Концепция духовно-нравственного развития населения Хабаровского края I



Скачать 45.53 Kb.
Дата02.06.2016
Размер45.53 Kb.
проект

Концепция духовно-нравственного развития населения Хабаровского края

I. Введение

Современный период в российской истории – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха - эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности.

Выступая в 2014 году на ежегодной Валдайской конференции, Президент России В.В. Путин подчеркивает, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции.

И главное, что будет определять успех, – это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь, в конце концов, и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер.

Одним из основных направлений государственной политики, в области духовно-нравственного развития гражданина России, является формирование самосознания личности на национальных основах в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

И в связи с этим переосмысливается роль традиционных конфессий в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества – принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.

В Концепции сформулированы теоретические основы духовно-нравственного развития, его цель, задачи, определены закономерности и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций в духовно-нравственном развитии в современных условиях, представлена система программных мероприятий.

Основной целью Концепции является определение направления деятельности органов государственной власти в духовно-нравственном развитии населения Хабаровского края.
II. Основные понятия


  1. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

Духовность – устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу – к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность – понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное развитие и воспитание – процесс формирования у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
III. Цели, задачи и принципы духовно-нравственного развития

Цель духовно-нравственного развития – развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах края и Родины.

Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Идея возрождения национальных духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодёжи и студентов.

Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

Стратегические задачи:

служение своему Отечеству и народу;

возрождение и формирование у населения духовных ценностей;

формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям Хабаровского края;

усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;

усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;

сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни;

формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения.

Тактические задачи:

активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;

усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональных средств массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;

достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных организаций, исповедующих традиционные религии, в воспитании и социализации детей и подростков;

сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений.

изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России;

изучение, охрана и восстановление культурного наследия Хабаровского края; приумножение культурных богатств Хабаровского края;

утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства.

Организационные задачи:

координация деятельности различных социальных институтов, государственных и общественных подразделений;

концентрация ресурсов, выделяемых для духовно-нравственного оздоровления общества;

обеспечение более эффективного использования этих ресурсов;

интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в социальные, оздоровительные и педагогические программы.

Основными принципами духовно-нравственного развития являются:

принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному развитию населения Хабаровского края;

принцип ценностной ориентации.

Духовно-ценностные ориентации – это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности;

принцип адресного подхода в духовно-нравственном развитии, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;

принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы края. Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении;

принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной личности;

краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности (микрорайона, города, села, района, края и т. д.). Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т. д.);

принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т. п.;

лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа;

принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.

Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств.



IV. Направления организации работы по духовно-нравственному развитию

Основными направлениями работы по духовно-нравственному развитию являются:



В сфере образования:

включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность образовательных организаций;

включение мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи в деятельность образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, вовлечение в данную работу родителей и общественных организаций;

проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

организация профильных смен историко-краеведческой, духовной, патриотической направленности для детей и подростков;

организация внешкольных мероприятий: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства;

усиление взаимодействия семьи и школы для духовно-нравственного развития и гражданского воспитания детей и молодежи;

создание научно-методических рекомендаций по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков для различных уровней системы образования;

проведение научно-практических семинаров по духовно-нравственному,  гражданскому и патриотическому развитию и воспитанию детей и подростков для руководителей образовательных организаций, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому развитию и воспитанию детей и подростков для специалистов разных уровней;

разработка положений и проведение конкурсов ученических работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых региона по гражданской, патриотической и духовно-нравственной тематике;

разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учётом возрастных особенностей восприятия учащимися материала гражданского, патриотического и духовно-нравственного содержания.

В сфере здравоохранения и развития физической культуры и массового спорта:

развитие службы здоровья – центров, отделений, кабинетов медицинской профилактики и планирования семьи, кабинетов здорового ребенка, кабинетов медико-психологической помощи, консультативных поликлиник по профилактике и борьбе со СПИДом;

разработка и внедрение современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения;

укрепление здоровья детей и подростков, совершенствование профилактических мероприятий по снижению детской смертности от управляемых причин;

усиление профилактической направленности медицинской помощи, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению;

организация работы школ и университетов общественного здоровья;

совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья, формирования у населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни, обучение населения методам самоконтроля состояния здоровья и методам самооздоровления;

развитие системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физической подготовленности и развития;

повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, в том числе малых форм по месту жительства, и повышение эффективности их использования;

создание условий для организации семейного отдыха;

усиление информационно-просветительской работы с несовершеннолетними по вопросам здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, пропаганда ценностей здоровья в средствах массовой информации;

формирование и сохранение психологического здоровья населения, в том числе детей и подростков, позволяющего каждому человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества;

формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять негативным факторам современного общества.

В сфере культуры:

сохранение уважения к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к отечественной истории, которые являются базой для укрепления единства и суверенитета страны, служат основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений;

возрождение этнокультуры и традиций народов многонационального Хабаровского края, включая национальные обычаи, обряды, родной язык, через создание художественных произведений, концертных программ, театральных постановок, организацию фестивалей, праздников и иных видов массовых мероприятий, проведение этнографических экспедиций;

активизация различных форм семейного досуга, трансляция через семью нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций;

укрепление материальной базы учреждений культуры, создание центров духовно-нравственного развития;

разработка и реализация информационных инвестиционных проектов в сфере культуры, в том числе направленных на поддержание имиджа Хабаровского края как крупного культурного центра;

рост числа публикаций, посвященных информации о культурной жизни Хабаровского края в средствах массовой информации.

В сфере семейной политики:

содействие популяризации семейных ценностей в обществе, оказание поддержки семьям во внедрении традиционных и новых методов духовно-нравственного, семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма;

возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;

объединение усилий органов государственной власти Хабаровского края и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального института семьи; взаимодействие органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на поддержку семьи;

создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей, переход от малодетности семьи к социальным нормам среднедетности (2-3 ребенка);

обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;

формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;

повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей.



В сфере молодежной политики:

разработка нормативно-правовой базы, определение стандартов в сфере региональной молодежной политики;

наличие развитого программно-целевого подхода к осуществлению деятельности;

развитие системы информационного обеспечения молодежной политики, развитие системы мониторинга состояния реализации молодежной политики (обратная связь);

повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического развития и воспитания молодежи;

наличие активных общественных молодежных организаций и представительных органов (студенческого совета, молодежной палаты, советов молодых специалистов в организациях);

формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни Хабаровского края;

повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижение уровня безработицы, рост деловой активности и предприимчивости молодежи;

улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодых семей, повышение уровня рождаемости;

пропаганда семейных ценностей, снижение числа разводов;

улучшение физического здоровья и психического состояния молодых людей, снижение уровня наркомании и алкоголизма в молодежной среде, формирование у молодых граждан потребности в здоровом образе жизни;

развитие молодежного спорта и туризма;

развитие инфраструктуры молодежного досуга в крае;

снижение количества правонарушений среди подростков и молодежи.



В сфере совершенствования системы патриотического развития граждан:

поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое развитие граждан Российской Федерации;

организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

формирование авторитета и уважения к государственным символам, активное их использование в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения;

активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования;

проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам и дням воинской славы.



В сфере профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов:

принятие профилактических пропагандистских мер, направленных на предупреждение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения межнациональных и межрелигиозных конфликтов, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;

совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма;

принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма;

вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций, исповедующих традиционные религии, в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;

организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях.

В сфере использования средств массовой информации:

соблюдение требований действующего законодательства о рекламе, развитие социальной рекламы на территории Хабаровского края;

обеспечение защиты детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;

увеличение количества радио- и телепередач, публикаций, демонстрирующих положительные модели социального поведения, формирующих толерантное сознание;

усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональными средствами массовой информации (далее - СМИ), активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;

активное использование элементов духовно-нравственного развития в СМИ, преодоление при этом сложившихся негативных стереотипов и комплексов;

целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идеи, противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в СМИ, литературе и искусстве;

организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному развитию и просвещению в СМИ;

привлечение печатных и электронных СМИ для формирования «просемейного» общественного мнения, пропаганды ценностей семьи, семейного образа жизни, семейных форм воспитания детей, позитивного опыта становления молодых семей, ответственного материнства и отцовства, многодетности;

использование СМИ и иных информационных ресурсов при проведении пропагандистской деятельности, популяризации ценностей российского общества (здоровье, семья, Родина, патриотизм, труд, служение отечеству, добрососедство, права человека, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и пр.);

регулярное освещение в СМИ итогов работы в сфере духовно-нравственного развития.

V. Механизмы реализации

Духовно-нравственное развитие должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике региона.

Правовой основой духовно-нравственного развития на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», от 28 марта 1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 05 декабря 2010 г. № 795-ФЗ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Хабаровского края в части, касающейся вопросов духовно-нравственного развития.

Система духовно-нравственного развития включает в себя соответствующие государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному развитию населения Хабаровского края.

Система духовно-нравственного развития охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

Ведущее место в системе духовно-нравственного развития занимает семья. Семья, являясь ячейкой общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В семье начинается процесс духовно-нравственного воспитания личности, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.

В системе духовно-нравственного развития важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, традиционных конфессий.

Система духовно-нравственного развития не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы духовно-нравственного развития, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Хабаровского края и Российской Федерации в целом.



Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного развития включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов власти, каждого ведомства, организаций как составляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики. Нормативно-правовое обеспечение включает:

подготовку и принятие законодательных актов по созданию системы духовно-нравственного развития населения в края;

заключение соглашений о сотрудничестве и разработке программы совместных действий органов исполнительной власти края, органов управления образованием, здравоохранения, культуры, представителями традиционных конфессий;

проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни населения края;

анализ и обобщение опыта духовно-нравственного развития в крае;

создание исследовательских лабораторий по проблемам духовно- нравственного развития в крае;

разработку и внедрение учебных и просветительских программ формирования у детей, молодежи и населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Программное и организационно-методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению духовно-нравственного развития, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учётом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ. Предполагает:

формирование комплекса предложений по интеграции духовно-нравственного компонента в действующие на уровне края гуманитарные программы и реализация этих предложений;

создание базовых экспериментальных площадок в медицинских и педагогических учреждениях края, а также родительских лекториев, «маминых школ», «семейных гостиных»;

подготовка, создание и распространение книг и печатных материалов духовно-нравственного содержания;

формирование библиотек для родителей в образовательных учреждениях, при семейных клубах, объединениях, воскресных школах, распространение лучшего опыта семейного воспитания в краевых средствах массовой информации.

Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного развитие – утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах жителей края; активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов. Предполагается:

разработка подпрограмм и рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности для местных средств массовой информации;

организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному развитию в средствах массовой информации;

организация и проведение Дней православной письменности и культуры в крае;

проведение уроков милосердия в учреждениях общего, среднего специального, высшего и дополнительного образования;

создание видеофильма о духовном возрождении края;

комплектование фондов библиотек литературой на национальных языках;

создание телевизионных и радиовещательных образовательных программ, направленных на развитие духовности подрастающего поколения;

создание в краевых газетах специальных тематических рубрик, воспитывающих патриотические, духовно-нравственные качества населения;

разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности.



Обеспечение взаимодействия муниципальных образований, различных ведомств в системе духовно-нравственного развития предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, разработку модели реализации основных направлений деятельности по духовно-нравственному развитию населения Хабаровского края.

Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т. д.) в вопросах духовно-нравственного развития, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного развития населения Хабаровского края, что предполагает:

проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного развития население Хабаровского края;

разработка и внедрение содержательных и методических учебных курсов и спецкурсов духовно-нравственной направленности для студентов средних специальных и высших образовательных учреждений края;

внедрение учебного курса «Православная педагогика» в СУЗах и ВУЗах;

проведение курсов повышения квалификации по духовно-нравственной тематике для различных категорий педагогов края;

проведение регулярных встреч педагогов края с духовенством.



Финансово-экономическое обеспечение духовно-нравственного развития означает оказание финансовой поддержки за счёт ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ духовно-нравственного развития населения края, привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности духовно-нравственного развития; финансирование мероприятий региональной программы в соответствии с ведомственной классификацией расходов краевого бюджета.

Создание этих условий будет способствовать совершенствованию управления системой духовно-нравственного развития.



VI. Оценка результативности духовно-нравственного развития

Оценка результативности духовно-нравственного развития осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.

Основным критерием результативности является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения Хабаровского края в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результатом функционирования системы духовно-нравственного развития должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в регионе, активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков.

Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач духовно-нравственного развития, повышения активности населения Хабаровского края к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.



В совершенствовании и развитии Концепции предполагается участие всех органов государственной власти Хабаровского края, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.

Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа, коренных народов проживающих на территории Хабаровского края и представителей всех национальностей и вероисповеданий, всех граждан, проживающих на территории Хабаровского края.
Каталог: files -> files -> 2015
files -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
files -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
files -> Философско-антропологические парадигмы и их роль в развитии образования
files -> Философия техники
files -> Сетевое взаимодeйствие в системе повышения квалификации педагогических кадров
files -> Проект программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования
files -> Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от № по направлению 040100. 62 Социология
2015 -> Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «семиотика материально-художественной культуры»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница