Концепция одаренности



страница1/9
Дата14.02.2021
Размер106 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ




ГЛАВА 1. Эволюция философско-психологических учений о гении

1.1. Источники знаний об одаренности


История психологических учений об одаренности неотделима от общей истории психологии. Как известно, до того времени, как психология приобрела статус самостоятельной науки, психологическое знание в целом и представления об одаренности в частности интенсивно развивались в лоне других наук, накапливались они и в разных сферах человеческой деятельности.

Так, учение о божественном происхождении гения зародилось в философии и богословии. Биология и медицина, исследуя материальный субстрат психики — мозг, искали собственные объяснения факту индивидуальных различий в способностях. Социальная практика, вынужденная решать задачи образования и кадрового отбора, также стимулировала изучение этих вопросов и поставляла большой эмпирический материал для их осмысления.

Эти три линии и составили в конечном итоге относительно единый блок знаний, постепенно открывающий дверь в непознанное. В разные времена в науке и обыденном сознании доминировала то одна, то другая линия. Так, долгое время преимущественное право объяснять существо гениальности и одаренности принадлежало философии и богословию. Только к середине ХIХ века начинает доминировать подход, строящийся на приоритете генетически наследуемых различий. Все это время в социально-педагогической практике утверждалась мысль, что не столько образование зависит от индивидуальных различий, сколько эти различия есть плод образования.

Изучение эволюции представлений об одаренности проливает свет не только на понимание современных подходов, но и в значительной мере указывает на возможные тупиковые пути решения проблем. Необходимость анализа истории вопроса диктуется логикой изучения психических явлений. Рассмотрение проблемы одаренности связано с несколькими обстоятельствами:

– сама эволюция взглядов исследователей интересна и поучительна; не рассмотрев концепций прошлого, невозможно понять современное состояние проблемы;

– концепции одаренности, разработанные разными учеными в разные времена, продолжают использоваться как в прикладных исследованиях, так и на уровне образовательной практики.

Сегодня сосуществуют социально-образовательные практики, моделируемые на основе самых разных, в том числе и давно отвергнутых психологической теорией концепций. Устаревшие представления, будучи опровергнуты или уточнены, абсолютно безвредны как теоретические построения. Но как социально-образовательные практики они чрезвычайно опасны. Старые концепции не просто вводят специалистов в заблуждение, они влияют на судьбы детей, — а это уже совершенно неприемлемо.


Каталог: upload -> iblock -> a14
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования
a14 -> Концепция одаренности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница