Концепция негосударственного образовательного частного учреждения «Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского»



Скачать 328,19 Kb.
Дата25.04.2016
Размер328,19 Kb.









































КОНЦЕПЦИЯ

Негосударственного образовательного частного учреждения

«Православный Центр непрерывного образования

во имя преподобного Серафима Саровского»
Негосударственное образовательное учреждение центр образования «Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского» является светским общеобразовательным учреждением, выполняющим социальный заказ православных и воцерковляющихся семей. Название Православный Центр означает углубленное изучение духовно-нравственного содержания всех учебных предметов. Образование понимается в Православном Центре как средство развития общества через личностное развитие ребенка. Получаемое в Центре образование, основанное на православно-христианской традиции, должно помочь, прежде всего, самоопределению учащихся в духовной сфере, должно дать возможность осознанной реализации потребностей в духовной жизни на базе определенных знаний, умений и навыков. При этом важной задачей является полноценное образование учащихся, отвечающее государственным стандартам.

Цель образовательной работы Центра – воспитать ДОБРОГО ХРИСТИАНИНА, ПОЛЕЗНОГО ОТЕЧЕСТВУ, что предполагает формирование цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также усвоение теоретических и практических знаний, позволяющих реализовывать воспитанникам свои возможности в новой социальной и экономической среде.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:



воспитания подрастающего поколения в духе Православия, патриотизма, любви к родной земле, истории, культуре, понимании русского человека как верного чада Православной Церкви, как гражданина, готового защитить свое Отечество и свой народ, как человека, верного исконным русским традициям государственного устройства, семьи и быта;

образования людей, знающих мировую историю и культуру разных народов, природные явления и процессы, основы наук, искусств и техники и понимающих их духовный смысл;

научения широкому кругу трудовых умений и навыков (самообслуживания, домашнего труда, труда учения и самообразования, технического и сельскохозяйственного труда, строительного труда и труда по воссозданию разрушенных святынь, труда помощи ближнему и т.п.);

развития Богом данных талантов и способностей через возможно раннее их обнаружение (ранняя диагностика способностей), пробуждения интереса к соответствующим видам деятельности и приобщение к разнообразным искусствам, наукам и ремеслам, не противоречащим исконным духовно-нравственным традициям русского народа;

формирования культуры поведения, общения, жизни в семье, в быту, в общине, на производстве, в гражданском обществе в соответствии с традициями благочестия.

В Центре введено раздельное обучение мальчиков и девочек так как, во-первых, это соответствует тысячелетней традиции русской школы, а во-вторых, современные исследования психологов и физиологов указывают на значительные различия в восприятии мальчиками и девочками, как учебного материала, так и воспитательных воздействий (В.Ф.Базарный, В.П.Симонов и др.)

Образовательная работа Центра осуществляется на основе принципов:



НЕПРЕРЫВНОСТИ

ЦЕЛОСТНОСТИ

ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ, СЕМЬИ И ШКОЛЫ,

причем приоритетным для Центра является воспитательная работа.



Принцип непрерывности подразумевает преемственность знаний и методов воспитания от дошкольного возраста до окончания школы. Создание комплекса образовательных учреждений, объединённых общей целью и общей концепцией, и имеющих единое управление, единые программы, коллектив, сотрудников – единомышленников. В комплекс образовательных учреждений входят детский сад, начальная школа, средняя основная школа, полная средняя школа, а кроме того учреждения дополнительного образования – Досуговый центр, Воскресная школа, хоровая школа.

Первое звено непрерывного образования - детский сад. Здесь воспитательная работа является главным содержанием педагогической деятельности. Важным условием успешности воспитательной работы является осуществление ее православными воспитателями.

В следующем звене – начальной школе – воспитательная работа

во – первых, включена в обучающую деятельность. Обучение ведется в соответствии с государственными стандартами, по государственным программам и по учебникам, рекомендованным Министерством Образования, однако православные педагоги имеют возможность расставить необходимые акценты для формирования мировоззрения детей. Во – вторых, воспитательная работа реализуется в дополнительном образовании (изучение Закона Божьего, Духовное пение, Церковно-Славянский язык); в третьих во всей полноте осуществляется во внеклассной и внешкольной работе.

В средней и старшей школе продолжает развитие всё достигнутое на предыдущих ступенях. Обучение на этом этапе характеризуется углубленным изучением рядом предметов, профильной подготовкой учащихся, переходом на профильное обучение и индивидуальные учебные планы. Воспитательная работа осуществляется, прежде всего, на уроках. Учащиеся имеют возможность познакомиться с христианской точкой зрения по всем предметам базового компонента, прежде всего истории, литературе, мировоззренческим аспектам естественно – научных дисциплин. Дополнительное образование продолжается на уроках Закона Божьего, мировой художественной культуры. За сеткой часов внеклассное и внешкольное дополнительное образование реализуется в Досуговом центре, где существует разнообразные объединения для детей всех возрастов:

- церковное и светское пение, церковное краеведение, организация

паломнических поездок, организация работ по восстановлению

храмов и монастырей; изобразительное искусство и иконография;

- музейная работа, народный костюм, фольклор, роспись по дереву,

лицевое и золотое шитье, вязание, вышивание, батик, ковроткачество,

лоскутная техника, кружок «Самоделкин»;

- «Малая академия», экология, лекарственные травы, «юный медик»;

- театрально-музыкальная студия, ритмика, гитара;

- для мальчиков - военно-спортивная подготовка, строевая подготовка, рукопашный бой, стрельба.

Общая физическая подготовка осуществляется через занятия легкой атлетикой и плаванием. По рекомендации врача некоторые дети занимаются лечебной физкультурой.

Интересен опыт определения детей Центра в государственную детскую музыкальную школу №56, занятий которой происходят в стенах Православного Центра, что в первую очередь позволяет бережно относиться к здоровью учащихся. Содержательная сторона программы музыкальной школы учитывает специфику Центра – создан отдел православного духовного пения, не имеющий аналогов.

Таким образом, базовое и дополнительное образование совокупно решают задачи приобретения учащимися знаний, умений и навыков, и в тоже время способствуют их личностному развитию. Кроме того, профильное и дополнительное образование решают задачу профориентации учащихся.

Принцип целостности вытекает из единства типа фундаментальных основ знаний, идущих из одной исторической культуры, связанных друг с другом, развивающихся друг из друга. Этот принцип подразумевает следование православным традициям, раскрытия хранящихся в православии нравственных, этических и культурно – исторических ценностей.

В обучении подразумевается создание интегрированных курсов, последовательное освоение на школьном уровне современных знаний и методов научного исследования.

В воспитании все традиционные ценности отечественной культуры интегрируются в систему, в целостное единство всех составляющих её компонентов.

В целом содержание базового и дополнительного образования дает выпускнику Центра возможность усвоения таких основных понятий и категорий как: самобытность и уникальность культурного наследия православной цивилизации, и Российской державности (государственности), духовная культура, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, взаимопомощь, милосердие, самопожертвование, самоотверженность, народное единство.

Осуществлению вышеизложенных принципов помогает принцип единства Церкви, семьи и школы в вопросах воспитания и создания ценностных приоритетов в образовании. У педагогов Православной школы есть огромный потенциал воспитательной работы, отсутствующий в светских общеобразовательных учреждениях – благодатная помощь Церкви, что особенно важно при работе с семьёй.

Духовно – нравственное единство всех участников образовательно-воспитательного процесса - учащихся, педагогов, родителей – обусловлена тем, что все они, являются чадами Православной Церкви.

В число воспитанников Центра принимаются дети из православных семей, либо из семей, твердо решивших дать своим детям православное воспитание, включающее непременным требованием воцерковление всей семьи.

Весь строй и распорядок внутренней жизни школы, а также распределение периодов учебных занятий и каникул соотнесен с годичным литургическим кругом Святой Православной Церкви. Двунадесятые праздники считаются не учебными днями.

Получаемое в Центре воспитание, основанное на православно-христианской этике, должно помочь, прежде всего, самоопределению учащихся в духовной сфере, должно дать возможность осознанной реализации потребностей в духовной жизни на базе определенных знаний, умений и навыков.

Главным фактором воспитания является церковная жизнь самих учащихся: молитва, пост, участие в Святых Таинствах Православной Церкви. Не менее важным является то, что церковной жизнью живёт вся семья учащегося, а также его учителя и воспитатели. Духовное и организационное единство всех ступеней Центра обеспечивает преемственность воспитательной и образовательной работы на всех этапах развития личности воспитанника и учащегося.

Основой этого единства является общность православной веры педагогов, воспитателей и сотрудников школы. Ответственность за духовное единство и чистоту Православия, исповедуемого каждым из сотрудников школы, является духовник Центра.

Основными обязанностями духовника являются:



  • создание и поддержание духовно-нравственной атмосферы, соответствующей духу и укладу Русской Православной Церкви;

  • всемерное создействие воцерковлению детей, родителей, педагогов и всего персонала учреждения;

  • духовное окормление учащихся, педагогов, сотрудников, семей учащихся Центра;

  • участие совместно с директором Центра в подборе и расстановке кадров, в приеме и исключении учащихся.

Никакое принципиальное решение, ни одно мероприятие в Центре невозможно без благословения духовника учреждения.

Особенностью Православного Центра является то, что в нём воспитываются и обучаются дети из разных церковных приходов. Многие семьи имеют своих духовников. Духовник Центра не заменяет их, его компетенция распространяется только на духовное водительство укладом жизни Центра.

Одной из важных сторон жизни Православного Центра является социальное служение: 50% воспитанников детского сада и 40% учащихся – дети из многодетных семей. Много детей из социально - незащищённых семей.

Разумеется, педагогическая концепция Центра будет развиваться и конкретизироваться, но неизменными источниками для поисков педагогического коллектива останутся Библия, труды отцов Церкви, тысячелетний педагогический опыт русской школы (в частности, церковно-приходской, сельской школы Рачинского С. А.), а также все ценное, что имеется в сегодняшних православных образовательных учреждениях.

Однако во всех поисках и экспериментах педагоги обязуются твердо помнить первую профессиональную заповедь врача, которая должна стать и первой профессиональной заповедью педагога, особенно педагога-новатора: «НЕ НАВРЕДИ!»



Учредитель

Православное Братство «Радонеж»

при Храме Трех Святителей

на Кулишках Московской епархии

Русской Православной Церкви





Управление образования ЮАО г..Москвы


Совет директоров православ-ных школ


Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви


Духовник

Центра


Департамент образования города Москвы,городская служба ицензирования и аттестации ОУ, пед.кадров и учащихся


НОЧУ «Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского»


Председатель Братства «Радонеж»






Воспитательная

система



Православного Центра

непрерывного образования


во имя преподобного

Серафима Саровского

Введение

Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского представляет собой новый тип общеобразовательного учреждения, в котором сочетается современное естественное и гуманитарное образование детей с их религиозно-нравственным воспитанием.

В традиционном понимании русской школы термин «образование» включает в себя и обучение, и воспитание, т.к. образование - это формирование в человеке определенного образа Божия. В зависимости от того, каким видится этот образ, формируется и концепция образования.

Любая концепция должна давать ясное представление о том, каким она видит своего воспитанника, его отношение к миру, к стране, в которой он живет, к окружающим его людям, а также о том, какими знаниями и умениями он должен обладать. Принятая нашим учебным учреждением концепция определяет образовательно-воспитательные задачи, которые должны быть сформулированы настолько конструктивно, чтобы можно было говорить о методах их решения и критериях оценки успешности их решения.

Являясь по своему статусу негосударственным образовательным учреждением религиозного вида, Православный Центр ставит перед собой не частные и не узко-конфессиональные, а вполне государственные задачи.

В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось, в частности, и в признании вариативности воспитательных систем. В «Основных направлениях развития воспитания в системе образования» говорится о том, что духовно-нравственное становление детей и молодежи ... является важнейшей составляющей развития общества, государства». Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании». Актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих оснований, обеспечение преемственности межу поколениями на основе общественного согласия в духе мира и терпимости.




ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

(социальный заказ)

Образование как средство развития общества через личностное развитие ребенка





ЦЕЛЬ

Формирование цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также теоретических и практических знаний, позволяющих реализовать природные возможности в новой социальной и экономической среде





3. ЕДИНСТВО ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ

в вопросах воспитания и создания ценностных приоритетов в образовании


2. ЦЕЛОСТНОСТЬ

единство типа (фундаментальные основы знаний идут из одной исторической культуры, являются связанными, развиваются друг из друга


1. НЕПРЕРЫВНОСТЬ

преемственность знаний и методов воспитания от дошкольного возраста до окончания школы; относится и к внешкольным занятиям

М Е Т О Д О Л О Г И Ч Е С К И Е П Р И Н Ц И П Ы


4. Объединение усилий священников, преподавателей и родителей в образовательно-воспитательном процессе


3. Создание интегрированных курсов в преподавании, последовательное освоение на школьном уровне современных знаний и методов научного исследования


2. Следование православным традициям, раскрытие хранящихся в Православии нрав-ственных, этических и культурно-исторических ценностей


1. Создание комплекса образов. учреждений, объединенных общей целью и общей концеп-цией, имеющих единое управление, единые программы, коллектив сотрудников- единомышленников

З А Д А Ч И

I. Цели и задачи организации Православного Центра непрерывного образования
Цель, к достижению которой должен стремиться Центр, в самом общем виде может быть сформулирована следующим образом: формирование в учащихся цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также теоретических и практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои природные возможности в новой социальной и экономической среде.


  1. Методологические принципы

Конструктивность основной концептуальной цели обосновывается через следующие методологические принципы, являющиеся неотъемлемыми свойствами каждой системы:



Непрерывность, которая заключается в последовательности, преемственности знаний и методов воспитания от младшего дошкольного возраста до окончания школы, и относится не только к школьным, но и внешкольным занятиям детей.

Целостность, единство типа, когда фундаментальные основы знаний идут из одной исторической культуры, не являются разорванными и несвязанными, «когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга, а не друг против друга».

Единство школы, семьи и церкви в вопросах воспитания и ценностных приоритетов в образовании (схема).


Трудовой лагерь для старшеклассников с монастырским послушанием


Летний оздоровительный лагерь «Озерный» в Рязанской обл.


Старшая школа


Средняя школа


Начальная школа


Досуговый Центр


Воскресная школа


1. НЕПРЕРЫВНОСТЬ

преемственность знаний и методов воспитания от дошкольного возраста до окончания школы; относится и к внешкольным занятиям




Семейный летний лагерь


Детский сад


Приходское попечительство


1. Создание комплекса

образовательных учреждений,

объединенных общей целью и общей концепцией, имеющих единое управление, единые программы, коллектив сотрудников - единомышленников




Отдел православного духовного пения

при детской

Государственной музыкальной школе № 56




Мастерские

(в перспективе)





  1. Концептуальные задачи

Реализация принципа непрерывности в образовании и воспитании детей ставит задачу создания комплекса образовательных учреждений, объединенных общей целью и общей концепцией, имеющих единое управление, единые программы, коллектив сотрудников-единомышленников (схема).

Наше учебное учреждение далеко не сразу приобрел схему в системе непрерывного образования и воспитания детей, включающей группу детей дошкольного возраста, воскресную школу, хоровую школу, летний оздоровительный лагерь, семейный лагерь в Рязанской области, летний оздоровительный трудовой лагерь для старшеклассников, летняя практика по ботанике и географии, занятие краеведением, а также приходское попечительство над детьми детского дома, инвалидами, престарелыми и больными, а так же строительство храма. Новое здание школы уже построено милостью Божьей, усилиями наших попечителей и духовника нашего Центра.

Сельскохозяйственную школьную ферму во Владимирской области села Новодворье позволила нам иметь попечитель нашего Православного Центра общественная организация «Просветитель».

Объединяющее начало всего этого сложного механизма идет через общего духовника.

Включение в учебно-воспитательный процесс детей с трехлетнего возраста, плавный переход от дошкольного к школьному образованию, подключение к образовательно-воспитательному процессу летнего периода отдыха детей в оздоровительном лагере, строительных и ремонтных работ, работ на школьной ферме, в общеприходских делах, особенно в приходском попечительстве, способствуют реализации всех изложенных принципов на практике, обеспечивают эффективность образовательно-воспитательного процесса.



Принцип целостности в образовании и воспитании реализуется с одной стороны, через следование православным традициям, раскрытие хранящихся в этих традициях гносеологии, нравственных, этических и культурно-исторических ценностей и, с другой стороны, благодаря последовательному освоению на школьном уровне современных знаний и методов научного исследования.

В Православном Центре, начиная с начальной школы с 1 класса, дети учатся пользоваться первоисточниками - Библией (синодальное издание), Законом Божиим, Новым Заветом, толковыми словарями (Даля, Ожегова и др.).



Ежегодно проходят Дни Славянской письменности и культуры, рекомендованные Министерством образования для проведения в общеобразовательных школах России. В нашем образовательном учреждении ведется большая работа по осмыслению лучшего отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Единство в воспитании и образовании обеспечивается тем, что все учащиеся и их родители являются членами одной церковной общины. Взрослые люди, объединенные единым мировоззрением, одинаково понимают цели воспитания и образования детей, осознанно выбирают именно православную школу. Вновь поступающие обязательно детально знакомятся с концепцией, программами, учредительными документами. Как правило, в православную школу дети поступают, прежде всего, по желанию родителей, и именно с родителями руководство Центра ведет серьезное собеседование, чтобы убедиться в единстве взглядов на принципиальные вопросы образования и воспитания.


Выпуск школьной газеты «Родник»


Участие в конкурсе на соискание премии Центрального федерального округа «За нравственный подвиг учителя».

Сертификат победителя в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания».


Участие в грантовых конкурсах благотворительных фондов «Серафима Саровского», «Семья России», «Вольное дело», а так же Московского Дома общественных организаций


Практика по биологии на биостанции МГУ на Белом море


Экспериментальная площадка «Воспитательная система в православной школе»


Учебно-методическая лаборатория


2. Следование православным традициям, раскрытие хранящихся в Православии нравственных, этических и культурно-исторических ценностей


3. Создание интегрированных курсов в преподавании; последовательное освоение на школьном уровне современных знаний и методов научного исследования


2. ЦЕЛОСТНОСТЬ

единство типа (фундаментальные основы знаний идут из одной исторической культуры, являются связанными, развиваются друг из друга






4. Объединение усилий священников, преподавателей и родителей в образовательно-воспитательном процессе


3. ЕДИНСТВО ШКОЛЫ, СЕМЬИ

И ЦЕРКВИ

в вопросах воспитания и создания ценностных приоритетов в образовании


Участие детей

в богослужениях


Проведение ремонтных работ в двух зданиях школы


Трудовые лагеря для старшеклассников с монастырским послушанием


Летние оздоровительные лагеря


Послушания в храмах


Совместная работа детей и родителей в Досуговом Центре


Научные экспедиции и летняя практика учащихся, совместно с родителями и учителями


Молебны в храме

и в школе


Родительский комитет


Корпус воспитателей и учителей




  1. Конкретизация целей в учебно-воспитательном аспекте

В Уставе Православного Центра непрерывного образования учебно-воспитательные цели конкретизированы в виде следующих четырех пунктов:



  1. Объединение процесса обучения с православным воспитанием детей.

  2. Формирование высоконравственной личности, укрепление традиций православной культуры и христианского благочестия.

  3. Обеспечение эффективности учебно-воспитательной работы и качества образования за счет возможно полной реализации индивидуальных творческих способностей преподавателей и воспитанников.

  4. Обеспечение соответствия уровня образования выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

В соответствии с этими целями перед коллективом Православного Центра сформулирована триединая задача формирования личности, от комплексного решения которой зависит достижение поставленных целей:

  1. духовно-нравственное развитие детей;

  2. доброкачественное образование на современном научно-педагогическом уровне, осуществляемое, прежде всего, через образовательные программы;

  3. получение практических навыков, способствующих применению полученных знаний в жизни.

Таким образом, социальный заказ, цель, методологические принципы, задачи и организационные структуры являются связанными системообразующими элементами единой образовательной системы.

II. Воспитательная система Православного Центра

Духовно-нравственное развитие детей и их практическая деятельность, без сомнения, неразрывно связаны между собой, но если задача духовного развития в большей степени подразумевает формирование православного мировоззрения, то практическая деятельность способствует утверждению православного образа жизни.




  1. Духовно-нравственное развитие

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются с детства. Важнейшими средствами этого воспитания являются религиозно-эстетические и религиозно-этические элементы православной педагогики. Чувство благоговения к святыне, почтения к родителям, уважения к ближним, правильное отношение к своему телу, и своему здоровью, как дару Божиему, который необходимо хранить и умножать, бережное отношение ко всем людям и ко всему живому, чувство удивления перед величием и таинственностью окружающего нас мира и забота об этом мире, чувства милосердия, сострадания и жертвенной готовности оказать помощь ближнему и, наконец, чувство ответственности перед минувшими и грядущими поколениями - всё это должно прививаться с самого раннего возраста.

Бездуховность и нравственный релятивизм исправить или восполнить чем-либо материальным невозможно. Когда желают показать полную бездуховность и нравственную несостоятельность человека, о нем говорят: «Да для него нет ничего святого!»

Православное мировоззрение и система ценностей у детей нашего Центра в основном формируется:


  1. при посещении ими церковных богослужений:

  2. на уроках по Основам Духовной Культуры, т.е. Основам Православия (в начальной школе) и Богословия (в средних и старших классах), а так же при общении с православными педагогами на всех уроках и, особенно, уроках гуманитарного и эстетического цикла:

  3. во время духовно-нравственных бесед детей и их родителей с духовным наставником:

  4. на занятиях в Воскресной школе:

  5. на встречах с ветеранами войны, учеными (историками, филологами и др.), писателями и т.д.

Преподавание Основ Православия и Богословия имеет основополагающее значение в процессе духовно-нравственного развития детей. Выбор тем и текстов обеспечивает живое и глубокое знакомство воспитанников с основами православной веры, памятниками христианской письменности, древнерусской литературы и искусства, с нашим духовным наследием в целом и предусматривает усвоение учащимися христианских заповедей об отношении к Богу, к ближнему и ко всякому творению Божию.

Каждый ребенок - маленький исследователь и путешественник по жизни. На его пути открывается много удивительного, прекрасного. Но на его жизненном пути может встретиться и испытание для его совести, для его души. Уроки Богословия должны запечатлевать в душе ребенка образы прекрасного, святого и прививать невосприимчивость ко злу и всякому безо-бразию или, как мы говорим, безобразию.

Когда воспитание на православной основе начинается с дошкольного возраста (семья, церковь, детский сад) и продолжается в школе (с первых же шагов), то и можно говорить о непрерывности духовно-нравственного воспитания будущего гражданина России.


  1. Практическая деятельность

Важным условием для усвоения основ православной этики и культуры, определяющих духовно-нравственное развитие ребенка в системе православной педагогики, является непосредственное включение его в практическую жизнь православного прихода и Православного Центра.

Очень важным является участие детей:


  1. в воскресном богослужении, где они принимают активное участие в службе, читают, поют, заботятся о маленьких и немощных прихожанах;

  2. в ежедневных молитвах перед учением и после учения, перед трапезой и после трапезы;

  3. в молебнах о больных и путешествующих, благодарственных молебнах и молебнах перед началом каждого учебного года и каждой учебной седмицы;

  4. в подготовке и проведении праздников, а также в организации этих праздников для детей-инвалидов и детей-сирот, для больных и престарелых, а также для всех жителей микрорайона (Рождество Христово, Пасха, День Славянской письменности и культуры, День Матери, День Победы).

Большую роль играют также:

  1. ежегодный отдых детей в православном летнем оздоровительном лагере;

  2. посильная помощь строительству храма, участия в ремонтных работах в детском саду и начальной школе, актового зала в новом здании школы, благоустройстве территории;

  3. трудовой десант помощи монастырям;

  4. сельскохозяйственная помощь на школьной ферме, в семейном трудовом лагере;

  5. сбор помощи и изготовление подарков детям-сиротам и воинам в горячих точках в Чечне;

  6. обучение детей в хоровой школе, где они, получая музыкальное образование, через церковно-певческую культуру знакомятся с православными традициями.

Праздники, вечера духовной поэзии, детские краеведческие конференции, проведение выставок детских рисунков, подготовка альбомов и поделок, выпуск школьной газеты, музыкальные гостиные, просмотр церковных видеофильмов - все это позволяет в форме организации досуга приобщить детей к непреходящим ценностям христианской православной культуры и истории.

Программа духовно-нравственного воспитания в Православном Центре учитывает церковный календарь, который как камертон задает тон различным временам и празднованиям года и одновременно является беспримерным хранилищем памяти о священных событиях и дорогих именах в истории Отечества, без которых у нас нет духовной связи с многовековым культурно-историческим наследием России.





  1. «Идеальная модель» воспитанника

Христианская жизнь проверяется по тому, как человек, носящий звание христианина, относится к другим людям и к окружающему миру.

Из Евангелия мы знаем, что Господь будет судить человека в зависимости от того, как он относился к ближним: кормил ли голодных, одевал ли тех, кто не имел одежды, посещал ли больных и находящихся в темнице (Мф. 25:40, 45). Всё это не что иное, как социальный аспект христианской жизни. Притча о милосердном самарянине (Лк. 15: 25-37) учит, что в центр жизни следует ставить не себя, а человека в данный момент нуждающегося в твоей помощи.

К этому следует добавить евангельскую заповедь о почтительном отношении к родителям и чувство страха Божия, которое помогает человеку с благоговением относиться к святыне, к родителям, к людям вообще и к природе, не переступать границ, определяемых совестью и правильно относиться к самому себе.



Мы хотим видеть нашего ученика высокообразованным творчески развитым человеком и хотим воспитать в нем:

  1. Стремление и навык помогать дома родителям, в школе учителям, воспитателям, товарищам в самых обычных обстоятельствах и обыденных заботах. Не научившийся помогать дома и в школе - не будет стремиться помогать людям везде и вообще не узнает радости помогать и служить людям.

  2. Послушание, то есть умение подчиняться, потому что в социуме все держится на подчинении и соподчинении. Умение подчиняться родителям, воспитателям, преподавателям научит и во взрослой жизни подчиняться начальствующим лицам. Неумение или нежелание подчиняться одним из важных последствий имеет то, что «анархист», достигши начальственного положения, не может быть добрым и умелым руководителем для других. Неумение подчиняться более всего вредит любому общему делу. Добродетель же послушания более всего помогает раскрытию творческих способностей человека.

  3. Сострадание к больным, страдающим и нуждающимся людям. Таких людей вокруг нас очень много. Даже небольшая, но постоянная забота о нуждающихся в помощи будет помогать правильному формированию личности. Без сострадания воспитывается ущербная личность.

  4. Личную ответственность за свои слова, поступки и мысли, за истраченное время, за свою семью, за школу, за свой класс, даже за свою парту, за все окружающее. Ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать. Составные экологического воспитания: забота об окружающей природе (мир Божий), о культурно-историческом наследии (родные святыни), о духовных ценностях («экология духа», по выражению Д. С. Лихачева). Грех всегда разрушает (личность, семью, сообщество, государство). Ответственность - сохраняет.

  5. умение просить прощения и прощать. Это один из важнейших навыков жизни в социуме. Неумение просить прощения показывает отсутствие критического отношения к себе, а без этого не может быть правильного отношения к другим людям. Тот кто не прощает - носит вред в себе самом, непримиримость же страшно мешает жить, учиться и работать с другими людьми.

  6. Благодарность Богу и людям. Неблагодарность - это страшный грех, который искажает жизнь, препятствует установлению правильных отношений с окружающими. Благодарность необходима прежде всего самому благодарящему, она же характеризует его верность. Чаще всего худые изменения в жизни начинаются с нашей неблагодарности.

  7. Благожелательность ко всем людям. В мире и даже вокруг нас живут, учатся, работают очень разные люди. В некоторых мы не умеем видеть наших братьев и сестер. Осуждать других легко, но не безвредно, потому что только Господь в совершенстве знает меру ответственности другого человека. Не смеяться над другими, не осуждать людей - значит избежать неразумного отношения к другим людям. Нетерпимость к людям может стать искрой для вражды. Лучше помогать и сострадать. Осуждение и злословие других чаще своего обнаруживает недостаток добра в нас самих.

Воспитание этих качеств поможет сформировать активную жизненную позицию человека. Все эти качества воспитываются и на уроках богословия, и в процессе подготовки церковных праздников, в подготовке благотворительных концертов, подарков детям детского дома и старикам-инвалидам, и всей системой православного мировоззрения и православного образа жизни, личным примером воспитателей, примером поведения и общения между собой православных педагогов.

III. Реализация основных идей Концепции воспитания в реальной практике школы


  1. Единство школы, семьи и церкви в вопросах воспитания

  1. Все учащиеся, их родители и учителя являются членами хоть и разных православных приходов, по вопросам воспитания и обучения учащихся приоритетное право руководства имеет духовник Православного Центра непрерывного образования и общества «Просветитель», настоятель храма преподобного Иосифа Волоцкого. Каждое воскресенье родители, дети и учителя встречаются в церкви на Литургии, проводят вместе праздники, единодушны и единомышленны в вопросах воспитания. Многие родители являются одновременно сотрудниками Православного Центра.

  2. Координация деятельности в нашем учреждении совершается через Попечительский совет. Все принципиальные вопросы, касающиеся воспитания, решаются на Попечительском совете, в который входят директор, духовник, преподаватели и родители учащихся, председатель общества «Просветитель».

  3. Духовник проводит духовно-нравственные беседы с воспитателями и родителями (1 раз в четверть), с воспитателями и учащимися (раз в 2 месяца - общие, и индивидуальные - по необходимости).

  4. Родители помогают в подготовке здания к началу учебного года, к праздникам (текущий ремонт, уборка, украшение помещений), в подготовке декораций и костюмов к концертам, работе с реквизитом, проведении конкурсов. Учителя прибегают к помощи родителей в организации экскурсий, а также посещений музеев и театров, паломнических поездок, работы в оздоровительном лагере и организация трудового десанта.

  5. Родители участвуют в покупке и оформлении подарков к праздникам для учащихся, а также для детей Детского дома, Дома ребенка и Воскресной школы, в подготовке вещей для благотворительной помощи дому престарелых, т.е. работе социального служения.

  6. Сотрудники Центра, родители и дети, все вместе помогают в подготовке территории и корпусов летнего трудового лагеря во Владимирской и Рязанской областях, - семейный лагерь молодых многодетных семей в с. Тимохино, а бывшие выпускники трудятся помогая местному приходу, председателем которого стал наш родитель, прихожанин нашего храма. Попечители нашей школы стали попечителями и этого колхоза.

  7. Все воспитатели и родители приглашаются на открытые уроки по ОДК в конце каждого года, а также на экзамены по основам духовной культуры. Администрация также посещает открытые мероприятия.

  8. Проводятся богословские семинары для воспитателей и преподавателей и родителей, которые ведет духовник Православного Центра, магистр богословия, налажена работа клуба «Семейный очаг»

  9. Проводятся конференции, Международные Рождественские чтения, в которых принимают участие родители и учителя Православного Центра, а так же наши старшеклассники.




  1. Непрерывность воспитательного процесса в рамках единого образовательного комплекса.

  1. Православный детский сад был лицензирован в 2003 году, как первая ступень единого православного образовательно-воспитательного комплекса. Дети с трехлетнего возраста могут получать православное воспитание, принимаются все желающие. После детского сада дети, поступающие в начальную школу нашего учебного заведения, легко проходят период адаптации к школе благодаря тому, что начальные классы находятся в том же здании, что и детский сад, обстановка и персонал являются для них знакомыми, традиции воспитания и общения остаются теми же.

  2. Воскресная школа, существующая уже 8 лет в рамках Досугового центра, работает сейчас на базе Православного Центра. Она может помочь тем детям, которые не посещают Православный детский сад, но желают поступить в Православную школу. Посещая занятия в Воскресной школе, дети и их родители знакомятся с основами Православия, с главными направлениями воспитательной системы нашего Центра, с сотрудниками и администрацией. Ученики Воскресной школы посещают также воскресные Богослужения в церкви и вместе с учащимися и воспитанниками Православного детского сада участвуют в праздничных утренниках. Таким образом, после года обучения в Воскресной школе, родители могут сделать сознательный выбор, определяя своих детей в Православное учебное учреждение и взять на себя соответствующие обязательства.

  3. В Православном летнем оздоровительном лагере проводят лето (по крайней мере 1 месяц) школьники, воспитанники старшей группы детского сада и ученики Воскресной школы вместе с воспитателями и желающими родителями. Там дети занимаются спортом, купаются, поют, рисуют, устраивают поэтические вечера и веселые концерты, конференции. Лагерь существует более 10 лет, и ежегодно в нем отдыхают вместе дети из других школ г. Москвы, Подмосковья, Рязани.

  4. Хоровая студия существует с 1995 года. В хоровой школе дети учатся петь и играть на музыкальных инструментах. Ансамбль и хор ведут обширную концертную деятельность. 1/4 часть детей учились в разных музыкальных школах и музыкальных студиях, что не совсем удобно для самих детей и организации хоровой студии Православного Центра. Поэтому в 2004 году был подписан договор о сотрудничестве, и детей нашего Центра зачислили в Государственную детскую музыкальную школу № 56, таким образом, мы получили возможность получили возможность заниматься с детьми в стенах Православного Центра силами своих педагогов (здоровьесберегающая технология и большая безопасность). Содержательная часть музыкальной программы изменена с учетом специфики нашего образовательного учреждения. По сути, таким образом, мы открыли отделение хорового духовного пения, не имеющее аналога. Хор, разновозрастной, но состоящий из учащихся нашего Центра и Воскресной школы, исполняет музыкальные произведения в большей части духовной направленности.

  5. Школьная ферма является частью большой миссионерской программы Православного общества «Просветитель» - нашего попечителя, и является базой для трудового воспитания учащихся, а также источником качественных экологически чистых продуктов для школы. Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского не только организует отдых детей в сельской местности, но и дает возможность овладения навыками работы сельскохозяйственной направленности. В настоящее время в Рязанской области в с. Тимохино по благословению духовника Центра о. Александра Иванникова молодые многодетные семьи строят собственные дома, обзаводятся хозяйством, а трудовое воспитание детей на сельхозработах продолжается, но уже на семейной основе.


3.3.Направления, формы и задачи воспитательной работы
Для удобства описания воспитательной системы вводятся такие общепринятые понятия, как «направления» и «формы» работы.

Направления:

  1. Культурологическое

  2. Туристско-краеведческое

  3. Военно-патриотическое

  4. Социально-педагогическое

  5. Физкультурно-спортивное

  6. Эколого-биологическое

  7. Художественно-эстетическое

  8. Социально-экономическое

  9. Научное – «Малая академия»

  10. Музейное

Формы:

  1. Воспитательная работа через урок

  2. Общешкольные, классные мероприятия

  3. Кружковая работа

  4. Внешкольная работа

  5. Коллективные творческие дела

  6. Научные объединения учащихся и др.


Задачи воспитательной работы (по направлениям):

  1. Культурологическое

  1. привить чувство благоговения к святыне, почтительного отношения к родителям и взрослым, уважения к ближним и окружающему миру

  2. воспитать чувство благодарности

  3. научить детей просить прощения и прощать

  4. научить вежливому и доброжелательному отношению к окружающим

  1. Социально-педагогическое

  1. воспитать чувство ответственности за свои слова и поступки

  2. привить навык оказывать помощь родителям, воспитателям, товарищам - по первой просьбе

  3. воспитать чувство милосердия и сострадания, готовности оказать помощь

  4. осуществлять шефскую работу в детском саду, в летнем лагере в Детском доме, Доме ребенка, госпиталях.

  1. Художественно-эстетическое

  1. привить восхищение перед красотой окружающего нас мира

  2. познакомить с высокими образцами мировой художественной культуры

  3. воспитать эстетическое чутье, художественный вкус

  4. привить любовь к чтению, музыке, художественному слову

  1. Военно-патриотическое

  1. воспитать любовь к Родине, дать детям знания по ее истории и культуре

  2. научить детей бережному отношению к природе, вооружить детей экологическими знаниями

  3. привить интерес к истории и природе родного края

  1. Социально-экономическое

  1. воспитание трудолюбия

  2. получение трудовых навыков

  3. в будущем получение элементарных навыков в профессии животновода, строителя, воспитателя, учителя.

  1. Эколого-биологическое

  • развитие умения адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, нести ответственность за результаты собственных действий

  • проявление активности учащихся в познании окружающего мира

  • умение применять полученные знания на практике




  1. Туристско-краеведческое

  • формирование у учащихся активной жизненной позиции и здорового образа жизни

  • повышение эффективности реализации программ гражданско-патриотического воспитания учащихся и сопричастности молодого поколения к героическому наследию нашей Родины

  • повышение интереса учащихся к изучению живой природы и наук естественного цикла

  • привитие коллективных навыков общения

  1. Физкультурно-спортивное

  • укрепление здоровья учащихся

  • привитие навыков здорового образа жизни

  • привитие любви к спорту

  • организация досуга учащихся

  1. Научное – «Малая академия»

  • целостное развитие личности

  • самостоятельная образовательная деятельность учащихся

  • обучение в сотрудничестве: использование групповых, коллективных и парных форм работы, дискуссии

  • профессиональная ориентация учащихся

  1. Музейное

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся

  • участие в поисково-исследовательской деятельности

  • профориентация на профессии, связанные с особым отношением к родной истории, языку, народным промыслам

Каталог: vosp rabota
vosp rabota -> Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования
vosp rabota -> Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Конвенция о правах ребенка
vosp rabota -> Методические рекомендации для педагогов и вожатых детских оздоровительных лагерей по работе с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении
vosp rabota -> Памятка для родителей ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает
vosp rabota -> Д. В. Солдатов, С. В. Солдатова методическое обеспечение


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница