Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде



страница1/7
Дата20.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде

Утверждена Министерством образования и науки РФ 5 сентября 2011 года


Распространенность употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает ос­таваться одной из ведущих социально-значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и актив­ного противодействия.
По данным Центра социологических исследований в 2010 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн человек); алкогольные напитки (включая пиво) - 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек); курят табачные из­делия 45,6% (12,3 млн.человек).

Одним из наиболее активных участников про­цесса профилактики зависимости от ПАВ в Рос­сийской Федерации является система образова­ния. Имеющийся у нее профессиональный, орга­низационный ресурс, а также сфера ее социаль­ного влияния позволяют обеспечивать комплекс­ное, системное воздействие на целый ряд соци­альных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а следовательно, вносить сущест­венный вклад в формирование культуры здорово­го и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных ве­ществах» (статья 4, пункт 2) устанавливает, что од­ним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по про­филактике наркомании и стимулирование дея­тельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

В соответствии со статьями 32 и 51 Закона Рос­сийской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, создает ус­ловия, гарантирующие охрану и укрепление здо­ровья обучающихся, воспитанников.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолет­них» к органам и учреждениям системы профи­лактики отнесены органы управления образова­нием, которые разрабатывают и внедряют в прак­тику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование зако­нопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе упо­требляющих наркотики), и в пределах своей ком­петенции осуществляющих индивидуальную про­филактическую работу с такими несовершенно­летними.

При решении задач профилактики употребле­ния ПАВ несовершеннолетними и молодежью в образовательной среде необходимо развитие со­держательных, научных, методических оснований профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного этапа развития общест­ва.

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22 мая 2000 г.) (далее - Концепция 2000 года) содержала базовые принципиальные положения, на основании которых во всех субъек­тах Российской Федерации в рамках единого ме­тодологического подхода началась реализация региональных программ профилактики злоупо­требления ПАВ. Благодаря Концепции 2000 года впервые в истории отечественной системы пре­венции разработана стратегия объединения уси­лий различных социальных структур для органи­зации единого профилактического пространства и создания инфраструктуры профилактической деятельности в образовательной среде.

В настоящее время возникла необходимость дальнейшего развития методологических и орга­низационных основ профилактической деятель­ности в образовательной среде. Она обусловлена как существенными изменениями социальных, социокультурных характеристик ситуации, свя­занной с распространенностью ПАВ среди несо­вершеннолетних и молодежи, так и изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культу­ры здорового и безопасного образа жизни, а так­же изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, та­бакокурением. С одной стороны, профилактичес­кая деятельность ориентируется на дальнейшее усиление и ужесточение контроля за распростра­нением ПАВ, с другой - определяет приоритет за­дач первичной профилактики, основанной, глав­ным образом, на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых цен­ностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.

Указанные социальные тенденции нашли свое отражение в новой Концепции профилактики упо­требления психоактивных веществ в образова­тельной среде (далее - Концепция).

Концепция является системой принципов, орга­низационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образо­вательной среде, с конечной целью - максималь­ного исключения ПАВ из жизни несовершеннолет­них.

Концепция ориентирована на утверждение ка­чественно нового подхода к предупреждению распространения и употребления ПАВ как базово­го компонента общей государственной системы предупреждения употребления ПАВ несовершен­нолетними и молодежью и основывается на фор­мировании в обществе культуры и ценностей здо­рового и безопасного образа жизни.

Концепция развивает и расширяет сферу задач, обозначенных в Концепции 2000 года, а именно:

определяет условия для осуществления целост­ной системной комплексной профилактической деятельности в образовательной среде, базирую­щейся на общих для всех участниках профилакти­ки методологических основаниях;

поддерживает и совершенствует уже сложив­шуюся в образовательной среде инфраструктуру и механизмы реализации профилактики, опреде­ляя сферу задач и ответственности каждого из ее участников, а также принципы взаимодействия между субъектами профилактики в образователь­ной среде;

определяет методологические основы для раз­работки и внедрения разнообразных методик профилактической деятельности в системе обра­зования;

выделяет единые критерии и индикаторы для оценки профилактической деятельности в обра­зовательной среде.

Одновременно Концепция развивает основные положения Стратегии государственной антинар­котической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Рос­сийской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690), Концепции реализации государственной полити­ки по снижению масштабов злоупотребления ал­когольной продукцией и профилактике алкого­лизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряже­нием Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р), а также Концепции осуществления государственной политики проти­водействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р), в части профилактики наркомании, алко­голизма и табакокурения.

Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором определяет единую стратегию и минималь­ный объем требований и условий к проведению профилактики употребления ПАВ в образователь­ной среде.

Органы исполнительной власти, осуществля­ющие управление в сфере образования, на региональном и муниципальном уровнях опреде­ляют специфику профилактической деятельнос­ти в учреждениях образования с учетом регио­нальных социально-экономических, социокуль­турных условий; объем профилактических воз­действий в соответствии со стратегией реали­зации региональной профилактической про­граммы и ресурсами административной терри­тории, включая кадровый потенциал специалис­тов, осуществляющих профилактическую дея­тельность.

В связи с многообразием профилактических программ в образовательной среде на террито­рии Российской Федерации Концепция, наряду с определением стратегии, цели и средств профи­лактической деятельности, выполняет опреде­ленные организационно-методическую и регла­ментирующую функции.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цели, задачи и принципы профилактики употребления ПАВ

Профилактика в образовательной среде являет­ся компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и мо­лодежью и формирования здорового образа жиз­ни в обществе.

Цель профилактики в образовательной среде -развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, на­правленной на минимизацию уровня вовлеченно­сти в употребление ПАВ обучающихся, воспитан­ников образовательных учреждений.

Целевыми группами (субъектами) профилакти­ки употребления ПАВ в образовательной среде являются: обучающиеся, воспитанники, а также их родители (законные представители), специа­листы образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, психологи, социальные работники), сотрудники территориальных орга­нов ФСКН России, сотрудники органов внутрен­них дел, представители общественных объедине­ний и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в сре­де несовершеннолетних и молодежи.

Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде являются:

формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилак­тического процесса для обеспечения комплекс­ного системного воздействия на целевые группы профилактики;

мониторинг состояния организации профилак­тической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характерис­тика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанника­ми образовательных учреждений;

исключение влияния условий и факторов, спо­собных провоцировать вовлечение в употребле­ние ПАВ обучающихся, воспитанников образова­тельных учреждений;

развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников:

личностных - формирование социально значи­мых знаний, ценностных ориентации, нравствен­ных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;

социально-средовых - создание инфраструкту­ры службы социальной, психологической под­держки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;

этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, ме­дицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образова­тельных учреждений.

Объектами профилактики в образовательной среде являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребле­ния ПАВ, влияние которых возможно корректиро­вать или нивелировать за счет специально орга­низованного профилактического воздействия.

Первая группа объектов объединяет факторы и условия, внешние по отношению к личности обу­чающегося, воспитанника. Их действие проявля­ется на макросоциальном уровне общества в це­лом и на микросоциальном уровне как влияние ближайшего окружения. К социальным факторам и условиям относятся: доступность ПАВ, связанная с низкой эффективностью контроля за распространением ПАВ; либеральные установки в отношении употребления ПАВ, которые демонстрируются средствами массовой информации, обществом в целом и значимыми для школьника социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.); недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию обучающихся, воспитанников (досуговые учреждения, социально-психологические службы); социально-психологические особенности ближайшего окружения школьника или подростка, в том числе и его родителей (законных представителей).

Вторая группа объектов профилактики объединяет личностные характеристики обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, имеющие связь с риском употребления ПАВ: представление о себе и отношение к окружающему миру; стрессоустойчивость и социально психологическая адаптивность; представление об ас­пектах употребления ПАВ.

Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов.

Принцип системности определяет при реализации профилактической деятельности в образовательной среде организационно-методическое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, включенных в профилактику, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпро­фессиональное взаимодействие специалистов

различных социальных практик (педагог, психолог, медицинский специалист, школьный инспектор по делам несовершеннолетних и т.д.), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать теку­щие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.

Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.

Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании употребления ПАВ как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентиро-ванных направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся, воспитанников об­разовательных учреждений.

Принцип ситуационной адекватности профи­лактической деятельности определяет соответст­вие содержания и организации профилактики ре­алиям экономической и социальной жизни и ситу­ации, связанной с употреблением ПАВ, в стране и регионе.

Принцип динамичности предполагает подвиж­ность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обес­печивающих возможность ее развития и усовер­шенствования с учетом достигнутых результатов.

Принцип эффективного использования ресур­сов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятель­ности реализуется за счет уже имеющихся у соци­альных институтов содержательных, методичес­ких, профессиональных ресурсов.

Принцип легитимности определяет соответст­вие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству стра­ны.


Структура организации профилактической деятельности в образовательной среде

Одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность, являются обра­зовательные учреждения.

В организации профилактики принимают учас­тие и другие социальные структуры, сфера задач которых связана с предупреждением употребле­ния ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

В качестве полноценного субъекта профилакти­ки включаются общественные объединения и ор­ганизации («Родители против алкоголя и наркоти­ков», антиалкогольные и антинаркотические дет-ско-молодежные движения волонтеров, общест­венные организации досуговой и трудовой заня­тости несовершеннолетних и др.).

Привлечение и координация всех субъектов профилактики ПАВ в образовательной среде (си­стемы здравоохранения, правопорядка, культуры, социальной защиты населения, общественных объединений и организаций и др.) осуществляет­ся координирующим органом на региональном уровне (антинаркотическими комиссиями).

Взаимодействие между субъектами профилак­тики для решения общих задач предупреждения употребления ПАВ обучающимися, воспитанника­ми выстраивается на основе следующих условий: разделения сферы профилактической деятельно­сти с учетом специфики непосредственных функ­ций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации), взаимо­дополнения и поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участ­никами, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздейст­вие на адресные группы).

Реализация задач профилактики употребления ПАВ в образовательной среде осуществляется на следующих уровнях.

Первый уровень предполагает реализацию про­филактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохране­ния, образования, социальной защиты населе­ния). Он обеспечивает формирование единых ме­ханизмов реализации профилактического на­правления в масштабах общества и создает усло­вия (организационные, правовые, содержатель­ные) для предупреждения употребления ПАВ в конкретном региональном и муниципальном об­разовании.

Второй уровень предполагает реализацию про­филактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различ­ным социальным сферам, и ориентирован на кон­кретные социальные группы обучающихся, воспи­танников, их родителей (законных представите­лей) и ближайшего окружения, специалистов сис­темы профилактики.

Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны.

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направле­ния - первичную, вторичную, третичную профи­лактику.

Первичная профилактика направлена на преду­преждение приобщения к употреблению ПАВ, вы­зывающих зависимость. Эта работа ориентирова­на на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам ри­ска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть системати­ческие потребители алкоголя и/или наркотичес­ких средств, а также несовершеннолетние, нахо­дящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных усло­виях.

Вторичная профилактика - система социальных, психологических и медицинских мер, направлен­ных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предот­вращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молоде­жи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обна­руживающие признаков формирования зависи-

мости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании).

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ - система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и нарко­тических веществ, направленных на предотвра­щение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, лич­ностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное уч­реждение, к общественно-полезным видам дея­тельности. Третичная профилактика интегрирует­ся с комплексной реабилитацией лиц, страдаю­щих зависимостью от ПАВ.

Первичная профилактика является приоритет­ным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимуще­ственно через работу общеобразовательных уч­реждений. Основой содержания первичной про­филактики в образовательной среде является пе­дагогическая профилактика на основе педагоги­ческих и психологических технологий. Она связа­на с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышаю­щих их устойчивость к негативным влияниям сре­ды.


Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспе­чение условий эффективной социальной адапта­ции обучающихся и воспитанников образователь­ных учреждений, а также формирование и разви­тие в обществе ценностных ориентиров и норма­тивных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам суб­культуры, пропагандирующей использование ПАВ.
Социальные технологии реализуют следую­щие направления воздействия:

информационно-просветительское направле­ние (антинаркотическая, антиалкогольная и анти­табачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профили­рующие интернет-ресурсы);

социально-поддерживающее направление (де­ятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолет­них с высоким риском вовлечения их в употребле­ние ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

организационно-досуговое направление (дея­тельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолет­них в содержательные виды досуга: клубы по ин­тересам, спортивная деятельность, обществен­ные движения).

Педагогические технологии профилактики на­правлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспе­чивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используют­ся универсальные педагогические технологии (беседы лекции, тренинги, ролевые игры, про­ектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целена­правленное системное воздействие на адресные группы профилактики.

Важное значение в этом контексте приобретает развитие системы специальной подготовки педа­гогических кадров, позволяющей освоить педаго­гам, воспитателям, социальным работникам ме­тоды педагогических технологий для решения конкретных задач профилактики.

Психологические технологии профилактики на­правлены на коррекцию определенных психоло­гических особенностей у обучающихся, воспитан­ников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического ком­понента программной профилактической дея­тельности в образовательной среде также являет­ся развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, пре­пятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социаль­ных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

В рамках программной профилактической дея­тельности психологические технологии реализу­ются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и дру­гих участников учебно-воспитательного процес­са.

Видами консультирования являются: консульти­рование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ; мотивационное консультирование; кон­сультирование при выявленных проблемах зави­симости; групповой профилактический и/или психокоррекционный тренинг.

Одной из профилактических технологий являет­ся использование диагностического тестирова­ния, в том числе в рамках регулярных медицин­ских осмотров, на употребление ПАВ обучающи­мися, воспитанниками. Следует отметить важ­ность легитимного использования этого метода (на основании добровольного согласия несовер­шеннолетних, их родителей (законных представи­телей) и в сопровождении психологического кон­сультирования с целью оказания квалифициро­ванной профессиональной психологической по­мощи).

Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе подготовки и повышения квалификации специа­листов системы образования.


Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики

Основным структурным и содержательным ком­понентом системы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде является педагоги­ческая профилактика. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами про­филактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на причины и по­следствия употребления ПАВ несовершеннолет­ними и молодежью.

Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процес­са обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компетен­ций, формирования личностных свойств и ка­честв, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.

Реализация педагогической профилактики осу­ществляется за счет формирования у обучающих­ся и воспитанников негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а так­же посредством формирования у них универсаль­ных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом лично­стных ресурсов.

Выделяются два основных направления педаго­гической профилактики:

непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью фор­мирования у них желаемых свойств и качеств;

создание благоприятных условий для эффек­тивной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профи­лактики является система представлений об упо­треблении ПАВ как многоаспектном социально-психологическом явлении, имеющем социокуль­турные корни. Исходя из этого, воспитание и обу­чение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качест­ве альтернативы идеологии субкультур, пропове­дующих использование ПАВ.

Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные тех­нологии и формы организации воздействия на ад­ресные группы. К ним относятся: интеграция про­филактического содержания в базовые учебные программы, воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися, воспи­танниками, разработка и внедрение образова­тельных программ для родителей (законных пред­ставителей). Такие формы деятельности педаго­гов, воспитателей, школьных психологов, вклю­ченные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в пре­вентивной деятельности.

Первичная и базовая подготовка специалистов образовательной сферы по профилактике упо­требления ПАВ несовершеннолетними и молоде­жью должна обеспечивать достоверную и разно­плановую информацию о концептуальных и мето­дических основах ведения профилактической ра­боты (информационный модуль); включать интер­активные методы обучения психолого-педагоги­ческим технологиям ведения профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи (интерактивный модуль обучающих и тренинговых программ) и технологии проектной деятельности при разработке региональных и авторских про­грамм профилактики (проектный модуль). Такая структура подготовки специалистов направлена на окончательный отказ от сохранившегося до на­стоящего времени в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью инфор­мационно-образовательного подхода, имеющего низкую эффективность. Выделенные формы под­готовки должны осуществляться в рамках про­фессионального (средние и высшие учебные за­ведения, осуществляющие подготовку кадров для образовательных учреждений) и послевузовского профессионального образования (система повы­шения квалификации и переподготовки работни­ков образования).

Основными условиями организации педагоги­ческой профилактики являются:

интеграция: реализация целей и задач педаго­гической профилактики осуществляется в про­цессе формирования у детей и подростков зна­ний, умений и навыков, имеющих для них актуаль­ное значение и востребованных в их повседнев­ной жизни;

целостность: вовлечение в сферу педагогичес­кой профилактики всех основных институтов со­циализации несовершеннолетних и молодежи -образовательного учреждения, семьи, ближай­шего окружения;

системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса вос­питания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность: задачи формирования у несо­вершеннолетних негативного отношения к упо­треблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического про­странства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность: содержание педаго­гической профилактики строится с учетом осо­бенностей социального, психологического разви­тия в конкретном возрасте, а также с учетом ре­альных для того или иного возраста рисков воз­можного вовлечения в употребление ПАВ.



Оценка эффективности профилактики упо­требления пав в образовательной среде
Дифференциация вмешательств
Оценка региональных (территориальных) профилактических программ
Типы необходимой информации

Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница