КОНЦЕПЦИЯ ЛЕТНЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРИ БАРНАУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Кисельников И.В.
Барнаульский государственный педагогический университет
kiv@uni-altai.ru
Аннотация.
В статье рассмотрены концептуальные основы функционирования летней математической школы при Барнаульском государственном педагогическом университете: цели, задачи, принципы работы, характеристика основных видов деятельности.
В современных условиях реформирования всей системы образования России актуальными являются накопление и исследование опыта осуществления дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор подростком различных видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей, самоактуализации личности.
Система дополнительного образования (ДО) рассматривается как целостная система, ориентированная, прежде всего на самоопределение и самореализацию школьников. Другим важным аспектом реформы системы образования следует считать тенденцию к активному внедрению современных образовательных технологий в регионах, удаленных от образовательных центров. Именно в отношении таких регионов в первую очередь необходим запуск системы ДО, ассимилирующей естественное общественно-педагогическое движение и сопровождающееся созданием педагогики дополнительного образования, педагогики самоопределения.
Специфика дополнительного образования как области характеризуется дополнительностью её к разным системам социально организованной деятельности. Опора на существующие в настоящее время системы социально организованной деятельности позволяет выделить шесть типов ДО:
· компенсирующий;
· углубленно-диференцированный;
· профориентирующий;
· поисково-экспериментальный;
· досуговый;
· аксиологический.
Наибольший интерес представляют такие краткосрочные формы дополнительного образования, как выездные интенсивные школы; чаще всего это летние школы. Наиболее важным процессом для интенсивной формы дополнительного образования является самоопределение школьников, формирование их личной и профессиональной позиции, соотнесенной с социальным и культурно-историческим контекстом. Применительно к педагогике представление об интенсивности можно связать с выходом на основания деятельности ученика, на возрастание его активности и сознательной роли в педагогическом процессе, с подключением к процессам формирования содержания образования и целостной картины мира.
Летняя математическая школа (ЛМШ) - образовательная структура, предоставляющая дополнительное образование в области математики и информатики, реализующее работу по социализации подростков и являющееся экспериментальным полигоном для отработки новых технологий педагогической и социальной работы. Данная структура работает в форме специализированного детского оздоровительного лагеря для старшеклассников школ края.
Целями ЛМШ являются:
-
предоставление дополнительных образовательных возможностей школьникам края, в первую очередь из удалённых и сельских районов, интересующимся математикой и информатикой;
-
оказание помощи школьникам общеобразовательных школ края, заинтересованным в углублении и расширении знаний в указанных областях;
-
создание условий для полноценного и всестороннего развития личности подростка и реализации собственных возможностей подростков;
-
отработка новых педагогических и социальных технологий, обеспечивающих эффективную социализацию подростков;
-
мотивация педагогически ориентированных студентов и молодых сотрудников различных учебных и исследовательских учреждений к работе со школьниками края;
-
освоение школьниками и студентами научно-практической деятельности;
-
формирование в среде старшеклассников школ края и города ценности интеллектуального творчества и мотивации к учению;
-
формирование преемственности в подготовке педагогических кадров Алтайского края.
Задачами работы ЛМШ являются:
-
проведение профориентационной работы среди старшеклассников края;
-
подготовка и проведение учебных занятий по различным дисциплинам, выходящих за рамки стандартной школьной программы;
-
привлечение студентов, магистрантов и высококвалифицированных научно-педагогических кадров к проведению учебных и внеучебных занятий;
-
подготовка студентов и магистрантов Барнаульского государственного педагогического университета к работе со школьниками, в рамках системы дополнительного образования в целом;
-
организация коммуникативного пространства для обеспечения обмена опытом школьников и педагогов ЛМШ;
-
подготовка и организация спортивно-оздоровительных мероприятий для школьников и привитие им норм здорового образа жизни;
-
организация работы, обеспечивающей социализацию старшеклассников школ Алтайского края,
-
создание условий для появления новых форм дополнительного образования школьников в областях «математика», «информатика».
ЛМШ- это особый тип организации летнего отдыха детей. Наряду со стандартными задачами временных детских коллективов в ЛМШ ставится задача обучения, развития познавательных интересов подростков, профессиональной ориентации, демонстрации возможности дальнейшего образования.
Все вышеперечисленные цели и задачи определяют специфику и характерные черты деятельности ЛМШ - специфическое для неё содержание различных форм работы:
-
оригинальные учебные, факультативные, оздоровительные, досуговые программы. При их разработке сотрудники ЛМШ ориентируются на описанные выше цели и задачи летней школы. Организаторы же ЛМШ, с другой стороны, предъявляют самые высокие требования к интеллектуальному и образовательному уровням этих учебных программ;
-
содержание образования предопределяет смену типа учения с информационно-репродуктивного на активно-творческий, продуктивный, что, в свою очередь, ставит ученика в заметно более активную позицию по отношению к процессу обучения и воспитания;
-
расширение информационного пространства за счет использования современных информационных и коммуникационных технологий;
-
атмосфера всеобщей увлеченности наукой - демонстрация ценности интеллектуального труда, престижности образования возникает в результате набора заинтересованных школьников и поддерживается организацией разнообразных соревнований, лекций, бесед, участием в работе и организации ЛМШ молодых людей, реально профессионализирующихся в науке;
-
обширная культурная программа, внимание к мировоззренческим вопросам и общей культуре создают интеллектуальный фон, стимулирующий успешные занятия;
-
самостоятельная работа школьников организуется в нескольких направлениях по выбору учеников;
-
нестандартное для обычных детских лагерей соотношение числа сотрудников и школьников (1 к 4), что позволяет организовать индивидуальную работу со школьниками таким образом, чтобы максимально полно обеспечить ему продвижение по выбранной им траектории;
-
заочный набор учеников в ЛМШ. Школьникам для поступления в ЛМШ требуется успешно пройти тур отборочной олимпиады. Выполнение заданий олимпиады, с одной стороны, позволяет лучше подготовиться сотрудникам к специфике данного года, а с другой - является мощным мотивирующим факторов для самих школьников, желающих поехать в ЛМШ.
-
набор сотрудников ЛМШ на основе критерия: заинтересованность научным поиском и желание передать потребность в интеллектуальном труде, умение помочь школьникам реализовать свои увлечения;
-
совмещение каждым сотрудником школы совершенно различных, но строго определенных учебных, воспитательных и организационно-хозяйственных обязанностей, комплексное планирование своей собственной и коллективной деятельности позволяют добиться успешного взаимодействия в обучении, воспитании и обеспечить оздоравливающий отдых при относительной краткости летней школы во времени и территориальной замкнутости.
В основу деятельности ЛМШ положены следующие принципы.
1. Интенсивность - работа ЛМШ организуется максимально интенсивно, насколько это позволяют силы и средства педагогического коллектива и школьников.
2. Модельность - работа Летней школы в целом, а также формат отельных её мероприятий таковы, что Летняя школа выступает своего рода испытательным полигоном для школьников, на котором он (она) может опробовать реализовывать различные стратегии действий в различных жизненных ситуациях. Данный принцип является ведущим в организации работы по социализации подростков.
3. Принцип, сформулированный В.Щетининым и называемый принципом "Рассола и огурца". Этот принцип означает, что педагогический коллектив в своей работе со школьниками действует максимально индивидуально, опираясь на положительные стороны личности каждого подростка, мотивируя его на изменения в структуре своей личности, конгруэнтные тем базовым, идеальным представлениям о полноценной, развитой, самоуправляющейся личности, которые культивируются в Летней математической школе.
4. Самоопределение, самоорганизация, научно-профессиональные пробы. Последовательная реализация этого принципа ведёт к полноценному освоению подростками идеи нормативности общественной жизни и формированию у них полноценного чувства ответственности.
5. Принцип пролонгированности. Данный принцип подразумевает, что работа в ЛМШ строится таким образом, чтобы у неё возникало самодеятельное продолжение (как в среде школьников, так и в среде студентов) после окончания работы специализированного лагеря.
6. Принцип преемственности. Именно в соответствии с данным принципом происходит формирование корпуса сотрудников летней школы. Его последовательная реализация позволила сохранить все лучшие достижения в работе ЛМШ, благополучно пережить наиболее "уязвимые" периоды в жизни любой самодеятельной организации - смену лидеров.
7. Принцип погружения. Данный принцип означает, что работа в ЛМШ строится так, чтобы обеспечить временную изоляцию старшеклассника от воздействия привычной ему cреды, а самое главное - от тех отношений, которые у него сложились за пределами ЛМШ.
8. Принцип гармоничного развития личности школьников.
Типовой распорядок дня и смены
Распорядок дня и календарный план смены реализует те педагогические принципы, которые положены в основу работы ЛМШ, а также направлены на достижение тех целей и задач, которые ставит перед собой коллектив сотрудников ЛМШ.
Типовой день разбит на три части. Первая - утренняя, от подъёма до обеда - посвящена занятиям по основным предметам; вторая - от обеда до ужина посвящена выполнению школьниками самостоятельной работы, проведению занятий по выбору, в этой части дня также проходят спортивные и оздоровительные мероприятия. Третья часть дня - от ужина до отбоя - отдана реализации культурной программы. Кроме того, за сезон в ЛМШ бывает один специализированный (праздничный) день, во время которого штатные занятия не проводятся, а организуются массовые мероприятия неучебного характера. Еще один день отводится на проведение финальных этапов математических соревнований.
Педагогический опыт, накопленный преподавателями ЛМШ в настоящее время используется при разработке телекоммуникационного проекта «Летняя математическая школа».
Литература.
1. Один из аспектов подготовки студентов педвуза к работе с учащимися, проявляющими интерес к математике. Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России. Тезисы докладов 2-й межрегиональной научной конференции 9-10 апреля 2001 г.– Киров, 2001.
2. "Летняя математическая школа" как одна из форм организации профильного обучения. Математическое образование на Алтае: Тезисы третьей межрегиональной конференции по математическому образованию на Алтае. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 77 с., с. 39.
3. Летняя математическая шкатулка: Учебно-методические разработки для учащихся летней математической школы. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.– 96 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |