Концепция краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае на 2016-2020 года



страница1/3
Дата10.02.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3
Концепция

краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае на 2016-2020 года
Концепция краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае (далее – Концепция) разработана в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

В 1994 году были приняты Рекомендации Совета Европы об образовании одаренных детей № 1248, которые заключались в следующем:



  • обеспечение законодательной поддержки особых образовательных потребностей одаренных детей;

  • развитие исследований по идентификации одаренных детей, изучению природы успеха и причин недостаточной школьной успеваемости одаренных детей;

  • обеспечение всех учителей информацией об одаренных детях и тренингами по взаимодействию с ними;

  • создание особых условий для одаренных детей в обычной школьной системе;

  • принятие мер по устранению негативных последствий выделения отдельных детей в качестве одаренных или способных;

  • поощрение обсуждений и исследований среди психологов, социологов и учителей на тему смутного и относительно неопределен- ного понятия одаренности.

В Рекомендациях также указывается, что ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может.

В 1994 году был специально создан Европейский совет по высоким способностям (European Council for High Ability), а сама деятельность европейских школ стала осуществляться сообразно Саламанкинскому постановлению, принятому на международной конференции ЮНЕСКО по особым образовательным потребностям.

В Российской Федерации необходимость разработки общенациональной системы выявления и развития талантов была заявлена в качестве приоритетных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

Основными факторами, определяющими актуальность разработки Концепции в Красноярском крае и выбор заложенных в ее основу содержательных подходов, являются следующие: Российская Федерация двигается в фарватере перехода на инновационную экономику, предъявляющую качественно новые требования к человеческому капиталу, диктующую структурные изменения на рынке труда, основанную на знаниях и мотивации. Все это определяет изменения в структуре запроса на кадры: современной экономике необходимы профессионалы с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Появляется высокий спрос на творческие личности и команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач, в том числе задач развития региона. Эффективное развитие и использование потенциала и способностей молодого человека становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности региона и страны в целом.

Для Красноярского края задержка в становлении инновационной деятельности может привести к самому негативному сценарию развития с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейся промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградацией Красноярского края в целом.

Одной из ключевых задач для Красноярского края становится задача наращивания человеческого потенциала.

Развитие таланта является процессом, на который оказываются влияние разнонаправленные группы факторов: наследственность, среда и социальное окружение, психологические особенности личности. Специалисты в сфере работы с талантом и одаренностью человека в настоящее время отмечают, что в целом у большинства молодежи присутсвует потенциал к высоким достижениям в тех или иных областях человеческой деятельности. Вместе с тем демонстранцию этих достижений, действительно выдающегося ,результата получается осуществить лишь очень ограниченному числу молодых людей. Одной из причин этого является сильная зависимость процесса развития талантам от реальных условий и возможностей образовательной системы и образовательной среды: по современным оценкам современный молодой человек в России проводит в тех или иных образовательных институтах (школа, университет) в среднем 18 лет. Такой серьезный промежуток времени, представляющий собой фактически отдельный жизненный этап, должен проходить в условиях, способствующих формированию мотивации деятельности и системы ценностей, образующих основу становления талантливой личности.

Учитывая глобальный контекст, внутри которого только и может в современном мире рассматриваться тема талантов в целом, в войны за таланты в частности, принимая во внимание вызовы, диктуемые эти глобальным контекстом, на первый план выходит необходимость решения задачи развития и управления не отдельными видами таланта или сферами проявления одаренности (традиционный подход, выделяющий интеллектуально-одаренных детей и молодежь, спортивно-одаренных детей и молодежь, а также творчески-одаренных детей и молодежь), а в целом интеллектуально-творческим потенциалом детей и молодежи в широком понимании.

Важно отметить также, что глобальный контекст работы с талантами изначально задает долгосрочную рамку планирования. Именно поэтому в рамках концепции необходимо очертить и инструментальные горизонты, к которые следует стремиться, на основе актуальных форсайт исследований:

1) Стандартизация систем компетенций и квалификаций как инструмент управления национальным образованием и работы с талантами. Национальные системы квалификаций и компетенций (НСКК) являются, по определению, системами управления национальным образованием. Это системы, где воедино собраны требования к кадрам сегодняшнего дня, прогнозы компетенций завтрашнего дня, отраслевые стратегии развития и многое другое. Подобная стандартизация решает задачи интеграции талантов в экономику регионов и обеспечивает управление человеческим капиталом в стратегических интересах страны. Среди подобных систем выделяется российская национальная предпринимательская инициатива “Создание национальной системы компетенций и квалификаций”, поддержанная Агенством Стратегических Инициатив. Ключевая ценность указанной меры состоит в том, что у талантливых детей и молодежи появляется возможность выстроить свою образовательную и профессиональную карьерную траекторию, коррелирующую с планами развития страны и компаний.

2) В условиях усилившейся гиперконкуренции за таланты бизнес стремится находить новые инструменты сбора и анализа данных о наиболее талантливых профессионалах, начиная с самых ранних этапов становления человека. Прототипом формата сегодня являются внутрикорпоративные премии и персональные стипендии, формирующие корпоративную лояльность среди талантливой молодежи.

Кроме того, бизнес может получать выгоду не только в качестве работодателя, но и извлекать из этого прибыль, инвестируя в образование наиболее талантливой молодежи. Примером такого проекта может стать проект UpStart – платформа для инвестиций в людей. Студенты и профессионалы создают свои резюме в проекте, алгоритм анализирует информацию, прогнозирует размер их будущего дохода и рассчитывает сумму, на которую соискатель может рассчитывать сейчас в обмен на каждый процент своего будущего дохода. А инвесторы дают человеку деньги на самореализацию, будь то создание своего бизнеса или кредит на образование. Срок “контракта” – 10 лет, в течение которых получатель инвестиций должен будет возвращать инвестору оговоренный в начале процент своего (задекларированного) дохода. При доходе ниже 30 тыс долл. в год платить оброк не придется – но срок будет автоматически продлен еще на год.

Другим примером может служить стартап Lumni, который позволяет частным инвесторам вкладывать деньги в конкретных студентов, а после получать процент от их доходов после окончания учебы.

В качестве решения может также рассматриваться создание частно-государственного фонда инвестиций в таланты с последующим получением процента от их будущих доходов.

3) В условиях ужесточения регулирования системы образования в мире формируются «островки независимых траекторий». Это пространства, свободные от ограничений на образовательный контент глобальных провайдеров – MOOC. Образовательные офшоры привлекают человеческий капитал свободой выбора образовательных траекторий и содержания обучения, новыми форматами предоставления образовательных услуг, ориентированными на особые потребности обучаемых. Речь идет о создании экстерриториальных пространств, где не действуют правила национальных регуляторов, и где можно экспериментировать с образованием будущего, в том числе с целью создания большого числа новых стартапов.

Ускорение развития азиатского региона позволяет предположить, что крупные азиатские государства смогут предлагать экспериментаторам из Европы и США новые территории для создания образовательно-производственных анклавов.

4) Жизненная траектория может быть разной: обобщение опыта лучших из них, использование их в качестве образцов – давняя человеческая традиция.

Классические прецеденты успеха включают не только образовательную часть траектории, но и жизненные решения – о выборе профессии, об отношениях, о политическом самоопределении и т.д. Тренд “брендирование индивидуальных образовательных траекторий” развивается параллельно с life long learning, в соответствии с которым образование проникает повсюду.

По мере усиления технологий BIGDATA образцы движения к целям – как образовательным, так и жизненным – могут быть описаны все более подробно. Причем, описаны как снаружи – поведенчески, так и “изнутри” – через биометрию, дневники-отчеты и т.д. Описания такого формата фактически уже не являются просто описаниями, они являются траекториями. Разница в том, что пространство индивидуальных траекторий является общим для всех мыслимых траекторий и описано однообразно, одними и теми же координатами и в единых принципах. Это позволяет объективно сравнивать траектории и выстраивать их по образцу бренда технологически, а не просто ориентируясь на печатную автобиографию великого человека, как это было до сих пор.

Аналогом биографии великого человека в новом мире является брендированная образовательная (жизненная) траектория. Причем, бренд может быть индивидуальным, групповым, корпоративным, привязанным к профессии, исходным характеристикам (лучшая траектория для профиля способностей) и так далее. Чужая брендированная ИОТ может быть использована в качестве образца и основы для построения собственного бренда путем “доращивания”.

5) Франчайзинговые инструменты глубже проникают в систему образования, открывая новые возможности для развития филиальной сети международных вузов. В условиях гиперконкуренции франшиза известного образовательного центра — привлекательный элемент позиционирования инициатив в области образования и повышения квалификации. Сетевые университеты проникают в крупные города, собирая вокруг себя таланты.

Перспективы данного формата сегодня прослеживаются на примере США, Великобритании и стран Содружества. Почти 20% студентов, обучающихся на степень бакалавра или магистра в британских вузах, получают ее за пределами Соединенного Королевства – либо в одном из зарубежных кампусов британских вузов, либо в зарубежных вузах, купивших франшизу на присвоение британской степени и прошедших соответствующую сертификацию.

Франчайзер (правообладатель) устанавливает стандарты образовательной программы, при этом ведется строгий контроль качества. Существуют также мультинациональные франшизы, например, британский и индийский университеты открыли программу в Омане. В помощь вузам, предлагающим свои образовательные продукты, создана и активно действует международная организация GATE (Global Alliance for Transnational Education).

В данном контексте интерес представляет совместный проект MIT—Skoltech Initiative, реализуемый в сотрудничестве Массачусетского технологического института и Фонда Сколково. Проект может служить примером успешного взаимодействия в сфере образовательного франчайзинга. К 2020 г. проект планирует привлечь 1200-2400 студентов, 300 постдоков, 200 профессоров и преподавателей и 66,5 млрд рублей в эндаумент.

6) Одной из важнейших технологий будущего, которой нет и не было у предыдущих поколений, станет возможность проследить весь профессиональный путь, находясь в его начальной точке. Сегодня люди могут рассуждать о своих перспективах лишь в общих чертах, принимая решения по поводу карьеры чаще интуитивно, на основе неполной информации, советов друзей и родственников, текущих новостей и т.п. Такое положение дел будет меняться под воздействием, с одной стороны, накопления данных о самом человеке, с другой – за счет развития систем обработки больших данных.

Планирование профессионального пути все больше будет отдаваться на откуп компьютерам. Они учтут психологические, интеллектуальные особенности человека, анализируя все его цифровые следы, включая не только результаты тестов, но и повседневные действия в течение жизни. В то же время такие системы смогут обрабатывать множество разных массивов данных, касающихся рынка труда, изменений в экономике, технологиях, социальных процессах и т.п. Это позволит им вычислить оптимальное сочетание образовательных курсов и практик, через которые человек должен пройти, чтобы из нынешнего состояния через N лет попасть в желаемое.

7) Развитие профессий, осуществляющих сопровождение талантливых детей и молодежи, также в ближайшем будущем станет одним из ключевых трендов. Появление структур, обеспечивающих подготовку подобных специалистов уже является необходимостью. Основной упор в этом должен делаться на овладение специалистами компетенций тренерства, тьюторства и модерации как ключевых компетенций при работе с талантом. Стандарты такой подготовки еще предстоит выработать, как престоит и сформировать сетевые сообщества таких специалистов вне привязки к отдельным отраслям или ведомствам. Потенциально, данная задача в какой-то момент будет обеспечена засчет электронных ресурсов - электронных тьюторов, которые создают образовательные ситуации (начиная от предоставления знаний через электронные учебники и не заканчивая генерацией учебных занятий и игр), а также выполняет функцию принятия решений. Это в первую очередь регулярная оценка прогресса обучаемого и выбор образовательных воздействий следующего шага, которые с максимальной вероятностью удержат его в коридоре сертифицированной образовательной траектории и приведут к цели.

8) Игработа – это деятельность, обладающая одновременно чертами профессиональной и развлекательной. Преимущества этого формата позволяют преодолеть проблему мотивации. Игровая деятельность обладает чертами творчества, радости, отдыха, спонтанности и полагается на естественную мотивацию. Игра обычно не ассоциируется с общественной или личной пользой, ответственностью или процессом социализации личности.

Постепенно и по разным причинам рабочая деятельность обретает черты игровой. Например, в крупных корпорациях организационные игры становятся сначала инструментом диагностики, а затем и образовательными инструментами. Постепенно игровые форматы взаимодействия превращаются в инструменты производства – особенно если результатом производства станет идея или организационный процесс. В некоторые монотонные виды операторской деятельности вводятся элементы игры, чтобы обеспечить поддержание нужного уровня внимания.

Неотъемлемой частью рабочего процесса постепенно становятся конкурсы и соревнования, а используемая в них мотивация тяготеет к тому, чтобы окончательно стать нематериальной. С другой стороны, компьютерные игры постепенно начинают выполнять рабочие цели третьих лиц – проводить диагностику, генерировать идеи, обучать своих пользователей навыкам, полезным во внеигровой реальности.


Исходя из описанного выше контекста, Концепция нацелена на создание единой преемственной открытой общекраевой системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. В ней определены цели и задачи, основные принципы, механизмы и направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности.

Концепция разработана с учетом задач реализации Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года, Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года, Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2020 года, проекта Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года, а также с учетом лучшей мировой и отечественной практики.

Концепцией предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Красноярском крае. Ключевую роль в этом должно сыграть объединение в этих целях на принципах социального партнерства работодателей, представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, некоммерческих организаций и фондов.

Важными характеристиками мер реализации Концепции должны стать гибкость, возможность настройки под необходимый уровень и масштаб задач.

Концепция ориентирована на развитие у детей и молодежи креативности и культуры созидания, предприимчивости, стимулирование научного исследовательского поиска, лидерства с задачей максимально широкого охвата детей и молодежи, доступности и возможности быть востребованными независимо от места проживания и социального положения.

Реализация Концепции позволит увеличить количество выявляемых талантливых детей и молодежи, обеспечить условия их самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества в Красноярском крае, будет способствовать росту конкурентных преимуществ Красноярского края.


Мировая практика

выявления и поддержки талантливых детей и молодежи


В мировой практике выделяются два подхода к работе с талантливыми детьми и молодежью:

1. Эксклюзивный, который исходит из того, что таланты нуждаются в специальных условиях и программах обучения.

2. Инклюзивный, когда приоритетом является не выявление таланта узкой группы, а создание условий для развития талантов у всех детей и молодежи.

В современной мировой практике развитых стран наблюдается тенденция к симбиозу двух подходов. Целью подобной практики является признание особого подхода к развитию талантливых детей и молодежи с обеспечением условий для выявления и развития их способностей и талантов.

В связи с тем, что не существует единого определения таланта, на практике чаще используют набор характеристик, которые включают в себя это понятие. Например, Комиссия по образованию Гонконга в 1990 году приняла характеристики таланта, которые включают общие интеллектуальные способности, специфические академические навыки, креативное и продуктивное мышление, лидерские способности, способности в области изобразительного и исполнительского искусства.

Активизации распространения опыта работы с талантливыми детьми и молодежью, координации научных исследований послужило создание в 1975 году международной общественной организации – Всемирного совета по таланту и одаренности детей.

Во многих странах впоследствии были созданы национальные центры таланта, сочетающие научно- исследовательскую, координационную, мониторинговую деятельность, а также подготовку управленческих решений для правительств и профессиональных сообществ. В частности, заметную роль поддержке таланта детей и молодежи отводят страны Европейского союза.

Единые подходы к работе с талантом в Европе начали вырабатываться в 1988 году с созданием организации «Eurotalent» - международной неправительственной организации с консультативным статусов при Совете Европы. Инициаторами создания организации стали представители 11 европейских ассоциаций по работе с одаренными детьми.

В зависимости от степени участия государства в работе с талантливыми детьми и молодежью выделяют два подхода – централизованный и децентрализованный.

Для централизованного подхода характерно жесткое регламентирование ответственности государства за интеграцию молодежи в общественно- политическую и социально- экономическую жизнь общества. При этом государство определяет приоритеты и в работе с талантливыми детьми и молодежью.

Так, в Китае данная деятельность осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, где особое внимание уделяется вовлеченности молодежи в экономико- трудовую деятельность.

В Японии данная работа строится на основе совместных взаимовыгодных действий государственных органов и общественных институтов и четком распределении ответственности между ними. Широко применяется государственное обеспечение функционирования специальных молодежных центров, бюро и служб. Действуют Японский институт воспитания талантов, программы по раннему развитию детей. Патентное бюро отвечает за работу детских клубов изобретателей.

В Сингапуре пытаются воспитать «лучшую нацию на свете», сделав теорию воспроизводства интеллектуальной элиты национальной идеей. Талантливые люди должны возглавлять ведущие институты государства и сферы жизнедеятельности общества. Здесь работа с талантливыми детьми и молодежью связывается с успешным развитием самой страны.

В Германии стратегия предпринимаемых действий направлена на разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Во всех крупных городах имеются информационные молодежные центры. В каждой из 16 земель есть свои положения о программах обучения талантливых детей и молодежи и их педагогическом обеспечении. Действуют программы и проекты обследования и мониторинга (по 30 тысяч представителей молодежи обследуются ежегодно, за 900 следят по 3 года). Талантливым студентам оказывается материальная помощь. Инновационное обучение талантливых детей обеспечивает непрерывность обучения в детском саду и младших классах. Особые потребности талантливых детей тщательно отслеживаются и удовлетворяются, включая услуги по консультированию родителей. Основной акцент делается на индивидуальном консультировании родителей, учителей и талантливых школьников, а также на создании школьных советов по выявлению и развитию таланта.


В Канаде введен обязательный год посещения детского сада перед поступлением в школу.

Для децентрализованного подхода характерно ограничение роли государства и делегирование данных функций общественному и коммерческому сектору. В данной деятельности они участвуют на паритетной основе. Этот подход сфокусирован на создании возможностей преимущественно для активной молодежи.

В США на государственную помощь при жесткой регламентации могут рассчитывать лишь социально не защищенные категории молодежи. К участию в реализации программ и проектов, поддерживающих талантливых, активно привлекается коммерческий сектор, внедряются соответствующие механизмы. Создана действенная система поощрения и развития таланта. Развита индустрия технических средств обучения. В каждом штате созданы специальные группы экспертов по способностям. Более 140 университетов предлагают особые программы для талантливых детей и молодежи.

Образовательная практика работы с талантливыми детьми в США, как и в Израиле, Тайване, Корее, включает в себя технологии развития интеллекта и креативности.

В США федеральная программа «Джавитс», специально разработанная в 1988 году в интересах поддержки талантливых детей, решает задачи координации исследовательских проектов и инновационных стратегий в области одаренности детей, нацелена на увеличение эффективности работы в начальной и средней школе. Утверждены официальные требования к квалификации учителей для талантливых учащихся.

Британская система дает молодым людям шанс (поддержку), но избегает чрезмерной опеки, которая может подорвать стимул к самостоятельной активности, привести к иждивенчеству. В то же время выявление талантливых детей – часть целостного учебного процесса. Согласно указаниям к национальной программе в каждой школе и колледже выявляется примерно 5 процентов талантливых учащихся в возрасте 11 –19 лет (около 10 процентов могут быть включены школой в список талантливых детей и молодежи). Следует отметить, что в более раннем возрасте выявление таланта носит максимально гибкий характер и позволяет создать условия эффективного выявления талантливых детей, а также сформировать объективный механизм для включения в категорию талантливых детей и выхода из нее.


Каталог: dat -> bin -> news attach
bin -> «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»
bin -> Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы
bin -> Проект концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования на 2014-2018 годы
bin -> Технология «позитивное большинство» в работе учреждения социального обслуживания с несовершеннолетними из семей с ранними признаками семейного неблагополучия
bin -> «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»
bin -> Профилактику насилия и жестокого обращения с детьми


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница