Концепция гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020 года



Скачать 418.62 Kb.
Дата14.02.2016
Размер418.62 Kb.
c:\documents and settings\ссср\рабочий стол\концепция по патриотике\титульный лист концепции.jpg
КОНЦЕПЦИЯ

гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020 года
Глава 1. Общие положения


    1. Концепция гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области (далее – Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной и региональной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма детей и молодежи. В Концепции сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, направления деятельности, роль и место субъектов воспитания.

    2. Правовую основу Концепции составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (протокол № 2(12)-п.4 от 21.04.2003), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795, Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 № 134-р, постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря2006 г. № 1760-р, указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания Российской Федерации», ведомственная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области» на 2014 – 2016 годы, утвержденная приказом департамента образования и науки Костромской области от 9.10.2013 года №1776, другие нормативные правовые акты.

    3. Основные понятия, используемые в Концепции:

    1. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему
      Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть
      до самопожертвования, к его защите. Это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом, сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

    2. Гражданственность – это сформированная система знаний и отношений личности к себе как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющая ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде. Гражданственность как совокупность взглядов, оценок, принципов, позиций выражается в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

    3. Гражданская идентичность – отождествление индивидом себя с определенной гражданской общностью, сложившейся на одной государственной территории и имеющее для индивида значимый смысл; это субъективное состояние и объективно наблюдаемая тождественность индивида обществу в его типических социокультурных изменениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормо-типическое поведение).

    4. Воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей и молодежи на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»1;

      1. Гражданское воспитание (образование) – целенаправленная деятельность по формированию гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Включает формирование социально-политической компетентности, политической, правовой демократической культуры личности, четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, ориентацию на приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями, активно участвующего в политической жизни государства.

      2. Патриотическое воспитание - это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей родины, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Основой формирования патриотического самосознания становится идентичность со всей российской многонациональной культурой, со своей национальной культурой (культурами), традициями своих предков, родителей. При этом, в системе патриотического воспитания любовь и уважение к своей стране должно соседствовать с уважением к другим народам и странам.

      3. Духовно-нравственное воспитание – «педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми и молодежью базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество»2.

      4. Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины, способности к его вооруженной защите, любви к русской военной истории, военной службе; гордости за русское оружие, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

      5. Историко-краеведческое воспитание - познание историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений и современников, понимание исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества; места и роли России в историческом процессе; истории и традиций Костромской области, на понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народностей – жителей региона; на изучение героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

      6. Дети – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Возрастные границы от 0 до 18 лет.

      7. Молодежь – граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет.

      8. Учащаяся молодежь – молодые люди от 14 лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях.

      9. Студенческая молодежь – молодые люди в возрасте от 14 лет, обучающиеся в образовательных организациях профессионального и высшего образования.

      10. Работающая молодежь – молодые специалисты, работники организаций различных форм собственности в возрасте до 30 лет.

      11. Детское общественное объединение – общественное формирование, в котором объединяются несовершеннолетние граждане Российской Федерации до 18 лет и взрослые для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы, клубы, отряды, иные формирования.

      12. Молодежное общественное объединение – добровольное объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности взглядов и интересов, деятельность которых направлена на обеспечение социального восстановления и всестороннего развития детей и молодежи.

    5. Система гражданского и патриотического воспитания – это совокупность субъектов гражданского и патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию гражданственности, патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Глава 2. Гражданское и патриотическое воспитания

детей и молодежи Костромской области в современных условиях:

состояние, проблемы и тенденции развития




  1. Актуальность разработки Концепции обусловлена тем, что социально-экономическое развитие Костромской области напрямую зависит от деятельного участия в жизни и развитии Костромской области всех её жителей. Формирование патриотизма и российской гражданской идентичности является фактором формирования человеческого капитала, направленного на развитие и обустройство Костромской области.

  2. Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у детей и молодежи Костромской области высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Сегодня в регионе ведется обширная работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В 63 % дошкольных образовательных организациях региона реализуются программы духовно-нравственной и патриотической направленности. Богатый опыт накоплен в системе образования города Костромы, где разработана программа «Юный костромич».

Общеобразовательными организациями Костромской области осуществляется реализация регионального компонента. Преподаются курсы «История родного края», «Литература родного края», «Особенности костромских говоров» и другие, позволяющие сформировать у школьников представление о культурном наследии Костромского края, развить чувство сопричастности к традициям своего народа. Однако, региональные программы, учебники, хрестоматии по предметам гуманитарного цикла нуждаются в обновлении. В образовательных организациях Костромской области в системе проводятся мероприятия, посвященные значимым событиям российской и мировой истории.

Развитию исторического образования в регионе способствует молодежное олимпиадное и конкурсное движение: «Шаг в будущее», «Без истока нет реки», «Умники и умницы», всероссийский проект «Я гражданин России», международный конкурс «Память о Холокосте – путь к толерантности».

Активно реализуется курс «Основы религиозных культур и светской этики», к реализации курса подготовлены 495 педагогов, опыт представлен для педагогов других регионов Российской Федерации, выпущены учебные и методические пособия по теме федеральной стажировочной площадки «Духовно-нравственная культура в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования». В рамках опытно-экспериментальных, опорных, демонстрационных площадок по проблемам духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях Костромской области прошла апробация курсов «Основы православной культуры», «Истоки», «Основы морали», «Нравственные основы семейной жизни». В День знаний ежегодно проводится единый «Урок семьи и семейных ценностей» в 336 общеобразовательных школах, в которых принимают участие более 62 000 учащихся и 5 000 родителей.

В регионе развита система профессиональной подготовки детей и молодежи к службе Вооруженных силах Российской Федерации. Действуют Костромская областная кадетская школа-интернат «Костромской Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетский корпус», Центр внешкольной работы «Беркут» имени О.А. Юрасова, «Детский морской центр», «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко». Содержание программ подготовки ориентировано на получение знаний и навыков общевойсковой подготовки, профильных военных дисциплин. Обучение основам военной службы ведется во всех общеобразовательных организациях среднего общего образования в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в организациях профессионального образования - по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В 10-11 классах школ введен отдельный курс «Начальная военная подготовка», курс разработан с участием военного комиссариата Костромской области и ФГКВОУ ВПО «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко».

В системе образования Костромской области уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию и организации допризывной подготовки учащихся и молодежи к службе в вооруженных Силах Российской Федерации.

В Костромской области создан и действует ОГБУ «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Патриот», который координирует деятельность поискового объединения «Щит», выезжающего в поисковые экспедиции в Ленинградскую, Псковскую, Тверскую, Смоленскую и ряд других областей, где сражались военные соединения, сформированные преимущественно из жителей костромского края – 234-я Ярославская коммунистическая дивизия и два формирования 118-й стрелковой дивизии. За 15 лет деятельности областного поискового объединения «Щит» проведено 30 поисковых экспедиций, подняты останки 543-х бойцов, установлены 28 имен защитников Родины. Предметы, найденные в ходе поисковых экспедиций, пополняют фонд музея поисковой работы. Ежегодно специалистами Центра «Патриот» совместно с войсковыми частями, расположенными на территории региона, отделением ДОСААФ проводятся областные мероприятия, направленные на пропаганду военных специальностей и подготовку молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации: акция «День призывника», военно-спортивная игра «Зарница – Победа», военно-спортивные соревнования по многоборью «К защите Родины готов», соревнования по военно-спортивному многоборью «Пять шагов»; областной военно-спортивный лагерь «Юный патриот».

Традиционно проводятся мероприятия гражданской и патриотической направленности: военно-патриотические игры «Служу Отечеству» и «Приказано выжить», конкурсы солдатской песни, областные спартакиады детей и молодежи допризывного возраста, встречи молодежи с представителями ветеранских организаций, поисковых объединений Костромской области в рамках проведения областных мероприятий (около 600 человек ежегодно).

Созданы и действуют 310 детско-ветеранских организаций, более 2 000 тимуровских отрядов, 94 молодежных патриотических клубов и объединений, работа которых направлена на исследование истории Костромской области, сбор материалов-воспоминаний участников боевых действий, подготовка допризывной молодежи к службе в армии, проведение мероприятий, формирующих гражданскую позицию подрастающего поколения, участие в экспедициях по местам боевого пути дивизий, сформированных на костромской земле, поиск пропавших без вести по архивным материалам. Создано 208 музеев и комнат боевой и трудовой славы, истории костромского края. Ежегодно проводится областная историко-краеведческая акция «Ищу героя». В ходе акции за 13 лет собран архив из более чем 2000 работ. В рамках всероссийского проекта «Наша общая Победа» молодежью региона отснято более 100 видеороликов-воспоминаний ветеранов, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Вместе с тем, требуется дополнительная работа по переводу основных фондов исторических документов в электронный формат и предоставлению доступа к ним в формате электронного читального зала. Развивая поисковую деятельность в области популяризируются «архивные «раскопки». В области стартовал проект «Это нужно живым» по созданию автоматизированного банка данных о погибших при защите Отечества. Данные «Книги Памяти», изданной в 1995 году, уточняются и дополняются сведениями из Обобщенного компьютерного банка данных Министерства обороны Российской Федерации.

Принципы и навыки социального служения в детско-молодежной среде развиваются через организацию работы более 180 добровольческих объединений, включающих около 13 000 волонтеров. Определены основные принципы деятельности добровольческих объединений: преемственность, добровольность, единство, гуманность и самосовершенствование. Приоритетным направлением является добровольческая деятельность в сфере патриотического воспитания граждан и благоустройства военно-мемориальных объектов, восстановления памятников истории и культуры, в сфере благотворительности и милосердия, продвижения идей здорового образа жизни, охраны окружающей среды.



  1. В рамках взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Костромской области, общественными объединениями и другими организациями в вопросах реализации государственной молодежной политики, развития молодежной общественной инфраструктуры в области созданы и работают:

Координационный комитет по молодежной политике при губернаторе Костромской области и Совет детских и молодежных общественных организаций и объединений;

Межведомственный совет по вопросам гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в Костромской области;

Молодежное правительство Костромской области;

Молодежная палата при Костромской областной Думе;

Комиссия по развитию добровольческой деятельности среди молодежи в Костромской области;

Совет молодых ученых, студентов и специалистов;

областной Штаб студенческих трудовых отрядов.

С 1993 года действует детская организация «Федерация детских и подростковых организаций Костромской области», объединяющая в своих рядах около 20 тысяч подростков в возрастеот10 до14 лет. Федерация реализует собственные программы гражданско-патриотической направленности, проекты: «Губернская экспедиция», «Приезжайте в гости к нам», «Судьба семьи в судьбе родного края», «Деревья – патриархи Костромского края». Штаб «Федерация детских и подростковых организаций Костромской области» является организатором регионального этапа фестиваля Международного Союза детских общественных объединений СПО-ФДО «Детство без границ», в котором принимает участие свыше 300 участников, 5 человек по итогам Фестиваля стали обладателями Премии Президента по поддержке талантливой молодежи. Сложилась тенденция создания и реализации партнёрских программ.

Активную работу по гражданскому и патриотическому воспитанию ведут общественные организации, входящие в структуру регионального отделения ДОСААФ России Костромской области, Костромского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Костромской региональной организации Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», Костромской областной общественной организации ветеранов десантных войск, Костромской областной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей, ВОКО ВКО «Центральное казачье войско», Костромской областной общественной организации «Союз Чернобыль» и других общественных объединений.

Представители региона ежегодно принимают участие в межрегиональном слете-соревновании детско-юношеского движения «Школа безопасности» и межрегиональном полевом лагере «Юный спасатель». Совместно с территориальными отделами федеральной миграционной службы проводится Всероссийская молодежно-патриотическая акция «Мы - граждане России», в ходе которой в торжественной обстановке вручаются паспорта юным гражданам России. В рамках празднования Дня Конституции, проводится цикл мероприятий: парламентский урок, День правовой помощи детям, конкурс рассказов «Мы - граждане Российской Федерации», конкурс ученических проектов «Конституция России – путь к правовому государству», ежегодно более 100 мероприятий, более 5 000 участников. Представители детских и молодежных общественных организаций и объединений, молодые специалисты учреждений сферы государственной молодежной политики принимают участие в акциях и мероприятиях «Моя гражданская позиция», направленных на повышение электоральной активности и правовой культуры молодежи (ежегодно более 3 000 участников).

Воспитание молодежи на основе исторического наследия России и Костромской области играет важную роль в формировании личности гражданина-патриота. Сохранены лучшие традиции героического подвига костромичей: более160 костромичей удостоены звания Героя Советского Союза, 4 Героя Российской Федерации, 30 стали кавалерами ордена Славы 3-х степеней, более 60 тысяч человек награждены боевыми орденами и медалями. Костромская область – родина Маршалов СССР - Александра Василевского, Александра Новикова, Дмитрия Устинова, генералов Николая Новикова, Николая Хлебникова, Дмитрия Смирнова, Героев Советского Союза - Юрия Смирнова, Вадима Князева и многих других. 15 образовательным организациям Костромской области присвоены имена выдающихся защитников Отечества, в том числе: школа №26 города Костромы имени Героя Советского Союза В.В. Князева, профессиональное училище № 1 города Макарьев имени Героя Советского Союза Ю.В. Смирнова, Костромской областной медицинский колледж имени Героя Советского Союза С.А. Богомолова. Имя олимпийской чемпионки А.С.Олюниной присвоено Костромскому областному государственному учреждению «Центр спортивной подготовки».Позитивным примером является посвящение традиционных региональных мероприятий памяти достойных жителей Костромской области. В Костромской области проводятся Всероссийский турнир по вольной борьбе памяти Главного маршала авиации, дважды Героя Советского союза Александра Александровича Новикова, районная лыжня России «День лыжника», посвященная памяти А.И. Шелюхина; соревнования «Русский богатырь», посвященные памяти Героя Социалистического труда Л.М.Малкова; соревнования «Краса земли Костромской», памяти дважды героя социалистического труда П.А. Малининой; открытый районный турнир по боксу памяти кавалера ордена «Мужества» Алексея Шибаева и участника боевых действий в Афганистане и на Кавказе Александра Кудричева; кросс памяти кавалера ордена «За личное мужество» И. Желтова, военно-патриотическая игра «Приказано выжить» на приз Героя Советского Союза Г.И. Гузанова, областной слет патриотических клубов и объединений, посвященный подвигу героя Советского союза Ю. Смирнова, открытый турнир «Золотое кольцо России» по армейскому рукопашному бою, посвященный памяти Героя Советского Союза О.А. Юрасова. В такой форме осуществляется распространение примеров общественного служения, воспитание патриотических чувств, привитие чувства гордости за соотечественников.

Интересен опыт, сложившийся на местах и направленный на повышение общекультурного уровня населения. В Шарьинском муниципальном районе реализуются проекты, направленные на возрождение истории и культуры малой родины. На базе духовно-просветительского центра «Истоки» разработаны туристические маршруты по родному краю с посещением храмов, источников, родников, действует профильный лагерь по военно-патриотическому воспитанию, на базе сельских поселений действуют молодежные советы, занимающиеся благоустройством территории поселения. В лицее №3 г. Галича, гимназии №3 г. Шарьи в рамках Всероссийского проекта «Успешное чтение» растят из детей настоящих «больших» читателей. Системно работают в этом направлении библиотеки. Реализуются проекты, направленные на возрождение истории и культуры малой родины.

В регионе проводится последовательная социальная политика, направленная на укрепление положения семьи и детей, распространение форм семейного воспитания, соответствующих отечественной культуре. Совместно с миссионерским центром Костромской епархии Русской Православной церкви проводятся курсовые мероприятия для педагогов общеобразовательных организаций по проведению классных часов, посвященных теме «Семья», разработаны методические рекомендации на тему «Отношение к родителям в традиции моего народа», организуются благотворительные посещения многодетными семьями культурно-исторических объектов Костромской области. Ежегодно проводятся Фестиваль - конкурс «Святыни земли Костромской», «Святые заступники Руси», фотоконкурс «Кострома богохранимая», фестиваль - конкурса детского творчества «Вифлеемская звезда», межрегиональный фестиваль духовной музыки и колокольных звонов, посвящённый памяти преподобного Пахомия Нерехтского, патриотический Фестиваль «Голос Победы», фестиваль для детей и молодежи «Щедрое яблоко», Романовский фестиваль. Ежемесячно на региональных телеканалах демонстрируются образовательные программы «Святыни Земли Костромской», «Дорога к храму». Между администрацией области и Костромской епархией РПЦ заключено соглашение о сотрудничестве. Осуществляется работа по восстановлению храмов и церквей, организуются добровольческие проекты по благоустройству их территорий, растет количество паломнических поездок по святым местам - в Иерусалим, к православным святыням родного края, к известным российским святыням.

Сотрудничество с такими религиозными организациями как еврейские религиозные общины, мусульманские религиозные объединения Костромской области ведется по следующим направлениям: просветительская и экскурсионная деятельность, консультации педагогов, сотрудничество в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2014-2015 учебном году модуль «Мировые религиозные культуры» будут изучать 9,6% учащихся 4-х классов образовательных организаций области, основы исламской культуры - 0,46%, основы иудейской культуры - 0,06%.

В регионе растет число мигрантов, переселившихся на постоянное место жительства, для которых русский язык является государственным, но не родным. В области реализуется Комплекс мер по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является родным, в том числе детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные организации. Успешен опыт взаимодействия общественных и образовательных организаций по реализации программ, знакомящих детей с культурой народов России: «Танцы народов мира», «Казачий хор», «Воскресная школа», фольклорные ансамбли, кружки народных ремесел и другие. Сложилась практика взаимодействия с различными конфессиями, межнациональными общественными объединениями, организациями и национальными диаспорами. Этот опыт необходимо поддержать и шире внедрять в практику работы образовательных организаций, учреждений культуры.

В условиях изменившихся реалий жизни, всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации, возникают вопросы об эффективности традиционных форм и методов работы. Региональные исследования, проведенные в 2013-2014 годах, выявили недостаточность компетенций у детей и молодежи в области самовоспитания, в таких проявлениях личности как нравственность и социальная толерантность, социальная активность личности (выраженность каждого из этих показателей составила менее 0,33 балла, при максимальном значении 1 балл). Костромской области необходимы новые идеи и решения, переосмысление зарекомендовавших себя механизмов, таких как создание и развитие областной детской организации, родительских общественных объединений, реализация проектов, направленных на формирование гражданской и мировоззренческой зрелости детей и молодежи, учительского корпуса.



  1. В настоящий момент потребность переустройства существующей системы гражданского и патриотического воспитания ярко проявляется на всех уровнях жизнедеятельности: федеральном, региональном, муниципальном, местном, семейном, индивидуальном. Сложившаяся в настоящее время ситуация в области гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области характеризуется рядом негативных явлений:

- недостаточность нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы управления гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи Костромской области;

- недостаточная эффективность действующих механизмов, обеспечивающих управление и сопровождение системы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области;

- несформированность единой образовательной среды с точки зрения формирования общегражданских ценностей и общей национальной идентичности;

- недостаточная активность органов местного самоуправления в развитии гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

- отсутствие сформированного мировоззрения, основанного на позитивных ценностях инноваций, патриотизма, нравственности, правосознания, а также востребованных развитых компетенций, позволяющих адаптироваться к изменению условий жизнедеятельности и преобразовывать мир к лучшему;

- низкая степень проявления общественного участия в решении вопросов гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области;

- недостаточное использование потенциала детского общественного движения в регионе, создающие условия для формирования активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов;

- формальность программно-методического обеспечения процесса гражданского и патриотического воспитания в образовательных учреждениях и учреждениях культуры;

- слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы, осуществляющих работу по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи Костромской области, недостаточное финансово-экономическое и правовое обеспечение мероприятий гражданской и патриотической направленности;

- недостаточное вовлечение работающей молодежи, научных кадров региона в работу по гражданскому и патриотическому воспитанию;

- слабая реализация потребности в научных исследованиях по совершенствованию форм и методов работы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи Костромской области;

- неэффективное использование государственных символов, героических событий России и значимых событий Костромской области в гражданском и патриотическом воспитании детей и молодежи;

- недостаточный охват детей и молодежи массовой военно-патриотической и военно-шефской работой;

- слабый уровень знаний детей и молодежи в области истории Отечества и Костромской области, жизней и подвигов национальных героев и героев малой Родины;

- нанесение значительного вреда нравственному воспитанию, психическому и физическому здоровью детей и молодежи программными средствами, создаваемыми и используемыми в современных коммуникационных технологиях, существующими в открытом доступе сети Интернет;

- слабое использование возможностей государственных и муниципальных музеев для повышения качества и эффективности патриотического воспитания детей и молодёжи;



- недостаточная ориентированность форм и содержания информационной поддержки гражданского и патриотического воспитания на целевую группу - детей и молодежи Костромской области.
Глава 3. Цель, задачи, принципы и направления гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области


  1. Цель гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области - формирование российской гражданской идентичности личности, чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.

  2. Задачами гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области являются:

    1. обновление содержания и расширение нормативно-правовой и информационно-методической базы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области;

    2. совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области, создание единого пространства гражданского и патриотического воспитания в регионе, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующую эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие гражданские, патриотические и общественные начинания;

    3. усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;

    4. формирование демократической культуры гражданской общественной жизни детских и молодежных коллективов, через создание и развитие органов детского и студенческого самоуправления, молодежных организаций в трудовых коллективах всех форм собственности;

    5. создание механизма государственно-общественного управления системой гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области;

    6. формирование в детско-молодежной среде патриотических чувств и российской гражданской идентичности личности на основе приобщения к социальной, общественно-значимой деятельности, к российским культурным и историческим традициям, в том числе путем вовлечения в деятельность детских и молодежных общественных объединений, добровольческую деятельность;

    1. привлечение общественности к решению проблем гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи через развитие механизмов межведомственного взаимодействия и партнерства с государственными, негосударственными, общественными и иными организациями;

    2. подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского и патриотического воспитания, для руководства социальной общественно-значимой деятельностью детей и молодежи;

    3. повышение эффективности пропаганды патриотизма и проявления активной гражданской позиции личности в средствах массовой информации Костромской области, наступательное формирование посредством СМИ социально-позитивных ориентиров, духовно-нравственных и патриотических ценностей граждан и осуществление информационного сопровождения системы гражданского и патриотического воспитания в Костромской области;

    4. создание условий для физической и морально-психологической подготовки призывников, обладающих положительной мотивацией к прохождению военной службы, получивших подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям;

    5. широкое использование для воспитания и профессиональной ориентации молодого поколения в духе гражданской ответственности, позитивного отношения к исполнению обязанностей, патриотизма возможностей воинских частей, дислоцированных на территории Костромской области;

    6. укрепление в детской и молодежной среде традиций современной культуры и искусства, уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему России;

    7. создание механизма управления гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи в Костромской области, осуществление мониторинга реализации Концепции;

    8. развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность, выстраивание профессиональных установок и карьерных траекторий, популяризацию ответственного отношения к делу в интересах государства и общества.

  1. Региональная политика в области гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи согласована с государственной политикой и основывается на взаимосвязанных и реализуемых в единстве принципах:

    1. системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по гражданскому и патриотическому воспитанию граждан и объединение мер научно-теоретического, нормативно-правового методико-педагогического, финансово-экономического и материально-технического, информационного обеспечения;

    2. адресного подхода в формировании гражданственности и патриотизма, предполагающего использование особых форм и методов работы с каждой возрастной, социальной и другими группами детей и молодежи;

    1. активности и наступательности, которые предусматривают настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок детей и молодежи, ориентированных на национальные интересы России;

    1. универсальности основных направлений гражданского и патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним;

    2. учета региональных условий в пропаганде гражданственности, патриотизма, означающих пропаганду не только общероссийских, но и региональных, муниципальных идей и ценностей, не противоречащих общероссийским.

  1. Направления деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи Костромской области:

    1. Обновление содержания и расширение нормативно-правовой базы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области:

- разработка нормативно-правовых документов регионального уровня, обеспечивающих общественно-государственное управление гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи Костромской области;

- содействие установлению процедуры гражданственной инициации – издание специальных социальных справочников для молодежи и установление традиции их вручения одновременно с документами государственного образца в формате социально значимых мероприятий;

- разработка нормативно-правовых документов регионального уровня, обеспечивающих деятельность детских и молодежных общественных объединений Костромской области.


    1. Координация и поддержка деятельности субъектов гражданского и патриотического воспитания Костромской области:

- повышение качества функционирования как отдельных элементов системы гражданского и патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

- совершенствование системы управления процессом гражданского и патриотического воспитания, создание условий для участия общественных объединений в государственно-общественном управлении патриотическим воспитанием детей и молодежи Костромской области;

- обобщение позитивного опыта работы организаций всех форм собственности, осуществляющих работу по гражданско-патриотическому воспитанию в коллективах, и отдельных специалистов по направлениям гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области;

- создание и поддержка родительских общественных объединений на региональном и муниципальном уровнях;

- реализация проектов и программ, направленных на формирование гражданской зрелости специалистов, работающих с детьми и молодежью;

- стимулирование творческих коллективов, театров, исполнителей, выступающих в городах и населенных пунктах региона, поддержка выездных выступлений, выставок, концертов за счет региональных грантов;

- проведение системной и последовательной работы с семьями воспитанников в рамках духовно-нравственного воспитания детей.


    1. Создание единого пространства гражданского и патриотического воспитания в Костромской области:

- разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, посвященных пропаганде современных достижений России, героям и значимым событиям в «новейшей истории» страны для формирования образа позитивного восприятия современной ситуации развития страны и региона;

- реализация программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде, программ по профилактике экстремизма и ксенофобии, на сохранение традиционной культуры народов страны (фольклор, этнографии, истории), традиционных ремесел в целях развития связей между поколениями;

- реализация региональных проектов, направленных на развитие общекультурного уровня населения: «Кострома народная», «Читающая Кострома», «Кострома – колыбель Российской государственности»;

- активизация форм массовой гражданской и патриотической работы (поисковая деятельность, деятельность военно-патриотических клубов, фестивали авиационных, военно-прикладных и технических видов спорта, праздники, связанные с памятными датами истории Отечества и другие формы);

- развитие сети музеев трудовой славы, досок Почёта и использования их в целях гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи;

- повышение доступности всех категорий населения кабинетов (музеев) истории и культуры Костромского края в образовательных организациях и учреждениях культуры как центров формирования культурно-исторической компетентности подрастающего поколения;

- разработка нового учебно-методического комплекса для реализации региональных программ по истории и литературе;

- предоставление возможностей для системного и последовательного освоения студентами и учащимися, работающей молодежью основ духовно-нравственной культуры;

- обеспечение возможности факультативного изучения русской литературы на всех направлениях и профилях обучения;

- расширение введения программ духовно-нравственной и патриотической направленности в учреждениях и организациях всех форм собственности, расположенных на территории региона.



    1. Активизация деятельности детских и молодежных общественных организаций:

- развитие детского и молодежного общественного движения, создание региональной сети детских общественных объединений;

- активизация деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, молодежных объединений трудовых коллективов, основанных на принципах добровольности, самостоятельности, инициативности, активной гражданской позиции;

- развитие деятельности молодежных площадок для позиционирования гражданских общественных институтов;

- содействие детским и молодежным общественным инициативам, создание общерегиональной социальной компании молодежной направленности, предусматривающей пропаганду социально-значимых молодежных программ и проектов, выдающихся успешных представителей молодежной среды, а также разрабатывающей и внедряющей современные технологии социальной рекламы и пропаганды доступные и популярные в молодежной среде.



    1. Ведущая роль средств массовой информации как основного ресурса в пропагандистской работе по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи в Костромской области:

- продолжение исследований в сфере гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи и использование их результатов в практической деятельности;

- создание условий для участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, демонстрация в средствах массовой информации образцов, примеров общественного служения, систематическое освещение опыта гражданско-патриотического воспитания в средствах массовой информации, научно-практических изданиях;

- пополнение электронной базы данных о жизни и достижениях костромичей – образцов общественного служения и патриотизма, костромичей, прославивших Костромскую область;

- обеспечение доступа к информационным ресурсам архива, музеев, библиотек для подготовки материалов по гражданскому и патриотическому воспитанию.



    1. Использование государственных и региональных символов в гражданском и патриотическом воспитании детей и молодежи Костромской области:

- обеспечение образовательных организаций, учреждений молодежной политики, общественных организаций полиграфической продукцией с изображением государственных символов Российской Федерации, Костромской области;

- создание зримых признаков (эмблем, значков, логотипов), демонстрирующих принадлежность к костромскому краю, и их использование;

- изучение правовой и государственной систем Российской Федерации, истории Отечества, государственной символики, биографий выдающихся граждан России, широкое внедрение процедур и церемоний гражданской и патриотической направленности (поднятие флага, исполнение гимна);

- информационное обеспечение организаторов гражданского и патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики в воспитательной работе.


Глава 4. Основы функционирования системы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области


  1. Система гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области включает: субъектов гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, нормативно-правовую базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и российской гражданской идентичности личности, организуемых и проводимых на постоянной основе.

  2. Объектом процесса гражданского и патриотического воспитания выступают дети и молодежь Костромской области. Комплекс мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи Костромской области предполагает участие всех категорий детей и молодежи.

  3. Субъектами гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области являются:

- органы государственной власти Костромской области;

- уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Костромской области, представители уполномоченного;

- органы местного самоуправления;

- семья;


- образовательные организации;

- учреждения сферы молодежной политики;

- научные, научно-методические организации;

- религиозные организации;

- военные комиссариаты и воинские коллективы;

- общественные объединения и организации;

- представители бизнес сообщества;

- социальные службы;

- трудовые коллективы;

- правоохранительные органы;

- средства массовой информации;

- граждане Российской Федерации.



  1. Система гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей и молодежи региона чувства патриотизма, гражданственности, гражданской идентичности личности, способствовать всемерному включению их в решение общественно значимых задач. Каждый из субъектов гражданского и патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов гражданского и патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной и региональной политики. При этом акцент делается на организацию гражданского и патриотического воспитания в учреждениях социальной сферы как интегрирующими центрами совместной воспитательной деятельности государства, общества и семьи; общественными объединениями, в том числе детскими и молодежными общественными объединениями как ценной формой общественной активности; семьей как основой воспитательного процесса в целом.

  2. Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Идеалом образованного человека сегодня является личность, готовая к жизни в условиях динамического обновления и изменения общества, социально активная, способная к адекватной адаптации в социуме – с одной стороны, и духовно богатая, обладающая высоким уровнем гражданской ответственности и социального интеллекта – с другой. Патриотическое и гражданское воспитание (образование) в образовательной организации представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства учреждения.

  3. Детские и молодежные общественные объединения являются действенным инструментом проведения государственной социальной политики, вовлечения детей и молодежи в социально значимую деятельность. Детские и молодежные общественные объединения прививают интерес к проявлению активной гражданской позиции, развивают добровольчество, ведут деятельность по сохранению и изучению российского исторического и культурного наследия, увековечению памяти погибших при защите Отечества, формируют опыт общественного самоуправления, военно-патриотические клубы осуществляют, в том числе, начальную военную подготовку допризывной молодежи.

  4. Основа патриотического воспитания детей и молодежи закладывается в семье. Деятельность органов местного самоуправления Костромской области, образовательных организаций, учреждений культуры, социальных служб, традиционных религиозных конфессий и других субъектов системы гражданского и патриотического воспитания должна быть направлена на популяризацию семейных ценностей в обществе, на оказание поддержки семье во внедрении традиционных и новых методов семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма.

  5. Средства массовой информации и коммуникации, литература, искусство призваны играть активную и позитивную роль в сфере гражданского и патриотического воспитания, формировать у подрастающего поколения потребность в активной жизненной позиции, осуществлять пропаганду историко-патриотического наследия ,поднимать престиж Костромской области на примере достойных земляков, закреплять в сознании детей и молодежи образ гражданина и патриота как носителя высших общественных идеалов.

  6. Следует развивать систему краеведческой и музейной работы, поддерживать имеющиеся в организациях и создавать новые музеи трудовой и боевой славы, уголки истории и государственной символики, организовывать экскурсии, проводить познавательные туристические походы, направленные на изучение родного края, существующих традиций и обычаев.

  7. Правоохранительные органы обеспечивают законность и соответствие нормам права всей деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию. Правоохранительным органам рекомендуется оказывать содействие в организации военно-патриотических клубов, клубов по изучению права. Работники правоохранительных органов организуют шефскую работу со всеми категориями детей и подростков, воспитывают трудновоспитуемых подростков личным примером в ходе учебно-полевых сборов детей и молодежи.

В соответствии с принципами системности, адресности, активности, обозначенными настоящей Концепцией, трудовым и воинским коллективам следует принимать деятельное и непосредственное участие во внедрении перечисленных и разработке новых форм гражданского и патриотического воспитания.

  1. Перспективным направлением в гражданском и патриотическом воспитании детей и молодежи Костромской области является развитие туристических брендов и туризма.

Глава 5. Основные механизмы реализации Концепции




  1. Деятельность межведомственного совета по вопросам гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в Костромской области (постановление губернатора Костромской области от 30 апреля 2014 года № 76), призвана содействовать развитию государственно-общественного управления процессом гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области.

  2. Разработка и реализация программных документов, направленных на содействие развитию системы гражданского и патриотического воспитания в Костромской области, определено содержанием Концепции, отражающей государственную и региональную политику в области патриотического воспитания.

  3. Патриотически-ориентированное образование, построенное на основе системно-деятельностного подхода, направленное на воспитание человека культуры, гражданина, патриота, готового и способного реализовать собственный опыт, осуществлять свои функции и социальные роли в пространстве – времени служения Отечеству. Вовлечение детей и молодежи в общественно-значимую, социально-полезную деятельность, поддержка позитивных молодежных инициатив, создание условий для участия детей и молодежи в решении общественных проблем.

  4. Деятельность детских и молодежных общественных объединений, создание массовой региональной детской общественной организации, организация сотрудничества детских и молодежных общественных объединений с общественными институтами, организациями и учреждениями; осуществление партнерского взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с органами государственной власти Костромской области.

  5. Методами реализации всех направлений гражданского воспитания, в том числе, общественного участия, самоуправления, общественных инициатив, участия в деятельности институтов гражданского общества, выборах, деятельности органов власти, общественного контроля являются:

    1. методы формирования гражданского сознания – совокупность методов, направленных на формирование гражданского сознания и чувств, обобщенных знаний об окружающем мире, накоплении общественного (жизненного) опыта, умение оценивать явления в окружающем макро- и микромире, соизмерять поступки свои и чужие;

    2. методы организации гражданской деятельности обеспечивают включенность молодежи в гражданские мероприятия, организацию практического опыта гражданского поведения, с учетом использования общественного мнения;

    3. методы стимулирования гражданского поведения предусматривает формирование таких методов и действий, которые побуждают объект воспитания корректировать свое поведение в соответствие со стандартами и нормами, принятыми в обществе, с учетом индивидуальных особенностей личности;

    4. методы контроля, самоконтроля гражданских качеств направлены на изучение факторов воздействия, применяемых обществом (или коллективом) для регулирования социального поведения личности, основаны на уважительном и гуманном отношении к людям.

  6. Активное использование возможностей межнациональных и национальных объединений, религиозных конфессий в области гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области, их поддержка со стороны органов государственной власти Костромской области и органов муниципального самоуправления, взаимодействие на паритетных началах. Использование площадок институтов религиозного образования для широкого внедрения в молодежную среду культуры гражданского патриотизма, мира и межнационального, межконфессионального согласия.

  7. Наступательная пропаганда в печатных и электронных средствах массовой информации патриотизма, гражданственности, социально-позитивных ориентиров, духовно-нравственных ценностей граждан. Направленность СМИ на пропаганду символов государства, памятных дат истории Отчества и Костромской области, русского языка, отражение исторических аспектов и современных реалий российской государственности, популяризацию достижений науки, культуры, общественной мысли, трудовых и ратных подвигов костромичей, укрепление духовного единства жителей Костромской области при сохранении уважительного отношения к их культурному и национальному многообразию, освещение работы общественных объединений, занимающихся патриотическим воспитанием.

Глава 6. Управление системой патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области




  1. Межведомственный Совет по вопросам гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи при губернаторе Костромской области:

- определяет проблемы, перспективы и основные направления гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

- осуществляет разработку предложений по вопросам развития гражданского, патриотического, духовно-нравственного, военно-патриотического, историко-краеведческого воспитания детей и молодежи Костромской области и иных мероприятий гражданской и патриотической направленности;

- осуществляет формирование условий для эффективного использования потенциала общественных организаций, межрегионального обмена опытом (поддержка гражданских инициатив общественности, участие представителей Костромской области в межрегиональных и всероссийских форумах, слетах, конференциях по вопросам гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи);

- оказывает содействие информационному обеспечению администрации Костромской области, общественности о процессах и тенденциях развития гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.



  1. Органы исполнительной власти Костромской области взаимодействуют с федеральными и муниципальными органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений настоящей Концепции, государственных программ и планов гражданского и патриотического воспитания; вносят предложения по совершенствованию системы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области, разрабатывают долгосрочные региональные программы (планы) гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области и осуществляют их реализацию, обеспечивают финансирование мероприятий разработанных программ.

  2. Органы местного самоуправления, включаясь в руководство процессом гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, действуют в пределах своих полномочий, обеспечивают эффективное функционирование и контроль исполнения принятых решений. Органы местного самоуправления принимают в установленном порядке муниципальные программы, предусматривающие мероприятия в области гражданского и патриотического воспитания, и организуют их исполнение.

  3. Организации, учреждения подведомственные органам исполнительной власти Костромской области, обеспечивают реализацию Концепции.

  4. Общественные организации и объединения обеспечивают общественный характер управления реализацией Концепции.

  5. Содержание управления системой гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области включает:

- анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области с учетом тенденций общественного развития;

- определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;

- научно обоснованное планирование гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области;

- подбор, обучение, расстановка кадров;

- мониторинг состояния дел и эффективности принимаемых решений, систематическое информирование субъектов гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области о ходе реализации Концепции;

- своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;

- научную организацию труда педагогов и обеспечение субъектов гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями детей и молодежи.
Глава 7. Ожидаемые эффекты и результаты реализации Концепции патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области


  1. Оценка результативности реализации настоящей Концепции осуществляется на основе использования системы качественных индикаторов:

- объединение усилий субъектов гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области;

- увеличение количества детей и молодежи Костромской области, проявляющих готовность защищать интересы Родины, испытывающих уважение к истории и культурным традициям страны и родного края, чувство гордости по отношению к символам Российской Федерации и Костромской области;

- сформированность у детей и молодежи Костромской области положительных мотивов к участию в общественно значимой деятельности, их вовлечение в общественную жизнь региона, увеличение возможностей участия детей и молодежи в решении важнейших проблем Костромской области в различных сферах;

- повышение престижа военной службы в детской и молодежной среде;

- модернизация материальной базы учреждений и организаций Костромской области, осуществляющих гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи;

- социально-экономический подъем, укрепление правовой и политической составляющих жизни Костромской области, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, преодоление причин социальных, этнических и иных конфликтов.



  1. Оценка результативности реализации настоящей Концепции осуществляется на основе использования системы качественных и количественных критериев:

- повышение уровня гражданственности и патриотизма среди детей и молодежи;

- укрепление и расширение уровня взаимодействия государственных органов власти и гражданского сообщества, создания еще более благоприятных условий для развития России и Костромской области;

- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации молодежи, молодежного гражданского сообщества;

- подъем образования, политической и правовой культуры среди детей и молодежи;

- социально-экономическая и политическая стабильность, укрепление национальной безопасности;

- минимизация негативных проявлений в молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

- возрастание степени участия граждан в общественной и государственной жизни, общественных организациях и объединениях;

- повышение эффективности механизма координации деятельности межведомственного взаимодействия по гражданскому и патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе реализации Концепции;

- увеличение доли детей и молодежи Костромской области, вовлеченных в мероприятия гражданской и патриотической направленности, реализацию социально значимых проектов (по отношению к общему количеству детей и молодежи Костромской области до 15 % к 2016 году и сохранение данного показателя до 2020 года;

- увеличение доли детей и молодежи Костромской области, состоящих в детских и молодежных общественных организациях и объединениях Костромской области (по отношению к общему количеству детей и молодежи Костромской области в возрасте от 8 до 30 лет) до 50% к 2016 году и сохранение данного показателя до 2020 года.



  1. Реализация Концепции в целом будет способствовать созданию в Костромской области эффективной системы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, направленной на содействие развитию институтов и организаций гражданской и патриотической направленности, на формирование у молодежи патриотизма, гражданственности, российской гражданской идентичности личности, на расширение представлений детей и молодежи о культурном и историческом прошлом России и Костромской области, на обеспечение жизненно важных интересов общества и устойчивого развития региона, усвоение и использование на практике основ гражданского образования и воспитания.


1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


2Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница