современным условиям. В этом контексте профориентационная работа приобретает особое значение и становится важнейшей функцией образовательного процесса.

Актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы со студентами разных уровней обучения (НПО, СПО, ВПО), слушателями курсов дополнительного образования в условиях учебных заведений непрерывного аграрного образования диктуется следующими причинами:

- психолого-педагогической, связанной с возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности;

- образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий этнокультурный потенциал;

- демографической, определяющей снижение приема в общеобразовательные школы и, как следствие, падение конкурса абитуриентов.

Анализ психолого-педагогических исследований и практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме профессиональной ориентации личности, обоснованию педагогических средств ее реализации.

Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы, проявится в необходимости преодоления противоречий между следующими позициями:

- объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе и профессиональном, и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях;

- ориентацией образования на всех его ступенях, прежде всего на выполнении «знаниевых» стандартов и программ и возрастающими требованиями к компетентности выпускников общеобразовательной и профессиональной школы в своем социальном и профессиональном самоопределении;

- объективной потребностью личности в профессиональной ориентации в течение жизни и существующей теорией и практикой формирования траектории профессионального самоопределения, реализуемой современными учреждениями образования;

- необходимостью функционирования устойчивой системы работы высшей школы по профессиональному сопровождению абитуриента, студента. Начинающего специалиста и отсутствием достаточных научных основ для создания и экспертизы качества функционирования такой системы.
С позиций системного подхода профориентация в КрасГАУ развивается как система, имеющая довузовскую, вузовскую, послевузовскую подсистемы, компоненты (профдиагностику, профконсультацию, профинформирование, профадаптацию, профотбор, профподбор, профориентированную деятельность), устойчивые связи с внешними (социальными заказчиками, работодателями, партнерами и др.) и внутренними (преподаватели, руководители, сотрудники и студенты) субъектами профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся.

Используя компетентностный подход к организации профориентации в вузе, приоритетным направлением на довузовском этапе является формирование профессионального самоопределения абитуриентов, на вузовском и послевузовском - формирование универсальных и профессиональных компетенций, личностных и профессионально важных качеств бакалавров, магистров, специалистов в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Опора на возможности акмеологического подхода к профессиональному развитию позволит при подготовке магистров, специалистов и в процессе дополнительного профессионального образования выстраивать образовательные траектории с учетом личностных особенностей обучающихся для перевода начинающего профессионала на более высокие уровни профессиональной компетентности.

Учитывая гуманистические тенденции в развитии образования, реализуемая профориентационная деятельность в университете должна быть основана на личностно-ориентированной парадигме, согласно которой студент является активным субъектом личностного и профессионального развития. В вузе должны быть созданы благоприятные условия для успешной профессионализации обучающихся в процессе уровневого обучения на всех этапах подготовки бакалавров, магистров и специалистов.

Формирование субъектной позиции обучающегося в личностном и профессиональном развитии предполагает оказание помощи в виде педагогического сопровождения данного процесса. Опора на идею педагогического сопровождения в организации профориентационной деятельности позволит индивидуализировать, сделать адресной помощь в профессиональном самоопределении и становлении студентов.

В методологическом плане значимым также является рассмотрение студента как субъекта труда, поскольку в процессе вхождения в будущую профессию происходит активизация формирования ценностно-нравственной, смысловой, личностной структур его профессионального сознания. В этой связи в ходе подготовки будущих специалистов в вузе важно формировать нравственные и ценностно-смысловые основы профессиональной деятельности для осознания студентами значимости труда в успешной профессиональной карьере, личностном и профессиональном развитии.

Определение методологических основ концепции развития профессиональной ориентации в КрасГАУ, позволит конкретизировать основные ее параметры: цели, задачи, принципы, направления и ресурсное обеспечение профориентационной деятельности в вузе. Для эффективного обеспечения организации профориентационной работы должны быть использованы материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, информационные ресурсы вуза с целью аккумулирования потенциала внешней среды и собственно системы профориентации, рассчитанного на непосредственную деятельность и длительную перспективу развития.


Целью системы профориентации КрасГАУ является создание в вузе благоприятных условий для свободного и осознанного выбора обучающимся будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.
В соответствии с этим, исходя из понимания современных проблем кадрового рынка АПК определены следующие задачи профориентационной работы:


  1. Провести анализ существующей теории и практики профориентационной работы вузов, обеспечивающей процесс формирования профессиональной направленности абитуриентов и студентов.

  2. Выявить основные компоненты системы профориентационной работы с абитуриентами и студентами в вузе, определить их преемственность и взаимосвязь.

  3. Разработать педагогический механизм формирования профессионального самоопределения абитуриентов, профессиональной направленности студентов в условиях реализации непрерывного образования и экспериментально проверить ее эффективность.

  4. Обеспечить скоординированность действий вуза и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня.

  5. Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в вузе с учетом быстро меняющегося рынка труда.

  6. Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.

  7. Активизировать ресурсный потенциал вуза для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.

В основу профориентационной деятельности вуза положены следующие принципы: гуманистической направленности, интеграции, регионализации, субъектности, непрерывности, доступности.



Принцип гуманистической направленности включает ориентацию на развитие личности, признание права человека на свободный выбор определенной сферы профессиональной деятельности, создание благоприятных условий для самоопределения, саморазвития, самореализации.

Принцип интеграции обеспечивает единство и взаимосвязь различных подсистем, компонентов, объединение усилий субъектов системы профориентации, направленных на формирование профессионального самоопределения, личностное и профессиональное развитие личности.

Принцип регионализации позволяет учитывать интересы конкретных работодателей, особенности и потребности рынка труда и образовательных услуг, миграционные процессы, социально-профессиональные и образовательные запросы населения.

Принцип субъектности способствует учету личностных особенностей при формировании деятельностной позиции субъекта профессионального самоопределения и становления, активности в определении себя, своего места в жизни и будущей профессии, самореализации.

Принцип непрерывности предусматривает поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся.

Принцип доступности к профессиональной и иной информации предполагает создание единого информационного пространства для получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы и т.д.
Проводимые в университете социологические исследования проблем профессиональной подготовки выпускников КрасГАУ ставят одной из важнейших задач выявление противоречий между профессиональными ожиданиями выпускников и реальными условиями рынка труда. Главной проблемой здесь является изменение отношений между вузами и работодателями. Если раньше главным заказчиком было государство в лице краевых и районных органов власти, государственных предприятий и организаций, то сегодня вуз имеет дело с множеством предприятий, фирм, компаний и корпораций всех форм собственности. В итоге должны учитываться требования к содержанию профессиональной подготовки этого множества будущих работодателей.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница