Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в моу «Многопрофильный лицей №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Актуальность профильного образования



Скачать 378.59 Kb.
Дата22.02.2016
Размер378.59 Kb.

Концепция

профильного обучения на старшей ступени общего образования

в МОУ «Многопрофильный лицей №1»

Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Актуальность профильного образования.
Введение профильного обучения – одно из ключевых направлений модернизации российской школы, основная идея которого состоит в ориентации образования на индивидуализацию обучения, создание условий для развития и саморазвития учащихся, осуществления осознанного профессионального выбора, воспитания у старшеклассников способности принимать самостоятельные решения. Реализация на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта, нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения на третьей ступени общего образования в зависимости от материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов, демографических и иных факторов. Помимо профильных школ, классов и групп, предлагающих обучающимся единый учебный план того или иного профиля, распространяется практика обучения по индивидуальному учебному плану, что допускает определение каждым учащимся своего набора учебных предметов.

Концепция профильного обучения отражает новый этап развития Лицея. Переход от общего образования к дифференцированному в Лицее базируется на договорах сотрудничества с Межрегиональной общественной организацией содействия развитию Образовательной программы «Школа 2100», с Региональным учебным округом при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, с администрацией Чамзинского муниципального района о создании ассоциации «Центр образования поселка Чамзинка».

Законодательной основой организации дифференцированного образования на старшей ступени являются следующие документы: «Типовое положение об общеобразовательной учреждении» (19.03.2001 № 196), Приказ МО РМ «Об отработке элементов предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях в условиях базисного учебного плана 2004 года» (14.07.2006 №514), Программа развития лицея, официальные документы федерального уровня определяющие государственную политику в области образования: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (29. 12. 2001 № 1756 -р; «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (18.07.2002 г. № 2783), «Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации» (от 17.12.2001г.).

Профильная дифференциация образования в Лицее представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации образования учащихся, осуществляемой:




  • на уровне начальной школы родители могут принять решение об обучении своего ребенка по развивающей программе «Школа 2100» или по традиционной программе «Школа России»;

  • на уровне 5-го класса родителям предлагается попробовать силы своего ребенка в поступлении в лицейский класс и обучение по развивающей программе «Школа 2100» (по предметам русский язык, литература, природоведение, история);

  • на уровне 6 – 8 классов ребенок может продолжать учиться в лицейском классе про развивающей программе «Школа 2100», посещать спецкурсы, расширяющие и углубляющие содержание обраования базовых предметов, либо обучаться по традиционной программе в общеобразовательном классе;

  • для учащихся 9 классов организована предпрофильная подготовка, цель которой формирование мотивации на продолжение образования в соответствии с собственным выбором по индивидуальным учебным планам;

  • на уровне 9 класса предлагается сбор и оформление «портфолио» академический достижений учащегося, что способствует самоопределению подростка;

  • ежегодно в школе проходит конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся, что является и обучающим фактором и фактором поиска себя;

  • сформировано научное общество учащихся-исследователей «Лицеист», работа которого представлена на ежегодной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее».


1. Ресурсы, обеспечивающие переход на профильное обучение в старшей школе.
Кадровые.


  • Педагоги, обученные методам разработки программ элективных курсов (обучающий семинар на базе МРИО).

  • Педагоги, обученные технологии проектной и исследовательской деятельности, технологии «Портфолио».

  • Педагоги, обученные технологии дистанционного обучения (обучающий семинар на базе МРИО).

  • Педагоги, мотивированные на освоение программ общеобразовательных предметов на профильном уровне (фонд стимулирования).


Ресурсно – технологические.
В Лицее функционирует 15 учебных кабинетов, оборудовано 2 компьютерных класса.

Возможно использование материально – технической базы учреждений профессионального образования: ГУ СПО «Алексеевский индустриальный техникум», МГУ им. Н.П.Огарёва; учреждений дополнительного образования: МОУ ДО «Чамзинская детская юношеская спортивная школа», МОУ ДО «Чамзинская детская музыкальная школа», МОУ ДО «Чамзинская детская художественная школа», МОУ ДО «Чамзинский дом детского творчества», МОУ ДО «Чамзинская станция юных техников», МОУ ДО «Чамзинская станция юных натуралистов»; районного дома культуры и производственной базы: ОАО «Мордовцемент», ОАО «Птицефабрика Чамзинская», АО «Автозапчасть», АО «Лато», ОАО «Лисма».


Информационные.


  • Члены педагогического коллектива ознакомлены с целями и задачами предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  • Проведено анкетирование родителей, психолого-педагогичесая диагностика учащихся с целью выяснения запросов на образовательные услуги в системе профильного обучения.

  • Члены творческих групп ознакомлены с нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  • Разработана и реализуется система мероприятий по созданию условий для практической реализации индивидуальных образовательных программ в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников.


Организационные.

  • Разработана модель управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением.

  • Назначен координатор по организации профильного обучения.

  • Определен состав творческих групп.

  • Разработана система диагностики уровня готовности старшеклассников к выбору профессии.


Мотивационные.

  • Существует система вознаграждений педагогов за работу по созданию и реализации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  • Программно-методические: формируется электронный банк авторских и модифицированных программ курсов по выбору для реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения (предметных, межпредметных, ориентационных).

  • Использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий.


Нормативно-правовые.


  • Нормативные – правовые акты и методические рекомендации Минобранауки РФ, Министерства образования РМ, документы, определяющие государственную политику развития системы образования.

  • Программа развития Лицея.

  • Устав МОУ «Многопрофильный лицей №1».

  • Локальные акты, регламентирующие введение предпрофильной подготовки и профильного обучения.


2. Цель концепции.
Миссия Лицея
«Максимально эффективное удовлетворение образовательных потребностей населения поселка Чамзинка за счет специальной организации образовательного процесса».
Стратегическая цель:
«Формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве».
Цель концепции:
К 2010 году создать такую модель профильного обучения, которая позволит обеспечить:

  • равные условия получения образования через дифференциацию и индивидуализацию обучения на основе выстраивания старшеклассниками собственной образовательной траектории;

  • сохранение здоровья через отсутствие перегрузки, реализацию школьной программы «Школа здоровья»;

  • образовательную и социальную подготовку, способствующую формированию на высоком уровне способности выпускников к самоопределению, выбору дальнейшего жизненного пути, готовности жить в постоянно меняющемся мире.


3. Модель профильной школы
3.1. Общее описание модели.
В осуществлении системы профильного обучения будут реализовываться стратегия роста.

По контингенту учащихся - для детей, проявивших склонности к освоению программ профильного обучения отдельных предметов, образовательных областей или направлений.

По количеству профилей – мультипрофильная на основе индивидуальных учебных планов.

По направленности образовательных программ - общеобразовательная и продвинутого уровня, с ориентацией на обучение в высших учебных заведениях.

По способу комплектования классов (групп) - на основе открытого конкурса аттестатов об основном общем образовании и портфолио достижений учащихся.

По режиму организации учебных занятий - режим 6 дневной учебной недели, использование технологии дистанционного обучения. Возможно обучение в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

По возрасту учащихся - профилизация старшей ступени. Ранняя дифференциация осуществляется по отдельным предметам (в зависимости от запросов), поддержка мотивации к профильному обучению через внеклассную работу, индивидуальный учебный план, профессиональную ориентацию.

По интеграции в образовательную сеть – внутришкольная модель, возможно создание на базе Лицея (через наделение функцией) муниципального ресурсного центра предпрофильной подготовки и профильного обучения.


3.2 Принцип комплектования профильных классов (групп).
Зачисление в профильные классы (группы) проводится на основе открытого конкурса аттестатов об основном общем образовании и портфолио достижений учащихся. По совокупным результатам государственной (итоговой) аттестации и индивидуальным показателям образовательных достижений учащихся (портфолио) определяется итоговый образовательный рейтинг выпускника, который служит основой для комплектования профильных классов (групп).

Комплектование профильных классов (групп) завершается 1 июля, между школой, учащимся и его родителями заключается трехсторонний договор, составляется индивидуальная образовательная траектория (индивидуальный учебный план).

На первом этапе в параллели 10 классов предполагается набор в классы или группы (по количеству заявлений) универсального обучения (непрофильное). В связи с неблагоприятным демографическим прогнозом предполагается увеличить набор школьников в профильные классы (группы) из других школ района и ежегодно принимать в школу три десятых класса. В последующем возможен набор только в профильные классы. С целью реализации индивидуальных образовательных траекторий возможны межклассные (разновозрастные) и внутриклассные формы обучения.
3.3 Промежуточная и итоговая аттестация учащихся профильных классов (групп).
Изучение базовых, профильных и элективных курсов будет проводиться согласно школьному и индивидуальным учебным планам. Итоговая аттестация за курс средней школы проводится в традиционной форме и в форме единого государственного экзамена.

Промежуточная аттестация будет проводиться в конце 1 четверти, по итогам учебных полугодий и по итогам учебного года (всего 4 раза). По итогам промежуточной аттестации учащиеся имеют право перехода в универсальный (непрофильный) класс (группу) и право изменения профиля обучения при условии отсутствия академических задолженностей за прошедший период обучения, самостоятельной сдачи зачётов по ликвидации пробелов в знаниях по предметам вновь выбранного профиля и на основании письменного ходатайства родителей (законных представителей).

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, тестирования или зачетной работы. Итоговая аттестация элективных курсов предусматривает обязательное оформление и защиту проектов (индивидуальных или групповых).
3.4 Учебный процесс.
Профильное обучение начинается с 10-го класса, то есть с того момента, когда у учащихся объективно начинают выстраиваться планы относительно своего будущего. Составляющие компоненты системы профильного обучения: базовые, профильные, элективные курсы.

К изучению на профильном уровне (период до 2010 года) будут предлагаться:



  • Русский язык.

  • Литература.

  • Иностранный язык (английский, немецкий).

  • Математика.

  • Информатика.

  • Обществознание.

  • Биология.

  • История.

  • Химия.

  • Физика.

Обучение по универсальному учебному плану будет осуществляться по желанию учащихся, родителей (законных представителей).

В связи с введением индивидуальных учебных планов произойдёт постепенный переход от классно-урочной системы к лекционно-практической, предметно-групповой. Обучение возможно как в очной, так и в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Изучение базовых, профильных и элективных курсов возможно в дистанционном режиме.


3.5 Учебный план.
Учебный план старшей школы формируется на основе ФБУП 2004 года и индивидуальных учебных планов.

Предметы федерального компонента, представленные для изучения на базовом уровне, обязательны для изучения школьниками, это: русский язык, иностранный язык, литература, математика, история, обществоведение, естествознание (физика, биология, химия), физическая культура и ОБЖ. Профильные общеобразовательные курсы - курсы повышенного уровня, определяющие направленность, специализацию каждого конкретного профиля обучения и элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы завершают формирование школьного учебного плана. Соотношение курсов составляет 50/30/20%. Каждый общеобразовательный предмет выбирается учеником для изучения либо на базовом, либо на профильном уровне. Различное сочетание базовых, профильных и элективных курсов составляют основу индивидуального учебного плана. При формировании учебного плана учитываются нормативы максимальной нагрузки: 36 часов в неделю.


3.6. Педагогические системы и технологии.
Важнейший принцип работы Лицея - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий, более полно учитывающих возрастные особенности и потребности учащихся старшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; предоставление учащимся права выбора; увеличение объема самостоятельной работы; повышение ответственности школьников за результаты обучения. Широкое использование в образовательном процессе метода проектов, исследовательского метода, вариантов прохождения социальной практики.

Введение содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответству ющего новым целям и программам профильного обучения: развитие у учащихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности, переход от оценки учителя к аутентичному оцениванию с помощью портфолио.


4. Предпрофильная подготовка.
Одна из задач основной школы – формирование готовности к переходу в старшую профильную школу. Решение этой задачи составляет сущность предпрофильной подготовки учащихся.

Основа предпрофильной подготовки заложена в существующей системе образования – это предметное (по научным областям) обучение.

Компонентами системы предпрофильной подготовки являются курсы по выбору, профориентационная и информационная работа, итоговая аттестация выпускников основной школы по новой форме, папка учебных достижений - «Портфолио». Учащиеся 9-го класса учатся тому, как сделать выбор направления образования из числа доступных для них альтернатив, предложенных Лицеем, муниципальной образовательной сетью и наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и потребностям. В основе выбора лежит психолого-педагогическая диагностика девятиклассников.

Модель

управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением


Цель модернизации российского образования:

Доступность качественного образования при эффективном использовании ресурсов








Цель профильного обучения:

Создание социально-педагогических условий для развития личности, способной к успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества. Комплексная подготовка выпускника школы к осознанному выбору своей будущей профессии






Цель управления профильным обучением:

Совершенствование системы управления профильным обучением



Факторы, повышающие эффективность управления:

Организационно-педагогические условия



Руководство

Контроль

Планирование

Организация

Результат управления:

Эффективное управление профильным обучением




Стратегический план

реализации концепции введения профильного обучения

в МОУ «Многопрофильный лицей №1»
Цель 1. Сформировать к концу 2007-08 учебного года у выпускников основной школы мотивацию на продолжение образования в соответствии с собственным выбором по индивидуальным учебным планам.

Цель 2. Обеспечить к концу 2008-09 учебного года профильное изучение школьниками старших классов учебных предметов согласно их жизненным планам и подготовкой в избранные вузы. Сформировать ответственность за собственный выбор образовательной траектории.

Цель 3. Обеспечить сохранение здоровья обучающихся за счет отсутствия учебной перегрузки. Создать условия для успешной социализации выпускников в современном обществе через расширение пространства самореализации старшеклассников.

Цель 4. Добиться к концу 2009-2010 учебного года более качественного набора учащихся в профильные группы за счет зачисления на основании их истинной успешности.

Цель 5. Обеспечить к концу 2010-2011 учебного года подготовку школьников по профильным предметам, достаточную для в успешной сдачи ЕГЭ и зачисления в любой выбранный учащимися вуз.



ПЛАН

ЭКСПЕРИМЕТА ПО ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

в МОУ «Многопрофильный лицей №1» Чамзинского муниципального района (2007-2010 гг).


Содержание деятельности

Форма проведения, итоговый документ

Ответственные

Сроки

I. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О Е направление

1.1. Заседание педагогического совета «Профильное обучение – главное направление модернизации образования»

Заседание Педагогического совета, протокол

Директор, заместители дирек­тора по НМР, УВР и ВР

Август

2007 год


1.2. Создание организационных структур управления системой профильного обучения:

- назначение координатора профильного обучения;



- создание творческих групп по организации предпрофильной подготовки (II cтупень обучения) и профильного обучения (III ступень обучения)

Совещание при директоре, приказ директора

Администрация лицея

1 кв. 2008 г

1.3. Изучение нормативно-правовой базы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения (Концепция профильного обучения, Методические рекомендации организации предпрофильной подготовки и др.)

Заседание научно-методического совета, протокол

Заместитель директора по НМР, руководители ШМО

Октябрь, 2007 год

1.4. Знакомство с изменениями педагогической системы в связи с введением профильного обучения, с различными организационными моделями реализации профильного обучения

Заседание научно-методического совета, протокол

Заместитель дирек­тора по НМР

Декабрь, 2007 год

1.5. Определение содержания изменений в педагогической системе ОУ:

  • введение рейтинговой оценки достижений учащихся –«Портфолио»;

  • итоговая аттестация девятиклассников по новой форме

  • переход на преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов;

  • методика разработки и введение индивидуальных учебных планов

  • переход к блочно-модульному принципу планирования учебного процесса

  • обучение учащихся способам осуществления выбора курсов по выбору, элективных курсов, профиля обучения

  • внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения;

  • переход к технологиям обучения более полно учитывающих возрастные особенности и потребности учащихся: использование метода проектов, исследовательского метода обучения, метод кейс-технологии.

  • освоение методики разработки программ элективных курсов

Заседание научно-методического совета, протокол

Заместитель дирек­тора по НМР

1 кв. 2008 г.

1.6. Обоснование выбора модели реализации профильного обучения

Совещание при Директоре, протокол

Администрация лицея

1 кв. 2008г.

1.7. Совещания творческих групп по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Плановые , протоколы

Координатор профиль­ного обучения, руководители творческих групп

в течение эксперимента

1.8. Изучение системы интегральной накопительной оценки и построения образовательного рейтинга учащихся:

- программа «Портфолио»;

- карта профессионального самоопределения


Классные часы, родительские собрания. Протоколы

Координатор профиль­ного обучения, заместитель дирек­тора по ВР, классные руководи­тели 8 и 9 классов

4 кв. 2007 г.

1.9. Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики учащихся 8, 9 классов

Классные часы, профориента­ционные курсы

Психолог, классные руководи­тели 8 -11 классов

в течение эксперимента (По плану)

1.10. Разработка плана педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в системе воспитательной работы:

- профориентационные классные часы и родительские собрания,

- встречи с представителями различных профессий и др.


Заседание кафедры классных руко­водителей, протокол

Заместитель директора по ВР

4 кв. 2007 г.

1.11.Анализ материально-технической базы учебных кабинетов для осуществления перехода на профильное обучение

Смотр учебных кабинетов, справка

Координатор профиль­ного обучения, руководители ШМО, зав. учебными кабинетами

Ежегодно

1.12. Организация взаимодействия с социальными партнерами:

- заключение договоров;



- согласование плана графика совместных мероприятий

Договора, план-график совместных мероприятий

Координатор профиль­ного обучения

в течение эксперимента

1.13. Проведение маркетинговых исследований учащихся 8, 9 классов и их родителей в целях изучения образовательных запросов

Классные часы, родительские собрания, анкеты, справка - анализ

Координатор профильного обучения, классные руководители 8, 9 классов, психолог

Январь-март, август – сентябрь каждого года эксперимента

1.14. Создание муниципальной, республиканской образовательной карты, визитной карточки лицея, презентации курсов по выбору и элективных курсов

Презентации, визитная карточка лицея

Координатор профиль­ного обучения, заместитель директора по ВР, классные руководители

в течение года

2. И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е направление

2.1. Проведение информационной работы с педагогическим коллективом, учащимися, их родителями с особенностями модели профильного обучения в лицее

Совещания, ученическое собрание (9-11 кл), общешкольное родительское собрание, протоколы

Координатор профильного обучения, руководители творческих групп

2 кв. каждого года эксперимента

2.2. Обсуждение корректировки плана эксперимента по введению профильного обучения

Педагогиче­ский совет

Координатор профильного обучения, руководители творческих групп

2 кв. каждого года эксперимента

2.3. Подготовка и выпуск информационных материалов по предпрофильной подготовке, профильным линиям и профильному пространству лицея

Плановые сове­щания

Координатор профиль­ного обучения, творческие группы

3 кв. каждого года эксперимента

2.4. Информационное сопровождение предпрофильной подготовки, профильного обучения

Оформление и обновление стенда по профильному обучению

Координатор профиль­ного обучения, творческие группы

Начало учебного года

2.5. Презентация обучающимся, родителям курсов по выбору и элек­тивных курсов, презентации муниципальной и республиканской образовательных карт

Профориента-ционные курсы, родительские собрания в 9, 10, 11 классах

Координатор профиль­ного обучения, творческие группы, классные руководители

2-3 кв. каждого года эксперимента

2.8. Публикации в районной газете об организации профильного обучения

Публикация в СМИ, информация на сайте лицея

Координатор профиль­ного обучения

Апрель. 2008 г.

2.9. «День открытых дверей» - мероприятие для выпускников основной школы общеобразовательных учреждений района

Открытое мероприятие

Координатор профиль­ного обучения, творческие группы, классные руководители

2 кв. каждого года эксперимента

3. Н О Р М А Т И В Н О- П Р А В О В О Е направление

3.1. Дополнения к уставу лицея в связи с переходом на профильное обучение

Обсуждение на совещании при директоре, педагогическом совете

Координатор профиль­ного обучения, администрация

Май – июнь. 2007 г.

3.2. Разработка программы эксперимента по введению профильного обучения в лицее (проект к Программе развития школы)

Обсуждение на совещании при директоре, педагогическом совете

Координатор профиль­ного обучения

Февраль-апрель. 2008 г.

3.3. Разработка (адаптация) программ элективных курсов

Обсуждение на ШМО, НМС. Приказ директора

Учителя – предметники, ШМО, НМС

Февраль-июль каждого года эксперимента

3.4. Разработка и согласование в МОУО администрации Чамзинского муниципального района учебного плана лицея на 2008-2009 учебный год в условиях 3 года перехода на про­фильное обучение

Собеседова­ние

Заместители директора по УВР, по лицейскому компоненту, координатор профильного обучения

Июнь - июль каждого года эксперимента

3.5. Разработка пакета нормативно-правовой документации, регламентирующего введение и профильного обучения:

- положение о профильном классе (группе);

- положение о комплектовании профильных классов (групп);

- положение о творческой группе по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- положение о портфолио - индивидуальной накопительной оценке обучающихся 8-9 классов;

- положение об элективных курсах;

- положение о проектной и исследовательской деятельности;

- договор о совместной деятельности;

- договор с родителями;

- положение о научном обществе учащихся,

- положение о научно-методическом совете;

- положение о школьном методическом объединении;

- положение о индивидуальном учебном плане;

- макет зачётной книжки;

- положение о педагоге — инноваторе.


Пакет документов.

Обсуждение на совещании при директоре, педагогическом совете



Координатор профиль­ного обучения, творческие группы

1 и 2 кв . 2008 г.




4. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ направление

4.1. Организация консультаций:

- для учителей- предметников по разработке, адаптации элективных курсов к имеющимся ресурсам в лицее и формам их проведе­ния,

- для классных руководителей 8 классов по организа­ции предпрофильной подготовки,

- для психолога по организации профильной ориента­ции обучающихся



Индивиду­альные консультации

Координатор профильного обучения, руководители ШМО

По необходимости

4.2. Обеспечение учебно-методическими материалами:

- базовых,

-профильных,

- элективных кур­сов.

- мероприятий профориентационной, информационной психолого-педагогической деятельности


Заседания ШМО, приложение к учебному плану, фонд школьной библиотеки

Координатор профиль­ного обучения, руководители ШМО

По необходимости

4.3. Изучение, обобщение и распространение передового опыта по реализации плана предпрофильной подготовки и профильного обучения

Педагогический совет.

Координатор профильного обучения, руководители творческих групп,

заместитель директора по УВР



в течение года

4.4. Научно-методическое сопровождение системы предпрофильной подготовки и профильного обучения

Циклограмма

Координатор профильного обучения

в течение

года


4.5. Организация обучающих семинаров:

- Использование элементов дистанционного обучения при организации профильного обучения;

- Новые технологии в организации профильного обучения:

- технология «Портфолио», метод проектов,

- исследовательский метод обучения, кейс-технология.

- методика разработки программ элективных курсов;

- алгоритм разработки ИУП.





Координатор профильного обучения, руководители творческих групп

Январь-март

4.6. Повышение квалификации:

-введение в действие плана методической работы учителей работающих в профильных классах;



- плана творческого развития педагога;

-направить на курсы переподготовки по специальности «Менеджер в образовании» - 1 чел.

- направить на курсы повышения квалификации на базе МРИО г.Саранск:

- по созданию и управлению системой профильного обучения следующие категории педагогических работников:

директор и заместители директора – 5 чел.;

классные руководители – 4 чел.,

учителя-предметники – 3 чел.;

- по применению дистанционной технологий:

зам. директора 3 чел,

учителя-предметники – 16 чел.,

- практическая реализация дистанционной технологии:

учителя-предметники – 4 чел.

- направить на курсы повышения квалификации на базе АПК г. Москва, МРИО г.Саранск

- по обучению новым педагогическим технологиям:

заместители директора – 2 чел.,

учителя- предметники – 10 чел-

- направить на курсы повышения квалификации по проектной деятельности:

руководителей методических объединений – 1 чел.



График прохождения КПК, ППК, семинары, мастер-классы

Координатор профильного обучения




4.7. Разработка системы мониторинга профильного обучения

Материалы диагностики

Координатор профильного обучения, психолог







5. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЕ направление

5.1.Подготовка заявки на присвоение статуса Республиканской экспериментальной площадки

Заявка, программа эксперимента

Координатор профильного обучения

Сентябрь-ноябрь 2008 г.

5.2. Отработка элементов предпрофильной подго­товки:

- курсов и модулей по выбору для 8, 9 классов,

- программы «Портфолио»,

- новой формы итоговой аттестации выпускников основной школы;

- профориентацинной и информационной работы;

апробация их методического обеспечения и форм проведения



Посещение уроков, работа с доку­ментацией, справки

Координатор профильного обучения, заместитель дирек­тора по УВР

в течение эксперимента

5.3. Отработка элементов профильного обучения:

-блочно-модульного построения учебно-воспитательного процесса на основе ФБУП 2004 г.

- модели индивидуального учебного плана;

- применение активных методов преподавания элективных курсов;

- апробация элементов новой системы распределения времени прохождения учебных программ в течение учебной недели, семестра (проектные дни и др.);

- расширение профильного пространства



Посещение

уроков, работа с доку­ментацией



Координатор профиль-

ного обучения, заместитель дирек­тора по УВР



в течение эксперимента

5.4. Отработка различных звеньев оптимизации взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы (школа - вуз), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия

Совещания

при директоре



Координатор профильного обучения, ззаместитель дирек-

тора по УВР



в течение

эксперимента



5.5. Реализация плана психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки в системе воспитательной

работы лицея



Справка

Заместитель директора по ВР

в течение

эксперимента



5.6. Отработка системы интегральной накопительной оценки и вариантов построения образовательного рейтинга выпускников основной школы (Портфолио)

Собеседования,

работа с доку-

ментацией


Координатор профильного обучения, классные руководители 8 и 9 классов

в течение эксперимента

5.7. Моделирование индивидуальных образовательных траекторий, учебных планов, возможного набора профильных учебных предметов и элективных курсов, их программно-методического обеспечения, форм организации образовательного процесса

Совещания

при директоре



Координатор профильного

обучения, заместители директора по УВР



2-3 кв. каждого года эксперимента

5.8. Подведение итогов опытно-экспериментальной работы по реализации плана эксперимента по введению профильного обучения

Отчет


Координатор профильного обучения



апрель -

май каждого года эксперимента



6. МОНИТОРИНГОВОЕ направление

6.1. Оценка готовности выпускника основной школы к при­нятию решения о выборе профиля обучения в школе III ступени «на входе»

Справка

Координатор профиль­ного обучения, классные руководи­тели 8 и 9 классов

сентябрь –октябрь каждого года эксперимента

6.2. Анализ спроса на профильное обучение и оценка ин­формационной подготовленности через анкетирование обучающихся 8 и 9 классов и их родителей.

Отчет

Координатор профиль­ного обучения, классные руководители 8 и 9 классов

сентябрь-октябрь каждого года эксперимента

6.3. Мониторинг учебных результатов по профориентационным курсам по выбору обучающихся 8, 9 классов и элективных курсов 10-11 классов

Справка

Координатор профиль­ного обучения

в течение эксперимента

6.4. Анализ динамики образовательных запросов обучаю­щихся и их готовности к выбору профиля

Отчет

Координатор профиль­ного обучения, классные руководи­тели 8 и 9 классов

в течение эксперимента

6.5. Анализ динамики образовательных запросов обучаю­щихся и их готовности к выбору профиля

Отчет

Координатор профиль­ного обучения, классные руководи­тели 8 и 9 классов

в течение эксперимента

6.8. Оценка готовности выпускника основной школы к при­нятию решения о выборе профиля обучения в школе III ступени «на выходе»

Справка

Координатор профиль­ного обучения, классные руководи­тели 8 и 9 классов

Май каждого года эксперимента

6.9. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников основной школы. Анализ результатов ЕГЭ выпускников школы

Отчет

Координатор профиль­ного обучения, заместитель директора по УВР

Июнь – июль каждого года эксперимента

6. 10. Анализ реализации плана эксперимента по введению профильного обучения

Педагогиче­ский совет, приказ

Администрация , годичные команды

Август – сентябрь каждого года эксперимента

6.11. Тематический контроль:

- ведения журналов элективных курсов, проектной и

исследовательской деятельности;

- качества преподавания элективных курсов, органи-

зации исследовательской и проектной деятельности;

- качества преподавания предметов профильного

уровня;

- результативности работы учителей, ведущих элективные курсы



Справка


Справка
Справка
Справка

Координатор профильного обучения,

заместитель директора по УВР



в течение

эксперимента



7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ направление

7.1.Дооснащение, (замена) компьютерами кабинетов информатики

Установленное оборудование

Администрация, зав. кабинетами

2008-2010 гг.

7.2. Дооснастить предметные учебные кабинеты компьютерами и мультимедийными проекторами, интерактивными досками

Установленное оборудование

Администрация, зав. кабинетами

2008-2010 гг.

7.3. Оборудовать кабинет физики учебно-наглядными пособиями

Установленное оборудование

Администрация, зав. кабинетами

2008-2010 гг.

7.4. Дооснастить кабинет математики

Установленное оборудование

Администрация, зав. кабинетами

2008-2010 гг.

7.5. Дооснастить кабинет русского языка и литературы

Установленное оборудование

Администрация, зав. кабинетами

2008-2010 гг.

7.6. Дооснастить кабинет химии

Установленное оборудование

Администрация, зав. кабинетами

2008-2010 гг.

7.8. Дооснастить кабинет биологии

Установленное оборудование

Администрация, зав. кабинетами

2008-2010 гг.

7.9. Реконструкция историко-краеведческого музея

Установка демонстрационных витрин

Администрация, зав. кабинетами

2008-2010 гг.

8. ФИНАНСОВОЕ направление

8.1. Бюджетные средства – 1.611.701,46 руб.

8.2. Внебюджетные:

- средства попечительского совета – 116.471 руб.,

- Грант Президента РФ – 2.000.000 руб.



Смета доходов и расходов

Директор, бухгалтер

2007-2010гг.

Каталог: file
file -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
file -> Актуальность исследования
file -> Рабочая программа дисциплины
file -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
file -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
file -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
file -> Программы
file -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница