Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики



Скачать 94.33 Kb.
страница1/5
Дата28.02.2016
Размер94.33 Kb.
  1   2   3   4   5
Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики

Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики

Преамбула
1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана
2. Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях
3. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики
4. Система обеспечения безопасности личности, общества и государства
5. Мониторинг и контроль состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование

Национальная безопасность - гарантированное состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.


Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики - официально принятая система взглядов, идей и принципов по защите личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз безопасности во всех сферах жизнедеятельности на длительный период.
Правовую основу Концепции национальной безопасности составляют Конституция Кыргызской Республики, Законы Кыргызской Республики «О национальной безопасности Кыргызской Республики» и «О Совете обороны Кыргызской Республики», другие законы и нормативно-правовые акты Кыргызской Республики, а также вступившие в силу в установленном законом порядке международные договоры в сфере обеспечения национальной безопасности, участницей которых является Кыргызская Республика.

1. Проблемы мирового развития и международное положение Кыргызстана



По данным Международного валютного фонда, в среднесрочной перспективе может быть замедление роста мировой экономики из-за кризиса государственного долга и проблем в банковской сфере в некоторых развитых странах.
В настоящее время страны Европы испытывают значительные сложности, выраженные в углублении финансовой нестабильности. Особенно это заметно в таких странах, как Греция, Испания и Португалия. В силу сложившегося положения следует также ожидать снижения активности международных финансовых организаций и традиционных стран-доноров в центральноазиатском регионе, в частности, в Кыргызстане.
С учетом замедления экономического роста в мире, в Китае также возможно снижение темпов экономического роста. По этой причине может измениться транзитная роль Кыргызстана в регионе, приносившая республике немалые выгоды.
Хотя Кыргызстан и является членом ВТО, ввиду слабости экономики и ее экспортного потенциала, а также незначительной вовлеченности в мировые экономические процессы, негативные последствия глобального кризиса скажутся на республике через соседние государства, с которыми осуществляются основные внешнеэкономические связи – Россию, Китай и Казахстан.
Россия и Казахстан, являясь стратегическими партнерами Кыргызской Республики, оказывают на экономику республики существенное влияние поставками топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров, техники и оборудования, а также в результате денежных переводов кыргызских трудовых мигрантов, работающих в этих странах. В случае падения мировых цен на нефть и газ их экономика испытает серьезные трудности, что окажет негативное влияние также на нашу экономику.
Республика в определенной степени будет также испытывать влияние глобальных политических процессов, в том числе так называемой «арабской весны» 2011 года, в результате которой сменились власти в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене. Хотя Кыргызстан в результате апрельской революции и принятия новой Конституции встал на путь демократического развития, политическая нестабильность и военные конфликты в отдельных странах Ближнего Востока и Северной Африки составляют потенциальную угрозу государствам центральноазиатского региона через возрастание роли исламского фактора.
Исламская Республика Иран играет одну из главных ролей в важнейшем регионе планеты - Западной Азии, куда входят Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря и Центральная Азия. Таким образом, являясь одновременно и средневосточной, и кавказской, и центральноазиатской, и каспийской страной, омываемой также водами Персидского и Оманского заливов Индийского океана, Иран занимает важнейшее военно-стратегическое положение, позволяющее ему контролировать морские и наземные пути между Европой и Азией. Поэтому обострение международной обстановки в этом регионе будет иметь определенные последствия и для центральноазиатских республик.
Ситуация в Афганистане продолжает входить в число ключевых угроз для стабильности Центральной Азии, поскольку до настоящего времени власти этой страны сталкиваются с большими трудностями в решении фундаментальных проблем в социально-экономической, политической и военной сферах.
Тем не менее, выгодное географическое положение, способное оказать существенное влияние на геополитическое соперничество в Евразии и мире в целом, предопределяет стратегический интерес многих ведущих стран к Афганистану. Предстоящий вывод контингента международных сил из Афганистана может внести изменения и в складывающуюся ситуацию в Пакистане, так как движение «Талибан» проявляет высокую активность в Белуджистане и Вазиристане – провинций на территории Пакистана, граничащих с Афганистаном. По данным компетентных органов республики на территории этих провинций под покровительством «Талибана» расположены базы по подготовке боевиков ИДУ и других религиозно-экстремистских организаций, оперирующих в Центральной Азии.
Вышеперечисленные угрозы региональной безопасности требуют постоянного совершенствования системы международного сотрудничества. Кыргызстан решает проблемы в этой сфере, стараясь максимально использовать членство в СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС, деятельность которых направлена на развитие дружественных отношений с партнерами и совершенствование всестороннего сотрудничества в решении проблем сохранения стабильности и устойчивого развития.
На сегодня определенную роль в вопросах безопасности в центральноазиатском регионе играют такие международные организации как ООН, Европейский Союз, НАТО, ОБСЕ. Наибольшую активность в этом направлении проявляют программа НАТО «Партнерство ради мира» и Совет Евро-Атлантического Партнерства (СЕАП). Европейский Союз работает в основном в сфере энергетической безопасности в интересах диверсификации поставок энергоресурсов в страны Европы. ОБСЕ главным образом отслеживает соблюдение государствами региона прав человека и осуществляет мониторинг демократических правил и процедур при проведении различных выборов.
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) немаловажное значение имеет проведение совместных командно-штабных, тактико-специальных и антитеррористических учений спецподразделениями органов национальной безопасности и внутренних дел, другими министерствами и ведомствами, обеспечивающими безопасность.
На текущий момент Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является в определенной степени механизмом обеспечения национальной и региональной безопасности на пространстве СНГ. Развивается также сотрудничество ОДКБ и ШОС в борьбе с терроризмом и экстремизмом в Центральной Азии. В этой связи 14 июня 2011 года подписан протокол о сотрудничестве между двумя организациями, что даст возможность более эффективно координировать усилия по противодействию экстремисткой деятельности.
Следующий этап развития ОДКБ направлен на повышение эффективности и развитие способности Организации оперативно реагировать и упреждать возможные угрозы и предпосылки к ним как для национальной, так и для коллективной безопасности государств-участников ОДКБ.
Исходя из текущей экономической ситуации, несоизмеримости отечественной экономики с потенциалом стран Таможенного союза, а также обязательств республики перед ВТО, позиция по данному вопросу заключается в предоставлении Кыргызской Республике определенных преференций в переходный период для поэтапного присоединения к данному союзу. Этот вопрос может вызвать определенные трудности в переговорах по вступлению республики в эту организацию.
Решение о создании Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) было стратегически выверенным шагом, сделанным его государствами-членами на пути углубления партнерских отношений в регионе. Показателем возрастающей роли ШОС может служить ее признание международным сообществом. ООН предоставила ШОС статус наблюдателя и подписала с ней меморандум о сотрудничестве.
В настоящее время роль ШОС, как действенного механизма обеспечения безопасности на пространстве Евразии, становится все более весомой. Для Кыргызской Республики наиболее приоритетными направлениями регионального взаимодействия в рамках ШОС является экономическое сотрудничество и обеспечение региональной безопасности.
Осознавая важную стратегическую роль Центральноазиатского региона, Кыргызстан придает первостепенное значение вопросам дальнейшего углубления региональной интеграции, что является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития. Со всеми соседями по региону заключены договоры о вечной дружбе и добрососедстве. Основой объединения усилий соседних государств в этом направлении являются борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и преступностью, решение общих социально-экономических и экологических проблем, и другие региональные проблемы.
Вместе с тем, сохраняющиеся проблемы взаимоотношений между странами Центральной Азии, если их своевременно не снять, могут в будущем стать препятствием на пути углубления интеграционных процессов. Определенные вопросы в отношениях между государствами-членами СНГ обусловлены источниками угроз, которыми являются пограничные вопросы, использование гидроэнергетических ресурсов Тянь-Шаня и Памира, углеводородных ресурсов Каспийского моря, вызывающих разнонаправленность их политических и экономических интересов.
Центральная Азия также играет важнейшую роль в системе энергетической безопасности, обладая крупными запасами нефти, газа, угля и урана, а также вовлеченностью ведущих иностранных компаний в их добычу. Кыргызстан в этом отношении обладает достаточно крупными запасами угля (в советское время ежегодно добывалось около 4 млн. тонн) и большим гидроэнергетическим потенциалом. На фоне ожидаемого увеличения спроса на уголь в прилегающих к региону странах – в КНР, Индии и Пакистане – возникают благоприятные условия для его экспорта из Кыргызстана.
Во время глобальной энергетической нестабильности местные ресурсы могут сыграть важную роль в обеспечении регионального энергетического баланса, чему будет способствовать растущее в регионе разнообразие экспортных маршрутов. Железная дорога Китай - Кыргызстан - Узбекистан станет для республики одним из каналов экспорта угля в южном направлении. В целом эта дорога послужит определенным толчком для развития экономик центральноазиатских республик, прежде всего, Кыргызстана.
При этом следует учитывать тот факт, что географическая близость региона и расположение внутри континента обеспечивает для сопредельных стран-потребителей центральноазиатских энергетических ресурсов высокий уровень безопасности их доставки по сравнению с морскими маршрутами.
В сфере гидроэнергетики инвесторы проявляют интерес к Кыргызстану и Таджикистану, странам, где формируется около 90% водных ресурсов региона. Но участие иностранных компаний в освоении гидроэнергоресурсов блокируется нерешенностью водно-энергетических проблем в регионе.
Таким образом, анализ складывающейся ситуации в мире и регионе указывает на то, что в целом Кыргызстан находится в окружении дружественных государств, активно сотрудничая с ними в торгово-экономической и политической сферах. Участие республики в различных региональных структурах (ОДКБ, ШОС) служит определенной гарантией защиты от внешней агрессии и проникновения экстремистско-террористических групп и других угроз.
Вместе с тем, следует отметить, что в сфере международной и региональной безопасности увеличиваются дестабилизирующие элементы и факторы неопределенности. Формирование эффективной системы региональной безопасности остается на повестке дня всех стран Центральной Азии. Поэтому назрела настоятельная необходимость в диверсификации политики партнерства в Центральной Азии с выходом за пределы существующих структур безопасности. Регион остро нуждается в постоянно действующей площадке, где все заинтересованные стороны могли бы сотрудничать в вопросах безопасности. Предложения на этот счет еще в начале 90-х годов прошлого столетия были внесены Казахстаном, однако не были поддержаны государствами Азии. Кыргызстан располагает всеми условиями, чтобы стать региональным центром принятия решений в этой сфере, где могла бы базироваться центральноазиатская организация аналогичная ОБСЕ, которая позволила с успехом решить проблемы безопасности в Европе и мире в 70-х годах двадцатого века.
Отсутствие динамики в международной политике в связи с известными событиями в республике стало в последнее время ослаблять позиции республики в отстаивании национальных интересов в окружающем мире.
Необходимость переформатирования всего комплекса международных отношений республики и выработки нового взгляда на внешнюю политику также обусловлена критическим сочетанием новых угроз международного характера и сохраняющихся в регионе различных нерешенных вопросов между центральноазиатскими государствами.
Отсутствие единого подхода к таким важным региональным проблемам как водопользование, энергетика, процессы миграции, вопросы делимитации и демаркации границ, противостояние угрозам террористического и наркотического характера определяет разнонаправленность внешнеполитических предпочтений государств. Разумеется, республика не может не учитывать интересы других участников международных процессов в регионе, однако открыто должна заявить о своих национальных интересах, с которыми им также необходимо считаться. Исходя из этого Кыргызская Республика выступает за создание в регионе соответствующего международного механизма по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии, что позволит гласно и объективно рассматривать все проблемы в этой сфере.
В то же время Кыргызстан, являющийся одновременно членом нескольких существующих систем безопасности (ОДКБ, ШОС и др.), должен активно продолжать работать в отстаивании собственных интересов в сотрудничестве с этими организациями. Данное сотрудничество создает множество благоприятных возможностей, но и выявляет ряд проблемных вопросов, особенно, когда речь идет о сотрудничестве с международными структурами безопасности, имеющими различное стратегическое видение и интересы, методы и состав участников. Это предопределяет динамичный характер отношений с ними, меняющихся в соответствии с изменением силы проявлений тех или иных угроз и вызовов безопасности Кыргызстана, а также при выборе средств и методов защиты национальных интересов в данный исторический момент.

2.Национальные интересы Кыргызстана в современных условиях



Национальные интересы Кыргызстана носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они органически включают в себя интересы личности, общества и государства.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности граждан, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовно-нравственном обновлении Кыргызской Республики.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Также рассматриваются интересы в международной, информационной, военной, пограничной, экологической, культурной, миграционной и других сферах.
Концепция национальной безопасности Кыргызстана представляет собой совокупность взаимосвязанных взглядов и идей по защите национальных интересов. Отдельные идеи или положения Концепции могут со временем терять свою актуальность ввиду изменения внутренней и внешней обстановки, однако это не касается национальных интересов.
В определенный исторический период времени весь комплекс национальных интересов может концентрированно выражаться в нескольких из них, имеющих решающее значение для сохранения и развития общества и государства. В настоящее время объективно ими являются следующие интересы.
При формировании отношений с другими государствами и международными институтами, а также расширении участия в интеграционных процессах ключевое значение для национальной безопасности Кыргызстана имеет сохранение суверенитета и территориальной целостности на основе универсальных принципов международного права.
После распада СССР границы между бывшими союзными республиками Центральной Азии стали источниками определенных угроз их территориальной целостности из-за неточностей и ошибок при их определении в рамках бывшего единого государства.
Для Кыргызстана как молодого государства обеспечение территориальной целостности является основой обеспечения своей безопасности и требует первостепенного внимания. Это обусловлено также перенаселенностью сопредельных территорий соседних государств и ползучей миграцией их граждан на нашу территорию, что в конечном итоге, может поставить вопрос о территориальной целостности республики и вызвать нежелательное обострение отношений с этими странами.
Успешное построение целостного суверенного государства возможно лишь при опоре на нравственные ценности и взаимоотношения между людьми и народами, населяющими его, на основах солидарности и интернационализма.
Кыргызстан относится к малочисленным и, одновременно, полиэтническим государствам, поэтому в условиях усиления глобальных угроз и вызовов безопасности, а также ужесточения конкуренции за ресурсы и жизненное пространство в отдельных регионах Центральной Азии, должен делать все от него зависящее, чтобы обеспечить единство и сплоченность своего населения. Речь может идти только о строительстве многонационального государства, в котором не должно быть дискриминации по этническому, языковому, религиозному и иным признакам. В противном случае, усиление этнократических тенденций, с какой бы стороны они не проявлялись – неизбежно приводит к обострению межэтнических отношений, вплоть до межнациональных столкновений, что пережила республика уже дважды за последние десятилетия.
Отсутствие общенациональной идеи, вокруг которой могло бы консолидироваться общество, слабо выраженная общегражданская идентификация жителей республики разных национальностей вызывают постоянную напряженность в межэтнических отношениях. Государством должны приниматься самые строгие меры по фактам разжигания межэтнической и межрегиональной розни, невзирая на национальную и языковую принадлежность.
В последние годы единство народа подвергается негативному воздействию политики этнорегионализма, проявления которого активно культивируются отдельными политическими силами, они вплетены в социальную ткань общества и зачастую порождают противоречия между регионами и, в конечном счете, ставят под вопрос целостность государства.
Преодоление центробежных проявлений в обществе является первостепенной задачей государства и всего народа Кыргызстана, так как в условиях нарастания различных угроз только его единство и сплоченность могут стать преградой на их пути.
Реализация и защита национальных интересов Кыргызстана, с учетом особенностей нашей республики, могут претворяться в жизнь только с участием всего населения. А это возможно только на основе высокоразвитой экономики, которая сможет обеспечить достойный уровень жизни населения, который станет основой стабильности в обществе.
Экономика Кыргызстана все последние годы по производству ВВП на душу населения далеко отстает не только от высокоразвитых стран мира, но и от соседних государств, бывших союзных республик, имевших в свое время приблизительно равный уровень развития.
Если в среднесрочной перспективе не удастся перестроить структуру производства в лучшую сторону – увеличить долю перерабатывающих отраслей промышленности, только за счет которых можно обеспечить высокие темпы роста экономики – то республика может надолго остаться среди развивающихся стран. Альтернативы высокоразвитой экономике у Кыргызстана нет, поскольку республика не располагает легко добываемыми природными ресурсами, за счет продажи которых можно было бы поддерживать высокий уровень жизни населения как гарантии безопасности. А имеющиеся отдельные месторождения полезных ископаемых имеют чрезвычайно сложные условия залегания и их разработка потребует огромных вложений, которыми мы не располагаем.
Республика может выиграть только за счет эффективного использования человеческого фактора, причем весьма ограниченного в количественном отношении. Поэтому экономическая политика должна сосредоточиться на достижении определенных показателей роста именно этого фактора – изменении в структуре рабочих мест в пользу индустриальных секторов, увеличении занятости трудоспособного населения, снижения внешней миграции, и, самое главное, достижение высокого качества рабочей силы. А это возможно только при соответствующем уровне жизни населения и его реальной образованности.
С другой стороны, кроме резкого подъема экономики, необходимо также решить проблему достаточно равномерного распределения доходов и благ в обществе. По данным Нацстаткомитета республики в настоящее время 10% наиболее обеспеченного населения имеет подушевой месячный доход в сумме 10,1 тыс. сом, а 10% наименее обеспеченного населения – всего 842 сома, т.е. разрыв более12 раз. В этом контексте для характеристики уровня и качества жизни населения нельзя ориентироваться только на средние показатели - необходимо добиваться повышения жизненного уровня большей части населения, находящейся на нижних ступенях социальной лестницы. Значительная часть пенсионеров получают пенсии ниже своего прожиточного минимума, что вызывает их обоснованное недовольство.
Если не создать высокоразвитую экономику и не обеспечить достойный уровень жизни большинству малоимущих граждан, то республика рискует остаться без значительной части своего трудоспособного населения, которое будет продолжать активно эмигрировать в другие страны и принимать их гражданство. Уже в настоящее время треть трудоспособного населения работает на экономику других стран. В конечном итоге, в результате «вымывания» человеческих ресурсов и выезда населения со значительных территорий может стать вопрос о сохранении самого кыргызского государства.
В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. Наличие эффективной системы государственного управления в республике ввиду ограниченности стратегических ресурсов является первоочередным условием решения проблем социально-экономического развития и обеспечения конкурентоспособности страны в регионе и в мире. При этом необходимо учесть изменение роли государства в обществе, где частный сектор производит около 90% ВВП и гражданское общество решает многие вопросы внутри социума.
Однако до настоящего времени система государственного управления, унаследованная от Советского Союза, практически осталась нетронутой, что предопределяет ее низкую эффективность из-за несоответствия новым условиям. К «советским» институтам добавились новые рыночные структуры, в результате чего Кыргызстан имеет один из самых раздутых госаппаратов в мире, на который расходуется значительная часть бюджета страны.
Создание эффективной системы управления должно идти по пути кардинальных перемен, предусматривающих совершенствование функций, а также оптимизацию места и роли министерств и ведомств в ней в условиях наличия свободной рыночной экономики. Они должны сопровождаться ликвидацией параллельных, дублирующих структур и распределением ограниченных функций между центральными органами и их территориальными подразделениями, а также все большей передачей функций и задач органам местного управления, в соответствие с возросшей ролью гражданского общества.
С учетом объективных особенностей Кыргызстана, инициатива в экономическом и социальном развитии должна принадлежать активному гражданскому обществу и его отдельным членам, а не только исключительно Правительству. Вместе с тем, в настоящее время гражданское общество Кыргызстана находится в стадии становления и слишком подвержено негативному влиянию различных сил (политических, родоплеменных, клановых и др.), особенно на фоне активизирующегося этнорегионализма.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница