Концепция экспорта образовательных услуг Кыргызской Республики на период 2016 2020 гг



Скачать 175.48 Kb.
Дата13.02.2016
Размер175.48 Kb.
Проект

Концепция экспорта образовательных услуг Кыргызской Республики

на период 2016 - 2020 гг.

(далее - Концепция)

I. Общие положения

Концепция экспорта образовательных услуг Кыргызской Республики (далее - Концепция) - определяет принципы, основные цели и задачи в области предоставления образовательных услуг иностранным гражданам в Кыргызстане и за ее пределами.


Концепция является базовым документом по планированию и реализации системы мероприятий по содействию и развитию экспорта образовательных услугКыргызской Республики, в котором излагаются цели, задачи, порядок действий и меры по обеспечению привлекательности и повышению конкурентоспособности системы образования Кыргызстана. Концепция призвана обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти, образовательных организаций и общественных объединений в обеспечении и развитии экспорта образовательных услуг Кыргызской Республики.

Основу настоящей Концепции составляют Конституция Кыргызской Республики, вступившими в установленном порядке международные договоры Кыргызской Республики, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (49-51 статьи), нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие деятельность в сфере образования, внешней политики и внешнеэкономической деятельности.

II. Цели и задачи Концепции

Реализация Концепции направлена на достижение стратегических целей государственной политики:



Реализация основных целей и приоритетов Концепции  предполагает осуществление ряда задач.

1. Для достижения цели повышения качества, привлекательности и конкурентоспособности системы образования Кыргызской Республики в мировом и региональном образовательном пространстве необходимо решить следующие задачи:



  • объективное и полное представление статистических и качественных аналитических данных о системе образования Кыргызской Республики;

  • формирование инфраструктуры и институциональных условий мобильности студентов, преподавателей и исследователей на всех уровнях;

  • внедрение современной системы квалификаций, обеспечивающей сопоставимость с системами, разработанными и согласованными в рамках международных организаций и объединений (Общеевропейское пространство высшего образования, ЕС, ОЭСР);

  • внедрение системы обеспечения качества, обеспечивающих сопоставимость с системами и процедурами, согласованными в рамках международных организаций и объединений (Общеевропейское пространство высшего образования, ЕС, Рекомендации по обеспечению качества трансграничного образования ОЭСР и ЮНЕСКО).

2. Достижение цели обеспечения эффективного участия Кыргызстана в глобальном процессе развития образования определяет необходимость решения следующих задач:

  • повышение уровня интегрированности систем образования и науки Кыргызстана в  международные образовательные и исследовательские сети на различных уровнях (на уровне экспертных сообществ, профессиональных объединений, на уровне вузов, на уровне  государства в целом);

  • повышение качества участия государственных, общественно-профессиональных и образовательных организаций Кыргызской Республики в международных и региональных организациях, проектах, программах и процессах, использование их потенциала для продвижения национальной системы высшего,  послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также изучение передового опыта и внедрение наилучших разработок в практику;

  • распространение достижений науки, технологий, культуры Кыргызской Республики;

  • поддержка развития за рубежом исследовательских проектов, исследовательских сетей в области кыргызской литературы, истории, культуры.

3. Повышение доли экспорта образовательных услуг в ВВП Кыргызской Республики предполагает формирование механизмов и условий для продвижения образования на основе:

  • формирования системы мониторинга спроса и анализа предложений образовательных услуг и потребностей мировых, региональных и национальных рынков труда;

  • создания механизма взаимодействия ключевых органов власти, органов местного самоуправления, бизнес - сообщества, для формирования  заказа по подготовке кадров из числа иностранных граждан, на основе приоритетов внешнеэкономического и геополитического развития;

  • участия в международных рейтингах, сопоставительных исследованиях, разработках и согласовании рекомендаций международных организаций и объединений;

  • модернизации нормативной правовой базы, регламентирующей экспорт образовательных услуг, в том числе, правил приема иностранных граждан, системы лицензирования возможностей вузов по обучению иностранных граждан

  • создания сетевых образовательных организаций на двусторонней и многосторонней основе;

  • включения в международные договоры Кыргызской Республики позиций, предусматривающих мероприятия, направленные на развитие экспорта образования Кыргызстана и кадровое обеспечение соответствующих международных экономических проектов;

  • поддержки национальных ассоциаций (объединений) иностранных выпускников вузов Кыргызской Республики;

  • создания программ развития мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

  • создания системы (инфраструктуры, механизмов, программ) повышения квалификации для иностранных выпускников вузов Кыргызской Республики;

  • создания законодательных и социальных условий для привлечения иностранных студентов, а также лучших иностранных преподавателей и исследователей в образовательные организации Кыргызской Республики;

  • разработке программ интернационализации высшего образования Кыргызской Республики на региональном и институциональных уровнях.

Реализация всех перечисленных целей возможна при условии создания комфортной инфраструктуры для жизни иностранных студентов и преподавателей в Кыргызстане, обеспечения социальной защиты, медицинского обеспечения, безопасности. Важнейшим условием является также усиление вузовского потенциала интеграции кыргызского академического сообщества в международное образовательное пространство, в результате:

  • аккредитации программ ведущих вузов, реализующих инновационные программы непрерывного обучения;

  • разработки программ и курсов на иностранных языках (прежде всего, английском);

  • создания и внедрения инновационных образовательных продуктов, в том числе совместных программ с ведущими зарубежными вузами, программ, получивших валидацию ведущих зарубежных университетов, другие формы международного  признания;

  • повышения уровня компетентности профессорско-преподавательского состава в овладении иностранными языками; 

  • разработки и реализации программ повышения квалификации руководящего состава вузов ("Интернационализация образования") для совершенствования управления процессами международного образовательного сотрудничества и повышения конкурентоспособности вузов Кыргызстана на международном рынке образовательных услуг;

  • поддержки расширения и улучшения инфраструктуры принимающих вузов, включая улучшение бытовых условий и социальную защиту, способствующих повышению привлекательности обучения в вузах Кыргызской Республики.

Реализация этих задач позволит обеспечить:

  • усиление позиций образования КР на мировом рынке образовательных услуг;

  • повышение рейтинга образовательных организаций в международных рейтинговых листах;

  • увеличение в структуре доходов вузов доли средств, получаемых от экспорта образовательных услуг.

III. Современное состояние системы образования Кыргызской Республики по предоставлению образовательных услуг

Экспорт образования реализуется через развитие различных способов поставки:



  1. Путем разработки и внедрения трансграничных форматов и программ;

  2. Обучение иностранных студентов в кыргызских вузах;

  3. Коммерческое присутствие в странах партнерах (совместные университеты, филиалы и представительства за рубежом;

  4. Работу преподавателей из Кыргызстана в зарубежных университетах.

Современный процесс модернизации национальной системы образования Кыргызской Республики, осуществляется с учетом тенденций мирового развития. Реализуются различные проекты в области образования. Кыргызстан участвует в формировании – единого образовательного пространства в формате СНГ, развивает двустороннее сотрудничество в области образования с развитыми странами, новыми индустриальными государствами и партнерами по интеграционным объединениям.

Кыргызстан выполняет обязательства по содействию международному развитию. В рамках программ по поддержке соотечественников (этнических кыргызов) Кыргызстан  обучает граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья



Страны

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

изРеспубликиУзбекистан

6


17

28

25

26

8

из Республики Таджикистан

25


25

24

25

26

25

из КНР

6


6

1

9

5

13

из Республики Казахстан

1



-

-

-

5

5

из Турецкой Республики

-

-

4




-


-

Всего: 315

38

48

57

59

62

51

Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики образовательные организации высшего профессионального образования осуществляют многоуровневую подготовку специалистов, что способствует наряду с вхождением высшей школы республики в мировую систему образования, повышению ее гибкости и обеспечению возможности выбора студентами цели и характера своего дальнейшего обучения.



Так, численность иностранных студентов из стран СНГ составляет в Кыргызской Республике более 8000 человек:

Численность студентов из стран СНГ( на начало учебного года, человек)


 

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

Всего

12 994

9 814

7 068

7 977

8 195

Азербайджан

16

21

29

41

132

Армения

2

3

8

1

-

Белоруссия

41

-

3

8

-

Казахстан

3 107

2 700

2 941

4 357

4 338

Молдавия

1

2

2

152

3

Россия

842

818

847

927

1 225

Таджикистан

1 196

570

1 113

885

1 130

Туркмения

1 751

1 567

571

369

240

Украина

71

11

10

18

33

Узбекистан

5 967

4 122

1 544

1 219

1 094

А численность студентов из стран Дальнего зарубежья составляет 3467 человек из более чем 10 иностранных государств:

Численность студентов из стран вне СНГ( на начало учебного года, человек)


 

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

Всего

3 431

3 366

3 099

3 286

3 467

Афганистан

87

73

74

54

66

Китай

601

539

433

385

255

Индия

497

581

788

1 137

1 709

Иран

18

17

21

25

2

Монголия

28

13

7

2

1

Непал

52

82

50

21

45

Сирия

22

27

24

43

7

Пакистан

911

955

928

778

628

Турция

1 057

793

727

772

679

Грузия

11

5

4

3

1

другие

147

281

43

66

74

Основные факторы, определяющие выбор иностранными гражданами страны и университета для обучения  включают распространенность языка обучения, авторитет страны, репутацию вузов, стоимость программ и проживания, гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований, а также государственную политику по поддержке  иностранных граждан.

В настоящее время, несмотря на то, что в рамках мер по созданию совместных университетов и поддержке исследовательских университетов, инвестирование ресурсов в различные инновационные программы, интеграцию науки и образования, повышение качества программ, вузы Кыргызстана не занимают ведущие места в  международных рейтингах лучших университетов.

Это свидетельствует о недостаточном количестве совместных образовательных программ и программ на иностранных языках, совместных международных исследований, мер, направленных на интернационализацию содержания программ обучения.  Требуется дальнейшее развитие инфраструктуры для привлечения лучших студентов, преподавателей и исследователей, интернационализации среды обучения.    

В рамках реализации Концепции должны быть созданы условия для  формирования экспортного потенциала образования Кыргызской Республики на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

ӏV. Приоритеты и  принципы развития экспорта образовательных услуг

Укрепление социально-экономического и политического положения в Кыргызстане существенно расширяет возможности для эффективного международного сотрудничества в целях реализации стратегических интересов Кыргызской Республики.

Конкурентоспособность системы образования Кыргызстанаможет бытьбудет (МЮ)достигнута на основе реализации эффективной стратегии экспорта образовательных услуг, который для многих стран является прибыльной отраслью экономики, важным направлением политики и показателем социального и культурного развития.

Несмотря на то, что образование является одним из конкурентных преимуществ Кыргызстана, вместе с тем, на фоне высокого уровня образованности населения и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг, доля Кыргызстана в международном рынке образовательных услуг практически не растет. Это не только упущенная экономическая выгода, но и упускаемые  политические возможности влияния Кыргызстана на международной арене через распространение кыргызских достижений в области науки и технологий, кыргызского языка и кыргызской культуры, через подготовку кадров для других стран мира. Развитие экспорта образования также должно содействовать ускорению обмена научными разработками и внедрению новых технологий, развитию исследовательского потенциала и повышению качества и устойчивости образовательных программ научных и образовательных организаций Кыргызстана.

Укрепление международных позиций Кыргызстана, а также решение задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений со всеми странами, успешное продвижение внешнеэкономических интересов, обеспечение политического, экономического, информационного и культурного влияния за рубежом, требуют включения всех имеющихся в распоряжении государства рычагов. Политика, направленная на интернационализацию и развитие экспорта образования Кыргызской Республики, является важным инструментом реализации ключевых целей национальной политики, в том числе

Содействие реализации проведения внешнеполитического курса Кыргызстана на конкретных направлениях:

- формирование отношений добрососедства с другими государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Кыргызской Республике регионах и других районах мира;

- поддержка и популяризация в иностранных государствах кыргызской  культуры, науки, образования, кыргызского языка.

Расширение и укрепление внешнеэкономических позицийКыргызской Республики повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:

- расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ Кыргызстана на внешних рынках и использование современных условий для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров;

- усиление роли Кыргызстана в решении глобальных социальных и экономических проблем и формировании эффективных механизмов мировой экономики.

Содействие формированию в Кыргызстане конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, в том числе:

- достижение стратегических целей государственной политики в области образования;

- повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности системы образования Кыргызстана в мировом и региональном образовательном пространстве;

- обеспечение эффективного участия национальной системы образования в глобальном процессе развития образования;

-повышение уровня дохода от экспорта образовательных услуг;

- привлечение в страну квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики и рынка труда;

Приоритетным направлением развития экспорта образования является содействие двустороннему и многостороннему сотрудничеству с государствами - участниками СНГ. Особое внимание необходимо уделить поддержке соотечественников (в том числе этнических кыргызов), созданию условий для эффективного участия в деятельности Таможенного Союза; укреплению ЕврАзЭС, как ядра экономической региональной интеграции. Развитие отношений с Европейским союзом, как с одним из основных торгово-экономических и внешнеполитических партнеров, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры, определяет необходимость укрепления экспортного потенциала системы образования Кыргызстана на основе сотрудничества. Выстраивание отношений с Россией, Китаем, США, с учетом их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, культурного, научно-технического и иного сотрудничества дает дополнительные возможности интеграции образования Кыргызской Республики в мировое  образовательное пространство. Укрепление ШОС, продвижение ее инициативы по созданию сети партнерских связей между всеми интеграционными объединениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе определяет приоритеты сотрудничества в сфере образования на этом направлении. Развитие двусторонних и многосторонних отношений с Индией, Пакистаном, Турцией дает дополнительные возможности для укрепления экспортного потенциала Кыргызской системы образования на мировом рынке услуг образования.

V. Формирование и реализация политики Кыргызской Республики в сфере экспорта образовательных услуг

В целях координации работы по реализации Концепции формируется Межведомственная комиссия. В состав Межведомственной комиссии входят представители Министерства образования и науки КР, Министерства финансов КР, Министерства иностранных дел КР, Министерства экономического развития КР, Министерства внутренних дел КР, ГКНБ КР,  других заинтересованных ведомств. Межведомственная комиссия должна будет разработать Программу развития экспорта образовательных услуг Кыргызской Республики, обеспечивать мониторинг отчетов по итогам исполнения Программы, будет осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти в сфере содействия экспорту образовательных услуг.

VI. Роль вузов, академического сообщества, общественности и бизнес - сообщества

К выполнению мероприятий Программы экспорта образовательных услуг Кыргызской Республики необходимо привлечь представителей образовательных организаций, научных кругов, общественности и частного сектора. Органы исполнительной власти могут обеспечивать этих представителей информацией о возможностях развития программ содействия экспортуобразования.

Основные задачи образовательных организаций и научных кругов состоят в оценке перспективных возможностей развития экспорта образовательных услуг, создании предпосылок для наращивания экспорта образования, на основе:

- адекватной оценки своего экспортного потенциала и перспектив его развития путем разработки инвестиционных бизнес-планов, с учетом возможностей диверсификации источников;

- формирования конкурентоспособных образовательных продуктов;

развития инфраструктуры, гарантирующей возможности качественного обеспечения образовательных услуг;

- участия в мониторинге и в формировании условий, обеспечивающих привлекательную для потребителей услуг социальную инфраструктуру.

Общественные объединения КР могут содействовать развитию экспорта образовательных услуг в контексте сотрудничества с общественными и благотворительными организациями за рубежом, культурных и гуманитарных связей, обеспечивать информационное сопровождение реализации Концепции, содействовать формированию, в том числе, необходимых внутриполитических мер и условий привлечения в вузы Кыргызстана талантливой молодежи из-за рубежа.

Бизнес-сообщество Кыргызстана может содействовать обеспечению качества образовательных услуг в соответствии с учетом требований рынков труда.

VII. Организация учета и оценка эффективности экспорта образовательных услуг

Информация о реализации мероприятий по развитию экспорта, а также мероприятий, реализуемых из внебюджетных средств, данные об объемах и формах экспорта подлежит оперативному учету организациями, которые непосредственно осуществляют реализацию мероприятий. Свод данных должен осуществляться Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

Оценка эффективности использования средств должна будет осуществляться на основе применения соответствующих правил и критериев, важнейшими из которых являются:

- достижение запланированного результата;

- соотношение фактических затрат и полученного результата;

- устойчивость положительного эффекта;

- запланированные и внеплановые полученные результаты.

VIII. Информационное сопровождение

Важным направлением деятельности по содействию экспорту образовательных услуг является доведение до широких кругов Кыргызстана и мировой общественности полной и точной информации о реализации, эффективности, текущих процессах.



Реализация Концепции предусматривает усиление информационного влияния на академическое сообщество и общественное мнение за рубежом, позиций средств массовой информации Кыргызстана в мировом информационном пространстве, активное участие в наиболее влиятельных изданиях и международных форумах по образованию и науке, участие в образовательном международном сотрудничестве в информационной сфере.

Информационное сопровождение должно побуждать образовательные организации Кыргызской Республики к разработке собственных программ интернационализации образования, пропагандирующих национальное образование, и к здоровой конкуренции по вопросам экспорта образовательных услуг.
Каталог: media -> files
files -> Основные направления
files -> Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних
files -> Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №208 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников «Самоцветик» г. Орска»
files -> Порудоминский В. И. — Брюллов. Серия «Жизнь Замечательных людей»
files -> Инновационная концепция социального управления малым предпринимательством в регионе
files -> Творчество М. Шишкина принадлежит к двум литературным направлениям. Первый роман 1993 года «Всех ожидает одна ночь» содержит в себе черты модернистского направления в литературе
files -> Бизнес-образование в системе управленческой деятельности производственно-научно-образовательной корпорации
files -> Сыном мне стала идея служения детям


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница